Как сделать модуляцию для гитары

Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.

Транспонирование аккордов – что это такое?

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр .

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Читайте также:  Как называется гитара с нейлоновыми струнами

Песня исполняется в другой тональности

Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

Сайты с функционалом транспонирования

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Программа CoverTon

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также

Пример

У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em

Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em

Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.

Выглядеть это будет так:

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Модуляция аккордов

Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”

Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.

Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.

На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.

Источник

Гитара


Модуляция или отклонение

Очень часто в песенной композиции происходит переход в новый тональный центр, после чего возможно возвращение в первоначальную тонику.

Модуляция — это отклонение во время исполнения композиции в другую тональность. Учение о модуляции является одним из важнейших разделов гармонии. О наступлении отклонение в другую тональность можно судить по появлению недиатонических (не присущих данному ладу) аккордов на соответствующих ступенях. Ступени лада Вы уже должны были выучить ранее в этом разделе.

Напоминаем, что в До мажоре ступени будут следующими:
Ступень I II III IV V VI VII
Аккорд С7+ Dm7 Em7 F7+ G7 Am7 Bm5-7

Например, смена качества с доминантового типа на минорный на V ступени лада, то есть появление, например в до мажоре аккорда Gm7 вместо G7 свидетельствует о возможном отклонение в тональности:

Тон Фа мажор Ми бемоль мажор Си бемоль мажор
Аккорды Gm7 C7 F7+ Gm7 G b m7 Fm7 B b 7 E b 7+ Gm7 Cm7 F7 B b 7+
Ступени II V I III b III II V I VI II V I

При анализе гармонических последовательностей с модуляциями можно воспользоваться таблицей. В таблице в верхней строке идет качество аккордом M — мажорные (7+), m — минорные (m7), x — доминантсептаккорды (7), o — полууменьшенные (m5-7), u — уменьшенные (m5-6). В левой колонке идут название аккордов, выделены жирным шрифтом.

M (7+) m (m7) x (7) o (m5-7) u (m5-6)
Тон I IV II III VI V b III VII
C C G B b A b E b F A D b
D b D b A b B A E G b B b D
D D A C B b F G B E b
E b E b B b D b B G b A b C E
E E B D C G A D b F
F F C E b D b A b B b D G b
G b G b D b E D A B E b G
G G D F E b B b C E A b
A b A b E b G b E B D b F A
A A E G F C D G b B b
B b B b F A b G b D b E b G B
B B G b A G D E A b C

Пользуясь таблицей можно определить функцию любого диатонического аккорда гармонической модели.

Например определим, пользуясь таблицей возможные функции аккорда Dm7.

Для чего найдем пересечение строки с названием аккорда D (столбец — Тон) с вертикальными строками качества m7. Таковых значений три. Видим буквы C, B b , F. Это означает, что аккорд Dm7 является II ступенью в тональности До мажор, III — в Си бемоль мажоре, и VI — в Фа мажоре.

Что нам это дает? Дает понимание, что через этот аккорд можно безболезненно для композиции перейти в совершенно новый тональный центр, потом возможно вернуться в первоначальную тонику.

То есть, например тональность До мажор. Как только мы достигаем в этой тональности аккорда Dm7 у нас появляется возможность уйти из До мажора в тональность Си бемоль мажор, или Фа мажор. Чтобы перейти в эти тональности нам надо посмотреть правила диатонических, хроматических или квинтовых моделей, и согласно им сделать скачок в новый тональный центр. Попробуйте сделать это самостоятельно. Так же, попробуйте вернуться в исходный тональный центр.

Рассмотрим родство аккордов I и II степени. Разные тональности имеют одни и те же аккорды. Для простоты понимания в последней колонке таблицы указаны аккорды по До мажору и тут же указано в каких тональностях есть такие же аккорды.

  • Первая строка: здесь идет сопоставление I и IV ступеней (До и Фа). Они имеют одинаковые аккорды Dm7, F7+, Am7.
  • Вторая строка: I и V ступени (До и Соль). Общие аккорды этих тональностей: C7+, Em7, Am7.
  • Третья строка: I и II ступени (До и Ре). Общий аккорд этих тональностей: Em7.
  • Четвертая строка: I и b VII ступени (До и B b ). Общий аккорд: Dm7.
Тональности Общие аккорды По До мажору
I:
IV:
II
VI
IV
I
VI
III
C:
F:
II

III

I:
V:
I
IV
III
VI
VI
II
C:
G:
I

III

I:
II:
III
II
C:
D:
III

II

I:
b VII:
II
III
C:
B b :
II

Раз тональности имеют одинаковые аккорды, значит, из одной в другую можно переходить вполне безболезненно, а, затем возвращаться в первоначальную. Ниже представлена таблица возможных переходов по тональностям. В пересечениях даны аккорды, по достижении которых в той или иной тональности, можно совершить прыжок в другую тональность.

