Как сделать аккордеон баян

IST Knowledge

Бюджетный электронный аккордеон своими руками — eAccordeon

Как уже упоминалось на нашем сайте, электронный аккордеон и акустический — это совершенно разные инструменты с разными звуками, техниками и целями. Поэтому переделка акустического аккордеона в цифровой без сохранения живого звука сравнима с порчей инструмента.

Но в данной статье мы не будем придерживаться данного правила, т.к. у нас будут немного иные цели. А именно, получить электронный аккордеон за очень малые деньги и своими руками. А это накладывает определенные ограничения. Переделка аккордеона своими руками предполагает выполнение работ из подручных средств, и ручную работу следует максимально упростить. Поэтому мы не будем сохранять возможность воспроизводить живые звуки на аккордеоне после его переделки. Но мы также не будем безвозвратно портить инструмент. После переделки сохранится возможность в любой момент вернуть на место родные детали, если вдруг этого захотим и аккордеон вернется в исходное состояние.

Мы будем использовать старый акустический аккордеон 3/4, электронный модуль Arduino Mega 2560 Mini, неодимовые магниты и герконовые датчики с aliexpress. Все это подключим к персональному компьютеру и интегрируем с программным обеспечением для воспроизведения звука.

Для воспроизведения звуков с самодельного цифрового аккордеона мы будем использовать бесплатное программное обеспечение. Часть программного обеспечения мне пришлось написать самому для того, чтобы электронный модуль Arduino, встраиваемый в аккордеон мог передавать данные в цифровые звуковые рабочие станции или на встроенные устройства MIDI компьютера. Эту часть программного обеспечения я опубликовал в исходниках на Githab.

Читайте также:  Простые ноты для пианино буквами

Электронный аккордеон будет формировать поток MIDI команд в компьютер, таким образом будет обеспечена его интеграция в любую цифровую звуковую рабочую станцию типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio.

Т.к. цель нашего проекта — создание максимально бюджетного цифрового аккордеона, то из перечисленных программ больший интерес представляет бесплатная программа LMMS. Хотя, если вы уже пользуетесь другим инструментом, то это не проблема, он тоже подойдет.

Что касается характеристик, то наш бюджетный аккордеон нельзя будет сравнить с аккордеонами фирмы Roland. Тем не менее полученный результат все же сможет удивить вас и ваших знакомых!

Что будет уметь самодельный цифровой аккордеон?

  • Питание электронных модулей аккордеона и обмен данными с компьютером осуществляется по кабелю USB;
  • Система правой клавиатуры с возможностью программного переключения регистров и сдвига октавы;
  • Готовая система левой стороны с возможностью программного переключения регистров (выборная недоступна т.к. датчики будут устанавливаться на клапаны, а не на кнопки);
  • Изменение громкости звучания в зависимости от давления мехов (благодаря использованию датчика давления BMP180);
  • Возможность использования наборов звуков, доступных в используемой вами программе типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio;
  • Наигрывание мелодий с последующим сохранением их в формате MIDI.

Какие навыки потребуются?

Для выполнения от вас работ потребуются следующие навыки:

  • Базовые знания электронных модулей Arduino;
  • Базовые знания схемотехники и владение паяльником;
  • Базовые знания языков C и C#, на случай, если собираетесь изменять программный код прошивки или программы электронного аккордеона.

Сколько времени это займет?

Если оценивать в стандартных трудоднях 5 дней в неделю и по 8 часов, то сроки выглядят примерно следующим образом:

  • Выполнить монтаж электроники, кабелей и датчиков в аккордеон, а также выпиливание отверстий и пайку проводов по готовой схеме реально за 2 недели;
  • На написание и отладку программ я потратил около месяца. Но вам потребуется лишь скачать готовые исходники;
  • Еще месяц или два я потратил на анализ проблемы, поиск и изучение аналогичных работ, ознакомление со спецификацией MIDI, устройством аккордеона. Я постарался довольно подробно описать собранную мной информацию, так что вам с этим будет проще.

В общем, если вы хорошо разобрались с устройством аккордеона и уже знаете что делать, то сама сборка может быть выполнена за 2 недели. Остальное время уйдет на освоение сопутствующих задач и материалов.

Спецификация

Я приведу перечень покупных изделий, из которого был мной изготовлен цифровой аккордеон. Цены привел в американских долларах, чтобы можно было в любой момент пересчитать по текущему курсу. Электронную часть закупал на aliexpress, сам аккордеон брал в своем городе по объявлению. Цену проводов я не стал указывать, т.к. использовал то, что у меня уже было.

