- О звукоснимателях (советы самодельщика)
- Схема сборки магнитного звукоснимателя для акустической гитары своими руками
- Шаг 1: Делаем шаблон
- Шаг 2: Сверлим отверстия
- Шаг 3: Собираем бобину
- Шаг 4: Находим намоточное приспособление
- Шаг 5: Наматываем катушку
- Шаг 6: Паяем
- Шаг 7: Заливаем катушку звукоснимателя воском
- Шаг 8: Последние штрихи
- Шаг 9: Пришло время для …
О звукоснимателях (советы самодельщика)
Сейчас намного легче приобрести хорошую гитару, чем скажем лет 40 назад. Но все же, возможно из-за финансовой стороны вопроса, я думаю, есть еще энтузиасты-самодельщики делающие гитары своими руками. Вот им то, начинающим, и адресована моя заметка самодеятельного музыканта. Первые наши попытки электрифицировать обычную акустическую гитару были предприняты с товарищем, Сергеем Омельченко, еще в 1966 году.
Самым простым решением оказалось прикрепить головку с пьезоэлектрическим преобразователем, от проигрывателя грампластинок, к корпусу гитары. В дальнейшем вынули сам пьезоэлемент и сделали для него специальный держатель, совмещенный с розеткой для присоединения экранированного кабеля подключения к усилителю. Эта деревянная конструкция приклеивалась к деке гитары вблизи струнодержателя. Для увеличения уровня сигнала на конец пластины пьезодатчика помещали пластилиновый шарик увеличивающий момент инерции преобразователя. Сигнал был достаточен для подключения к любому радиоприемнику имеющему высокоомный вход для проигрывателя грампластинок. Этот первый «звукосниматель» и изображен на Рис.0. Его недостатком была высокая чувствительность к акустическим шумам, шорохам, свисту пальцев по струнам и механическая непрочность самой пьезоэлектрической пластины. Зато стоимость головки звукоснимателя в сборе была всего 1р.60 коп., а сделать держатель можно за пол часа простым инструментом.
Следующей самоделкой стал «настоящий» электромагнитный звукосниматель из наушников летных шлемофонов. Использовались наушники (телефонные капсули) сопротивлением 2200 Ом, нынче практически не встречающиеся. Аккуратно расколов корпус, извлекали магнитную систему телефонов в сборе с двумя катушками на полюсных наконечниках магнитов. Эти полюсные наконечники удивительным образом соответствовали расстоянию между струнами гитары. Расколов три наушника (к сожалению иногда приходилось и больше) на латунной пластинке приклеивали магнитопроводы и соединяли все катушки последовательно.. Получался звукосниматель с сопротивлением 6600 Ом, дающий достаточно мощный электрический сигнал (Рис.1). Вместо клея, все же лучше бы использовать для закрепления магнитопроводов припайку полюсных наконечников к латунной пластине, а сверху накрыть экранирующим и одновременно защитным экраном. Но наша осмысленная борьба с электрическими и магнитными помехами началась несколько позже… Таких звукоснимателей было изготовлено множество, (только представьте сколько шлемофонов было испорчено и оснащались ими уже не акустические а самодельные досчато-фанерные «электрогитары». Но звучание у этих звукоснимателей было «кукольное». Из-за неравномерности магнитного поля вблизи полюсных наконечников колебания струн преобразовывались в электрический сигнал нелинейно, «обогащая» звук гармониками и вызывая ощущение «мусорности» сигнала.
В следующем звукоснимателе (на Рис.2) этот недостаток был уже устранен. На отдельных, для каждой струны, магнитах размещались катушки, содержащие каждая по 4000 витков провода ПЭЛ 0,08 мм диаметром, соединенные последовательно. Получилось объединение в одной конструкции 6-7 струнных звукоснимателей, помещенных в одну общую пластмассовую коробку. Покраска ко робки изнутри серебрянкой, для экранировки звукоснимателя, показала полную несостоятельность такого решения. Звук был чистым, пропорциональным колебаниям струн, но недостаточно сильным. Полагаю, что звукоснимателю не хватало магнитомягкой стальной пластины вместо пластмассового основания, к тому же множество небольших магнитов создавало несильное локальное поле для струн. Ну и чисто умозрительно, представь те, как трудно «продирался» сигнал отдельных струн через индуктивность остальных 5-6 катушек!
Значительно лучшим получился звукосниматель (Рис.3) содержащий всего один, но мощный маг нит, и одну большую катушку. Его магнитопровод-основание концентрировал мощное и равномерное магнитное поле вблизи струн, также хорошо защищая катушку от повреждений. Накрытый сверху латунным экраном звукосниматель был нечувствительным к электро статическим наводкам и давал сильный, чистый звук. Единственным значительным его недостатком, впрочем свойственным большинству электромагнитных звукоснимателей, была его чувствительность к внешнему переменному магнитному полю, создаваемому различными трансформаторами и сетевыми проводами.
