Как сделать пальцы гибкими для пианино

Гимнастика для пианистов

Специальные упражнения для пальцев и кистей рук

Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?

Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Разминка

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

Читайте также:  Звучание гитар всех видов

Упражнения на гибкость

Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнения на подвижность

Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.

Источник

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Источник

Как сделать пальцы гибкими для пианино

Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев. Что же это за упражнения и для чего они нужны?

Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальец по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальцами обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальцы «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

Затем можно перейти к тренировке пальцев на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Теперь можно потренировать пальцы на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальцы приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность.

Источник

(46) Растяжка и другие упражнения

Растяжка ладоней: Широкие аккорды берутся за счет растягивания пальцев/ладони, за это отвечают две группы мышц руки. Одна, главным образом раскрывает ладонь, вторая – раздвигает пальцы. Растягивая кисть для того, чтобы сыграть широкие аккорды, задействуйте мышцы, раскрывающие ладонь. Почувствуйте, что ладонь раздвигается, но пальцы остаются свободными; т.е. раздвигайте суставы, а не кончики пальцев. Это уменьшает напряженность и усталость при игре аккордов, позволяет ускорить игру, быстрее расслабляться, лучше контролировать исполнение. Раздвигая пальцы, вы расширяете ладонь, однако это мешает движению самих пальцев, поскольку они теряют мобильность из-за ладони. В конце концов, вы будете задействовать обе группы мышц, а весьма полезно знать, как раздвинуть ладонь независимо от пальцев.

Важнее, при этом сложнее, растягивать ладонь, а не пальцы. В качестве упражнения поместите правую ладонь над левой ладонью, правая рука направлена влево, левая вправо, кисти перед грудью. В этом положении большой палец соприкасается с мизинцем; сделайте так, чтобы большие пальцы и мизинцы заходили друг за друга, 2-й, 3-й и 4-й пальцы были на ладонной стороне, а 1-й и 5-й выступали на тыльной стороне ладони. Подтолкните кисти друг к другу, большие пальцы и мизинцы будут смещать друг друга назад, и ладонь будет раздвигаться. Кроме того, упражняйте раздвигающие мышцы ладони и пальцев, одновременно делая толкающее усилие. Раздвигание не является изометрическим упражнением, поэтому растягивающие движения должны быть быстрыми и короткими. Регулярные (ежедневные) растяжки с юности могут самым положительным образом сказаться на результате в более старшем возрасте, а поддерживающие упражнения надолго продлят полученный эффект, который, в противном случае, сошел бы на нет.

Растягивать кожу между пальцами можно, «насаживая» соответствующие участки друг на друга . Например, чтобы растянуть кожу между 2-м и 3-м пальцами, раскройте эти пальцы на обеих руках в форме буквы «V». Затем поместите одну «V» в другую крест-накрест, давите и растягивайте. Для получения максимального результата задействуйте раздвигающие мышцы ладоней и пальцев, чтобы ладонь растягивалась с каждым защемляющим движением. Еще раз, это не изометрические упражнения, выполнять их нужно быстрыми движениями. У большинства людей левая кисть немного больше, чем правая, а некоторые могут получить лучший результат, используя 1-й и 4-й, а не 1-й и 5-й пальцы.

Раздвигание пальцев: Чтобы проверить, насколько хорошо вам удалось вытянуть пальцы/ладонь, раскройте ладонь и пальцы по-максимуму; для этого положите запястье на плоскую поверхность. Если мизинец и большой палец образуют почти прямую линию, то дальнейшее растяжение невозможно. Если же они образуют «V», то растяжку можно улучшить, выполняя соответствующие упражнения. Также проверить растяжку можно поместив ладонь на стол, большой палец и мизинец касаются края стола только кончиками, 2-й, 3-й и 4-й пальцы покоятся на поверхности. Если большой и мизинец образуют с краем стола треугольник, то есть место для растяжки. Выполняйте упражнение на растяжение, давя кистью на край стола, чтобы шире раздвинуть большой палец и мизинец; полное раскрытие – это когда большой палец и мизинец образуют прямую линию. Добиваться абсолютно прямой линии нет необходимости; как только вы приблизитесь к эталону, всякий дополнительный миллиметр растяжки мало чего вам даст.

