Как развить технику фортепиано

Как развить технику фортепиано

Ко мне недавно пришло письмо такого содержания:

Здравствуйте Сергей! Скажите пожалуйста, что бы разработать беглость пальцев сколько времени нужно уделять упражнениям которые Вы рекомендуете?
Сколько раз желательно в день играть эти упражнения что бы добиться хороших результатов?

И я решил опубликовать ответ здесь, т.к. многим может быть интересно.

В принципе, можно развить технику, играя только произведения и совсем не играя упражнения для развития беглости. Просто для этого понадобится гораздо больше времени.

Развитие беглости пальцев рук зависит от времени формирования мышечных пучков, а также от скорости ответа от головного мозга, если вдаваться в подробности. Т.е. если Вы, например, можете быстро печатать на клавиатуре компьютера, то, скорее всего, техника игры на пианино пойдёт у Вас гораздо быстрее, чем у того человека, который тычет в клавиатуру одним пальцем. Если Вы быстро учитесь выполнять упражнения на мелкую моторику (умеете быстро шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и др), то скорее всего, технику игры Вы разовьёте быстро, если нет — то медленнее.

Опять же, возраст: моложе-быстрее, старше-труднее.

Важно также не только быстро перемещать пальцы по клавиатуре, но и переставлять их в определенном ритме, т.е. чётко выдерживать промежутки между нажатиями клавиш (а также делать ударения на нужных нотах). Поэтому для отслеживания этого нужно вначале делать большие промежутки и следить за ними (т.е. играть медленно), а также сильно ударять по клавишам (чтобы развить мышечные пучки и настроить их на движения отдельными пальцами, а не всей «пятернёй»), потом увеличиваете скорость и уменьшаете силу нажатия. В конце концов должно получаться плавно и быстро.

Читайте также:  Маленький испанец табы для гитары

Наилучшие результаты показали упражнения для развития скорости игры, опубликованные в отдельной статье — «Упражнения на развитие скорости игры«. Для того, чтобы максимально быстро развить скорость игры, лучше всего воспользоваться принципом тренировки в тренажерном зале — играете упражнение правой рукой в максимально быстром, но контролируемом, темпе до тех пор, пока не заболят мышцы предплечья и не начнёт падать скорость игры. Тут же прекращаем выполнение упражнения и сразу начинаем делать это же упражнение левой рукой. Срабатывает условно-рефлекторный механизм, согласно которому одна рука отдыхает быстрее, если вторая рука начинает интенсивно работать. Играем левой рукой также до тех пор, пока не заболят мышцы и если правая рука уже отдохнула и мышцы перестали болеть (обычно нужно около минуты на отдых), то переключаемся на отработку упражнения правой рукой. Так поочерёдно меняя руки, отрабатываем по 3 подхода на одно упражнение. После этого делаем перерыв на 2-3 минуты и начинаем отрабатывать второе упражнение, также попеременно меняя руки. После отработки второго упражнения делаем опять небольшой перерыв и на сегодня упражнения на развитие беглости можно прекратить, либо сделать ещё один подход через несколько часов.

Эффект от таких занятий просто сумасшедший! Не сравнить с обычной игрой гамм двумя руками! Можно в 2 раза увеличить скорость игры уже за неделю, занимаясь по 10 минут 2 раза в день!

1. Когда мы играем упражнение одной рукой, то мы даем на эту руку максимально возможную нагрузку и мышцы подключаются на полную мощность. В устаревшем варианте отработки скорости игры с помощью гамм, отработка идет в большей степени за счёт СЛАБОЙ руки, которая играет медленнее. Согласитесь, что у того, кто «правша», слабой всегда будет левая рука и правая рука никогда в этом случае не добьётся хороших успехов в скорости игры. А по сути дела, в любом произведении, чаще нужна повышенная скорость пальцев именно в правой руке.

2. При отработке упражнений поочерёдно левой и правой рукой, мы экономим время на отдых! Пока отдыхает одна рука, играет вторая. Вместо того, чтобы «долбить» гаммы по 30-60 минут, мы сокращаем время до 5-10 минут, причем эффективность упражнений выше.

3. Иногда игра двумя руками, особенно сложных гамм, где требуется подставлять разные пальцы в левой и правой руке в разное время, затрачивает кучу мозговой активности. Мозгу нужно время, чтобы сопоставить правильную подстановку пальцев в той или иной гамме в разных руках и мышцы рук играют не на полную мощность только из-за того, что МОЗГ НЕ УСПЕВАЕТ!

