Как сделать бас гитару активной

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 14 октября 1997 г.

Жако Пасториус, Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Маркус Миллер. Кому из бас — гитаристов не знакомы эти имена! Виртуозная техника и море фантазии и выдумки сделали игру этих музыкантов эталоном исполнительского мастерства для многих и многих людей. Не последнюю роль в этом сыграло великолепное звучание их бас — гитар, способное заворожить даже неискушенного слушателя. Не секрет, что практически во всей современной эстрадной музыке основная нагрузка приходится на ритм — секцию, где бас — гитара выполняет важнейшую роль, и ее звук напрямую связан с получением плотного ритмического звучания всего коллектива. В этой статье мы поговорим о том, как можно добиться приемлемого звучания этого инструмента, и какие приборы обработки сигнала необходимо при этом использовать, но прежде рассмотрим специфические особенности бас — гитары.

О чевидно, что ее звучание очень низкое по частоте — ее диапазон лежит примерно в пределах 41Гц — 392Гц для четырехструнного баса (для сравнения — у гитары диапазон составляет примерно 82Гц — 1,3кГц); естественно, имеется в виду основная частота — за счет наличия обертонов диапазон значительно расширяется . Это сразу накладывает определенные ограничения на звукоусилительную аппаратуру — она должна быть рассчитана на бульшую мощность, в приборах обработки сигнала также учитывается преобладание низких частот. Следует заметить, что в случае пяти — и шестиструнных бас — гитар область частотного диапазона еще более расширяется, что необходимо принимать во внимание при коррекции амплитудно — частотной характеристики.

Как известно, бас — гитары, появившиеся в начале 50 — х годов, являются чисто электрическими инструментами. При необходимости использования акустического звучания применялся контрабас, имеющий совершенно другую специфику игры. Однако, в последние годы популярными становятся басовые акустические гитары, которые очень любят использовать известные рок — исполнители в своих акустических концертах (так называемых «unplugged»). Такие гитары, как правило, имеют внутри корпуса установленные пьезодатчики и небольшой темброблок с эквалайзером, то есть практически не отличаются от обычных шестиструнных электроакустических гитар. Естественно, такая гитара требует принципиально иного подхода к обработке звука, нежели простая бас — гитара; скорее здесь подходят методы, описанные в предыдущей статье, посвященной акустической гитаре.

Как электрическая, так и акустическая бас — гитары могут иметь ладовый или безладовый (fretless) гриф. В этом случае звучание гитар имеет ярко выраженные различия. При отсутствии ладов звук содержит гораздо меньше высокочастотных составляющих за счет контакта струны с мягкой подушечкой пальца. При опоре струны на ладовую перегородку в звучании появляется некая жесткость и «конкретность».

Очень часто бас — гитары имеют так называемую «активную» электронику. Это означает, что усиление сигнала со звукоснимателей происходит непосредственно в схеме, встроенной в гитару или в сами звукосниматели. Таким образом, сигнал на выходе гитары приобретает высокий уровень, что снижает дальнейшие потери, а выход гитары и вход усилителя имеют согласованные сопротивления. В этом случае звукоусилительная цепь может иметь несколько другой вид.

Не менее заметная разница в звучании проявляется и при использовании различной техники игры. Обычно большинство басистов играют пальцами, однако бывают случаи применения медиатора. Это придает звуку более жесткий тембр с характерной и резкой атакой. Использование приема «слэп» вообще очень специфично и является наиболее трудным случаем достижения хорошего саунда. С одной стороны, необходимо подчеркнуть острую и глубокую низкочастотную атаку в момент удара по струне большим пальцем, а с другой стороны должно быть хорошо слышно большое количество высокочастотых составляющих, возникающих от соприкосновения колеблющейся струны с ладовыми перегородками в момент ее сбрасывания с пальца. В таких случаях, при наличии полного спектра частот, может возникнуть необходимость расщепления сигнала на две частотных полосы с отдельной обработкой каждой из них (данный вариант будет рассмотрен ниже).