При воспроизведении широких аккордов большой палец должен быть не полностью растянут, а слегка изогнут внутрь. Если ваши большие пальцы выгибаются наружу, обратите особое внимание на необходимость именно такого положения большого пальца для максимального охвата; если же вы сформируете привычку изгибать большой палец, эту привычку практически невозможно будет искоренить, при этом будет затруднительно выполнить постановку рук «большой палец сверху». То, что согнув большой палец, вы охватите больше нот, звучит странно; однако это именно так благодаря особой кривизне кончика большого пальца.

Есть несколько упражнений для улучшения техники.

Упражнения на отработку независимости пальцев и подъем выполняются сначала нажимающим движением всеми пальцами правой руки вниз, например, на клавиши C — G. Затем каждым пальцем четыре раза: CCCCDDDDEEEEFFFFGGGG; в то время как один палец играет, остальные находятся внизу наготове. Не давите изо всех сил, так вы будете напрягаться. Достаточно собственного веса кисти. Для начинающих это упражнение может вначале показаться сложным, потому что неиграющие пальцы норовят либо совсем упасть вниз, либо непроизвольно подняться вверх, особенно, когда начинают уставать. Если вы чувствуете, что больше не можете их удерживать, попробуйте еще немного, а затем поменяйте руки или остановитесь; не продолжайте игру, когда не можете контролировать ситуацию, или когда видите, что пальцы вот-вот упадут. Отдохните, затем сделайте еще одну попытку. Одним из вариантов этого упражнения является разнесение нот на октаву. Такое упражнение было в ходу уже во времена Ф. Листа (Мошелес). Упражнение выполняется согнутыми пальцами, а также пальцами в «плоских» позициях. Некоторые преподаватели фортепиано рекомендуют делать это упражнение каждый раз в течение практической сессии. Пальцы согнуты, отрабатывайте прямое попадание 4-го пальца в ноту вдобавок к незначительному подъему. Это упражнение можно выполнять на любой плоской поверхности. Сначала выполняйте его медленно, чтобы не допустить формирования плохих привычек, ускоряйтесь постепенно по мере улучшения, а это может занять месяцы, а то и годы. Важно не переусердствовать с этими упражнениями, уделяйте им всего несколько минут каждый раз во время урока, а потом совершенствуйте после. Как только вы почувствуете уверенность, необходимость в каждодневных упражнениях отпадает.

Приступая к упражнениям по подъему пальцев повторите все, что указано выше, но поднимайте каждый палец так высоко, как можете, а затем быстро и сразу расслабьтесь. Движение должно быть быстрым, но контролируемым. И снова все не задействованные пальцы находятся внизу, давление на них минимально, только вес руки. Как обычно, важно уменьшить напряжение в пальцах, которые не нужно поднимать. После быстрого подъема сразу расслабляйтесь.

С трудностью поднятия 4-го пальца сталкивается каждый. Многие ошибочно полагают, что следует уметь поднимать 4-й палец так же высоко, как все остальные, и поэтому они тратят слишком много усилий, пытаясь этого достичь. Между тем, это бесполезно и даже вредно. Это потому, что строение 4-го пальца не позволяет поднять его выше определенной точки. Единственное требование к 4-му пальцу – не нажимать клавиши случайно, что может быть выполнено только на малом подъеме, особенно в «плоских» позициях. Поэтому делайте так, чтобы во время игры 4-й палец едва не касался клавиши или даже касался, но на микроскопическом уровне. Освоение сложных пассажей с приложением чрезмерных усилий для поднятия этого пальца выше, чем задумано природой, может вызвать напряженность в 3-м, 4-м и 5-м пальцах. Более продуктивно учиться играть напрягаясь по-минимуму, т.е. когда 4-й палец совсем вам не мешает.

