- Как сделать переложение для фортепиано
- «Фортепианный ансамбль. Опыт создания переложения для исполнения в четыре руки».
- Как из фортепианной пьесы сделать партитуру для камерного ансамбля
- Как сделать аккомпанемент к песне
- Как сделать аккомпанемент к песне? Руководство к действию.
- Как оформить аккомпанемент к песне?
- Руководство к действию:
- Пример:
- Как всему этому научиться?
- Что в планах?
- 3 комментария к записи “Как сделать аккомпанемент к песне? Руководство к действию.”
- Оставить комментарий
Как сделать переложение для фортепиано
Автор: Беловолова Людмила Алексеевна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Тип материала: Мастер-класс
«Фортепианный ансамбль. Опыт создания переложения для исполнения в четыре руки».
Краткое описание работы: В данном мастер-классе описываются методы создания переложений для фортепианных ансамблей.
— адаптация нотного материала к индивидуальным способностям и уровню подготовки участников ансамбля.
— ознакомление с известными сочинениями мировой музыки
— развитие навыков ансамблевой игры
— способствовать к формированию интереса к исполнительской деятельности
Этот мастер-класс адресован педагогам-музыкантам, которых интересует вопрос созданий переложений. Занимаюсь я переложениями, сравнительно, недолго. Мне это показалось очень интересным, и хотелось бы заниматься обработками более интенсивно.
Тема ансамблевого исполнения мне очень близка. Сама с удовольствием выступаю в качестве концертмейстера, ансамблиста. Для детей же игра в ансамбле выполняет очень важную роль.
АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — совокупность — стройное целое).
1) В архитектуре и градостроительстве гармоническое единство пространственной композиции, включающейздания, инженерные сооружения (мосты, набережные и др) и зеленые насаждения. В композицию архитектурного ансамбля часто включаются произведения различных видов изобразительного искусства.
2) В сценическом искусстве — гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу
3) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив
4) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.)
У пианистов, как раз, популярен именно фортепианный дуэт. Есть, конечно, и трио, и даже квартеты, но дуэты, все-таки, — это основной вид фортепианного ансамбля.
Фортепианный дуэт утвердился как самостоятельная форма музицирования к началу XIX века. Помимо сочинения оригинальных произведений для фортепианного ансамбля композиторы делали переложения своих симфонических, камерных сочинений в четырехручном изложении, так как четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Игра в четыре руки переложений камерных и симфонических произведений давала возможность знакомиться с музыкой профессионалам и любителям.
. В наши дни четырехручная литература охватывает сочинения различной степени сложности:
- для домашнего музицирования
- для исполнения на эстраде
- для педагогической работы.
В современном мире перед педагогом музыкальной школы стоит задача не только передать ученику определенные умения, знания и навыки, но и создать условия для всестороннего развития личностных качеств музыканта. Известно, что соприкосновение с музыкой способствует духовному обогащению.
Обучение в музыкальной школе связано с преодолением ряда трудностей: изучение нотной грамоты, постановка рук, воспитание трудолюбия, усидчивости, и т.д. Зачастую это может отбить желание серьезно заниматься музыкой. Поэтому, педагог должен искать способы увлечь ученика, заразить его музыкой! Прекрасным и действенным способом является ансамблевая игра. Объединяя детей в ансамбль, необходимо учитывать возраст, уровень развития учеников, стремясь к возможному равенству. Надо отметить, что даже некоторое отставание в техническом развитии довольно быстро исчезает при умелом построении занятий, чем и оказывает неоценимое влияние на развитие техники.
В случае удачного исполнения музыкального произведения ребенок чувствует свою успешность, гордость за выполненную работу, что, в свою очередь, дает толчок к дальнейшей творческой деятельности. Это, именно, та деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и значим для самих участников ансамбля. Чувство сопричастности к творческому процессу, удовольствие от совместного исполнения, просто радость от общения с хорошей музыкой знакомы всем музыкантам.
Предмет «Фортепианный ансамбль» в музыкальных школах является важной составной частью обучения
Основные цели обучения в классе фортепианного ансамбля:
- расширение музыкального кругозора учащихся;
- освоение учащимися репертуара выходящего за рамки сольной фортепианной литературы;
- формирование художественного вкуса учащихся.
- развитие гармонического слуха
- воспитание чувства ритма
- приобретение навыков ансамблевого творчества;
- освоение специфики исполнительского искусства фортепианного дуэта;
- достижение учащимися понимания формы и содержания исполняемого произведения;
- воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности.
- развитие и закрепление навыков чтения нот с листа.
