Как сделать бас гитару лучше

Как выбрать бас гитару: инструкция для новичка

Бас гитара это удивительный инструмент! Одновременно ритмический и мелодический – этот инструмент применим в любом стиле, так что бас гитарист сможет найти себе группу на любой музыкальный вкус! Бас гитара возможно и не так выделяется в музыке как гитара, но бас дает глубину, форму и дополнительный драйв! Бас является посредником между ритмом барабанов и мелодией гитары. Без бас гитары сложно представить рок, метал, блюз или джаз группу. К тому же бас гитара достаточна проста в применении и легка для обучения. Тем не менее необходимо знать несколько важных вещей о бас гитарах, прежде чем выбирать себе инструмент.

Части бас гитары

Все бас гитары работают по одному принципу, не важно классический это инструмент или созданный для игры deathmetal в низких строях. Идеален тот инструмент, который удобно висит у вас на плече, не очень тяжелый, круто выглядит и подходит по звучанию для того стиля музыки, в котором вы играете. Самое главное во внешнем виде инструмента – что бы он вам нравился! Чем больше бас подходит вам по звуку и по внешнему виду, тем больше вы будете играть на нем и получать от него удовольствия!

В последние годы появилось очень много доступных по цене инструментов, которые можно назвать бас-гитарами для новичков. Многие из них отлично звучат для своей цены! Конечно, они не так хороши, как профессиональные дорогие инструменты — качество сборки, сорта дерева и звукосниматели будут качеством ниже чем на дорогих басах, но тем не менее – они вполне подходят для новичка и помогут вам освоить основы игры на ранних этапах вашей музыкальной карьеры.

Для новичков не уверенных в своем таланте или долгосрочности своего интереса к музыке эти недорогие инструменты дают возможность попробовать себя в роли бас гитариста без крупных финансовых вложений. Если вы тверды в своем желании стать звездой на бас гитарном поприще – берите инструмент уровнем выше! Вы не перерастете свой инструмент за короткий промежуток времени – к тому же серьёзный инструмент сделает процесс обучения несколько более легким и приятным.

Существуют 4х, 5ти и 6ти струнные инструменты, возможно, если вы давно интересуетесь бас гитарами – вы видели и больше – до 12 струн, эти инструменты профессионалам, как правило, изготавливают на заказ. Если вы только начинаете – покупайте себе 4х струнный инструмент! Вы можете сыграть практически любое произведение на 4х струнах и на первых порах вам важно не усложнять себе главную задачу — научиться играть!

Преимущество 5ти струнного баса в дополнительной низкой ноте B на 5ой струне. В современных фанк, гаспел и поп жанрах часто используется низкая середина, так же 5ти струнный бас даст вам преимущества если вы играете тяжелую музыку в низком строе. Шести струнный инструмент имеет дополнительную высокую (тонкую) струну, которая добавляется к 1ой – это расширяет возможности для игры тепингом, а так же помогает играть развернутое соло.

Полуакустические и обычные бас-гитары

Дека обычной бас гитары сделана из одного или нескольких кусков дерева. Более дорогие модели обычно сделаны из цельных кусков древесины особых пород, которые хорошо передают вибрацию — ольхи, клена, болотного ясеня, красного дерева и др. В более дешевых бас гитарах используют слоеную, прессованную или более мягкую древесину. Бывают бас гитары сделанные из пластика.

Полу акустические басы имеют полую деку как у акустической гитары, только в отличии от нее имеют звукосниматели и эквалайзер как обычные бас гитары. Они используются в основном джаз и фолк музыкантами или в музыке, где нужен более спокойный, акустический звук. Одна из самых известных полу акустических бас гитар – бас гитара Hofner в форме виолончели, на которой играет Пол Маккартни, бывший басист The Beatles – это отличный пример того, как подобные басы используют в рок музыке.

Преимущество полу акустических басов – в их легкости, но обычно они более ограничены в настройке звука и не дают такого мощного звучания как обычные басы. Есть так же варианты, когда в деке обычного баса вырезают небольшие полости для получения более мягкого звука, но это не очень распространено.

Еще один тип басов – акустический бас с пьезо-датчиками. Это полноценный акустический инструмент с возможностью подключения в усилитель. Как правило пъезо-датчик стоит у бриджа, а встроенный эквалайзер дает возможность настройки тона звучания при игре через усилитель.

В основном грифы бас гитар делаются из клена или красного дерева, потому что это жесткие типы древесины, которые выдерживают натяжение толстых басовых струн. Обычно гриф делается из одного куска дерева, но иногда используются несколько кусков для большей упругости и прочности грифа.

Гриф бас гитары получает очень сильную нагрузку из-за натяжения струн, по этому как правило бас гитара имеет анкер (агл. truss rod) — внутри грифа. Он позволяет регулировать натяжение, выравнивая гриф или создать небольшой наклон.

Накладка на гриф

Накладки на гриф обычно сделаны из палисандра, клена или черного дерева. Все эти типы древесины подходят для накладки, но отличаются по своим особенностям. Лучшая древесина для накладки на гриф должна быть гладкой, высушенной и плотной, что бы не изнашивалась от игры. Накладки на гриф обычно имеют округлую форму, так называемый радиус. Представьте себе окружность, если вырезать из нее часть, она будет выпуклая. Чем меньше радиус окружности, тем более выпуклая будет накладка.