Наименование Количество, шт Цена
БУ аккордеон 3/4 1 $100
Модуль Arduino Mega 2560 PRO 1 $5.51
Датчик Холла цифровой TLE4905L 100* $35
Транзистор BC817 NPN 45V 500mA 50* $0.9
Плата макетная 2х8 мм 10 $4.4
Неодимовый магнит в форме диска 5х3 мм 100* $3.6
Модуль Arduino BMP180 — датчик давления 1 $0.65
Провод МГТФ 0.12мм 100 м
Любой кабель в ПВХ оболочке 2 многожильных провода сечением около 0.12мм 10 м
Резистор выводной 0.25вт 100 КОм 34

* Количество указано с учетом кратности заказа на aliexpress
Спецификация для изготовления цифрового аккордеона собственными руками

Этапы реализации

Итак, после вводной информации пора описать порядок действий для создания электронного аккордеона своими руками.

Этап 1. Закупка комплектующих

Закупка производится по спецификации, приведенной на данной странице. Как я уже сказал, электронные компоненты я закупал на алиэкспресс и цены в спецификации указаны из моего собственного заказа.

Что касается аккордеона, то он у меня уже был. В моем случае — это аккордеон Weltmeister 3/4 с готовой системой левой стороны. Аккордеон устаревшей конструкции — у него длинная дека и наклонная форма черных клавиш. Хоть механика у аккордеона в порядке, но из-за устаревшей конструкции для прямого назначения он был забракован преподавателем по аккордеону. И я решил немного поменять его назначение путем переделки в электронный аккордеон.

На левой и правой клавиатурах моего экземпляра имеются кнопки переключения регистров, но скажу сразу, я их не задействовал, хотя технически это возможно будет сделать позже.

Кроме указанных в спецификации материалов стоит упомянуть, что потребуется еще ряд инструментов и материалов. Я не стал их указывать в спецификации, т.к. возможно, у вас найдутся подходящие инструменты и материалы под рукой. Я просто перечислю, что я что я использовал в этой работе.

Итак, обязательно потребуются паяльник, флюс и припой с изолентой. Также я использовал термоклей с пистолетом, хомуты для затягивания кабелей в жгуты, изоленту и клей типа «холодная сварка» для приклеивания магнитов к металлическим частям механизма.

Также из материалов я использовал листы фанеры, для замены на них планок с язычками, которые нужно будет извлечь из аккордеона из-за ненужности.

Из инструментов также потребуются дрель со сверлами, тиски, лобзик для резки фанеры, канцелярский нож для резки проводов и кабелей.

Этап 2. Подготовка электронных модулей Arduino Mega 2560 Pro к работе

Перед тем, как разбирать аккордеон и извлекать из него запчасти целесообразно убедиться, что у нас все в порядке с электроникой и мы готовы двигаться дальше. Необходимо будет прошить Arduino Mega 2560 Pro и попробовать залить в нее необходимую прошивку.

На этом этапе потребуется получить исходники проекта ардуино с github и залить в модуль Arduino Mega 2560 Pro.

Так же на этом этапе мы должны изучить схему электронной части аккордеона.

Источник

Решил установить МИДИ в аккордеон

Iridium-192

Пользователь

Итак.
Давно вынашивал идею установки миди на инструмент.
Чуть больше года назад собрал себе «игрушку» на день своего рождения — комп на базе двух интеловских процессоров «Зион» для работы в «Микскрафте» и других DAW, а также для обработки видео.
Начал записывать инструменты в живую и в том числе разные синтезаторы. Все было бы хорошо, если бы не один маленький нюанс. Уж очень не привычны мне клавишы, хотелось делать все тоже самое, но не снимая с плеч аккордеон!
Сразу оговорюсь и поймите меня правильно, я далеко не любитель Ролландов, считаю, что даже их 8 модель и «даллапе» на базе той-же восьмерки все-же не дотягивают до реального аккустического аккордеона. Может на 10 модели (если она вообще когда-либо появится) они смогут избавить эту электронную игрушки от детских болезней.

Тем не менее, если добавить МИДИ начинку в инструмент, то это другое дело! Как дополнение к полноценному инструменту — это просто находка для любого, кто пишется или работает с DAW.

