- Как сделать мягкое пианино
- С чего начинается обработка фортепиано
- Какими плагинами обрабатывать фортепиано
- Пространственная обработка пианино
- Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer
- Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
- Лента статей RSS:
- Поиск статей:
- КОНСТРУКЦИЯ
- Заинтересовались?
Как сделать мягкое пианино
Основные аспекты программной обработки пианино и фортепиано.
Согласно внутренней статистике нашего сервиса, гости активно интересуются способами обработки пианино с помощью плагинов и программных комплексов. Редакция принимает решение создать отдельную информационную ветку, свои вопросы и наблюдения, пожалуйста, оставляйте в комментариях к статье.
С чего начинается обработка фортепиано
Как и во многих других случаях подготовки фонограмм, работа начинается с исходного материала. Верх профессионализма и высокого качественного уровня принято считать натуральную запись музыкального инструмента. В этом случае музыкант получает отличную возможность подчеркнуть красоту живого выступления, раскрыть его лучшие стороны: технику игры, оттенок звучания, пространственные показатели.
На второе место мы ставим игру на MIDI-клавиатуре с программным VSTi. В этом случае сохраняются интервальные характеристики и сила нажатия на клавиши. Однако цифровой синтетический звук не сможет превзойти хороший качественный рояль или фортепиано, записанный на профессиональные микрофоны.
На последнее место мы определяем «выставление кубиков» в секвенсоре, например, FL Studio. В этом случае необходимо настраивать velocity для каждой ноты или кубика, стараться добиться натуральной техники игры.
Исходя из этих трёх направлений мы можем определить стоит ли использовать готовый сэмпл из библиотеки, докручивать ноты VSTi в FL Studio или записывать новую партию музыкального инструмента на микрофон. В любом случае, исходник должен быть качественным и отвечать требованию уникальности музыкального инструмента, будь то игра на клавишах пианино, движение пальцев по струнам, сила воздушных потоков в трубе или амплитуда взмахов тамбурина.
Клавиши фортепиано. Фото с сайта www.pixabay.com
Какими плагинами обрабатывать фортепиано
Когда мы определились с исходной записью, необходимо определиться с комплексом программной обработки звучания. В нашем творческом ремесле оперировать золотыми правилами неуместно, поэтому рассмотрим общепринятую практику.
Пианино станет более выразительным, если добавить слабое компрессирование с большими параметрами атаки и релиза. Однако это правило может навредить сэмплированному пианино, поэтому имеет место проверить как действует компрессор на наш исходный материал с помощью Waves CLA-2A ввиду его «бережной» едва заметной обработки сигнала.
Надо сказать, что компрессия фортепиано требует экспериментального подхода, музыкант должен проверить звучание инструмента с различными компрессорами и лимитерами, например, компании Waves, а уже потом делать вывод об уместности применения компрессора в целом. Звучание пианино легко испортить компрессором за счет специфики музыкального инструмента, будьте внимательны и опирайтесь на собственные слуховые возможности.
Не забываем смотреть на частотный диапазон с помощью графического анализатора, который чаще встроен в EQ. Если нет слуховых замечаний и пиковых значений в анализаторе, аккуратно пробуем добавить прозрачность в частоте 2-4кГц, атаку в области 8кГц. Здесь также нет золотого правила, бывают случаи, когда полезные частоты нашего рояля лежат в другом диапазоне — внимательно смотрим и слушаем.
Следует добавить, что задачи по обработке также бывают разными, помимо пробивной атаки или воздушной прозрачности, перед нами может стоять задача получения глухого хвоста за счёт реверберации со спадом в верхах.
Пианино невеста и море. Фото с сайта www.pixabay.com
Пространственная обработка пианино
Пожалуй самая интересная и самая красочная часть софтовой обработки является создание «души фортепиано» и пространства, в котором будет жить наша душа. Именно этот вид обработки заставляет жить и дышать наш материал.
Среди основных инструментов можем использовать плагины стерео базы, сатураторы, эхо машины и различные ревербераторы с эмуляциями концертных залов. Стерео расширители применяем аккуратно, потому-что есть возможность чрезмерно растянуть звук и уйти от тонкого и чувственного исполнения. Стерео плагин скорее подойдёт для управления каналами как самого звука, так и его эффектов.
Хорошие показатели демонстрируют плагины моделирования пространств на основе импульсных алгоритмов. Например, SIR — достойный импульсный ревербератор от разработчика Knufinke. Плагин вобрал в себя все необходимые эмуляции пространств и не требователен к ресурсам.
Сам по себе эффект «эхо» трудно назвать обработчиком, ведь он вносит некий характер в окраску звучания. При обработке фортепиано можно применять эхо, тем более если применимость имеет творческую составляющую и украшает звучание.
Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer
1. Эквалайзер. В начале убираем мутные составляющие, добавляем верхних красок, подчеркиваем динамику и тембр.
2. Сатуратор. Ламповый плагин добавит теплоты, при необходимости полезных искажений.
3. Дилэй. Эхо добавляет окраску, творческую задумку к записи фортепиано.
4. Компрессор. Применяется редко, однако есть мировая практика применения сильно скомпрессированного сигнала пианино, но это больше как уникальный случай. Чаще едва заметная компрессия сохраняет запись и придаёт определенную остроту.
5. Эксайтер. В конце цепи эффектов можно поставить, например, Waves Aphex Vintage Exiter. Он добавить яркости и присутствия звуку рояля.
6. Цепь из пяти эффектов отправляем на FX-канал с ревербератором, оживляем звучание и заставляем фортепиано литься и сверкать подобно хрустальному ручью.
На этом наш обзор завершается, мы разобрали одну из техник для обработки звука пианино, в следующих обзорах мы будем говорить об особенности обработки других музыкальных инструментов и применении программных комплексов. Оставайтесь с нами, желаем творческих успехов!
Источник
Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
Лента статей RSS:
Поиск статей:
Автор: А. Хохряков
Название: Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
Несколько лет назад мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь я буду настраивать пианино и даже рояли. Как и большинство немузыкантов, да и музыкантов тоже, я считал, что настройщик – это чародей, колдующий над роялем. Такой колоритный старичок с седой шевелюрой и маленьким чемоданчиком в руках. Открывает крышку, нажимает клавиши, внимательно вслушивается, крутит что-то своим никелированным ключом… Нам, кому медведь на ухо наступил, этого не понять.
Моя жена – пианистка – много лет играла на всевозможных разбитых пианино и роялях и, как многие, считала это неизбежным злом. Если все играет и ничего не западает – уже счастье. Но однажды поселковой музыкальной школе, в которой она работает, посчастливилось: приехал настоящий мастер и привел инструменты в идеальное состояние. Приезжать издалека регулярно он не обещал, зато предложил научить этому ремеслу меня. Идея эта поначалу показалась мне фантастической, но зато так понравилась жене, что деваться было некуда…
Восемь часов, проведенных рядом с моим наставником, научили меня многому. За эти часы он привел в порядок один-единственный инструмент, причем большая часть времени была затрачена вовсе не на настройку, а на регулировку — операцию, о необходимости которой я до этого и не подозревал.
Сразу после этого я взялся за наше домашнее пианино, изрядно потрепанное за годы учебы жены в ДМШ, училище и консерватории. Имея всего восемь часов «ученического стажа», я не знал и четверти того, что знаю теперь, а умел еще меньше. Тем не менее, когда я закончил работу, жена ахнула: «Какой у нас, оказывается, хороший инструмент! А я-то думала, что его только могила исправит!»
Моей жене повезло: мне встретился настоящий специалист, который к тому же не таил своих секретов; кроме того, удалось прочитать кое-что из литературы для начинающих. А скольким ее коллегам в провинциальных музыкальных школах (да и не только в провинциальных, как выяснилось!) приходится всю жизнь мириться с западающими клавишами, неровной клавиатурой, не говоря уж о строе… Игра на таких инструментах – не игра, а мучение для учеников. Учение становится не просто бесполезным, но и вредным. А о том, что регулировкой и интонировкой можно преобразить звучание инструмента, сделать инструмент более удобным для Ваших рук подобно тому, как портной подгоняет по размеру готовое платье, – об этом многие и не подозревают…
Пианино – не только музыкальный инструмент, но и тонкий механизм, требующий заботы. Большую часть работ по его ремонту и регулировке не хуже, а часто даже лучше настройщика-музыканта, проделает обыкновенный мужчина с руками, который умеет ремонтировать автомобиль, швейную машинку или хотя бы кофемолку, но не решается залезть внутрь пианино, ссылаясь почему-то на свой слух. Для него и написана эта книжка. Строго говоря, мой предполагаемый читатель – это я сам семь лет назад. Насколько я знаю, вся популярная литература по настройке адресована пианистам (на деле выходит, что пианисткам); оригинальность моей затеи – в том, что я обращаюсь к мужьям пианисток.