Рекомендации:

1. Заниматься каждый день. Стараться выполнять хотя бы одно упражнение для беглости поочерёдно используя левую и правую руки в течение 5-10 минут (лучше не больше 15 минут). Не всегда важно играть «часами» упражнения, иногда важнее 2-3 подхода в день, чтобы оптимизировать тренировки.

2. Стараться развивать другие навыки мелкой моторики — быстро завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, развивать навык печати на клавиатуре компьютера (я, например, печатаю не глядя). Вобщем обращать внимание и на другие упражнения. Это поможет в целом ускорить усвоение навыка игры на пианино.

Источник

Техника игры на фортепиано: как улучшить

Когда речь заходит о фортепианной технике, в виду имеют совокупность практических умений, навыков и особых приемов игры на инструменте, которые музыкант использует для художественного и звукового оформления композиции. Но даже если начинающий пианист все делает правильно, прилежно занимается, и у него вроде бы получается наигрывать узнаваемые произведения, добиться исключительности звучания, отличающей настоящего мастера от множества любителей сложно. Как часто мы бывали свидетелями идеального воспроизведения нот, но не поддавались воздействию игры? С другой стороны, есть совсем юные дарования, первыми аккордами произведения способные захватить воображение окружающих. В чем же дело?

Чтобы ответить на вопрос, нужно усвоить, что техника – это не только набор практических параметров игры, таких как скорость и чистота исполнения. В технике есть одно правило, о котором от упорства и старания сделать как надо исполнители забывают – думайте, прежде чем воспроизвести ноту . Пианист – музыкальный актер. Он должен владеть всеми оттенками звуковой палитры и заставлять мелодию менять свои повороты без приложения видимых усилий. Этой легкости можно добиться только детальным обдумыванием произведения как во время подготовки, так и исполнения.

Молодые пианисты редко обращают внимание на движение и форму рук. Между тем, многие ученики все произведения исполняют в одной манере – динамика и скольжение пальцев одинаковы вне зависимости от звуковой фактуры и темпа мелодии. Приняв стандартную позу в начале игры, кисти ставят заключительный аккорд в том же положении. Движения профессионалов многообразны. Их руки создают рисунок, кажется, что они не успевают касаться клавиш. Какова музыка – таковы и движения. Если композиция медленная, тихая – движение рук мягкое и спокойное. Если звучат величественные мотивы – руки энергичны, кончики пальцев обострены. Динамика пальцев и рук – простая истина, но, как и многие другие приемы техники игры на фортепиано, далеко не всегда она так очевидна преподавателям и начинающим исполнителям.

Вопросу отработки техники следует уделять особое внимание на первых парах обучения, до завершения формирования пианистического аппарата ученика, которое происходит в течение первого года обучения. Для этого нужно использовать специальный инструктивный материал – фортепианные методики упражнений, гаммы, этюды – комплекс, в котором музыкальные и технические задачи органично переплетаются.

Но упражнения – это не столько механическое действие, сколько психический или даже психофизический процесс. Дополнительные тренировки и альтернативные способы развития технической стороны таланта помогут пойти дальше уровне музыкальной школы и стать настоящим пианистом.

Как улучшить технику игры на фортепиано?

У этого вопроса самый очевидный ответ – тренировками. Ниже приведены два компонента, на которые нужно обратить особое внимание.

Легкость игры профессионалов побуждает некомпетентных зрителей и малоопытных исполнителей думать, что движение их пальцев произвольно. Но нужно запомнить – в правильной игре на инструменте нет произвольных движений.

Каждый удар по клавише – результат многочасовых тренировок, осмысления и представления композиции. Весь процесс движения пальцев по клавишам инструмента должен быть продуман и отработан. Пусть скорость игры сначала будет медленной – это нужно, чтобы адаптировать моторику и не делать лишние ошибки. Если играя произведение, Вы попадаете на неправильную ноту, остановитесь и повторите отрывок еще раз, исправив себя. Полностью концентрируйтесь на каждом своем действии, продумывайте все заранее. Вы должны предугадать свою ошибку и не допустить ее.

Развитие физических возможностей пальцев

Скорость перемещения пальцев рук по клавишам инструмента зависит от адаптации мышц и быстроты реакций головного мозга. Если мелкая моторика развита хорошо, адаптация к клавишам и пройдет быстро, но если шнуровка ботинок, и печать на клавиатуре компьютера отнимают у Вас много времени, техника игры на фортепиано тоже не покорится быстро. Кроме того, роль здесь играет и возраст человека – чем младше ученик, тем быстрее его пальцы поддаются тренировке.

