- Понятие об аккордах
- Названия звуков аккорда
- Состав трезвучия
- Консонирующие и диссонирующие аккорды
- Увеличенное трезвучие
- Содержание
- Общая информация
- Обращения
- Энгармонизм увеличенного трезвучия
- Звучание
- Примечания
- Смотреть что такое «Увеличенное трезвучие» в других словарях:
- Увеличенное трезвучие — как можно его использовать
- Применение увеличенного трезвучия в модуляции
- Пример модуляции через Ув53
- Увеличенное трезвучие
Понятие об аккордах
Названия звуков аккорда
В предыдущей статье мы рассмотрели состав мажорных и минорных трезвучий и выяснили, что состоят они из большой и малой терций. Есть и еще два вида трезвучий – уменьшенное и увеличенное. В первом случае аккорд состоит из двух терций, обе из которых – малые. Во втором случае трезвучие состоит из двух больших терций.
Состав трезвучия
Рассмотрим уменьшенное и увеличенное трезвучия на примерах. Уменьшенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из таких звуков: «до», «ми бемоль», «соль бемоль».
Между звуками «до» и «соль бемоль» у нас получился интервал уменьшенная квинта. От этого названия и получилось название аккорда.
Увеличенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из звуков «до», «ми», «соль диез».
Крайние звуки аккорда «до» и «соль диез» — это интервал увеличенная квинта, поэтому и трезвучие получило название увеличенного.
Как мы видим, состав мажорных, уменьшенных, минорных и увеличенных трезвучий разный.
Консонирующие и диссонирующие аккорды
Разное у них и звучание. Мажорные и минорные трезвучия звучат красиво, приятно на слух. Это консонирующие аккорды. Увеличенные и уменьшенные трезвучия звучат резко, некрасиво. Это диссонирующие аккорды. Такое звучание получается потому, что в состав последних аккордов входят интервалы, которые являются диссонансами – увеличенная квинта и уменьшенная квинта. Более подробно про консонансы и диссонансы мы уже говорили в этой статье.
Мы рассмотрели состав трезвучий в их основном виде. Каждый звук аккорда по-своему называется. Так, первый звук называется примой или основным. Второй звук – это терция аккорда или терцовый звук. Третий звук находится на расстоянии квинты от основы и поэтому получил название квинтовый звук или просто квинта аккорда. Для простоты звуки аккорда можно обозначить цифрами, как показано на примере:
Источник
Увеличенное трезвучие
Состав аккорда: | ||
увеличенная квинта | ||
большая терция | ||
прима |
Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты [1] .
Содержание
Общая информация
Увеличенное трезвучие включает диссонирующий интервал — увеличенную квинту — и является сильным диссонансом. Вследствие диссонирующего и неопределённого характера, увеличенное трезвучие и содержащие его септаккорды зачастую рассматриваются в теории гармонии не как самостоятельные аккорды, а как случайные сочетания [2] .
Увеличенное трезвучие находится в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI (пониженной)ступени, и разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, в миноре — в тонический секстаккорд [3] :
Увеличенное трезвучие является видоизменённым аккордом, образованным при помощи хроматических проходящих нот, и происходит от хроматического повышения квинты в мажорном трезвучии или от понижения тоники в минорном трезвучии. Оно может появляться во время гармонизации мелодии как проходящий аккорд, но может употребляться и самостоятельно, предваряясь тем же трезвучием, в которое разрешается.
Обращения
В состав увеличенного трезвучия и его обращений входят энгармонически равные интервалы: большая терция и уменьшенная кварта, являющаяся обращением увеличенной квинты:
Интервальное строение обращений увеличенного трезвучия | ||
---|---|---|
Основное трезвучие | Увеличенное трезвучие | б. 3 + б. 3 |
Первое обращение | Увеличенный секстаккорд | б. 3 + ум. 4 |
Второе обращение | Увеличенный квартсекстаккорд | ум. 4 + б. 3 |
Энгармонизм увеличенного трезвучия
Увеличенное трезвучие и его обращения — увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд — энгармонически равны. Всего имеется 4 разрешения увеличенного трезвучия, но так как каждому из них соответствуют ещё два равных созвучия, то всего можно получить 12 разрешений одного увеличенного трезвучия.
Энгармонизм увеличенного трезвучия служит средством для внезапной модуляции, однако в четёрыхголосном сложении применяется лишь изредка.
Звучание
Cоветский музыковед и педагог Юлий Кремлев охарактеризовал увеличенное трезвучие как «выразительно-изобразительный элемент неопределённости (чему способствует акустический состав увеличенного трезвучия, не укладывающегося в натуральный обертоновый ряд…» [4] .
Примечания
- ↑Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
- ↑Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 11. — ISBN 978-5-397-00863-1
- ↑Увеличенное трезвучие. Starvocal.Ru. — Cольфеджио. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012.
- ↑Александр Спендиаров / сост. Г. Ш. Геодакян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — С. 177. — 211 с.
Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд
Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Увеличенное трезвучие» в других словарях:
ТРЕЗВУЧИЕ — в музыке в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно… … Большой Энциклопедический словарь
трезвучие — я; ср. Муз. Аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Мажорное, минорное т. Тоническое т. * * * трезвучие (музыкальн.), в общем смысле созвучие трёх звуков; в специальном аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают мажорное … Энциклопедический словарь
Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия
Трезвучие — (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord). 1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… … Музыкальная энциклопедия
ТРЕЗВУЧИЕ — (нем Dreiklang), по обычной терминологии генерал баса название аккорда, состоящего из двух друг над другом построенных терций, независимо от того, большие ли это терции или малые. Поэтому существуют подразделения т ия на: 1) большое или… … Музыкальный словарь Римана
Трезвучие — (музыкальное) Аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два… … Большая советская энциклопедия
Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия
Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз … Википедия
Уменьшённое трезвучие — Состав аккорда: уменьшенная квинта малая терция прима Уменьшённое трезвучие трезвучие, состоящее из двух малых терций … Википедия
АККОРД — в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым… … Энциклопедия Кольера
Источник
Увеличенное трезвучие — как можно его использовать
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поближе рассмотрим увеличенное трезвучие и увидим как его можно использовать, например для совершения модуляции.
Увеличенное трезвучие получается, если применить формулу: «б3+б3». То есть, взяв две большие терции от любой ноты мы получим именно этот аккорд. Давайте попробуем сделать это от ноты соль:
рис. 1
Обозначается это трезвучие как Ув53 (основной вид). Интересно, что обращения этого аккорда различаются друг от друга только по записи на нотном стане. Если же взять Ув53 и его обращения на гитаре мы получим абсолютно одинаковые аккорды, отстоящие друг от друга на интервал б3 (большую терцию):
рис. 2
Это похоже на то, что мы писали про уменьшенный аккорд. Уменьшенное трезвучие же также состоит из двух одинаковых интервалов (м3+м3) и там на грифе одинаковые аккорды отстоят друг от друга соответственно на малую терцию.
Как же можно получить «естественным образом» Ув53? Ну, например в гармоническом мажоре Ув53 образуется на шестой пониженной ступени. Следовательно, для тональности До мажор это будет следующий аккорд:
рис. 3
В гармоническом же миноре (где повышена 7-ая ступень) у нас Ув53 получится от третьей ступени.
рис. 4
Да, к слову, измененные ступени (6-ая в мажоре и 7-ая в миноре), что мы использовали на рисунках 3 и 4 для получения гармонических вариантов гамм — это тоже альтерация можно сказать. То есть усиление тяготения неустойчивой ступени в устойчивую.
Итак, мы говорили, что научимся использовать как-то данный вид трезвучия. Мы используем его для совершения модуляции в какую-нибудь тональность третьей степени родства. Да, именно в ту тональность, которая вообще не имеет ничего общего с исходной. Это позволит нам внести значительное разнообразие в нашу музыку. Мы будем использовать альтерацию для того чтобы «принудительно» найти общий аккорд, через который мы и будем переходить из одной тональности в другую.
Применение увеличенного трезвучия в модуляции
Итак, к делу. Откуда и куда мы будем переходить? Давайте из Ля минора в Ми бемоль минор. Переходить же мы будем через увеличенное трезвучие от ноты Соль (что изображено у нас на рисунке 1). Как мы его получили? Вот мы допустим в тональности Ля минор играем — тоника (Am) потом трезвучие G из диатонической шкалы Ля минора берём (о том, что такое диатоническая шкала читайте здесь).
Но мы знаем, что можем 4-ую ступень повышать в миноре (см. правила альтерации). Повысим-ка ноту ре в нашем аккорде G (соль мажорном трезвучии). Получится у нас как раз Ув53 от ноты соль. Он-то и будет связующим аккордом для двух тональностей.
Теперь надо перейти в тональность Ebm как-то. Там точно такой же аккорд надо получить. но как? Давайте Сыграем в натуральном Ми бемоль миноре тонику Ebm, потом субдоминанту (трезвучие от четвертой ступени) Abm. И используя альтерацию вновь, понизим в Abm ноту Ля бемоль, получив вместо нее Ля дубль-бемоль:
рис. 5
Вот и получился у нас нужный аккорд энгармонически равный нашему G+5 с рисунка 1:
рис. 6
Итак, теперь мы можем через этот аккорд переходить в новую тональность (в Ebm) из Ля минора. Фактически все как в диатонической модуляции, только пришлось немного поработать чтобы найти общий аккорд, а еще похоже на энгармоническую модуляцию (тоже присутствуют два энгармонически равных аккорда).
Пример модуляции через Ув53
Но мы не просто так изучаем всё это, а чтобы применять в своей музыке. На мой взгляд модуляция может существенно разнообразить звучание — так играть интереснее чем все время в одной тональности. Например, можно играть в одной тональности, а потом через правильный аккорд перейти в другую, там поиграть и так далее. При этом звучать все будет хорошо.
