Чертовски важные мелочи в гитарном звуке
Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!
Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.
Порожек на грифе
Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.
Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.
Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.
Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.
Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.
Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!
В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.
Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.
Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.
Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.
Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.
Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.
Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.
Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.
Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.
Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.
Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.
В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.
Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.
Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:
- Чистый никель звучит мягко и округло.
- Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
- Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая
На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.
Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.
Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.
С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.
Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.
Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂
Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.
Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.
Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.
Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.
Источник
26 шагов к мощному гитарному звуку
1. Изначально правильное звучание
Прежде, чем приступить к обработке материала, убедитесь, что исходник правильно записан, правильно сыгран и имеет правильный тон (тембр). Как говорит продюсер Joey Sturgis, «если она (гитара) не звучит классно с самого начала, то, вероятно, у неё неправильный тон… Суть всего заключена в тембре и исполнителе; и если эти две вещи находятся в гармонии друг с другом, то всё, что остаётся сделать – это добавить свои дополнительные пять процентов».
2. Инверсии
Безошибочный способ добавить мяса в результирующее звучание – это продублировать партию, пользуясь при игре разной аппликатурой. Попробуйте сыграть одну и ту же последовательность аккордов двумя разными способами: первый раз так, как изначально задумано, а второй раз – с обращениями (например, вместо баррэ сыграть открытый аккорд).
Romesh Dodangoda: «Одна из важнейших предпосылок для широкого гитарного звука – это то, как Вы играете на инструменте. Иногда я пробую различные обращения аккордов, поскольку некоторые из них сами по себе звучат более весомо и жирно. Это реально важный шаг, предваряющий поиски нужного звучания, поскольку только это уже может заставить гитару играть мощнее и тяжелее. Используя разные обращения в левом и правом каналах, можно добавить ещё больше ширины в общее звучание. Дело в том, слушатель воспринимает эти тонкие различия, и они заставляют его ощущать гитарную партию более широкой, чем есть на самом деле».
3. Удержание интереса
Эмоциональный контраст – это мощнейший инструмент в руках художника. К примеру, в триллерах тишина обычно предваряет «нервные» эпизоды, а в музыке динамические контрасты могут использоваться для того, чтобы создать ощущение громкости и мощи. Joey Sturgis: «Смотрите на свою песню как на фильм или рассказ, где постоянно должны происходить какие-то события. Здесь не должно быть одного гигантского взрыва от начала до конца, поскольку в этом случае песня станет одним большим скучным кирпичом. Есть много инструментов для создания разнообразия – эквализация, автоматизация и комбинирование различных тембров».
Romesh Dodangoda: «Если, к примеру, в запеве навалена куча гитар, то когда начинает играть припев, эти гитары уже не покажутся такими широкими. Проанализируйте аранжировку и определите места, где бы Вы хотели, чтобы была ширина. Так Вы сможете создать правильное впечатление именно в тех местах, где это особенно нужно».
4. Струны
Andy Sneap: «Считаю, что можно слишком увлечься толщиной струн. Если понижать строй в drop C, то я бы не использовал ничего толще калибра 0.052. А в случае обычной настройки — 0.046. В былые времена, я всегда выбирал 0.011 — 0.056, но, поскольку в их звучании есть некая тусклость, то считаю, что яркость более тонких струн может быть предпочтительней».
Joey Sturgis: «Чем толще струны, тем лучше они держат строй. Впрочем, мы довольно часто меняем струны. Всё зависит от ситуации. Например, музыкант хочет сыграть каким-то особенным образом – например, исполнить определённые ноты со специфическим бендом – и, в этом случае, мы берём инструмент с более тонкими струнами. Или, например, если в рифе есть вибрато или какие-то подобные вещи. А потом мы опять возвращаемся к большой мясной гитаре, которая хорошо держит настройку».
5. Использование пониженных строёв
Как известно, пониженный строй даёт гитаре более жирное, мясное звучание. Даже если Ваша песня сделана в обычной тональности, запросто можно добавить к ней побольше мяса, если записать некоторые треки в пониженном строе. Попробуйте перестроить гитару в Eb или drop D, только не забудьте транспонировать партию, чтобы ноты играли корректно и в нужной тональности.
