Как ребенку запоминать ноты

Легкий способ запомнить ноты для детей и взрослых

Поем и запоминаем

Как разобраться, где какая нота находится на пианино , мы уже поняли. Но ведь это не самое главное.

Если вы уже пробовали играть на пианино какую-нибудь даже самую простенькую мелодию по нотам, то вы, несомненно, поняли, что совершенно необходимо выучить расположение нот на нотном стане. Подсчитывать каждый раз линеечки довольно трудно, это раздражает и отбивает всякое желание играть.

Поэтому сегодня мы разберемся, как выучить ноты, причем, естественно, желательно запомнить ноты быстро и легко.

Можно просто взять чистый нотный лист и рисовать на нем нотки до умопомрачения. Или попросить кого-нибудь диктовать вам ноты в разнобой, устроить своеобразный «нотный диктант». У этого метода есть один существенный минус, о котором я напишу ниже, к тому же таким способом вряд ли получится выучить ноты ребенку.

Итак, что вообще собой представляет изучение нот на пианино? Чего мы хотим достичь? Мы хотим увидеть записанную ноту и знать, какую именно из имеющихся клавиш нажимать. В ту же самую секунду, безо всякой задержки, вообще не задумываясь. То есть, образно говоря, должна установиться прочная связь Глаз – Мозг – Рука (Вижу ноту – играю её). Именно поэтому способ простого рисования ноток на нотном стане несостоятелен. Работает только связь Глаз-Мозг. (Вижу ноту – называю ее или слышу – записываю). Но нам-то надо играть, надо руки задействовать.

Читайте также:  Как подобрать потенциометры для гитары

Это похоже на чтение. Сейчас, когда вы читаете этот текст, вы ведь не думаете над каждой буквой. Вы читаете целиком слова и предложения, безо всякой трудности. Но когда дети учатся читать, они сначала выучивают буквы, и не сразу у них получается составлять их в слова, то же самое и с нотами. Просто рисовать ноты все равно что выучить отдельные буквы. Кстати, недаром игра по нотам называется чтением с листа.

Хороший способ выучить ноты

Вспомним, как дети учат буквы? По азбуке. Там не просто так нарисованы картинки. Как ребенку запомнить, что вот этот символ «А» — это буква А. Он видит, нарисован Аист и Арбуз, и запоминает (связь Глаз – Мозг прочно укрепляется). Потом аист с арбузом забудутся (а может, и нет), а буква и звук запомнятся.

Мы предлагаем нечто подобное использовать для запоминания нот. Веселые песенки-запоминалки. В каждой песенке используется только одна нота, которая играется в двух октавах. Играть их очень легко, сможет каждый, это же для запоминания нот, так что уровень самый-самый начальный.

Может, тексты у них не слишком интеллектуальные, а мелодии не очень замысловатые, но этот способ работает! Это такая своеобразная музыкальная азбука.

Итак, я хочу выучить ноты, что мне делать?

Инструкция:

  • Скачать и распечатать лист с упражнениями
  • Сесть за пианино
  • Играть и петь эти простенькие песенки (проще некуда, поверьте)

ВАЖНО! Постоянно на клавиатуру смотреть нельзя! Смотрим на распечатанные ноты! Только так можно выучить ноты по-настоящему. В начале, конечно, можно и нужно «прицелиться», на что сейчас будем нажимать. Но постоянно смотреть на клавиатуру не нужно.

Петь песенки обязательно. Даже если у вас напрочь нет голоса, все равно пойте, текст песен содержит названия нот, именно это помогает запоминать их. Конечно, вряд ли вы дотянете голосом до высоких нот, но хотя бы просто проговаривайте их.

У этого способа есть еще один плюс – вы запомните не только расположение нот, но и то, как они звучат. Если будете много упражняться, то сможете определять ноты на слух.

В обучении игре на пианино это вам очень поможет! Ну что, распечатать как запомнить ноты» (PDF)и вперед, за пианино!

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Оцените статью