Фортепианный ансамбль в Детской музыкальной школе предполагает изучение и исполнение оригинальных произведений для ансамбля и переложений симфонических, камерных, вокальных и пр.
Разумеется, при поиске произведений для ансамбля, есть масса нотной литературы. Как говорится, на разный возраст и вкус. Но, что же делать, если переложение существует, а сложность соответствует более старшей возрастной категории. Или, допустим, рассчитано на исполнение на двух инструментах. А, предположительно, выступление на разных площадках не предусматривает нахождение на сцене двух фортепиано.
Играть хорошую музыку хочется, но не все переложения подходят для учеников музыкальной школы. Вот и приходится облегчать либо уже написанные обработки, либо перерабатывать уже имеющиеся оригиналы.
Многие преподаватели музыкальных школ стараются расширить ансамблевый репертуар и делают самостоятельные переложения сольных (двуручных) фортепианных произведений в четырехручные, что позволяет исполнять произведения технически сложные для ребенка на данном уровне технического развития, но доступные для исполнения вдвоем, что расширяет возможность участия детей в мероприятиях различного уровня.
Неотъемлемая часть образования и воспитания в музыкальной школе – это концертно-просветительская работа, одной из ведущих форм которой является тематический концерт, поэтому, особенно острая потребность в переложении того или иного произведения возникает при подготовке к тематическим концертам или для участия в фестивалях или конкурсах.
Методов обработки существует множество, еще и с нюансами. Для себя я выделила несколько основных и понятных, как ученику, так и самому педагогу.
- Гармонизация мелодии. Фактически – побор по слуху. Тут на свой вкус и цвет! Есть мелодия, есть гармония. Педагог опирается на курсы гармонии из профессионального образования. Можно, бас – мелодия (для малышей). Можно бас, мелодия + аккорд; аккорд можно разложить (арпеджио), сделать широкое расположение, добавить ритмический рисунок, мелодию удвоить октавой (это уже почти авторский текст).
- Использование оригинала нотного текста, с разделением нотного стана на две партии. Нижняя строчка — для второй партии, верхняя для первой партии.
- Использование нотного текста, с тем же разделением на партии и с добавлением элементов для обогащения мелодии (например, октавное исполнение мелодии, или удвоение баса, или ритмически организованные фигурации, чего не было в оригинале, т.е. подключение фантазии)
- Использование нотного текста, с тем же разделением на партии и, наоборот, с исключением элементов, с целью упрощения нотного текста.
Чем, вообще, хороши ансамбли.
- Дети раскрепощаются на уроке ансамбля больше, чем на уроках по специальности.
- Происходит общение на эмоциональном уровне
- Развивается чувство локтя – партнерства и, в то же время, — некоего соперничества
Особенно полезно применять навыки ансамблевой игры в период начального обучения. Ведь что играют наши малыши – одноголосные попевки, мелодии, крошечные пьески. Как только присоединятся педагог с аккомпанементом, часто, даже, сымпровизированным, мелодия начинает звучать для ученика абсолютно по-другому! Он слышит ее в более богатом звучании, гармонизация и ритмические фигурации позволяют живее представить образ и характер пьесы! И здесь, как раз, и применяется один из методов переложения, или аранжировки для простейшего ансамбля – гармонизация мелодии.
Работа над Либертанго Астора Пьяццоллы велась методом разделения нотного стана на две партии в четыре руки. Очень хотелось, чтобы дети сыграли это известное произведение, в котором соединились танго и джаз. Астор Пьяццолла, родившись в Аргентине, являясь итальянцем по происхождению, многие годы жил в Америке, где джаз является одним из самых распространенных музыкальных направлений.
Композитор любил танго, не испытывая фанатичного поклонения своих земляков, отдалённость от Родины помогла ему избежать традиционного благоговения, позволяя смешивать стили, экспериментировать с направлениями. Он пробует развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Большое влияние на него оказали Карлос Гардель – аргентинский певец и композитор, а также педагог и композитор Альберто Хинастера. Свои знания и умения Астор вначале применял, создавая необычные аранжировки к привычному танго. Затем, он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов, и обязательное присутствие бандонеона. Постепенно, его танго приобретет новое звучание, он открыл новые формы мелодических и гармонических структур в традиционном танго, произвел революцию в этом стиле за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара. Одна из самых известных работ Пьяццоллы в этом стиле — «Либертанго»
Libertango (рус. либертанго) — композиция в стиле новое танго композитора Астора Пьяццоллы, записанная и изданная в 1974 году в Милане. Название дано от слияния слов «Свобода» (Libertad по-испански) и «Танго» (символизирует переход Пьяццоллы от классического танго в tango nuevo)/
За основу для переложения бралась аранжировка для ансамбля в составе фортепиано, флейта, аккордеон. бандонеон, Сам текст написан очень удобно – на двухстрочном нотном стане.