6. Выбор динамиков
Andy Sneap: «Я давно заметил, что для пониженных строёв более важен выбор динамиков, чем усилителей как таковых. К примеру, Celestion Greenbacks и Vintage 30 лучше работают с пониженным строем, поскольку имеют более акцентированную середину. Чем ниже партия, тем больше усилий требуется для того, чтобы добиться хорошей читаемости каждой ноты. А поскольку многие риффы исполняются на одной струне, то задача ещё больше осложняется. В обычном строе всё как нельзя лучше сидит на своём месте, и бас в том числе. Но, когда Вы понижаете строй, то получаете проблему: гитара попадает туда, где должен быть бас, и вообще, весь спектр съезжает вниз. Но, если в кабинете стоят эти динамики, то за счёт естественного подъёма середины Вы разгребаете эту кучу и улучшаете читаемость партии».
7. Создавайте мощь руками, а не усилителем
Andy Sneap: «Теперь есть усилители с хай-гейновой сатурацией, где можно сразу накрутить мощный жёсткий звук. Однако, вся эта энергия и напор должны рождаться в руках музыканта, а не в усилителе. Если играть с минимально возможным гейном, то звучание будет наиболее прозрачным и читаемым.
8. Используйте щадящие уровни громкости
Alain Johannes: «Думаю, что для записи не нужны огромные и громкие усилители. Далеко не все микрофоны могут нормально передать такие уровни. Лучше использовать хорошие модели более скромных размеров, громкость которых не разрывает перепонки. Возьмите, к примеру, хороший джазовый альбом, и Вы услышите, какое чудесное и большое звучание у барабанов. Но это всего лишь играет маленькая установка, подзвученная одним или двумя ламповыми микрофонами и немного скомпрессированная. Но, зато эти микрофоны захватили полный частотный диапазон и ничего не разрушено избыточной громкостью.
Что происходит, когда ушам слишком громко? Они глохнут. Вот поэтому мне и нравятся маленькие усилители. В случае, если приходится пользоваться большими аппаратами, я стараюсь устанавливать на них достаточно умеренную громкость. Тогда, открывается широкий доступ к большому диапазону самых разных микрофонов (например, ленточным), благодаря которым можно добавить глубину, богатство и фактуру, недоступную динамическим моделям.
9. Запись дабл-треков
Дабл-треки – это один из самых известных и простых способов добавить объём и вес в любую гитарную запись. Принцип до безобразия прост: нужно просто два раза записать одну и ту же партию. Главное условие – обе партии должны играть синхронно друг другу. Если пренебречь этим аспектом, то пострадает фактура риффа, возникнет суета в стереопространстве и вместо ожидаемого объёма и веса получится обычная каша.
10. Запись акустического звучания струн
При желании, Вы можете добавить к электрическому звуку перкуссионный эффект, аналогичный тому, что мы слышим в звучании акустической гитары. Для этого нужен конденсаторный микрофон (поскольку струны электрогитары сами по себе звучат очень тихо), расположенный на расстоянии достаточном, чтобы не задевать рукой. Конечно, нужно учитывать, что он может подхватить и лишние звуки. Например, дыхание, сопение, топот или урчание в животе.
11. Два трека хорошо – четыре трека плохо?
Итак, если дабл-трек создаёт более широкое и жирное звучание, то квадро-трек, наверное, даст ещё более массивный звук? Не всегда. При правильном подходе, они могут добавить динамику в аранжировку, заставляя инструменты звучать очень широко. В противном случае, вместо ширины и веса Вы получите грязную стену перегруженных гитар. Узнаем, что по этому поводу говорят профессионалы:
Romesh Dodangoda: «Если позволяет аранжировка, то я запишу квадро-треки. Для одной пары треков будет один усилитель, а для второй – совершенно другой. А иногда, и другая гитара. Это добавляет в гитарную партию новые частоты и гармоники, и создаёт сверхширокий фактурный звук. Однако, квадро-треки далеко не всегда работают так, как надо. Если, к примеру, аранжировка перегружена, то лучше остановиться на дабл-треке. В некоторых случаях, две гитары играют мощнее и шире, чем четыре (по этому поводу, хочется отослать к статье из цикла Секреты микс-инженеров «Майк Фрейзер. AC/DC: Black Ice»).
