Как сделать группировку нот

Группировка нот

Как уже упоминалось в уроке про длительность нот, чтобы объединить ноты в группы, используют особые вязки или ребра вместо флажков. В группы могут объединяться только ноты, длительность которых равна или меньше одной восьмой. Группировка нот одной длительности помогает сделать чтение нотной записи намного удобней, так как при ней лучше выявляются сильные и слабые доли такта. Найти их легче благодаря тому, что любая группа нот всегда равна всего лишь одной или нескольким долям одного и того же такта.

В нотной записи для вокала (песен) ноты группируются немного иначе. Если одна буква или один слог слова поется на всего одной ноте, то эта нота не объединяется с другими в группу.

Если же слог слова поется на протяжении звучания нескольких нот, то данные ноты на нотоносце необходимо сгруппировать. Также в нотной записи песен между такой группой нот может быть нарисована дуга, в музыке называемая лигой. Лига показывает исполнителю песни, что он должен спеть все ноты, заключенные в ней, на данный слог слова.

В случае, когда на музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, последовательно исполняют только по одному звуку, такая игра называется одноголосой. Если же одновременно звучат несколько звуков, то – многоголосой. При многоголосом звучании ноты на нотоносце записываются друг под другом. Звучание самой нижней ноты в таких случаях называется нижним или басовым голосом, а звук верхней ноты – верхним голосом.

Читайте также:  Вьюн над водой ноты для фортепиано

Очень часто ноты, которые нужно сыграть одновременно, имеют разную длительность. На нотном стане ноты, извлекающиеся одновременно, с одной длительностью записываются со штилем вниз, а с другой – со штилем вверх. Для более качественного исполнения композиции крайне важно соблюдать правильную длительность каждой ноты. На рисунке ниже показан пример нотной записи одновременно исполняемых нот с разной длительностью и пример их счета.

Во многих случаях вместо нот, штили которых направлены вверх или вниз, может быть поставлена пауза. К примеру, можно привести рисунок ниже, на котором изображен нотный стан. При счете “раз”, звучит только целая нота со штилем вниз, так как вместо половинных нот там стоит пауза (и по этой же причине ведется счет), при счете “два” – звучат только половинные и т.д.

Если одновременно звучащие ноты имеют одну и ту же длительность, то их штили могут быть общими или раздельными. Тут уж как нравится. Единственное, что в одном такте разрешено использовать только один вариант записи, чтобы исключить путаницу.

При записи одновременно звучащих нот с общим штилем, выбор, в какую сторону будет направлен этот штиль, подчиняется правилам и не может быть произвольным. В общем и целом, направление штиля зависит от положения нот на нотном стане, к которым он добавляется.

Источник

S o l F a theory

5. Группировка

Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.

Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.

Группировка в инструментальной музыке

  • количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
  • Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
  • При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
  • Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
  • Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.

Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.

Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.

Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.

Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).

Группировка в вокальной музыке

  • Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
  • Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
  • Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.

Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.

Источник

Группировка длительностей

ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.

Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.

Группировка в инструментальной музыке.

— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.

Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.

-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).

-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).

-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.

-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;

Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).

Соответственно, если после ноты стоят две точки, это значит, что первая точка будет обозначать длительность в два раза короче, чем та длительность после которой она стоит, а вторая точка подразумевает длительность в два раза короче, чем длительность первой точки. Запутались? Ничего страшного, давайте рассмотрим пример . Половинная с двумя точками – первая точка= четверть (в два раза короче половинки), вторая точка = восьмая ( в два раза короче четверти).

Сложные смешанные размеры

( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).

Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.

Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.

Группировка длительностей в вокальных произведениях.

Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.

В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:

  1. Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами:
  2. Если один слог текста приходится на несколько (два или больше) звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки, изложенным в предыдущих параграфах Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой:
  3. Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.
  4. Общие правила группировки иногда нарушаются для того, чтобы указать желательную фразировку, тем самым композитор показывает певцу, куда нужно вести мелодическую линию, где начинается музыкальная мысль, и где она заканчивается. В этих целях нормальная группа разрывается на части, а длительности, относящиеся к разным группам, связываются общим ребром (в том числе через тактовую черту):

Источник

3 вида музыкальных размеров — просто о сложном

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Сейчас все понятно 278

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money» , мотив которой легко ложится на слух и запоминается.

Понятно — это просто 278

Совсем тяжко идет 144

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Также паузы могут встраиваться в группу:

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась 278

Статья не понравилась 144

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

Источник

Оцените статью