Надеюсь, сведения, изложенные здесь, помогут Вам довести до ума Ваш домашний инструмент и содержать его в порядке. Разумеется, в небольшой книжке не изложить всего, да и необходимости такой нет. Если Вы всерьез свяжетесь с профессией настройщика, придется искать дополнительную литературу, перенимать опыт у коллег, до многого доходить самостоятельно методом проб и ошибок. Но для большинства читателей, думаю, этих рекомендаций достаточно. Я сознательно опускаю некоторые подробности устройства пианино, описываю все действия по возможности лаконично, чтобы не утомлять умелого и сообразительного читателя.
Но эта книжка пригодится и тому, кто вообще не собирается заниматься настройкой и регулировкой, а хочет только разобраться в недостатках и достоинствах своего инструмента, вразумительно высказать свои пожелания настройщику, проверить качество его работы, наконец, научиться выбирать инструмент при покупке.
Специалисты наверняка найдут в моей работе массу недостатков. Но, во-первых, я пишу для начинающих, поэтому часть своих познаний просто скрываю – не от жадности, а оттого, что на первых порах избыток сведений только помешает работе. А во-вторых, даже среди авторов серьезных работ существуют значительные расхождения во взглядах. (В обиходе это обычно проявляется в том, что каждый мастер – и не только в этой области – обычно резко критикует деятельность всех остальных…) Наконец, в-третьих, это первый мой литературный опыт.
КОНСТРУКЦИЯ
Рассмотрим пианино не как музыкальный инструмент, а как механизм. Основа его — рама из деревянных брусков, футор (от немецкого Futter — дверная коробка). (Фортепиано изобрели немцы, поэтому большинство терминов — немецкого происхождения). Вы увидите его, взглянув на пианино сзади. Сверху вирбельбанк (Wirbelbank — колковая доска), который склеен из нескольких слоев буковой древесины. (См. рис.1) По всей доске насверлены отверстия для колков (вирбелей), к которым крепятся струны. К футору приклеен деревянный щит — дека (Decke — покрышка, дека). Дека передает колебания струны окружающему воздуху. Как и у скрипки и гитары, от качества деки во многом зависит тембр инструмента. Дека склеена из еловых дощечек, подобранных по акустическим свойствам. С обратной стороны перпендикулярно дощечкам приклеены брусочки — рипки (Rippe — ребро). Они помогают звуковым волнам распространяться поперек годовых слоев дощечек деки, а также придают деке дополнительную прочность.
Два штега (Steg — мостик, сходни) играют ту же роль, что и нижний порожек у гитары или подставка скрипки — передают деке колебания струны. Один из них, большой (проходит через всю деку) — теноровый, другой (внизу) — басовый. Он приклеен не непосредственно к деке, а через дощечку — мостик.
Суммарное натяжение всех струн — более 10 тонн. Принимает его на себя чугунная рама. С ней Вы хорошо познакомились, поднимая пианино по лестнице.
Струны подразделяются на три группы – три регистра: басовый, теноровый и дискантовый.
К футору приклеены боковые стенки, к которым крепится стол для клавиатуры и механики — штульрама. Боковые стенки у многих инструментов состоят из двух частей: к большой основной прикреплена небольшая, выступающая вперед. Как она называется официально – не знаю. Да простят меня знатоки, в дальнейшем я буду именовать ее «мордой». Внизу к стенкам прикреплен цокольный пол.
На штульраме лежит клавиатурная рамка. Она состоит из трех брусков — переднего, среднего и заднего. В средний брусок вбито два ряда круглых штифтов, на которых лежат клавиши. Чтобы клавиши не стучали, на штифты надеты суконные шайбы — флейки. Овальные штифты, вбитые в передний брусок, служат направляющими для клавиш. Шайбы из толстого сукна — друкшайбы — смягчают удары о брусок. Их толщина определяет ход переднего конца клавиши — глубину клавиатуры. На задний брусок по всей его длине наклеена мягкая полоска — польстер. (Polster – подушка.)
Над клавиатурой — церлейстик. Это планка, оклеенная снизу сукном, не позволяющая клавишам при игре подскакивать слишком высоко. В середине штульрамы ввернут шуруп, чтобы церлейстик не прогибался и не ложился на клавиши. Перед клавишами – клавиатурный брусок, который крепится к штульраме несколькими шурупами.
Справа и слева от клавиатуры два бруска — бакенклетцы. Крышка, которую Вы откидываете, садясь за инструмент, носит неожиданное название — клавиатурный клапан. Две передние стенки пианино называются филенки (верхняя и нижняя).
Клавиша имеет два отверстия. Одно (посередине) для круглого штифта – сквозное, сверху прикрыто буковой дощечкой с прямоугольной прорезью, выклеенной сукном. Это клавиатурный капсюль. Другое (в передней части клавиши) для овального штифта – глухое, также выклеено сукном. Это передний клавиатурный капсюль. В задний конец клавиши вбит отрезок проволоки с резьбой, на которую надет цилиндрик — пилот. Он передает усилие от клавиши к механике.