Andy Sneap: «Возможно, в запевах будет два трека, но когда дело дойдёт до припевов, то будет уже четыре дорожки, чтобы создать ощущение некоего подъёма. Также можно поискать другие обращения аккордов, чтобы звучание стало пообъёмней. Если сразу начинать с четырёх треков, можно быстро закончить потерей читаемости исполнения. Фактически, я предпочитаю работать с двумя треками, нежели с четырьмя. Я хочу слышать атаку в нотах. Многие люди думают, что чем больше – тем лучше, но, на мой взгляд, это может привести к хорусоподобному звучанию из-за расхождений в настройке гитар и смазанности исполнения из-за ритмических отклонений во время игры.
Tom Dalgety: «Вместо того, чтобы складывать тембр из множества треков, я сразу стараюсь сделать индивидуальный звук настолько большим, насколько только возможно. Я часто меняю микрофоны и методики записи. Для подзвучивания кабинетов мне нравятся конденсаторные или ленточные микрофоны, хотя, в некоторых случаях Shure SM57 затыкает их за пояс. Впрочем, кабинет я записываю обычно только одним микрофоном. Но, если это необходимо, могу установить и записать намного больше. Считаю, что лучше потратить некоторое время и создать два или три реально крутых тембра, чем потом сидеть и пытаться что-то слепить из пятнадцати кусочков».
Joey Sturgis: «Считаю, что есть значительные заблуждения по поводу того, как сделать большую гитару. Люди думают, что для большого звука нужно много гитарных треков. Я же рекомендую совершенно противоположную вещь: я думаю, что чем меньше гитар, тем мощнее и объемней получается звук. Если есть только по одной гитаре в правом и левом каналах, то Вы можете навалять им мощи по максимуму. А если треков уже по два, то нужно идти на компромисс, что-то убавлять, чтобы их было как следует слышно. Намного проще настроить один реально забойный мясной тембр и просто играть с ним».
12. Используйте разное оборудование и инструменты
Помните, что мы недавно говорили о маленьких изменениях в настройках аппаратуры и о том, какое большое влияние они могут оказать на итоговое звучание? Изменяя конфигурацию своего оборудования между записями треков, Вы легко можете получить широкую гамму самых разных тембров. Пробуйте разные гитары, звукосниматели, усилители и микрофоны. Это добавит интерес и разнообразие, удерживая внимание слушателя.
Tom Dalgety: «Записывая дубли, можно изменять входной уровень (гейн) на усилителях или педалях. Так Вы получаете разные гармоники для разных треков».
Romesh Dodangoda: «Мне нравится использовать разные усилители для правого и левого каналов. К примеру, слева ритм-гитара будет играть через Marshall, а справа – через Blackstar. Я считаю, что лучше не менять гитару, чтобы интонация и настройка были близки в обоих каналах. Однако, два разных усилителя – это хороший способ добавить немного ширины. К тому же, так получается более интересный звук…»
Andy Sneap: «…Gary Holt (группа Exodus) играл все партии ритм-гитары. Однако, правый и левый каналы были записаны с немного различающимся звучанием. Это помогает добавить немного ширины в микс. Одинаковый звук в обоих каналах заставляет песню звучать скучно и по-дилетантски».
13. Не копируйте
Подавляйте искушение просто скопировать один и тот же файл на множество слоёв. Ничего хорошего из этого выйдет, поскольку везде будет одинаковый спектр. В некоторых случаях, это может привести к эффекту противофазы, что никак не поспособствует полноте и мощности звучания.