Пожалуй, наиболее распространенным устройством обработки басового сигнала является всем известный графический эквалайзер — недаром им оснащены очень многие басовые комбоусилители. Единственное его отличие от прочих эквалайзеров — адаптация к частотному диапазону бас — гитары. Выпускаемые модели в виде педалей имеют 7 — полосные движковые регуляторы, позволяющие поднимать или опускать уровень любой частотной полосы в пределах примерно +/ — 15 дБ. С помощью одного только такого устройства возможно добиться вполне приемлемого звучания инструмента. Параметрические эквалайзеры также можно использовать, но они не сумеют создать общей тембральной звуковой картины; с их помощью хорошо лишь исправлять различные дефекты амплитудно — частотной характеристики.

Довольно часто в линии эффектов бас — гитаристов можно увидеть хорус. Использование этого эффекта делает звучание инструмента глубоким и полным. Специальный фильтр, встроенный в такое устройство, позволяет обрабатывать хорус — эффектом не весь частотный диапазон гитары, а только обертоны, то есть высокочастотную часть спектра, оставляя нижний участок диапазона без изменений. Это сделано для того, чтобы бас, являющийся своеобразной ритмической основой, звучал без постоянно изменяющихся «провалов» в амплитудно — частотной характеристике, столь характерных для хоруса.

Компрессор — лимитер можно посоветовать применять тем музыкантам, которые при игре на бас — гитаре используют различную игровую технику. При переходе с игры пальцами на слэп происходит значительное увеличение уровня выходного сигнала, а начальная атака может даже привести к значительным искажениям или перегрузке звукоусилительного тракта. В таких случаях включение в цепь компрессора — лимитера поможет избавиться от пиков сигнала и выровняет общую громкость независимо от приемов игры. Еще один вариант компрессора — компрессор — сустейнер — с успехом может использоваться при игре на безладовом басу, помогая «тянуть» звук, который имеет тенденцию к довольно быстрому затуханию. Впрочем, его можно применять и с любой бас — гитарой.

Басовый овердрайв, наверное, нужен далеко не каждому музыканту, а лишь работающим в определенных стилях. Искажения, добавляющие звучанию баса много обертонов, позволяют получить напористый и мощный саунд. Естественно, при этом увеличивается и сустейн. Как всегда, при применении подобных устройств большое значение имеет частотная обработка входного и выходного сигналов, поэтому, если в самой педали — овердрайве нет какого — нибудь регулятора частот, необходимо применять внешний эквалайзер.

Для обработки басового сигнала применяются и другие эффекты. Довольно часто в цепи эффектов можно увидеть октавер, позволяющий добавить к звучанию баса обертоны (вернее, унтертоны), лежащие на октаву или две ниже основного тона. Значительно реже употребляются такие устройства, как флэнжер, фэйзер и вау — вау. Для басистов, выступающих с сольными партиями, скорее всего понадобится дилэй.

Нельзя обойти вниманием и применение таких устройств, как басовые процессоры, включающие в себя множество эффектов, необходимых для обработки звучания бас — гитар. Таких процессоров выпускается достаточно много (в качестве примеров можно назвать Korg G5, Korg AX30B, Zoom 506 Bass, DOD BassTec, Roland ME — 8B и др.), и их применение оправдано во многих случаях. Известный бас — гитарист Маркус Миллер использует даже обычный гитарный процессор Digitech RP — 10. В одном из интервью он сказал: «Я слишком ленив, чтобы проверять разные басовые процессоры, тем более я не использую много эффектов» (RP — 10 служит у него для получения дисторшна, дилэя и реверберации, перед ним установлен октавер Boss OC — 2).

Касаясь конкретных соединений эффектовых устройств, надо заметить, что в принципе хороший инструмент может звучать и вовсе без них. Но это только в крайних случаях — конечно, для получения хорошего плотного звука требуется какая — то обработка сигнала. В минимальной конфигурации необходим один только графический эквалайзер (рис.1): при грамотном его применении можно творить настоящие чудеса. Естественно, в этой ситуации добиться какого — то выдающегося звука нереально, но в большинстве случаев это и не нужно — требуется лишь хороший, плотный саунд, так называемая «основа».

