- Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
- 1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
- 2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
- 3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
- 4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
- 5. Отработка гитарной партии под минусовку
- Заключение
- Как играть соло на гитаре. Приемы и практические примеры для начинающих гитаристов
- Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
- Как строится и из чего состоит сольная партия
- В какой части произведения обычно играется соло?
- Какие виды соло бывают? Популярные примеры
- Мажорная и минорная гамма
- Популярные приемы игры
- Межструнные скачки
- Глиссандо
- Восходящее и нисходящее легато
- Вибрато
- Хроматика
- Одноголосный тэппинг
- Упражнения для развития техники
- Боксы пентатоники, гаммы
- Играем под аккорды
- Работа над техникой
- Выучите простое соло
- Список песен с простыми соло для начинающих
- Как самостоятельно придумать гитарное соло?
- Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.
Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.
Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.
Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.
Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.
Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.
Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.
При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.
Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.
Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.
Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.
Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.
Заключение
Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.
В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.
Источник
Как играть соло на гитаре. Приемы и практические примеры для начинающих гитаристов
Гитарное соло – это кульминация песни, момент наивысшего напряжения в ее композиционной структуре. Оно усиливает основную идею произведения, украшает гармонию и акцентирует внимание на общем настроении трека.
При игре соло гитарист помимо решения творческих задач демонстрирует свой уровень владения инструментом. Поэтому умение сыграть соло отличает хорошего музыканта от обычного.
Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
Многие начинающие гитаристы задают себе вопрос: нужно ли тратить время на изучение теоретических основ игры на гитаре или лучше уделить больше внимания практическим навыкам?
Однозначного ответа нет. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.
Если вы хотите просто вечерами играть соло из любимых песен, то теория вам не нужна. Ищите табулатуры и разучивайте их.
Если же вы хотите заняться творчеством и сочинять собственные сольные партии, то теория необходима. Вы должны не только оттачивать технические приемы, но и учить лады, гаммы, обращения аккордов и многое другое.
Как строится и из чего состоит сольная партия
Фактически гитарное соло — это композиция внутри композиции. Оно может дополнять основную мелодию, рассказывать ее по-другому или вообще противостоять ей.
Соло состоит из набора музыкальных фраз. Эти фразы называются ликами (англ. Lick). В качестве примера — «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. Кружками выделены лики.
Соло-партия песни Stairway to Heaven
Сложность гитарного соло зависит от уровня гитариста и творческих задач.
СОВЕТ! О подходе к обучению.
Когда вы будете учить свое первое соло, старайтесь разбить его на фразы. Это как учить стихи. Вы учите по строчкам, а не пытаетесь запомнить все произведение сразу.
В какой части произведения обычно играется соло?
Соло не имеет четко обозначенного места в структуре песни. Кроме того, в композиции может быть несколько гитарных соло. Особенно, если в группе 2 гитариста.
Например, песня «Devil man» группы Blues Pills начинается с гитарного соло. Но это редкий случай. Чаще всего соло встречается во второй половине песни перед повторением последнего припева. Также нередко соло завершает композицию. Как в песне К. Никольского «Мой друг художник и поэт».
Какие виды соло бывают? Популярные примеры
Все гитарные соло можно условно поделить на 3 большие группы:
- Мелодичные. Такие партии повторяют основную тему песни или обыгрывают ее. Чаще всего встречаются в лиричных композициях. Яркими примерами таких соло являются «Я свободен» группы Кипелов, «Спокойная ночь» Кино, «Nothing else matters» Metallica.
- Атональные. Такие партии характерны для экстремальных стилей рок-музыки (блэк-метал, грайндкор, краст и т. д.). В них используются нетипичные лады и интервалы. Атональное соло усиливает агрессию трека. Послушайте, например, Juno Bloodlust – «The Lord of Obsession».
- «Драйвовые». Такой вид гитарного соло встречается в быстрых мажорных композициях. Его основная задача — добавить песне энергии. Например, «Paranoid» Black Sabbath, «Whole Lotta Rosie» AC/DC, «Rock’n’Roll» Led Zeppelin.
- Пассажи. Этот вид часто встречается в композициях прогрессивного рока. Гитарные партии строятся на быстрой игре пассажей. Неподготовленный человек может принять их за набор нот, хотя это не так. Для примера можете послушать композиции Джо Сатриани, Пола Гилберта, Стива Вая и групп Opeth, Dream Theater.
Бывает и так, что в одной гитарной партии комбинируются несколько из перечисленных видов соло. Например, «Orion» группы Metallica или «Siberian Khatru» группы Yes.
Соло на гитаре
Мажорная и минорная гамма
В этой главе музыкальная теория представлена в минимальном объеме для общего понимания принципов построения гамм.