>Обратите внимание – важна не только скорость перемещения пальцев, но и соблюдение ритма нажатия клавиш. Для тренировки этого компонента игры нужно делать паузы между нажатиями клавиш, при этом ударяя по каждой из них чуть сильнее, чем следует – руки должны привыкнуть к Вашим действиям. Пусть сначала игра будет медленной и громкой, но по мере приобретения практики, Вы сможете прибавлять скорость, и делать нажатие более мягким. Ваша цель – плавное и быстрое скольжение.

Упражнения:

Раскрепощение рук

Учитесь раскрепощать руки. Кисти не должны испытывать напряжение. Чтобы помочь себе на первых этапах используйте плоскость. Положите руки на стол так, чтобы локти оказались прижатыми к поверхности. Максимально высоко поднимите палец и легко ударьте им по столу. Поочередно повторяйте упражнение для обеих рук в течение 5-7 минут. Помните: кисти должны быть расслаблены.

Играйте руками поочередно. Когда Вы задействуете одну руку, на нее возлагается максимально возможная нагрузка, и мышцы работают на полной мощности. Поскольку пальцы рук не задействованы одновременно, не прерывая работу, Вы сокращаете время отдыха между подходами и тренировка проходит быстрее. Кроме того, равномерное распределение нагрузки поможет если не выровнять руки, то быть готовым к более активному использованию обеих кистей. Упражнения для беглости нужно выполнять по несколько подходов длинной в 10-15 минут ежедневно. Тренируйте мелкую моторику на клавиатуре – это отличная возможность применить свой планшет или компьютер для благой цели.

Упражнения с гаммами

Учите и проигрывайте самые частные гаммы в разных тональностях.

Постоянно повторяйте заученные гаммы и доводите их до совершенства. Если Вам нравится какое-то музыкального стиля, тренируйтесь на специфических гаммах выбранного направления. Самое главное – отлаженные движения и чувство клавиатуры.

Мысленно воспроизводите музыкальные композиции

Ориентируясь на нотный текст, проигрывайте мелодию в уме. Сначала будет тяжело составить все произведение сразу, но продолжая тренировки Вы добьетесь результата.

Учитесь у кумиров

Пользуйтесь возможностями сети Интернет. Отберите видеозаписи с игрой наиболее знаменитых пианистов и просматривайте их несколько раз в день. Следите за манерой движений, способами достижения гармонии техники и инструмента.

Достижение успехов в технике игры на фортепиано зависит от Вашего трудолюбия и музыкального ума. Развивая беглость пальцев, не забывайте о связи с произведением, думайте о нем, представляйте свою игру. Владение инструментом – это не только практика навыков, но и содержание композиции, которое задаете Вы сами. Удачи!

Источник

Развитие техники пианиста на начальном этапе

Преподаватель высшей категории Лобкова Лидия Валерьевна, директор ДМШ, Почётный работник образования РК. Коммунальное государственное казенное предприятие «Детская музыкальная школа» акимата г. Курчатова ВКО

Основная цель технического развития — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Е. М. Тимакин

В работе над пианистической техникой кроме приобретения движений, связанных развитием физических, волевых свойств, требуются ещё такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недооценка этих качеств приводит к несовершенству техники, её ограниченности, скованности, а также «не музыкальности» исполнения. К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста можно отнести — зажатость, скованность аппарата, возникающие от разных причин: неправильной посадки, плохой постановке рук, приспособляемости к клавиатуре, в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Если в гаммах преподаватель добивается только пальцевой чёткости и беглости, не обращая внимания на качество звука, его певучесть и гибкость в движениях рук, а к тому же требует завышенные темпы, то он может поставить «крест» на дальнейшем успешном пианистическом развитии учащихся. «Изолированные пальцы» как и «свободная кисть» и «чрезмерная быстрота» могут нанести только вред пианисту, который не может выразить в исполнении музыкальный образ, переживаемый «внутри». К этим печальным результатам всегда приводит отрыв технического развития от музыкально-звуковых задач. Технический аппарат следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами, с растущими задачами, помогал их выполнять и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли. Пианистический аппарат следует развивать, соблюдая следующие принципы:

1. Пластичность и гибкость.
2. Взаимодействие и связь всех участков аппарата.
3. Экономность и целесообразность движений.
4. Управляемость техническим процессом.
5. Качество звукового результата.

