- Гимнастика для пианистов
- Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
- Разминка
- Упражнения на гибкость
- Упражнения на подвижность
- Как развить пальцы для пианино
- Знакомимся с упражнениями для фортепиано
- Какие бывают упражнения для фортепиано
- Разновидность упражнений – арпеджио
- И еще один вид арпеджио
- Работа над техникой фортепианной игры – на скорость
- Упражнения на развитие техники и скорости игры
Гимнастика для пианистов
Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?
Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.
Разминка
Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.
Упражнения на гибкость
Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».
Упражнения на подвижность
Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.
Источник
Как развить пальцы для пианино
Ко мне недавно пришло письмо такого содержания:
Здравствуйте Сергей! Скажите пожалуйста, что бы разработать беглость пальцев сколько времени нужно уделять упражнениям которые Вы рекомендуете?
Сколько раз желательно в день играть эти упражнения что бы добиться хороших результатов?
И я решил опубликовать ответ здесь, т.к. многим может быть интересно.
В принципе, можно развить технику, играя только произведения и совсем не играя упражнения для развития беглости. Просто для этого понадобится гораздо больше времени.
Развитие беглости пальцев рук зависит от времени формирования мышечных пучков, а также от скорости ответа от головного мозга, если вдаваться в подробности. Т.е. если Вы, например, можете быстро печатать на клавиатуре компьютера, то, скорее всего, техника игры на пианино пойдёт у Вас гораздо быстрее, чем у того человека, который тычет в клавиатуру одним пальцем. Если Вы быстро учитесь выполнять упражнения на мелкую моторику (умеете быстро шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и др), то скорее всего, технику игры Вы разовьёте быстро, если нет — то медленнее.
Опять же, возраст: моложе-быстрее, старше-труднее.
Важно также не только быстро перемещать пальцы по клавиатуре, но и переставлять их в определенном ритме, т.е. чётко выдерживать промежутки между нажатиями клавиш (а также делать ударения на нужных нотах). Поэтому для отслеживания этого нужно вначале делать большие промежутки и следить за ними (т.е. играть медленно), а также сильно ударять по клавишам (чтобы развить мышечные пучки и настроить их на движения отдельными пальцами, а не всей «пятернёй»), потом увеличиваете скорость и уменьшаете силу нажатия. В конце концов должно получаться плавно и быстро.
Наилучшие результаты показали упражнения для развития скорости игры, опубликованные в отдельной статье — «Упражнения на развитие скорости игры«. Для того, чтобы максимально быстро развить скорость игры, лучше всего воспользоваться принципом тренировки в тренажерном зале — играете упражнение правой рукой в максимально быстром, но контролируемом, темпе до тех пор, пока не заболят мышцы предплечья и не начнёт падать скорость игры. Тут же прекращаем выполнение упражнения и сразу начинаем делать это же упражнение левой рукой. Срабатывает условно-рефлекторный механизм, согласно которому одна рука отдыхает быстрее, если вторая рука начинает интенсивно работать. Играем левой рукой также до тех пор, пока не заболят мышцы и если правая рука уже отдохнула и мышцы перестали болеть (обычно нужно около минуты на отдых), то переключаемся на отработку упражнения правой рукой. Так поочерёдно меняя руки, отрабатываем по 3 подхода на одно упражнение. После этого делаем перерыв на 2-3 минуты и начинаем отрабатывать второе упражнение, также попеременно меняя руки. После отработки второго упражнения делаем опять небольшой перерыв и на сегодня упражнения на развитие беглости можно прекратить, либо сделать ещё один подход через несколько часов.
Эффект от таких занятий просто сумасшедший! Не сравнить с обычной игрой гамм двумя руками! Можно в 2 раза увеличить скорость игры уже за неделю, занимаясь по 10 минут 2 раза в день!
1. Когда мы играем упражнение одной рукой, то мы даем на эту руку максимально возможную нагрузку и мышцы подключаются на полную мощность. В устаревшем варианте отработки скорости игры с помощью гамм, отработка идет в большей степени за счёт СЛАБОЙ руки, которая играет медленнее. Согласитесь, что у того, кто «правша», слабой всегда будет левая рука и правая рука никогда в этом случае не добьётся хороших успехов в скорости игры. А по сути дела, в любом произведении, чаще нужна повышенная скорость пальцев именно в правой руке.