Возьмем, к примеру, тональность F:

  • по достижении в ней аккордов Dm7 или Am7, можно «прыгнуть» в новую тональность C
  • при достижении в ней аккорда Gm7, можно «прыгнуть» в E b
  • при достижении Am7, можно «прыгнуть» в G
  • при достижении Gm7 или Dm7, можно «прыгнуть» в B b

Итак, с любой тональностью. Ищем пересечения аккордов и знаем, что можем переходить в новый тональный центр, то есть на пересечении лежат аккорды, которые есть в пересекаемых тональностях.

Тон Тон C D b D E b E F G b G A b A B b B
C Em7 Dm7 Am7 Em7 Am7 Dm7
D b Fm7 E b m7 B b m7 Fm7 B b m7 E b m7
D Em7 G b m7 Em7 Bm7 G b m7 Bm7
E b Fm7 Gm7 Fm7 Cm7 Gm7 Cm7
E G b m7 A b m7 G b m7 D b m7 A b m7 D b m7
F Dm7 Am7 Gm7 Am7 Gm7 Dm7
G b b m7 B b m7 A b m7 B b m7 A b m7 E b m7
G Em7 Am7 Em7 Bm7 Am7 Bm7
A b Fm7 B b m7 Fm7 Cm7 B b m7 Cm7
A G b m7 Bm7 G b m7 D b m7 Bm7 D b m7
B b Dm7 Gm7 Cm7 Gm7 Dm7 Cm7
B E b m7 A b m7 D b m7 A b m7 E b m7 D b m7

Но, из таблицы видно, что не в любую тональность можно совершать переходы. В нашей таблице много пустых клеток. Например, из тональности C можно прыгать в тональности D, F, G, B b . Но как же совершить скачок в другие тональности?

Итак, чтобы из тональности C мажор совершить переход в тональность E b мажор придется изменять качество аккордов. А, именно: F7+ на Fm7; G7 на Gm7; C7+ на Cm7; Dm7 на Dm5-6, так как Fm7, Gm7, Cm7, Dm5-6 — есть ступени тональности E b мажор.

Рассмотрим изменения в составе аккордов при смене качества, то есть при переходе септаккордов из одного класса в другой, схематически это можно представить так, где:

  • 7+ — большой мажорный аккорд
  • 7 — доминантсептаккорд
  • m7 — минорный аккорд
  • m7-5 — полууменьшенный аккорд
  • m6-5 — уменьшенный аккорд

Схема альтерирования аккордов

На рисунке схематически отражены два круга. По наружному двигаться надо по часовой стрелке, по внутреннему против. Тогда между аккордами видно сколько и какие ноты надо изменить для перехода в другое качество аккорда.

Переход Измененные звуки
7+ —> 7 b 7
7+ —> m7 b 7, b 3
7+ —> m7-5 b 7, b 3, b 5
7 —> m7 b 3
7 —> m7-5 b 3, b 5
m7 —> m7-5 b 5

В таблице мы расписали сколько звуков надо менять в аккорде, для перехода его в другое качество. Чтобы из мажорного перейти, например, в m7-5 надо уменьшать на пол тона три звука: b 7, b 3, b 5.

Для того, чтобы переход из одной тональности в другую был плавным при смене качества аккордов, альтерируется минимальное число звуков аккорда. Например, из рисунка видно, что при переходе из G7 в Gm7 альтерируется один звук b 3, а из G7 в Gm6-5 — три звука: b 3, b 5, b 7. Очевидно, что такое решение звучит намного резче первого и, естественно, менее предпочтительно для перехода из одной тональности в другую с использованием смены качества аккордов.

Теперь заполним таблицы, их две, они не проходят по ширине, поэтому вторая — это продолжение первой. Кому интересно, можно Посмотреть таблицу полностью. Кроме этого, аккорд «m7-5» обозначен как «o». Вы видите, что в таблице заполнены все клетки, то есть из любой тональности можно теперь «прыгать» в любую. Более того, мы добавили все минорные тональности, так как, они есть суть пересекаемых мажорных тональностей. Ячейку мысленно делим из левого верхнего угла к правому нижнему, и, получаем какие аккорды надо альтерировать для перехода в другую тональность. Кроме этого, в ячейках стоят цифры, например 2 — это количество звуков для замены, чем их меньше, тем плавнее можно сделать переход из тональности в тональность.

Например, перейдем из тональности С в тональность D b — по достижении в До мажоре F7+ вместо него ставим Fm7, после этого можно переходить в B b ( 2 звука меняется в основном аккорде).

C —> Dm7 —> Em7 —> Fm7 —> B b —> Cm7 —> Dm7.

Источник

Оцените статью