Фактически, нижняя строка пошла на обработку второй партии, а верхняя – первой партии.
Возникали сложности в мелодии, где приходилось часть октавной мелодии переносить в левую руку, учитывая подголосок в виде украшения:
Источник
Как из фортепианной пьесы сделать
партитуру для камерного ансамбля
В этой статье я хочу поделиться опытом создания партитуры для детского камерного ансамбля на основе исходного материала – фортепианной пьесы «Раздумье» собственного сочинения. Вот как звучит эта пьеса:
О том, как сочинялось «Раздумье», я объяснял в статье «Сочинение двухголосной пьесы». Вот её ноты.
Поскольку эта музыка представляет собой двухголосие, то, как минимум, партии для 2-х инструментов уже определены. Учитывая инструментарий музыкальных школ и заданный диапазон голосов, это могут быть две скрипки или же флейта (верхний голос) и скрипка (нижний голос). Возьмем второй вариант – флейту и скрипку. Нужно добавить к ним партию фортепиано. Как это сделать?
Определим роль фортепиано в этом ансамбле. Поскольку флейта и скрипка выполняют мелодическую функцию, то, исходя из формулы Музыка = Мелодия + Гармония + Ритм, фортепиано должно стать их аккомпаниатором, обеспечив гармоническую и ритмическую составляющие этой формулы. Для организации заданной гармонии во времени (метро-ритм) я предлагаю использовать в партии фортепиано размеренное движение восьмыми длительностями по звукам арпеджио — своего рода имитация переборов струн арфы или гитары. Естественно, арпеджио должны соответствовать гармоническому развитию исходного материала, для чего нужно ориентироваться на аккордовые обозначения, которые я предусмотрительно проставил в фортепианных нотах (см. выше). Сами же аккорды представляют собой классическое четырехголосие: бас-тенор (левая рука) и альт-сопрано (правая рука).
Вот как будут выглядеть ноты фортепианного аккомпанемента в виде арпеджио.
Соединяем все партии вместе: флейту, скрипку, фортепиано.
Вначале произведения добавляем фортепианное вступление (четыре такта), расставляем штрихи и оттенки. Партитура готова.
При желании, исходя из возможностей школьного инструментария, можно добавить к этому трио еще одну скрипку и виолончель, преобразив ансамбль в квинтет. Виолончели поручить исполнять басовые ноты, а второй скрипке выдержанные ноты в верхнем регистре. Таким образом, партии этих добавленных инструментов будут обрамлять общую партитуру, расширяя её диапазон.
Иллюстрацию партитуры подобного квинтета смотрите на следующем видео:
Источник
Как сделать аккомпанемент к песне
Как сделать аккомпанемент к песне? Руководство к действию.
Как оформить аккомпанемент к песне?
Частая проблема: «Хочу оформить аккомпанемент к песне, но получается только что-то элементарное — аккорды-трезвучия, либо арпеджио + мелодия… Как сделать красивый аккомпанемент?»
Руководство к действию:
- Изучить построение более сложных аккордов, чем трезвучия и септаккорды. Простые аккорды Вы должны строить не задумываясь, а сложные — через секунду.
- Если хочется улучшить или изменить гармонию, придать «джазовости» звучания, или просто добавить новых красок, то конечно придётся изучить особенности гармонии: как заменить те или иные аккорды, как сделать модуляцию и т.д.
- Прокачать себя в плане ритмики. Любая стилистика, кроме заунывно-вялых фортепианных переборов, требует умения ритмически украсить аккомпанемент. Нужно уметь синкопировать, совмещать сложные ритмы в левой и правой руке.
- Будет неплохо, если Вы поучитесь импровизировать, т.к. хороший аккомпанемент предполагает создание дополнительных подголосков, красивых вставок, вступления и окончания, а это невозможно сделать без практики импровизации.
- Ну и финальная стадия (именно ФИНАЛЬНАЯ, а не первая, как многие думают) — изучить основы аккомпанемента.
Пример:
Перед Вами строчка мелодии + аккорды над ней. Ваш порядок действий:
- Проигрываете аккорды по очереди и усложняете их, если необходимо
- Проигрываете аккорды вместе с мелодией и пробуете регармонизировать аккорды и смотрите на результат. Если понравилось — оставляете.