Тренировать независимый подъем 4-го пальца нужно следующим образом. Нажимайте всеми пальцами вниз, CDEFG, как делали до этого. Затем сыграйте 1, 4, 1, 4, 1, 4.. ., с акцентом на 1-м и подъемом 4-го как можно быстрее и выше. Затем сыграйте 2, 4, 2, 4, 2, 4, . . , затем 3, 4, затем 5, 4. Упражнение можно выполнять с положением 4-го на черной клавише. Независимость и подъем можно тренировать без фортепиано на любой плоской поверхности. И снова, не переусердствуйте с этими упражнениями; более результативно будет дальнейшее совершенствование вне класса.

Поднять 4-й палец можно просто выпрямив его в «плоскую» позицию, а не поднимая. Попробуйте выполнить вышеуказанные упражнения, используя выпрямляющее движение вместо подъема. Вы заметите, что кончик пальца поднимается выше в сравнении с тем, как это происходит при подъеме. Тренируйте движение подъема и выпрямление по-отдельности, но в ситуации реальной игры используйте оба способа.

Растяжка мышц-сгибателей (флексоров) и сухожилий: Как правило, для игры на пианино мы используем мышцы-сгибатели (флексоры), а мышцы-разгибатели (экстензоры) задействуем мало. Чрезмерная развитость флексоров затрудняет подъем пальцев, особенно 4-го. Облегчить проблему можно, выполняя упражнения на растяжку для флексоров и сухожилий. Сделайте плоскими пальцы левой руки и упритесь ими перпендикулярно в правую ладонь, надавите правой ладонью на пальцы и выгибайте их в направлении предплечья. Человек с очень гибкими сгибателями сможет коснуться пальцами предплечья (таких людей не так много). Большинство же людей смогут пройти точку, в которой пальцы находятся под углом 90 градусов к предплечью. Продолжайте давить без появления болезненных ощущений в течение шести секунд, затем отпустите на четыре секунды; повторите так несколько раз. То же самое проделайте с пальцами левой руки. Выполняйте упражнение раз в день, и поразитесь тому, как хорошо, оказывается, можно «растянуться» всего за несколько месяцев. В результате вы сможете гораздо легче поднимать пальцы, к тому же они перестанут полностью скручиваться в моменты, когда не используются.

Даже «бессмысленные упражнения» имеет смысл выполнять, например, перед стрессовыми выступлениями, когда вам нужно сохранить как можно больше энергии.

Традиционно упражнения придумывались для того, чтобы решать конкретные проблемы с техникой. Неправильное использование упражнений началось, когда они заменили методы, в основе которых были положены знания, когда уроки фортепиано стали давать те, чьи знания были откровенно слабыми.

В периоды, предшествующие «увлечению упражнениями» 1900-х годов (Корто, Альфред), и даже сегодня бытует мнение, что лучшие результаты являются следствием выполнения чрезвычайно сложных упражнений, со многими из которых в реальной игре исполнитель никогда не встретится. Таким образом, самые сложные упражнения были созданы с упором на то, что если вы не в состоянии их сыграть, то вас нельзя назвать продвинутым пианистом. Это убеждение также повлияло на культуру игры на фортепиано, когда исполнитель должен уметь играть определенные «стандартные» сложные произведения, что позволяет считать его продвинутым пианистом, при этом неважно, будут эти произведения исполняться в дальнейшем или нет. Эта культура была частично принята Шопеном, Листом и другими авторами, которые писали специальные этюды для совершенствования техники. Такие «технические пьесы» теперь являются частью продвинутой фортепианной культуры и, безусловно, хорошо сказываются на технике. Подлежат изучению практические методы отработки передовых техник, еще не описанные в учебниках, их нужно присовокупить к методам, представленным в этой книге.

Вывод: ежедневные упражнения для «укрепления пальцев» с целью приобретения техники устарели. В настоящее время имеют значение методы эффективной практики, большинство из них описаны в литературе. Существует несколько упражнений на растяжку, позволяющих увеличить охват и свести к минимуму пагубное влияние возраста. Придуманы этюды, технически сложные пьесы и пр., исполнение которых демонстрирует владение продвинутой техникой.

Источник

Оцените статью