Крепление грифа к деке

  • Болчёный гриф. Основной тип крепления грифа к деке – это крепление на винтах. Количество болтов может быть разным. Главное, что бы они хорошо держали гриф. Считается, что грифы на болтах уменьшают длительность звучания нот, однако одни из самых лучших бас гитар – Fender Jazz Bass имеют именно такую систему крепления грифа.
  • Сквозной гриф. «Сквозной гриф» означает, что гриф идет сквозь всю гитару, а дека состоит из двух половин, которые крепятся сбоку. Такие грифы имеют более теплый звук и продолжительный сустейн. Струны крепятся к одному куску дерева. На таких гитарах легко зажимать первые лады. Такие басы обычно более дорогие. Основной недостаток – более сложная настройка анкера.
  • Вклеенный гриф. Это своеобразный компромисс между винтовым и сквозным креплением, сохраняющий преимущества каждого из них.

Длина мензуры ладового музыкального инструмента — есть расстояние между его верхним порожком («нулевым ладом») и центром установленного бриджа. Для бас-гитар стандартной длиной считается мензура в 34″ (863.6 миллиметра), существуют также бас-гитары с меньшей и большей длиной мензуры а также с косой мензурой Dingwall — конструкция инструмента такая, что у низких струн мензура больше чем у высоких. Если у вас маленькие руки – вам подойдет бас гитара с укороченной мензурой, удлиненные мензуры обычно имеют бас гитары с дополнительными ладами или 5ти и 6сти струнные инструменты.

Ладовые и безладовые инструменты

Новичку подойдет больше ладовая бас гитара. Безладовые басы требуют точности в игре и хороший слух. Новичку наличие ладов даст возможность играть ноты наиболее точно. Когда у вас будет больше опыта, вы сможете играть и на безладовом инструменте, обычно безладовый бас покупается как второй инструмент. Безладовый бас дает специфическое звучание контрабаса и незаменим в некоторых стилях музыки.

С помощью бриджа струны крепятся к деке. Самые лучшие бриджы делаются из хромированной или никелированной латуни. Суть заключается в том что бридж большего размера и веса лучше держит струны и передает больше вибрации струн дереву. Некоторые бас гитары оснащены подстроечным механизмом. Хороший бридж должен иметь отдельное «седло» (saddle), для каждой струны (позволяет регулировать высоту и длину струны). Это имеет большое значение при настройке баса.

Звукосниматель — это устройство, которое преобразует колебания струны в электрические колебания. Он представляет собой один, или несколько электромагнитов (железных сердечников с намотанным на них медным проводом). Когда струна колеблется в магнитном поле, создаваемом звукоснимателем, она изменяет его, что приводит к изменению электрического поля катушек. Таким образом, создается электрический сигнал, который потом усиливается. По конструктивным особенностям все звукосниматели можно разделить на синглы и хамбакеры.

Синглы или Single Coil Pickups состоят из одного или нескольких магнитных сердечников и одной общей обмотки. Синглы очень хорошо передают высокие и средние частоты. К сожалению, они сильно шумят. Если у Вас посредственный усилитель, то шум может стать настоящей проблемой. Для борьбы с помехами используют экранирование электроники бас гитары. Делают это с помощью медных пластин или специального покрытия. Если при включении своего баса Вы слышите радио, значит он плохо экранирован.

Хамбакеры, в отличие от синглов, имеют две группы противоположно ориентированных магнитных сердечников с двумя или более противоположными обмотками на каждой. Для этих звукоснимателей характерен мощный плотный звук. Разная ориентация полюсов и использование противоположных обмоток приводит к подавлению шума. Однако, на большой громкости даже хамбакеры дают небольшой шум. В основном, на бас гитарах 2 звукоснимателя, что дает возможность настраивать звучание бас гитары. Чем ближе звукосниматель к грифу, тем более низкий и плотный звук он дает, звукосниматель у бриджа дает больше верха и середины.

Активная и пассивная электроника

Наличие активной электроники означает, что в бас гитаре есть встроенный предусилитель. Обычно он нуждается в дополнительном питании, которое ему дает 9ти вольтовая батарейка. Преимущества активной электроники – более мощный сигнал и большее количество настроек звучания. Такие басы имеют отдельный эквалайзер разделенный по частотам (низ, середина, верхи и высоко частотные настройки boost/cut).

Пассивная электроника не имеет никакого дополнительного источника питания, настройки звука сводятся к громкости, тону звучания и переключение между звукоснимателями (если их два). Преимущества такого баса в том, что батарейка не сядет в середине концерта, в простоте настройки звука и традиционном звучании, активные басы дают более агрессивный, современный звук.

Эти советы не являются правилами, но помогут существенно облегчить проблему с выбором инструмента.

  • Покупайте самый лучший бас, на который только хватит денег! Помните, что скупой платит дважды! Хороший бас сделает процесс обучения более приятным и желанным, не говоря уже о качестве звука на репетициях и концертах!
  • Покупайте бас гитару с ладами, пока точно не будете уверены, что безладовый инструмент вам необходим.
  • Покупайте бас со стандартной мензурой 34” , бас с укороченной мензурой вам необходим только в случае если у вас маленькие руки!
  • Берите 4х струнный инструмент, невзирая на моду и советы друзей, количество струн – не та область где действует закон «чем больше, тем лучше»! Если вам нужен низкий строй – всегда можно опустить 4ую струну!
  • Берите бас, настройки звука которого будут вам понятны сразу, возможно, сложный эквалайзер вам не нужен будет вообще!
  • Выбирайте бас, который нравиться вам. Внешние данные не улучшат звука, но смогут мотивировать вас заниматься инструментом больше!
  • Выбирайте инструмент своими ушами и своими глазами! Играть на нем только вам!
  • Если у вас не очень большой бюджет – выбирайте инструменты менее раскрученных марок, вы сможете получить более высокое качество за меньшие деньги, а так же избежать подделки. Помните, не бывает бас гитар Fender за 7000р и Gibson за 8000р.

Источник

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник

Оцените статью