Как сделать обращения аккордов

GuitarLine.Ru

Обращения аккордов

Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles

Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.

Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.

Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.

«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.

Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.

Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.

Читайте также:  Бумдиггибай ноты для фортепиано

Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.

Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.

Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.

Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.

Источник

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.

Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.

Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.

Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.

Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.

Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.

Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.

При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.

Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.

Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):

t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.

Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:

Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор

Ф. Шопен. Прелюдия до минор.

П. Чайковский Подснежник

Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.

Ф. Шуберт. Экспромт.

Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.

Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Рок импровизация >Обращение интервалов. Построение простых аккордов. Трезвучия

Приветствую. Начнём сегодняшний урок с обращения интервалов. Но для этого интервалы нужно выучить. О них мы говорили на одном из прошлых уроков.

Обращение интервала — это перенос либо верхнего звука на октаву вниз, либо перенос нижнего звука на октаву вверх. Давайте посмотрим на примере:

Говоря простыми словами, обращение — это ничто иное как интервал, состоящий также из двух звуков. Но эти звуки стоят уже в другом порядке, между ними другое количество полутонов, а следовательно название у этого интервала тоже другое.

Приведу вам таблицу интервалов, её нужно запомнить. С её помощью Вам легче будет ориентироваться:

Любые взаимообращённые интервалы в суме дают октаву. Например большая терция (б.3) и малая секста (м.6).

Построение простых аккордов. Трезвучия

Все привыкли называть простыми аккордами мажорные и минорные аккорды, в теории музыки их называют трезвучиями. Из названия итак понятно, что трезвучия состоят из трёх звуков. Но каких звуков? Трезвучия строятся по следующему правилу: ступени трезвучия (ноты, используемые в трезвучие) должны строиться по терциям. Что это значит? А значит это, что от первой ноты до второй мы отсчитываем терцию и от второй до третьей тоже терция.

Нижний тон в трезвучии — 1-ая ступень — она же тоника, задаёт название всему трезвучию. Например если тоника D# (ре диез) — то и весь аккорд будет называться ре диез. Так же в название аккорда входит обозначение структуры аккорда ( минор или мажор). То есть, например, Ре диез минор.

Далее идут 3-я и 5-я ступени, которые будут называться терцовая и квинтовая соответвенно. Проверим. Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться терция.

Из схемы следует, что существует четыре типа трезвучий — мажорное, минорное, уменьшённое и увеличенное.

Типы трезвучий

В этой схеме за основу взят до мажор. Потренируйтесь сами и постройте типы трезвучий от других нот.

О трезвучиях и их обращениях

Многие начинающие гитаристы сталкиваются со сложностями при изучении расположения нот на грифе. (Хотя есть легкий способ выучить ноты на грифе). А когда дело доходит до аппликатур аккордов, ситуация усугубляется. Создается впечатление, что ноты просто накладываются одна на другую без какой-либо логики, и это может запутать даже самых терпеливых.

Облегчить задачу начинающему музыканту может изучение расположения аккордов горизонтально – вдоль грифа.

Сегодня мы рассмотрим главные трезвучия и их обращения, а так же посмотрим, как пользоваться аппликатурами мажорных аккордов на четвертой, третьей и второй струнах. Интересно также то, что такие мастера риффов, как Кит Ричардс (Keith Richards), Рэнди Роадс (Randy Rhoads) и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) пользовались этим подходом для достижения значимого эффекта. По сути, эти аккордовые формы так же важны для написания риффов, как и старые добрые пауэр-аккорды.

Обращения трезвучий

Начнем с трезвучия G мажор (G–B–D). Если самой низкой нотой является тоника (G), такая аппликатура называется основным видом аккорда, а его обращение — обращение тонического трезвучия. Если самой низкой нотой является 3 ступень (B), мы имеем дело с первым обращением, а если внизу лежит 5 ступень (D), речь идет о втором обращении. В Примере 1 представлены все три обращения мажорных трезвучий C, G и D на струнах 4–3–2.

В Примере 2 видно, как эти аппликатуры можно применять к прогрессиям I–IV–I–V–I в тональности G. Эти три прогрессии включают одни и те же аккорды вверх по грифу, при этом каждая начинается с другой аппликатуры.