Для бас — гитаристов, более серьезно подходящих к проблеме звучания своего инструмента, можно порекомендовать схему, изображенную на рис.2. Эта, в общем — то стандартная конфигурация, включает в себя самые необходимые эффектовые устройства и позволяет достигнуть совершенно разного звучания в зависимости от задач, поставленных перед музыкантом. При этом графический эквалайзер, стоящий в самом начале линии эффектов, можно поместить в любое место цепи — для достижения наилучшего звучания его местоположение находится чисто опытным путем. Это связано с конкретными моделями используемых устройств, некоторые из которых могут «срезать» высокие или низкие частоты. Тогда возникает необходимость в амплитудно — частотной коррекции сигнала после его прохождения через такое устройство.

Если бас — гитарист играет в коллективе, который имеет возможность перевозить с собой всю необходимую аппаратуру, то имеет смысл добиваться действительно хорошего звучания инструмента, которое не будет меняться от концерта к концерту. Один из нестандартных вариантов обработки сигнала показан на рис.3. Похожую схему использует бас — гитарист Джефф Эймент («Pearl Jam»). Сигнал поступающий из бас — гитары на активный кроссовер (полосовой фильтр с раздельными выходами для каждой полосы), расщепляется на два сигнала — низкочастотный (показан красными стрелками) и высокочастотный (синие стрелки). Первый из них, минуя устройства обработки, попадает непосредственно на предусилитель. Высокочастотный сигнал проходит через октавер и хорус. Затем оба сигнала поступают на омпрессор — лимитер, ограничивающий пики сигнала до номинального уровня, и далее попадают в звукоусилительный тракт — причем оба сигнала могут как смешиваться, так и оставаться раздельными вплоть до акустических колонок. В идеальном случае каждый из сигналов должен подаваться на отдельный усилитель: один нагружается на низкочастотные динамические головки, второй — на высокочастотные.

Хотя все вышеописанные схемы позволяют получить более или менее хорошое звучание инструмента, конкретный выбор зависит от фантазии исполнителя. Часто единственно правильное решение оказывается нестандартным, поэтому основу успеха в достижении оригинального звука составляют многочисленные эксперименты.

Источник

Шесть секретов плотного и сильного звука бас-гитары на записи

Басистам не везёт. Вот барабанщику, например, никто и слова не скажет, если он полдня будет возиться со своей колымагой, накручивая там каждый винтик. А попробуй попроси звукорежиссёра поставить к басовому кабинету второй микрофон – такое сразу начнётся…

Бас-гитара – один из самых важных инструментов рок-музыки вообще и самый важный в ритм-секции. Но звукорежиссёры редко относятся к ней с подобающим почтением. Берут с полки первый попавшийся директ-бокс, брезгливо вытягивают за провод из-под старого барабана микрофон, даже плесень с него не стряхивая – бери, мол, включайся. Так что думать о звуке своей любимой басухи нужно нам самим. Слава богам, это не так уж и сложно, и неважно, в каком стиле вы играете. Внимайте.

Берите хороший директ-бокс. Не все DI-коробки одинаково хороши. Самые дешёвые и звучат так же. В более дорогих и компоненты получше, и сделаны они на совесть, причем разницу между дешёвым и подороже несложно услышать невооружённым ухом. Считается, что лучшие боксы – те, в которых стоят трансформаторы Jensen, специально обученные для передачи самых низких частот и не пропускающие наводки и фон.

Если у вас пассивные датчики на гитаре, включайтесь в активный DI, и наоборот – для активного баса берите пассивную коробку. Иначе в звук полезут шумы. Так что выбирайте самый лучший директ-бокс, какой можете себе позволить – и приятно удивитесь, насколько чище, яснее и басовее станет звучать ваша бас-гитара.