С первых шагов обучения необходимо добиваться неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым техническим приёмом.

Изучение различных технических упражнений, развивающих беглость, ловкость, самостоятельность пальцев с начинающими необходимо совмещать с освоением образной палитры, формирующих у учащихся азы художественной культуры, диапазон эмоциональных впечатлений. Используемые упражнения должны иметь образные названия и подтекстовки.

Примерный словарь пианистических приёмов, используемый преподавателем по классу фортепиано, может включать в себя упражнения для выработки различной техники с первых уроков с дальнейшим их совершенствованием:

1. Техника «леджиеро». «Кошечка». Кошечка бежит, лапками стучит

2. Вопроса-ответные интонации. «Киска». Киска, где была? Молочко пила.

3. Жалобные интонации. «Мяу». Мяу, мяу, киска плачет.

4. Нежного туше. «Ветерок». Нежный ветерок ласково поёт, сильный ветерок громче всех поёт.

5. Техника репетиций. «Дождик». Дождь стучит по крыше, так легко, чуть слышно, туча набежала, громче песня стала.

6. Игрового приёма «пезанте» «Мишутка». Топает мишутка, весело по лесу, смотрит на цветочки, очень интересно

7. Интонации «Эхо». «Кукушечка». Ку-ку, ку-ку слышно в лесу, это кукушка, звонко кукует ку-ку, ку-ку слышно в лесу.

8. Игрового приёма «отскок-приседание — «ямб». «Кузнечик». Кузнец скакал назад, вперёд, увидел он, червяк ползёт.

9. Мелизма трели. «Соловей». Соловей поёт мне песню весело, весело, весело, весело.

10. Ритмической группы — триоль. «Конь». Мчится конь по полю, мчится конь по лесу.

11. Организованного ритма. «Считалочка». К нам летят со всех концов, стаи радостных скворцов. Раз, два, три, четыре, пять, буду я скворцов считать.

12. Гаммообразных последовательностей. «Поезд». Мимо речек и полей, мчится поезд всё быстрей, ничего, что путь далёк, мы приедем точно в срок.

13. Ритмической группы триоль. «Гиппопотам». Гиппопотам в лес побежал, встретил лису, в гости позвал, увидел цветок, быстро сорвал.

14. Покачивающей интонации, жанровой характерности. «Колыбельная». Спи мой мишка, баю, баю.

15. Технического приёма — репетиции. «Часы». Часы стучат: тик-так, тик-так, часы ворчат тик-так, тик-так, считать минуты не пустяк, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

16. Техника группетто. «Мышонок». Спрятался мышонок, в норочку от кошки.

17. И многие другие.

Формирование игровых навыков через упражнения способствуют с одной стороны развитию технической умелости пальцев, их активности, самостоятельности, с другой стороны развитию образного мышления, содержательности, художественности и богатству интонационной культуры. Последующей ступенькой в обеспечении технико-интонационного обучения является изучение учащимися класса упражнений Ш. Ганона.

Для воспитания естественной рациональной техники надо знать возможности пианистического аппарата, понимать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, т. к. сам ученик не в состоянии заметить напряжение. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым — состоянием спокойной уверенности и радости.

Положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений. Эти упражнения активизируют и укрепляют мышцы. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей аппарата.

Упражнения для раскрепощения игрового аппарата

1. «Здравствуй солнышко». Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вдохом, поднять руки вверх — кисти, пальцы активно шевелятся, затем руки падают вниз и медленно раскачиваются до остановки.

2. Упражнение для освобождения шейных мышц. Свободные повороты головы вправо, влево, вверх, вниз, вращение головой.

3. «Две сестры». Две сестры — это две руки. Упражнение развивает самостоятельность рук. Руки висят вдоль корпуса, слегка наклоненного вперед. Правая рука, толкнув левую, замирает возле животика и ждет, пока ее сестра перестанет раскачиваться, затем повторно толкает и так 3-4 раза. После этого руки меняются ролями. Левая рука толкает правую. Это упражнение я всегда сопровождаю рассказом. Жили-были две сестры. У них был дом, огород и небольшое животноводческое хозяйство: корова, 2 козочки, поросенок, два десятка курочек, петушок. Сёстры вставали рано и трудились «не покладая рук». Вот одна сестра встала рано утром раньше другой и будит ее: «Вставай Левинушка, пора коровку вывести гулять, чтобы травку пощипать, пора курочек, козочек да поросенка покормить, вставай скорее». Но как она ее не будила, не смогла разбудить. Так крепко спала ее сестра. Тогда Правинушка сама сделала всю работу