14. Используйте дилэй на соло
Romesh Dodangoda: «В случае с соло-гитарой, дилэй реально может расширить её чуть ли не за края динамиков. Для начала, в левом канале попробуйте установить 1/4, а в правом – 1/8. Разное время задержки создаст иллюзию, что гитара стала более широкой. Я часто использую её для создания интересных ритмических эффектов в стерео. …Звучание дилэя может сильно зависеть от того, в какое место цепи он включён, поэтому, экспериментируйте и ищите лучшее».
15. Запись двух усилителей одновременно
Если у Вас есть два разных усилителя, то можно попробовать записать их одновременно – фактически, будто это одно устройство. Для этого, нужно разделить гитарный сигнал (например, воспользоваться сплиттером) и подать его на усилители. В идеале, они должны быть изолированы друг от друга. Конечно, эта методика не даёт такой же тип расширения, как настоящий дабл-трек, но, тем не менее, предоставляет Вам более объёмную гамму полезных тембров.
Alain Johannes: «Мне нравится одновременно записывать и несколько микрофонов, и несколько усилителей. Обычно, я не ставлю микрофон более чем на один динамик, но зато у меня практически всегда будет микрофон комнаты – ленточный или какой другой – чтобы дать всему немного глубины. Я могу поставить микрофон позади кабинета с открытой задней стенкой, чтобы получить ощущение движения воздуха. И мне нравится посылать сигнал сразу на два усилителя, установив в одном из них маленькую задержку, давая звуку чуть больше объёма и ширины».
16. Экспериментируйте со своим оборудованием
Стоит сказать, что многие именитые музыканты используют при записи альбомов, в том числе, и дешёвую полулюбительскую аппаратуру. Благодаря ей, можно увеличить тональную палитру, добавить агрессии и решить некоторые проблемы, связанные с читаемостью отдельных партий.
Alain Johannes: «Если есть гитарная дорожка, которую реально хочется выдвинуть вперёд, то почему не записать её сразу через несколько усилителей? Вы берёте дополнительный маленький усилитель для домашних занятий (например, Pignose) с его жестяным «бззз бззз» и записываете вместе с большим аппаратом. Теперь, подмешав это «бззз бззз» к основному треку, Вы будете уверены, что он будет заметен в любой куче инструментов».
17. Не стесняйтесь использовать эмуляторы!
Виртуальные гитарные усилители уже достигли такого совершенства, что далеко не все люди уже могут отличить их звучание от настоящей вещи. К примеру, Joey Sturgis реально предпочитает использовать ампсимуляторы для создания тяжёлых тембров. «Я очень интенсивно использую ампсимуляторы для таких вещей. Есть некоторые клиенты, которые приходят и требуют реальные усилители, и тогда я говорю им: «А не хотите ли сделать слепой тест»? И, почти в 99% случаев, люди выбирают ампсимулятор».
18. Добавляйте живой воздух…
Если Вы работаете сугубо в виртуальной среде, и Вам кажется, что гитары звучат слишком уж стерильно, то попробуйте выйти из «коробки» и добавить в свой проект реальный микрофонный трек. Даже если вывести сигнал на какой-нибудь дешёвенький усилитель и записать его обратно через микрофон, это поможет оживить звучание и создаст дополнительную фактуру в миксе. [Фактически, речь идёт о реампинге – BVV].
19. …Или создавайте свой собственный
Joey Sturgis: «Если требуется добавить больше воздуха (яркости) в звук, можно воспользоваться иксайтером или каким-нибудь сатуратором. Вы также можете скопировать трек и обработать копию HP-фильтром с частотой выше 10 кГц. Останется, фактически, только некое шипение. Это и будет «воздух». Затем, подмешивайте его обратно, пока не услышите желаемого эффекта».
20. Записывайте чистые треки
В некоторых случаях, пачки искажённых треков могут потерять атаку и читаемость отдельных нот. Особенно, это характерно для партий, сыгранных на открытых струнах. И как это решить? Пишите параллельные чистые партии и подмешивайте к основным! Так Вы сохраните читаемость и не повредите «мясо».