Включайтесь в небольшой кабинет. Тот редкий случай, когда размер имеет значение, но наоборот. Конечно, чем больше кабинет и чем больше в нем динамики, тем басистее будет звук. На живых выступлениях это как раз в кассу, но в студии супер-глубокий бас может потеряться в миксе. Чтобы бас-гитару было слышно не только в дорогих мониторах, но и в маленьких колонках, наушниках и даже динамиках смартфонов, стоит записать ее через маленький кабинет с выраженными средними частотами, это ещё и добавит энергии басу независимо от того, на чём его будут слушать. Помните, что люди слышат самые низкие частоты, только если в их системе есть отдельный сабвуфер.

Комбики и кабинеты с 8″, 10″ и 12″ динамиками вполне подойдут для записей, которые будут слышны на любой аппаратуре. Множество рок-песен писались через кабинет 4х10″, но не бойтесь взять и меньший. Даже недорогой школьный комбик вполне может своим звуком прорезать микс.

(Это можно проверить и в программном симуляторе кабинета – поставьте в Guitar Rig’e, например, самый большой басовый кабинет, и звук уйдет, станет невнятный и мыльный. – Прим. редактора.)

Подбирайте и комбинируйте микрофоны. В студиях часто используют микрофоны с большой мембраной, типа Electro-Voice RE20 или AKG D112, которые хорошо берут нижние частоты. С ними звук глубокий, мощный в низах, но недостаточно ясный и чёткий.

Конденсаторные микрофоны, с другой стороны, отлично ловят детали и верхние “воздушные” частоты. А большая мембрана даст звук с более выраженными нижними. Если у вас только один микрофон, то лучше всего использовать именно такой. Но не ставьте его близко к кабинету, высокое звуковое давление может испортить микрофон. А еще лучше поставить два микрофона: конденсаторный с маленькой мембраной и динамический с большой. Для лучшей атаки и резкости берите проверенный временем Shure SM-57 , профессионал в областе средних частот.

Разделяйте сигнал. Есть три способа это сделать:

  • Пустить один сигнал в два кабинета – один с большим басовым динамиком, другой с небольшим среднечастотным – через Y-образный кабель.
  • Взять разветвитель сигнала и пустить через него бас в два разных усилителя со своими кабинетами.
  • Записать бас через DI-коробку и реампить его через два усилителя. Даже если у вас только один усилок, можно во второй заход поменять настройки эквалайзера.

Выравнивайте фазы. Смешивая несколько басовых дорожек, всегда можно попасть на проблемы с фазами сигналов, особенно если это дорожки с DI или после реампинга. Не ленитесь и поправьте фазы в компьютерной студии, либо руками, либо каким-нибудь плагином типа Precision Time Align.

Увеличьте картинку с записями и смотрите, какая из них запаздывает или начинается раньше. Даже небольшой сдвиг в несколько миллисекунд испортит низкие частоты. Поставьте эти дорожки на место, и бас сразу заиграет всеми красками.

А теперь хотите самый грязный главный секрет записи бас-гитары? А вот он: записывайтесь без усилителя! Некоторые активные DI-коробки по гибкости настройки частот не хуже самых крутых усилителей. Например, легендарная педаль SansAmp частенько грязно использовалась басистами для записи, когда под рукой не было усилителя – а все благодаря его тёплому, почти ламповому звуку.

Есть и цифровые симуляторы басовых усилителей, например, Kuassa Cerberus или Softube Bass Amp Room. Да и вообще, на компьютере можно соорудить грандиозную виртуальную студию с разными кабинетами, микрофонами и прочим, и при этом очень точно их настраивать. Попробуйте записать бас в студии, как мы рассказали, а потом запустить чистую дорожку с DI в виртуальный кабсим, и сравните – будет ли разница и в чью пользу.

Вот такие дела, ребятки и девчатки. Прочитали? Ну а теперь берём свои четыре и более струн и задаем такой грув, чтобы никому мало не показалось.

Об этом и всём остальном о гитарах и гитаристах читайте на гитарном сайте RoundWound

Источник

Читайте также:  Как настраивать бас гитару 4 струны
Оцените статью