и пошла, вновь будить свою сестру. Пока будила, сама уснула. проснулась Левинушка и стала будить Правинушку, а та спит «мертвым сном». Пошла Левинушка выводить коровку, а той нет в хлеву, хотела покормить животных, а те не едят, они уже сытые. Поняла тогда сестра, что всю ее работу сделала Правинушка и пошла за водой. Затем напоила всех животных, полила огород, замесила тесто и так устала, что только прилегла на кровать тут же уснула. Через некоторое время проснулась Правинушка. В этот день они так поочереди и работали. Зато вечером сели за стол и дружно пили молочко, ели пирожки и читали друг другу сказку.

4. «Мельница». Рука спит, рука работает. По очереди толкать руку до полной остановки. Рука от исходной точки поднимается вверх, затем падая вниз, очерчивает круг до верхней точки, останавливаясь, затем кружится без остановки.

5. «Карандаш». Вытянуть руку с выставленным вперед указательным пальцем параллельно полу, рисовать круг.

6. «Кулачок». Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) — «погрозите» ими. Упражнение помогает почувствовать «включенность» рук и всего корпуса.

7. «Три этажа». Смена уровня опоры рук («три этажа»). Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на крышку фортепиано. «Два» — руки на пюпитре, «три» — опять на крышке, «четыре» — на коленях. Все движения выполняются просто и естественно. При подъеме рук локти не опускаются.

8. «Вкручиваю-выкручиваю». Активная супинация и пронация. Движение имитирует ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. (Эти движения используются при игре арпеджио, трелей, тремоло, фигураций). Супинация и пронация свободно опущенных рук хорошо освобождают руки.

9. «Мышеловка». Свободно, без усилий «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».

10. «Иди ко мне». Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 1го) по 2 раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах. Упражнение выполняется без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.

11. «До свидания». Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, как машут при прощании.

12. «Репетиции». Подготовительное упражнение к репетициям. Вытянуть вперед руки, и вибрировать пальцами от пястья. Вибрация способствует наиболее полному освобождению руки от любых зажатий и спазм и является основой репетиционной техники.

13. «Одуванчик». Упражнения на укрепление разгибателей. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте», их (как будто кто-то на них подул и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях, как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.

14. «Колечко». Упражнение на развитие свободы 1-го пальца. Круговые движения 1го пальца. 1п должен работать легко, без натяжения, мышцы между 1п и 2м пальцами должны остаться мягкими. Палец в суставе не сгибается и кисть не напрягается.

15. «Колобок». Упражнение для ощущения подвижности 1-го пальца «катайте» воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.

Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к 1п, как бы прощупывая их.

16. «Клавиша здравствуй». Упражнение для ощущения контакта с клавиатурой гладить ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.

17. «Опора». Упражнение для освобождения руки. Похлопайте ладонью по крышке фортепиано в разных местах с разной степенью силы то ладонью, то тыльной ее стороной.

Упражнение помогает почувствовать опору на ладонь и активизирует мышцы плечевой кости (плеча).

18. «Аплодисменты». Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом руками круг перед собой. Плечи и руки — свободны. Упражнение подготавливает естественное исполнение стаккато, а также октавного и секстового вибрато.

19. «Качели». Упражнение на укрепление подушечек. «Качели» зацепитесь за
крышку кончиками пальцев, раскачиваясь рукой то влево, то вправо «висячий мост».

19. «Педаль». Упражнение для ног. Точность и тонкость педализации во многом зависят от свободного состояния ноги и положения стопы на педали. Опора на пятку, прикасаться к педали частью стопы, нога должна как бы слиться с ней и работать, не отрываясь от нее. Такое положение помогает правильно прикасаться педали, легко бесшумно и с большей точностью опускать ее как угодно мало и как угодно часто.

а) свободно отклоняйте колено в стороны, опираясь на пятку;
б) легко вибрируйте стопой;
в) вращайте стопу вокруг педали;
г) поворачивайте стопу вправо и влево;

Гаммы

Цель этих упражнений — добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.

Основная причина толчков, неровности игры гамм — малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, я развиваю его ловкость и легкость подкладывания незаметным движением под ладонь, не меняя уровня кисти уч-ся. При смене позиции кисть переносится через 1п и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Легато при исполнении гамм должно ощущаться внутри ладони. Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиши. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами, или быстро и четко проговаривать названия нот — такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.