У меня давно уже лежит итальянский МИДИ (M95D — Master Midi) кит, но он уж слишком простой и у него аналоговый датчик давления, которые нужно еще настраивать и програмировать. Так что, «пускай пока полежит», решил я и в поиске подходящей начинки, в начале 14 года я познакомился с одним товарищем из Болгарии, у которого, есть онлайн магазин всяких МИДИ прибамбасов.
Вот его сайт, зовут мужичка Ёрдан или Джордан (я не знаю точно, т.к. только переписывался с ним через имейл)
http://www.midiboutique.com/
Изучив тщательно все, что он предлагает, я написал ему и выложил свои идеи на счет того, как МИДИ начинка для аккордеона должна работать, он, в свою очередь дал свои предложения. Мы сошлись на чем-то общем и ВУАЛЯ! Новый МИДИ инкоудер был рожден! Я проплатил ему все изыскательные работы и пару недель назад я получил 3 новеньких МИДИ кита для пробы.
Его в продаже еще нет, но думаю, скоро появится. «mbe-3 USB» будет называться, пока доступна для продажи только версия «mbe-2», тоже с датчиком давления, но аналоговым, не цифровым и он не будет работать на полном инструменте, т.к. мало контактов.

Кит состоит из 2 плат (правая и левая), считывает до 43 клавиш на правой руке + 16 регистров и 32 кнопки на левой + 8 регистров. Электронный датчик учитывает разницу давления между атмосферным и тем, что внутри инструмента, таким образом становится возможным регулировать громкость воспроизводимых нот за счет силы воздействия на меха инструмента. Эту функцию можно выключать.
К компьютеру подключается кит через USB провод.
К киту прилагается программа, через которую можно регулировать и настраивать инкоудер по желанию.

Iridium-192

Пользователь

Инструмент, который подвергнется «экзекуции» будет мой «CROWN».
3 голосный, полный 41/120. Сухо настроенный, типичный джазовый американец. На нем и проэкспериментируем!

Пришлось пожертвовать одним из 5 регистров на левой клавиатуре, т.к. нужно чтобы что-то отключало поток воздуха к голосам. Для этого установил на «высокую» часть регистровые клапана (снял со старого итальянца). Через ряд коромысел подключил эти клапана к одному из уже установленных. Теперь при включении 5 — нижего регистра ВСЕ голоса полностью отключаются (можете представить, какой был бас, который все закрывал, кроме этой пиколки))), так что, не велика потеря! Итак, Полных МЬЮТ или ГЛУХО КАК В ТАНКЕ!

На правой стороне все было проще. всех действующих регистров было 7 но всех регистровых кнопок -11, 2 кнопки дублировали мастер снизу и сверху + мастер «палм свич» — переключатель на грифе (это уж слишком. )))), так что, их-то я и задействовал в обратую сторону. (Еще 2 работают на закрытие и открытие сундины).

Это был первый этап. Если хотите, могу все сфотать, если интересно.

Сл. этап — надо придумать как именно установить всю эту электронную начинку и проложить мили проводов.

Забыл сказать, этот МИДИ работает не на магнитных диодах, а на магнитных микро контактах, только они не прозрачные (не стеклянные) и очень миниатюрные.

Еще микрофоны установлю (это уже не ново для меня, на моем Кантусе уже ставил).

Если все пойдет как надо, установлю МИДИ на все свои инструменты.

Источник

Настройка голосов «в розлив» (СергейАкимов)

Zenano

Пользователь+

Я уже здесь.
Спешить все же не стоит, хотя и интересно, что в конце концов получится.
К розливу переходим когда два ряда /строевой и октавный/ уже чисто настроены. Это важно еще потому, что при розливе, когда выбран подходящий тембр на строевом и розливном рядах, нужно «подключить» пикколку и послушать, как звучат все три голоса.
Иногда приходится вносить после этого небольшие корректуры в розлив.

Биения также увеличиваются/уменьшаются соответственно изменениям частот в основном/розливном тоне. Например, если в ЛЯ1=440 Гц имеет 2 биения в сек., то ЛЯ2=880 Гц при одинаковом розливе /скажем, 8 центов/ должно схематично иметь 4 биение в сек., а ЛЯ мал.=220 Гц — 1 биение в сек. Соответственно будут заметны также тембральные различия между разными октавами.
Поэтому для каждого диапазона /октавы/ выбирается коррекция: для нижних тонов розлив увеличивается, а для высоких — уменьшается. Графическая кривая увеличения/уменьшения розлива может быть разнообразной и определяется при настройке настройщиком.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
Каждый может всегда добавить свой комментарии или поправить, если что-то, по его мнению, не совсем корректно. Хотелось бы помочь Сергею сделать первую серьезную настройку. Уверен, что при его познавательной активности и работоспособности, он сможет дальше во всем разобраться сам.

Необязательно конкретно 2 биения в сек. Тут нужно ориентироваться также по тембру. Количество биений может также увеличиваться наверх и уменьшаться вниз. Важна сама по себе тенденция расширения розлива вниз и сужения вверх для получения приятного тембра.