Гитарные лики, из которых состоит соло, строятся на основе гамм. Гаммы бывают мажорными и минорными.
Мажорный звукоряд строится по схеме: тон — тон- полутон — тон — тон — тон — полутон . Например, гамма до-мажор выглядит следующим образом: до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до .
Минорная гамма строится по схеме: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон .
Гамма до-минор выглядит так: до — ре — ми-бемоль — фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль .
При игре соло вы должны учитывать общее настроение композиции и подбирать соответствующую гамму.
Популярные приемы игры
Гитарное соло будет скучным, если его сыграть как обычную мелодию. Для украшения партии гитаристы используют специальные технические приемы. Они не оказывают никакого влияния на гармонию. Ноты остаются те же.
Прием №1 в арсенале любого гитариста. Бэнд — это подтяжка струны пальцем. При этом изменяется высота звучащей ноты. Конечно, вместо бэнда можно сыграть подряд две ноты. Но тембральная окраска музыкальной фразы изменится.
Возьмите гитару в руки и сыграйте ноту Фа на 3 струне (10 лад). Пока звучит нота, не отрывая палец от грифа, подтяните струну вверх к 4 струне. Звучащая нота стала выше.
Бэнд всегда делается на слух. Отрабатывать его необходимо под тюнер, чтобы не фальшивить.
Настоящим мастером бэндов является Джефф Бэк. Послушайте его исполнение песни «Cause We’ve Ended as Lovers».
Межструнные скачки
Данный прием заключается в том, что гитарист играет ноты через 1 или даже 2 струны. Это создает эффект «качелей» или «галопа», поскольку сильно ощущается разница в высоте звучания нот.
Глиссандо
Этот прием иногда еще называют «скольжением». Гитарист играет две ноты не отдельно, а скользит от одной к другой.
Зажмите 3 струну на 5 ладу (нота До) средним пальцем. Не отрывая палец от грифа, переместите его на 12 лад (нота Соль). Сделайте это одним быстрым движением.
Глиссандо может играться как вверх, так и вниз. Примером сольной партии с этим приемом может служить «Perry Mason» от Ozzy Osbourne.
Кстати, если соло начинается из-за такта, то почти всегда гитарист применяет глиссандо.
Восходящее и нисходящее легато
Легато — это прием игры на гитаре с плавным переходом от одной ноты к другой. Легато может быть восходящим (от низкой ноты к высокой) и нисходящим (от высокой ноты к низкой).
Восходящее легато среди гитаристов называется хаммером (от англ. hammer on). Играется следующим образом.
Сыграйте 3 струну на 12 ладу. Пока звучит нота (Соль) , быстро зажмите средним пальцем левой руки по 3 струну на 14 ладу. Прозвучит нота Ля. Обратите внимание, вам нужно не просто зажимать струну средним пальцем, а именно ударить по ней.
Нисходящее легато среди гитаристов называется пулл-оффом (от англ. pull off). Если суть хаммера заключалась в ударе пальцем по струне, то при игре пулл-оффа вы должны сдернуть палец со струны.
Опять зажмите 3 струну на 12 ладу указательным пальцем. Средним пальцем зажмите эту же струну на 14 ладу. Резким движением сдерните средний палец вниз со струн. Прозвучит нота Соль, но с характерным призвуком от ноты Ля. Обратите внимание, что 1 и 2 струны при игре пулл-оффа звучать не должны.
Вибрато
Этот прием является визитной карточкой любого гитариста. Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является очень сложным техническим приемом. Его суть заключается в том, чтобы создавать искусственное колебание струны и контролировать его.
Играется следующим образом. Сыграйте 3 струну на 12 ладу, а затем раскачайте ее рукой вверх-вниз. Высота ноты меняется. Фактически вы играете микробэнды.
Хроматика
Хроматика — это прием игры на гитаре, при котором интервал между сыгранными нотами составляет полтона.
Сыграйте следующий квадрат под 4 счета. В скобках указано, как долго должна звучать каждая нота.
G (4/4) – F (4/4) – E (4/4) – E (I) – Eb (I) – D (I) – Db (I).
Последовательность E – Eb – D – Db и есть хроматика.
Одноголосный тэппинг
Тэппинг — это прием игры на гитаре, при котором гитарист стучит пальцами по струнам на грифе.
Зажмите 3 струну на 5 ладу. Средним пальцем правой руки резко стукните по этой же струне на 12 ладу. Затем сдерните ее пальцем левой руки. Это и есть тэппинг.
Одноголосый тэппинг — это извлечение звуков по очереди правой и левой рукой.
Популяризовал тэппинг Эдди Ван Хален.