1. Упражнение на подкладывание 1го пальца
2. Подготовительное упражнение, развивающее ловкость 1п, гамма до мажор исполняется

1-2, 1-3, 1-4 пальцами, 1п глубоко подводится под ладонь, легким, самостоятельным движением (раздел гаммы)
3. Виртуальная гамма в сказке
Никому не секрет, что дети в музыкальной школе не любят играть гаммы, эти сухие упражнения, особенно не любят учить аппликатуру и уж повторять гаммы множество раз. Использование пособия «Гамма в виртуальной сказке поможет преподавателям решить положительно эту задачу. Ведь играя сказку, ребята повторяют гамму 8 раз, а пальцы запоминают очень легко, после 3-го пальца подкладывается 1палец при восходящем движении, после 1-го пальца подкладывается 3палец в обратном движении правой рукой. Левой рукой наоборот после 1пальца подкладывается 3палец, после 3-го пальца подкладывается 1палец. Пособие способствует одновременному решению 6 задач. Формируется аппликатурная дисциплина, штриховая культура, фразировочная дисциплина, интонационные навыки, заинтересованность, лёгкость восприятия, организованный метроритм. Параллельно приобретается образный опыт, создающий определённую копилку звуковых приёмов. Каждый ребёнок вместо имени Маша вставляет своё имя и перемещается в сказку, как её главный персонаж. Он учится воплощать свои шаги и шаги животных, их повадки в звуковых градациях на инструменте.

Так с каждым шагом обогащается внутри — слуховая сфера музыканта-исполнителя. Конечно это длинный и сложный путь от простых элементарных форм слуховых представлений до творческих проявлений-воображения.

4. Упражнение с задержанными звуками (со «станком») развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, ученик должны свободно открывать и «захлопывать пальцы, берущие восьмушки (но без «шлёпающего» призвука и без нажима). Ладонь как бы сгибается посередине, пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе.

5. Постепенное увеличение гаммаобразной линии на один звук, (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. На последнем звуке чуть-чуть «внедряться» в клавиатуру.

6.Непрерывное движение отрезками гаммы триолями (до-ре-ми, ре-ми-фа и. т. д.)

Правая рука играет вверх на октаву и обратно. Левая рука от «до» вниз на октаву и обратно той же аппликатурой.

Таким же образом играется гамма секвенциями по четыре и по пять звуков (соответственно 1-2-3-4, 2-3-4-5 и 1-2-3-4-5 пальцами)

7. Пятипальцевые последования по полутонам. Играется на широкой ладони с небольшими поворотами кисти в сторону пятого пальца. Кончики пальцев держатся близко друг к другу, ладонь остается широким.

Этюды

Работа над этюдами или виртуозными пьесами протекает в несколько этапах. 1-й это внимательное изучение текста. Определение видов техники, встречающихся в этих пьесах или определённый вид техники, разрабатывающийся данном тексте. Затем намечаются эффективные пути освоения технических структур. Пьесы играются медленно и внимательно, наблюдая за ощущением правильных и удобных для рук движений. После усвоения — игра по частям (фразам, предложениям и более длинным построениям) с ускорением темпа до предельного и возвращением к медленному. Далее игра в доступном для каждого учащегося темпе целиком. Развить умение находить и выделять существенные грани и признаки музыкального образа в технических пьесах, и управлять его трансформацией дальнейшая главная задача. Например, этюд или пьеса включает разработку гаммаобразных последовательностей. В зависимости от динамической оснащенности, тонального освещения, фразировочной артикуляции выбирается образ и способ воспроизведения — легко или тяжеловесно, стремительно или оживлённо, весело или задорно, связно или расчленённо. С учениками необходимо вести беседу о том, с каким явлением природы или повадками животных ассоциируются у них технические построения. Например, с дуновением ветра или стремительным движением поезда, с бегом лисички «в меховых тапочках» или прыжками зайчика и т. д. и после этого выбирать точный способ прикосновения к клавишам. Обоснованные принципы организации движений рук учащихся, применяемые в повседневной работе, осознанное стремление к художественному результату, приводят к формированию у них естественной пианистической техники. Всё обучение учащихся направлено на реализацию педагогической установки: «Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием».

Используемая литература:

1. Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой
2. Е. М. Тимакин. Развитие техники
3. М. Крюкова. Ступени формирования естественной рациональной техники уч-ся.

Источник

Оцените статью