2. При отработке упражнений поочерёдно левой и правой рукой, мы экономим время на отдых! Пока отдыхает одна рука, играет вторая. Вместо того, чтобы «долбить» гаммы по 30-60 минут, мы сокращаем время до 5-10 минут, причем эффективность упражнений выше.
3. Иногда игра двумя руками, особенно сложных гамм, где требуется подставлять разные пальцы в левой и правой руке в разное время, затрачивает кучу мозговой активности. Мозгу нужно время, чтобы сопоставить правильную подстановку пальцев в той или иной гамме в разных руках и мышцы рук играют не на полную мощность только из-за того, что МОЗГ НЕ УСПЕВАЕТ!
Рекомендации:
1. Заниматься каждый день. Стараться выполнять хотя бы одно упражнение для беглости поочерёдно используя левую и правую руки в течение 5-10 минут (лучше не больше 15 минут). Не всегда важно играть «часами» упражнения, иногда важнее 2-3 подхода в день, чтобы оптимизировать тренировки.
2. Стараться развивать другие навыки мелкой моторики — быстро завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, развивать навык печати на клавиатуре компьютера (я, например, печатаю не глядя). Вобщем обращать внимание и на другие упражнения. Это поможет в целом ускорить усвоение навыка игры на пианино.
Источник
Знакомимся с упражнениями для фортепиано
Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.
Какие бывают упражнения для фортепиано
А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.
Для начала давайте правильно сядем за инструмент.
Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.
Постановка рук на фортепианной клавиатуре
Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.
Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.
Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.
Постановка левой руки на квинту
А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.
Постановка правой руки на квинту
Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.
Разновидность упражнений – арпеджио
Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.
Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки
И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки
Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:
Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре
Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.
И еще один вид арпеджио
Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре
А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:
Источник
Работа над техникой фортепианной игры – на скорость
Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его стилистических особенностей, характера, темпа.
Фортепианная техника – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).
Работа над техникой музицирования, помимо традиционной скорости, выносливости и силы, подразумевает чистоту и выразительность. Она включает в себя следующие этапы:
Развитие физических возможностей пальцев . Главной задачей начинающих пианистов является раскрепощение рук. Кисти должны двигаться плавно и без напряжения. Отрабатывать правильную постановку рук на весу сложно, поэтому первые уроки выполняют на плоскости.
Упражнения на развитие техники и скорости игры
Не менее важно!
Контакт с клавиатурой. На начальных этапах работы над фортепианной техникой важно развивать чувство опоры. Для этого запястья опускают ниже уровня клавиш и извлекают звуки за счёт веса кистей, а не силы пальцев.
Инерция. Следующим шагом будет игра по одной линии – гаммы и простые пассажи. Важно помнить, что быстрее темп игры, тем меньший вес приходится на руку.
Синхронизация. Умение гармонично играть всей кистью начинается с изучения трелей. Затем необходимо наладить работу двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. На заключительном этапе можно переходить к арпеджиато – непрерывной и полнозвучной игре со сменой рук.
Аккорды. Существует два способа извлечения аккордов. Первый – «от клавиш» – когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд. Второй – «на клавиши» – пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.
Аппликатура. Порядок чередования пальцев подбирают на начальном этапе разучивания произведения. Это поможет в дальнейшей работе над техникой, беглостью и выразительностью игры. Авторские и редакционные указания, приведённые в музыкальной литературе, нужно учитывать, но гораздо важнее подобрать свою собственную аппликатуру, которая будет комфортна для исполнения и позволит наиболее полно передать художественный смысл произведения. Новичкам следует придерживаться простых правил:
- Для любого упражнения или пассажа аппликатуру необходимо записывать
- Нагрузка на пальцы должна быть равномерной. В быстрых последовательностях необходимо следить за тем, чтобы повторения встречались как можно реже.
- Дисциплина. У молодых пианистов возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо уделять должное внимание тренировкам гармоничного развития всей кисти.
Динамика и артикуляция. Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно.
Овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.
Источник