Вот, например как можно использовать то, что мы рассмотрели в этой статье.
рис. 7
На рисунке 7 мы обвели кружками как раз два энгармонически равных аккорда (увеличенных трезвучия), найденных нами уже выше. Первый раз мы использовали один из них для перехода из Ля минора в Ми бемоль минор, второй раз обратно.
Да, во втором случае у нас нота Ля-дубль бемоль перенесена вверх на октаву, то есть мы используем там Ув6 (первое обращение увеличенного трезвучия). Также мы часто применяли квинтовые и квартовые созвучия.
Давайте теперь сыграем ноты с рисунка 7 приблизительно).
Источник
Увеличенное трезвучие
Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Для понимания материала вы должны владеть азами нотной грамоты, а также иметь самые базовые представления о мажорных и минорных трезвучиях, их обращениях, ладе и тональности.
Итак, увеличенное трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций.
Увеличенное трезвучие «естественным образом» появляется на третьей ступени гармонического минора, а также на шестой (пониженной) ступени гармонического мажора.
Стандартное разрешение увеличенного трезвучия сводится к движению его квинтового тона на полтона вверх или вниз, что приводит к образованию тонического трезвучия соответствующего лада в том или ином обращении, а нотные примеры этого вы без труда найдёте в русскоязычной википедии .
Небольшая аппликатурная иллюстрация — на рисунке ниже (без указания номеров ладов, так как схема справедлива для любого лада). Зелёными точками обозначены звуки увеличенного трезвучия.
Если считать, что на первой струне взята седьмая ступень гармонического минора, её движение на полтона вверх приводит к аппликатуре минорного тонического трезвучия (в обращении). Если же считать, что на первой струне взята шестая (пониженная) ступень гармонического мажора, её движение на полтона вниз приводит к аппликатуре мажорного тонического трезвучия (в обращении).
Увеличенное трезвучие является «симметричным» созвучием, потому что в хроматическом звукоряде октава «равномерно заполняется» большими терциями. Таким образом, при попытке построить ещё одну большую терцию от квинтового тона увеличенного трезвучия мы получаем звук, энгармонически равный основному тону, то есть «повтор»:
Отсюда также следует и «невозможность» обращения увеличенного трезвучия. При стандартной попытке перемещения его тонов на октаву в этих целях мы получаем лишь другие увеличенные трезвучия, записанные с помощью энгармонизмов:
Ещё одно следствие — за основной тон увеличенного трезвучия может быть принят любой его звук, что приводит к разным вариантам записи по сути одного и того же созвучия с помощью энгармонизмов (пример выше также это иллюстрирует).
И, чисто аппликатурное следствие — при перемещении аппликатуры увеличенного трезвучия на грифе гитары на большую терцию вверх или вниз (на четыре лада) любое количество раз мы получаем тот же самый звуковой состав. На рисунке ниже любая из трёх аппликатур может трактоваться как созвучие, состоящее только из звуков до, ми и соль-диез (взятых в разном порядке).
Это созвучие является уникальным, поскольку состоит только из консонантных интервалов, но во всех учебниках относится к диссонантным созвучиям (и это, разумеется, правильно). Почему же так получилось?
Впрочем, некоторые исследователи относят увеличенное трезвучие к третьей категории — «неконсонантные» созвучия, то есть не диссонансы, но и не консонансы. Этот аккорд содержит диссонанс — увеличенную квинту, но если разложить его на составные элементы, остаются только большие терции, а увеличенная квинта, энгармонически записанная как малая секста (обращение большой терции), опять является несовершенным консонансом.
Итак, почему же в аккорде, акустически содержащем вроде бы только три консонанса, мы ощущаем «напряжение»? На самом деле, здесь до сих пор не существует безоговорочно общепринятой теоретической позиции. Обычно в теории музыки говорят о восприятии аккорда «в контексте».
Однако, ощущение чисто акустического диссонанса при прослушивании увеличенного трезвучия можно объяснить с помощью обертонов. Ближайший «неоктавный» обертон — чистая квинта через октаву, и он достаточно хорошо прослушивается человеческим ухом.
Очевидно, что квинтовый обертон основного тона увеличенного трезвучия, взятого в тесном расположении (на рисунке выше — соль-бекар, обертон от до), формально составит интервал большой септимы с квинтовым тоном увеличенного трезвучия (если записать соль-диез на рисунке выше как ля-бемоль).
Кроме того, квинтовый обертон терцового тона увеличенного трезвучия (на рисунке выше — верхнее си, обертон от ми) составит интервал большой септимы через октаву с основным тоном увеличенного трезвучия.
Таким образом, мы можем найти в звучании увеличенного трезвучия сразу две скрытых больших септимы, что и создаёт вполне объяснимое диссонантное ощущение.
Традиционно считается, что в эмоциональном плане увеличенное трезвучие создаёт ощущение некоторой «сказочности» или «нереальности» в звучании, и поэтому оно используется композиторами в подобных драматических целях.
Источник