Упражнения для развития техники
Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с изучением гитарных техник и разбором своего первого соло.
Боксы пентатоники, гаммы
Простейшей гаммой является пентатоника. На пентатонике построены 90% гитарных соло в роке. Пентатонические гаммы объединяются в боксы. Всего есть 5 боксов пентатоники. Этими боксами можно обыграть любой аккорд. Но для этого нужно знать расположение нот на гитарном грифе.
На рисунках ниже представлены схемы всех 5 боксов для минора и мажора. Белым кружком обозначаются ноты, которые нужно играть в гамме. Черным кружком обозначается нота тоники. Для до-мажор — это нота До, для ми-минора — нота Ми и т. д.
Ваша задача — на основе этих схем самостоятельно подобрать боксы пентатоники для каждой тональности. Обязательно выучите их все.
Боксы минорной пентатоники Боксы мажорной пентатоники
Играем под аккорды
Отрабатывать выученные гаммы лучше всего под бэкинг-трек. Суть упражнения проста: вы включаете дорожку из последовательности аккордов (или даже одного аккорда) и играете под нее гаммы. При этом вы сами определяете длину нот, интервалы, позиции и т. д.
Цель такого упражнения — понять основной принцип построения сольной партии и отработать гаммы.
Много бэкинг-треков есть на Youtube по запросу «guitar backing track». Также вы можете записать собственный бэкинг-трек и играть под него.
Ниже приведены примеры бэкинг-треков. Попробуйте сыграть под них уже изученные вами боксы пентатоники.
Работа над техникой
- Всегда занимайтесь под метроном. Скачайте себе приложение на телефон или установите программу на компьютер.
- Начинайте с 60 bpm или даже меньше.
- Увеличивайте темп постепенно.
- Следите за чистотой игры.
- Отрабатывайте прием до тех пор, пока он не будет звучать идеально. Если вы будете недотягивать бэнды, криво делать вибрато, то вы испортите всю партию.
Выучите простое соло
Лучшее упражнение — это выучить соло. Помните, что вы отрабатываете легато, тэппинг и другие приемы, чтобы использовать их в игре, а не просто так. Поэтому среди ваших любимых песен выберите одну с простой сольной партией и начните ее учить.
Список песен с простыми соло для начинающих
Чтобы научиться играть соло, нужно больше практиковаться, играть как можно больше мелодий и отдельных ликов.
Начните обучение с простых соло, которые играются всего на нескольких нотах или на 1 струне. Добейтесь того, чтобы сыгранная вами мелодия звучала красиво, четко, ровно и без лишних призвуков.
Постепенно повышайте уровень сложности. Главное, следите за чистотой исполнения. Лучше сыграть чисто и ровно 3 ноты, чем выдать кашу из скрипов, обертонов и недотянутых бэндов.
10 песен с простыми соло:
- Кино – «Спокойная ночь»
- Red Hot Chili Peppers – «Scar Tissue»
- ДДТ – «Что такое осень»
- Van Halen – «Ain’t Talkin’ ‘Bout Love»
- Red Hot Chili Peppers – «Californication»
- Greenday – «Holiday»
- White Stripes – «Seven Nation Army»
- Би-2 – «Полковнику никто не пишет»
- Nirvana – «Smells Like Teen Spirit»
- Агата Кристи – «Сказочная тайга»
Как самостоятельно придумать гитарное соло?
Придумать гитарное соло — достаточно сложная задача. В этом деле все зависит от ваших творческих способностей и вашего технического арсенала. Чтобы развить и то и другое, вы должны как можно больше играть на гитаре и слушать много разной музыки.
Если подойти к сочинению сольной партии только с технической стороны, то алгоритм будет такой:
- Определите тональность песни;
- Определите гармонию той части композиции, под которую вы будете придумывать свою сольную партию;
- Придумайте гармонию своего будущего соло. Определите базовые ноты;
- Добавьте лики и переходы;
- «Украсьте» соло техническими приемами (бэндами, вибрато, легато и т.д.)
ВАЖНО! О техническом арсенале
Не пытайтесь уложить в одно соло все известные вам технические приемы. Помните, что они призваны украсить придуманную мелодию соло, а не заменить ее.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Соло на акустической гитаре не является чем-то необычным. Эрик Клэптон играл классическое соло к своей песне «Layla» на акустической гитаре. В серии концертов MTV Unplugged свои песни в акустических версиях представили группы Kiss, Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam. Гитаристы этих команд исполнили свои партии без электрогитар.
Самое знаменитое соло на акустической гитаре в российской рок-музыке сыграл Сергей Маврин в песне группы Ария «Кровь за Кровь».
Источник