Ну и наилучшими характеристика ми обладает звукосниматель на Рис.4, отличающийся от предшествующей конструкции лишь наличием одинаковых сдвоенных катушек. Абсолютно одинаковые, намотанные одновременно и надетые на общий магнитопровод, они генерируют одинаковый сигнал под воздействием внешнего магнитного поля. Но будучи включенными встречно, этот же мешающий сигнал они взаимно уничтожают, обеспечивая звукоснимателю нечувствительность к внешним магнитным помехам. Это оказалось особенно важно при применении различных бустеров, усилителей-ограничителей и fuzz-устройств.
Дополнив гитару переключателем полярности одной из катушек (Рис.6), можно получить значительно различающееся звучание при синфазном и противофазном их включении. Подавление же магнитных помех происходит только лишь при противофазном включении катушек. Вообще же такое встречное включение катушек на общей магнитной системе образует интересную пространственно-частотную фильтрацию сигнала колеблющихся струн!
И, наконец, общие рекомендации для самодельщиков звукоснимателей:
— все металлические детали звукоснимателей должны быть соединены между со бой и заземлены, желательно пайкой;
— абсолютно все детали звукоснимателей должны быть жестко фиксированы, и не допускать «дребезга» для исключений щелчков, призвуков и микрофонного эффекта;
— для сильного сигнала желательно катушки делать с максимально-возможным числом витков, заполняя обмоткой все доступное пространство и используя про вод диаметром 0,06-0,08 мм или еще тоньше;
— обязательно используйте электростатический экран катушек и соединительных проводов, однако для борьбы с вихревыми токами и связанными с ними потерями этот экран должен иметь проницаемые окна напротив струн (Рис.5);
— не используйте регулировочные винты в составе полюсов магнитопровода для выравнивания силы звучания струн, лучше используйте магнитно-выровненные ферромагнитные струны. Паразитный микрофонный эффект, зацепы и порывы струн из-за этих винтов убедят вас в порочности таких конструкций;
— используйте магниты максимальной силы (ферриты кобальта) для большего сигнала и лучшего соотношения сигнал/шум;
— используйте только жесткие и надежные механизмы регулировки положения звукоснимателей относительно струн или не используйте вообще, установив звукосниматель сразу оптимально;
— разбирайте и изучайте «фирменные» звукосниматели – нет ничего такого, что самодельщики не смогли бы сделать так же или еще лучше!
Звукосниматель, имея значительную индуктивность и межвитковую емкость, вместе с емкостью соединительных экранированных шнуров и сопротивлением регуляторов и нагрузки, обладает сложной частотной зависимостью. Максималь ное сокращение емкостей шнуров, за счет их длинны, и увеличение сопротивления нагрузки положительно сказывается на качестве сигнала гитары. Подробнее здесь…
Источник
Схема сборки магнитного звукоснимателя для акустической гитары своими руками
Хотите сделать себе звукосниматель для акустической гитары своими руками, состоящий всего из одной катушки? Эта статья содержит схему, как изготовить такое устройство, правда, оно не будет выглядеть или звучать так же, как обычный звукосниматель.
Что вам потребуется.
- Бумага.
- Медный эмалированный провод диаметром 0,05-0,06 мм (очень тонкий).
- Шесть стальных крепежных винтов с гайками.
- Неодимовые (сверхсильные) магниты или один длинный магнит в виде стержня.
- Тонкий пластик (можно применить футляр от компакт-диска) или тонкие деревянные дощечки.
- Воск.
- Провод.
- Припой.
- Суперклей.
Инструменты и оборудование:
- Дрель со сверлами.
- Отвертка.
- Швейная машинка (опционально).
Все эти материалы и инструмент вы можете купить, но, вероятно, что-то из этого сможете обнаружить у себя в кладовой или на чердаке. Например, тонкий медный провод можно найти в машинке для стрижки собак.
Вот несколько ссылок, которые могут быть полезны при изготовлении магнитного звукоснимателя для акустической гитары:
Шаг 1: Делаем шаблон
Звукосниматель состоит всего из нескольких частей, и бобина (на которую будут наматываться обмотки) – это первое, что вам нужно собрать.
Сначала изготовьте шаблон деталей бобины. Вам потребуется одна деталь для верхней части и одна – для нижней. Посмотрите, как они выглядят на фотографиях, чтобы иметь общее представление. Вы можете изготовить катушку в традиционной форме, – с закругленными углами, или же, если вам лень, – использовать квадратную форму. В любом случае, устройство будет работать.
Перенесите шаблон на материал для изготовления бобины. В качестве материала используйте пластмассовый футляр от компакт диска или тонкие деревянные дощечки. Деревянная катушка, в отличии от пластиковой, имеет уникальный внешний вид.