- Выбираете стилистику. Это будет определять ритмику (и зачастую это будет определять тип аккомпанемента). Если хотите сделать близко к оригиналу, то слушаете оригинал и копируете ритмику оттуда, вставляя её в аранжировку.
- Дополняете это всё знаниями по аккомпанементу — делаете его более разнообразным, заполняете всю клавиатуру.
- Слушаете то, что получилось на предмет пауз. Все пустые места заполняем красивыми вставками, «эхом» мелодии. Иногда это обозначают термином «вопрос-ответ». Мелодия «спрашивает», а аккомпанемент «отвечает».
- Придумываем вступление и концовку. Возможно также потребуется придумать проигрыш между куплетами или вставка между куплетом и припевом.
- Если хочется усилить эффект, то добавляем модуляцию, либо переформатируем аккомпанемент — постепенно усиливаем его от начала к концу с помощью приёмов аккомпанемента. (использование октав, более сложной ритмики, более низкого баса, более широких аккордов, использование всей ширины клавиатуры)
Вот например, что у меня получилось из простой классической прелюдии Дварионаса, а также из банальной песенки Happy Birthday To You:
Как всему этому научиться?
Я прекрасно понимаю, что всё, что я написал выше, кажется простым, но на деле оказывается чрезвычайно сложным занятием — создать свою аранжировку с нуля. Нужно освоить огромную область знаний и желательно не потратить кучу времени на поиски нужной информации.
Поэтому я постарался собрать всё, что Вам нужно, в нескольких курсах:
Курс «Аккорд-Мастер». Я считаю, что это базовая область знаний, без которой невозможно никакого творчества в музыке. К счастью, в курсе «Аккорд-Мастер» очень простая методика освоения построения аккордов и куча упражнений. Всё то, что казалось недоступным для понимания, будет легко освоить. Нужно только дать себе время для запоминания, а пальцам дать возможность находить нужные аккорды вслепую. Подробнее о курсе — http://muzvideo2.ru/archives/1356
Курс «Мастер Гармонии». Этот курс поможет Вам понять, как движутся аккорды в любой музыке, по каким законам и математическим формулам. Но не бойтесь, формулы весьма просты, требуется лишь Ваше время на освоение всех этих знаний. Уверен, что освоить правила гармонии под силу любому человеку. Подробнее о курсе — http://muzvideo2.ru/archives/2452
Курс «Мастер Аранжировки». В этом курсе мы рассмотрим с Вами основы аккомпанемента, его возможности, приёмы усиления, ослабления, окраски, ритмики, придумывание вступлений и концовок. Вы сами пройдёте все эти стадии и к концу курса сможете делать простые аранжировки на «РАЗ, ДВА», а средние и сложные — за несколько дней. Курс планируется к выходу в декабре 2019 года.
Курс «BLUES MASTER» — раскрывает особенности блюзового стиля. Вы сможете научиться играть в блюзовом стиле и импровизировать. Вы сможете сочинить свою собственную блюзовую аранжировку после прохождения курса. Подробнее о курсе — http://muzvideo2.ru/archives/1523
Курс «BALLAD MASTER». В этом курсе я научу Вас делать аранжировки в балладном стиле. Раскрою все особенности ритмики балладного стиля и к концу курса Вы сможете оформить в данном стиле практически любое произведение. Подробнее о курсе — http://muzvideo2.ru/archives/1876
Что в планах?
В планах сделать курс по ритмике, так как на данный момент многие из учеников испытывают огромные проблемы с ритмикой и это не позволяет им двигаться дальше. Необходима большая работа и очень много времени, чтобы научиться не просто соблюдать ритмику (а с этим тоже у многих большие проблемы), но и ритмически мыслить — придумывать ритмические обороты, подчёркивать ритмом стилистику.
Ещё в планах сделать курсы для обучения музыке детей дошкольного возраста. Ведь так много талантливых детей и так мало возможностей развивать этот талант с самого раннего возраста.
3 комментария к записи “Как сделать аккомпанемент к песне? Руководство к действию.”
Рада вашим новым материалам. Видео как всегда отличное.
Спасибо, Наталья!
Прошёл дачно-строительно-огородный сезон и пора снова браться за то, что у меня получается лучше всего 🙂
Здравствуйте, Сергей! Мне очень нравится как Вы играете! Слушала бы и слушала, очень красиво. Очень надеюсь, что у меня будет возможность учиться у Вас (хотя бы по программе Аккорд мастер).
Оставить комментарий
Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:
Мы принимаем к оплате:
Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.
Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.
Источник