Вся механика крепится к буковой доске — гаммербанку (Hammerbank — молоточковая доска). К гаммербанку прикреплено три набора узлов: молоточный, фигурный и демпферный. (См. рис. 5)
Молоточный узел. Основание (шультер) — деревянный брусочек. Снизу вырез для прикрепления капсюля. Капсюль — П-образная деталь с отверстиями в ножках П. Отверстия выклеены сукном. В них вставлена латунная проволока — штифт. Средней частью она плотно сидит в шультере, а в суконных выклейках свободно поворачивается. Такой своеобразный суконный подшипник, как ни удивительно, работает, не изнашиваясь, десятилетиями. Молотковый капсюль имеет петельку из тоненького шнурка, за которую зацеплена пружинка, помогающая молотку вернуться в исходное состояние после удара по клавише. Сверху к шультеру прикреплен молоток на ножке (ножка молотка — гаммерштиль). Сзади еще одна деталь — контрфенгер с прикрепленной к нему тесьмой — бентиком. О назначении их расскажу чуть позже. Молотки лежат на молоточном бруске — рулейстике. Он состоит из двух планок — подвижной и неподвижной. Подвижная планка приближает все молотки к струнам при нажатии левой педали. К подвижной планке приклеена полоска мягкого сукна — молоточный польстер.
Фигурный узел передает усилие от клавиши к молоточному узлу. Основание может свободно поворачиваться на капсюле, прикрепленном к гаммербанку. В средней части основания, тоже на капсюле, держится L-образная деталь — шпиллер. Снизу его подталкивает спиральная пружина, прижимая к оклеенному кожей вырезу на шультере. На ближнем к нам конце основания фигурного узла расположен фенгер — толстая мягкая подушечка на деревянном брусочке, прикрепленном к основанию толстой проволокой. Когда молоток отскакивает от струны после удара, его контрфенгер (см. выше) улавливается фенгером. Рядом с фенгером — проволочный крючок, на который надевается бентик. На ближнем к струнам конце к основанию прикреплена ложечка для взаимодействия фигурного узла с демпферным.
Нижний конец шпиллера (пятка) расположен под деревянной планкой, на которой укреплены деревянные цилиндрики с суконными кружочками снизу — ауслезерные пупки (название, похоже, вполне официальное; во всяком случае, все настройщики называют эту деталь именно так). Ausleser — сортировщик, пупка — слово, по-видимому, исконно русское.
Демпферный узел довольно прост. Нижнюю часть основания (демпфергальтера), оклеенную сукном, толкает ложечка (или штанга правой педали). Верхняя, соответственно, отходит от струн вместе с демпферной головкой, закрепленной на основании при помощи проволоки. При отпущенной клавише головку к струнам прижимает пружина. Одним концом она держится в капсюле, другим — упирается в углубление в основании, выклеенное сукном.
Гаммербанк устанавливается в пианино при помощи двух-трех стоек. В нижней части стойка имеет углубление, которое садится на болт, ввернутый в закрепленный на штульраме брусочек из твердого дерева. Сверху стойка своим ушком крепится к болту, ввернутому в футор.
ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА
Теперь, когда Вы прочли нудное описание и изучили терминологию, внимание!
Рассмотрим детали механики в движении и взаимодействии.
Момент первый: нажимаем клавишу. Пилот толкает фигуру, она поднимается, поворачиваясь на своем капсюле, и шпиллер толкает молоток к струне. Ложечка давит на основание демпферного узла, и демпфер отходит от струны. Когда молоток находится в нескольких миллиметрах от струны, нижний конец шпиллера упирается в пупку. Шпиллер выворачивается из-под шультера, и остаток пути до струны молоток пролетает по инерции (иначе он бы уперся в струну и своим телом заглушил бы едва успевший начаться звук). Ударившись о струну, молоток отскакивает от нее и тормозится фенгером. Наслаждаемся божественным звуком.
Момент второй: отпускаем клавишу. Клавиша падает на польстер, фигурный узел падает вслед за ней, ложечка отходит от демпфергальтера, пружинка прижимает демпфер к струне, звук прекращается. Фенгер освобождает молоток, а бентик, натянувшись, тянет его в исходное положение. Спиральная пружина толкает шпиллер, и он занимает свое место под вырезом шультера.
Второй момент, как ни странно, не менее важен, чем первый: если из-за неверной регулировки механизм возвращается в исходное положение не спеша, играть в быстром темпе невозможно, а в криминальных случаях играть невозможно в принципе.
Заинтересовались?
Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:
Источник