Поэтому, выбираешь один тон ниже /на октаву, квинту и т.п./ и ставишь на нем сначала для ориентации также около 2 биений в сек. /или как на основном тоне/. Если тембр тебя устраивает (пробовать вместе с пикколо), то смотришь по прибору на сколько центов разница с основным тоном /ЛЯ1/. Допустим розлив ушел с 9 центов на 12. Тогда все промежуточные тона между ними равномерно распределяешь по частотам, обязательно слушая тембр и поправляя биения/количество центов розлива по нему.

Например, если у тебя 4 октавы, то схема розлива может быть такой:
ЛЯм=12ц, ЛЯ1=9ц, ЛЯ2=7ц, ЛЯ3=5ц. Это необязательно должна быть геометрическая прогрессия, так как в основе лежит тембр, краска, которую ты хочешь получить. Но когда розлив равномерно переходит от тона к тону, то это дает наиболее хороший результат и приятный тембр.
Если у тебя меньшее количество октав /диапазон/, то можно ориентироваться по квинтам или другим интервалам.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
.

Работы предстоит еще немало. Успеха!

Zenano

Пользователь+

Хорошо звучит гармошечка!
Поздравляю с первой настройкой!

Сначала мне показалось что маловато розлива, но в «Барыне» все прозвучало неплохо.
Первые два низких тона явно выпадают из строя /как то тембрально звучат по-другому, третий уже лучше, а в четвертом/ты прав/ почему то розлив пропал. Проверь ответ голоса и лайку. Потом все более менее равномерно.
Лучше слушать не по гамме, а по хроматизму. Тогда заметнее какие-то неровности и переходы.

На мой вкус, я бы чуть-чуть еще в середине добавил биений, на 1-2 цента. Тогда бы звучание приобрело более залихватский характер. Но если тебе так нравится, то играй так на здоровье!

Zenano

Пользователь+

Дело вкуса. мне нравится унисон, а если розлив то более высокий.
Гармонь с розливом и низкими голосами в мелодии (баянный вариант) не люблю.

Ярче всего её качества проявляются на высоких голосах. Но с ними и работать труднее,

поэтому так часто гармони звучат как баяны или аккордеоны. жаль.

Тема розлива очень непроста. Есть хороший шведский сайт ( на английском ) http://www.accordionpage.com , который обсуждает эту тему. Вкратце, розлив бывает двухголосый и трёхголосый. Двухголосый розлив, это когда у нас есть два средних голоса, один настроен правильно, а второй — на несколько центов выше ( пол-тона делятся на сто центов ). Немцы любят десятицентовый розлив, французы и итальянцы двадцать центов, ирландцы — двадцать пять. Французская терминилогия ( начиная от ноль центов в восходящем порядке ) : унисон, полу-свинг, свинг, полу-американский, американский, полу-мюзетт, мюзетт ( самый сильный ). При трёхголосном розливе ( настоящий мюзетт ) присутсвует третий средний голос, расстоеный на несколько центов ниже правильно настроенного среднего голоса. Уровень розлива и в трёхголосном мюзетте бывает разный. В настоящем трёхглосном мюзетте ни один из голосов не должнет быть в ломанной деке ( guinguette musette ), но есть производители мюзетт-аккордеонов, ставящие один из средних голосов в ломанную деку.
В СССР розлив не любили, говорили что он портит идеальный слух, но Альфред Мирек утверждал, что ничего подобного.
Какой розлив у П. Дранги, двухголосный, трёхголосный, сколько центов, не знаю.

Большое спасибо за столь познавательный отклик.И теперь,если я не ошибаюсь,для красивого розлива инструмент должен быть как минимум трехголосый.

Ну, не совсем. Иногда и двухголосного разлива вполне хватает. Смотрите, не переборщите. Советская публика более-менее любит розлив, а вот мюзетт, не уверен.
Пойдите на сайт http://www.fisitalia.com , у них для каждой «готовой» модели есть образцы звучания в шести видах настроек ( или, точнее говоря, расстроек ). Там и послушайте, как звучит двухголосный розлив, и как — трёхголосный. Вообще, покупая аккордеон, немало фирм предлагают настройку на выбор ( уровень розлива, или, вместо нижнего, двух средних и верхнего голосов, поставить нижний и три средних, и иногда за это надо доплачивать ).
А вот как насчёт подержанных инструментов, я не знаю, как можно особенно выбирать, и вообще, врядли мюзетт-аккордеоны водятся в России.

Это не моя переписка. но думаю здесь всё достаточно ясно.

Источник

Оцените статью