Вырежьте детали катушки.
Шаг 2: Сверлим отверстия
Теперь просверлите отверстия для стоек. Прежде чем это делать, сделайте разметку в тех местах, где будут находиться отверстия. Обычно струны на гитаре расположены на расстоянии около 1 см друг от друга, но для большей уверенности, измерьте эти расстояния. Кроме того, отметьте расположение двух отверстий в нижней части катушки (см. последнюю картинку). Эти отверстия предназначаются для фиксации концов обмотки и их пайки.
Вначале можете изготовить деревянный шаблон с отверстиями, а затем, наложив шаблон на детали катушки, просверлить в них отверстия.
Шаг 3: Собираем бобину
После того, как вы просверлите детали корпуса катушки, переходите к сборке. Сначала вкрутите винты в верхнюю часть катушки. Затем установите какую-либо прокладку между верхней и нижней частями, как показано на рисунке.
Если винты слишком длинные, обрежьте лишнюю длину.
Шаг 4: Находим намоточное приспособление
В качестве намоточного приспособления можно использовать различные устройства. Можете наматывать катушку вручную, но это займет много времени, и качество намотки будет низким. Также можете использовать дрель или шуруповерт.
Швейная машинка тоже подойдет для намотки. С боку у всех швейных машинок имеется некое вращающееся колесо. Именно на нем нужно закрепить бобину. На некоторых швейных машинках на этом колесе есть небольшой винт. Вот с помощью его и можно закрепить катушку.
Шаг 5: Наматываем катушку
Обмотка звукоснимателя выполняется из очень тонкой медной эмалированной проволоки, диаметром 0,05-0,06 мм. Рекомендуется купить такой провод на катушке, чтобы было легче мотать.
Прежде чем начать наматывать катушку, закрепите в левом отверстии нижней части катушки конец провода (другое отверстие используется для крепления бобины на швейной машинке).
Намотайте на катушку как минимум десять витков провода вручную. Затем, начните намотку на медленной скорости уже с помощью швейной машинки. Помните, что в случае обрыва провода, вам придется начинать намотку снова. Поэтому очень важно не натягивать провод очень сильно, чтобы не оборвать его. Если же во время намотки вы слишком ослабите провод, то он запутается.
Существует много разных мнений на счет того, сколько витков провода должна содержать катушка. Намотайте столько, сколько вместится на вашу бобину. Это, вероятно, будет правильнее всего.
Шаг 6: Паяем
После окончания намотки катушки, следует припаять к ее выводам подводящие провода.
Прежде чем начинать пайку, нужно очистить от лака концы обмоточного провода, закрепленные в двух отверстиях на нижней части бобины. Для этого воспользуйтесь мелкой наждачной бумагой, надфилем или маленькой отверткой (см. рисунок).
К началу катушки припаяйте черный провод, а к концу – белый или другой цветной.
Шаг 7: Заливаем катушку звукоснимателя воском
Для того, чтобы зафиксировать провода в катушке и избавиться от микрофонного эффекта, ее нужно залит воском.
Для заливки можно использовать воск от обычной свечи.
Расплавление воска непосредственно на огне, например, на плите в кастрюле, может привести к его перегреву и даже воспламенению. Вы же не хотите потерять свои брови, делая звукосниматель для гитары? Итак, чтобы растопить воск, наполните большую емкость крутым кипятком и поместите в нее меньшую емкость (например, консервную банку). Нарежьте воск на маленькие кусочки, чтобы он быстрее расплавился. Поместите эти кусочки в маленькую емкость.
Когда воск полностью расплавится, подвесьте катушку на проволоке и погрузите ее в воск. Из обмотки катушки начнут выходить пузырьки воздуха. Подождите, пока пузырьки не перестанут выходить. На это потребуется 5-10 минут.
Извлеките звукосниматель и удалите излишки воска, пока он не затвердел.
Шаг 8: Последние штрихи
Осталось сделать еще пару вещей.
После того, как ваш звукосниматель полностью остынет после процесса заливки, можете устанавливать на него магниты. Магниты, которые нужно установить, называются неодимовыми (их также называют силовыми или сверхсильными магнитами).
При установке магнитов, убедитесь, что все они обращены одним и тем же полюсом в одну сторону. Приклейте их при помощи суперклея, хотя это будет сложно сделать, т.к. сверхсильные магниты липнут куда угодно, кроме того места, куда вы их хотите установить.
Когда вы закончите мучить магниты, оберните чем-нибудь обмотки катушки. Для этого прекрасно подойдет лента фум: она хорошо ложится и, в случае ремонта катушки, легко удаляется.
Вот и все! Вы сделали это!
Шаг 9: Пришло время для …
На фотографиях показано, как правильно установить и подключить звукосниматель.
Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.
Источник