Пример 3 – это этюд для тренировки аппликатур в форме арпеджио. Проработка этих прогрессий поможет вам разобраться с тем, как аппликатуры взаимодействуют друг с другом. Как только вы научитесь играть их уверенно, попробуйте то же самое, но в других тональностях.

А как поступил бы Кит?

Как известно, Кит Ричардс нередко играет на пятиструнной гитаре в строе open G. Он просто убирает шестую струну, корректирует первую и получает строй G–D–G–B–D (от пятой струны к первой). В этом случае он чаще всего играет аккорды на трех средних струнах, а пятую и первую струны оставляет для игры октав к нотам на третьей и четвертой струнах соответственно. В таких классических хитах, как “Brown Sugar”, “Can’t You Hear Me Knocking” и “Start Me Up”, Ричардс пользуется первыми обращениями аккордов. Мы не будем перестраивать гитару, но все же можем посмотреть, как он пользуется этими аппликатурами на трех струнах.

Пример 4 представляет собой рифф в духе Кита, обыгрывающий взаимодействие первого и второго обращений. Он начинается с первого обращения трезвучия С на двенадцатом ладу, затем переходит ко второму обращению трезвучия G мажор и возвращается вниз по грифу к трезвучию D в той же аппликатуре. Во второй половине вводится трезвучие F, и получается чередование C–F и D–G.

Педальный тон в метале

То, что мы играем все аккорды на трех струнах, совсем не означает, что другие струны могут оставаться без дела. В следующих двух примерах мы посмотрим, как пользоваться пятой и шестой струнами для извлечения педальных тонов одновременно с аккордами на верхних струнах.

В риффе куплета к “Crazy Train” Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) Рэнди Роадс (Randy Rhoads) играл прогрессию, очень похожую на те, что мы разбирали, в сочетании с галопом на открытой пятой струне. Пример 5 основывается именно на этой идее. Начинаем с основного вида трезвучия А, переходим ко второму обращению (также известному, как “аккорд А в открытой позиции”), играем основной вид трезвучия G и первое обращение трезвучия D. Извлекайте ноты на открытой пятой струне и ударяйте по всем струнам в тех местах, где одновременно должны звучать также и аккорды.

Эдди Ван Хален очень часто прибегает к подобным аппликатурам при игре риффов. Отличный пример этому – композиция “Panama”. Она включает в себя синкопированные аккорды на фоне открытой шестой струны. Пример 6 можно исполнять, играя аккорды боем и глуша пятую струну. Или же использовать технику фингерстайла (пальцевого звукоизвлечения). В случае второго варианта играйте открытые ноты Е большим пальцем, а аккорды – указательным, средним и безымянным пальцами.

Игра мелодий с обращениями трезвучий

А сейчас давайте разберемся с тем, как соединять аккорды нотами из гамм и создавать таким образом мелодии. Это может стать источником новых идей для аранжировок, а также для импровизаций на фоне аккордовых прогрессий. Пример 7 возвращает нас в тональность G с двенадцатитактовой прогрессией. Аккорды соединены мелодически при помощи нот гаммы G мажор на второй струне. Потренируйте эту мелодию, а затем попробуйте сочинить собственные.

Сегодня мы поговорили о том, как смещать мажорные трезвучия по грифу. Это хорошая основа для музыкальных экспериментов. Но, конечно, это только начало. Продолжайте прорабатывать одни и те же аппликатуры на всех группах из трех соседних струн, после чего переходите к другим трезвучиям.

Лично для меня, вся теория в подобном плане была излишеством. Обучался я игре на акустической гитаре совершенно самостоятельно,из моего опыта могу заявить, что достаточно наглядно изучить все построение аккордов ,и довериться своим чувствам ,и ваша игра будет звучать по-своему, то,что вы потом поймете- самое главное!

Строить по малым терциям или большим?

Спасибо за таблицу обращения интервалов, очень нужна была.

Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться квинта.

здесь опечатка — терция вить получается, а не квинта

Спасибо за замечание. Поправил.

Из каких интервалов состоят трезвучие?

Трезвучие — аккорд из трех нот. Трезвучия состоят из двух терций, а крайние ноты (самая низкая и самая высокая) образуют квинту.

Источник

Оцените статью