21. Работайте со спикосимуляторами
Многие гитарные усилители имеют прямой выход сигнала, так сказать, минуя кабинет. Звучит это не самым лучшим образом, однако, такие треки могут быть очень полезными при дальнейшем микшировании. Их можно обработать спикосимуляторами и получить широчайшую гамму самых разных тембров.
22. Правильно выбирайте расположение микрофона
Микрофон и его размещение имеют огромное влияние на тембр и характер звучания гитарного усилителя. Фактически, здесь нужно принять два основных решения: напротив какой части динамика будет расположен микрофон, и на каком расстоянии. Расположив его по центру, получите более яркий звук. Сместив к краю – более тёмный. Изменяя расстояние, получите то ли иное количество окружения.
23. Вдумчиво подходите к размещению элементов в миксе
Alain Johannes: «…Я думаю, что микширование и аранжировка связаны между собой. К примеру, есть 10 вещей, которые борются за одно звуковое пространство… и нужно принять такие решения, чтобы у каждого трека было своё собственное естественное пространство. И, тогда, микширование уже не будет таким трудным – нужно просто поместить партии в свои части спектра. Что будет впереди? А что сзади? А что вообще позади всего? Мне нравятся многослойные звуки. Ты можешь локализовать звуки слева направо, ты можешь заставить их играть прямо перед слушателем, можешь отдалить их. Здесь есть много чего, с чем можно поиграть».
24. Избегайте наращивания низких частот
Распространённая проблема при записи и микшировании тяжёлых гитар – это наращивание низких частот. Зачастую, спектры баса и гитары перекрываются, низкие частоты сталкиваются друг с другом, создавая в миксе неразборчивое гудящее звучание. Если это возникло, пробуйте срезать с гитар частоты ниже 120 Гц.
25. Используйте автоматизацию
Кроме всех остальных достоинств, плагины позволяют нам изменять свои параметры в процессе воспроизведения песни. Эти изменения можно записать в DAW и затем использовать для развития аранжировки.
Joey Sturgis: «Здесь есть масса очень полезных инструментов. Вы можете автоматизировать буквально каждый параметр ампсимулятора, но многие люди просто не делают этого».
26. Сохраняйте средние частоты
Andy Sneap: «Не дурачьте себя, вырезая середину, и думая, что так получится самый лучший звук. …Нужно контролировать тембр своими руками. Если сможешь сыграть и получить хороший звук через JCM800 без Tube Screamer или какого-то эквалайзера перед ним, то у тебя руки из правильного места».
Кто есть кто
Romesh Dodangoda владеет студией Longwave Studios в городе Кардифф. В последнее десятилетие он стал востребованным продюсером и микс-инженером на британской рок-сцене. Он работал с такими группами, как Twin Atlantic, Bullet For My Valentine, Funeral For A Friend, Sylosis и многими другими.
Tom Dalgety является продюсером и микс-инженером, его услугами пользовались такие известные коллективы, как Band Of Skulls, Opeth, Turbowolf, The Macabees, Royal Blood.
Joey Sturgis начал заниматься записью рок-групп в 2004 году, и с тех пор он помогает ковать саунд современного металкора. Он работал с такими группами, как Asking Alexandria, Miss May I, Emmure, Blessthefall и многими другими. Кроме того, у него есть собственная компания по разработке плагинов — Joey Sturgis Tones.
Andy Sneap начинал с такими титанами, как Arch Enemy, Megadeth, Exodus и Machine Head. Теперь он один из самых известных в мире метал-продюсеров. Энди владеет студией Backstage Studios в Йоркшире и сотрудничает с компанией Toontrack.
Alain Johannes работал как микс-инженер и продюсер с такими исполнителями, как Chris Cornell, Arctic Monkeys, Jimmy Eat World, Hilary Duff, Kelly Clarkson и многими другими. Кроме того, он работал туровым звукорежиссёром с огромным количеством разных групп и исполнителей, включая Queens Of The Stone Age и Them Crooked Vultures.
Перевод подготовил Бережной Вячеслав
Источник