Как сделать разрешение аккордов

Блюз >Десять способов разрешения музыкального напряжения

Самый быстрый и надежный способ повысить свой уровень мастерства в игре блюза — это разобраться в некоторых особенностях гармоний, характерных для джаза. Конечно, если джаз вам неинтересен, не стоит углубляться в его потемки, но уделив хотя бы немного времени основным джазовым гармониям, вы начнете понимать и чувствовать блюз значительно лучше.

Любому гитаристу приходится много времени уделять гаммам и аккордовым прогрессиям. А теперь пора объединить эти важные моменты в одно целое.

Музыка (и особенно джаз) — это напряжение и его разрешение, но музыканты часто концентрируются только на напряжении. При этом немаловажно понимать, что напряжение нужно только для того, чтобы его разрешать.

Легче всего научиться этому, играя на фоне аккорда пятой ступени, разрешающегося в тонику. С этой целью можно брать любой доминантсептаккорд. Но не каждый аккорд пятой ступени разрешается. Например, если аккорд пятой ступени сдвигается к аккорду четвертой ступени, ощущения разрешения не появится. А вот если тонический аккорд (аккорд первой ступени) сдвигается к аккорду четвертой ступени, это уже разрешение. Знаю, что все это звучит несколько запутанно, поэтому давайте разберем конкретный пример.

Возьмем блюз в тональности G. Тоническим аккордом здесь является аккорд G7, а аккордом четвертой ступени — С7. А теперь представьте себе, что мы находимся в тональности С: V (G) смещается к I (C). Видим, что в четвертом такте двенадцатитактового блюза возникает нарастающее напряжение, и если использовать его по назначению, ваше звучание приобретет джазовый характер.

Читайте также:  Исаак шварц золотая мина ноты

Сегодня мы разберем десять способов управления первыми восемью тактами стандартного блюза Bb. На фоне аккорда Bb7 (первой ступени) я буду использовать Bb-миксолидийский лад, а на фоне Eb7 (четвертой ступени) — блюзовую гамму Bb. Не забывайте о том, что наша цель — разрешение, поэтому обратите особое внимание на то, как фразы разрешаются в Eb7.

Первый пример ( Упр. 1 ) включает в себя простое арпеджио Bb7, которое начинается с полутонового шага к терции (D) и далее к малой септиме (Ab). Малая нона (Сb) в четвертом такте — отличный способ создать необычный эффект.

В Упр. 2 мы добавим немного от суперлокрийского лада, но по сути, мы просто делаем аккорд Вb7 несколько разнообразнее. В этом нам помогают как малая, так и большая нона. Как и в Упр. 1, разрешение идет в сторону терции аккорда Eb (ноты G).

Упр. 3 подразумевает игру на фоне аккордов, на деле не присутствующих в прогрессии. В данном случае я представляю себе прогрессию вида Fm7-E7-Eb7 (да-да, без тритоновой замены никуда!), ведущую к аккорду четвертой ступени. Двигаясь к четвертой ступени, мы подчеркиваем несколько нот (в том числе уменьшенную квинту и малую нону) и лишь потом разрешаемся в квинту аккорда Еb (Вb).

В Упр. 4 картина несколько усложняется. Здесь мы играем пассаж шестнадцатыми нотами на основе арпеджио уменьшенной гаммы Вb (Bb-B-C#-D-E-F-G-Ab). Трезвучие Bb начинается с малой терции, затем мы смещаемся к трезвучию G и играем частичное арпеджио Bbdim7. В заключение мы разрешаемся в Eb и сдвигаемся вверх по грифу. Эта фраза очень напоминает классические ходы Би Би Кинга (B.B. King). Как известно, все новое — это хорошо забытое старое.

Упр. 5 — фраза в духе Скотта Хендерсона (Scott Henderson). Здесь суперлокрийский лад ведет нас к квинте аккорда Eb7. Эта фраза интересна с ритмической точки зрения и непредсказуема в мелодическом плане. Она плавно разрешается обратно в Bb.

Табы и ноты к упражнениям 5-10 можно скачать с помощью формы ниже:

Напишите свое имя и Email для получения ссылки на скачивание.

Источник

Разрешение (музыка)

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

  • увеличенная секунда (ув. 2) разрешается в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)
  • уменьшённая септима (ум. 7) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • увеличенная кварта (ув. 4) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • уменьшённая квинта (ум. 5) — в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Разрешение аккордов

Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.

Литература

  • В. А. Вахромеев Элементарная теория музыки / Техн. редактор Л. Виноградова. — Третье издание. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 139—144. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-7140-0962-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Разрешение (музыка)» в других словарях:

Разрешение — Разрешение: Разрешение сделать что то антоним к слову «запрет». Позволение сделать что то запрашиваемое, в том числе документ, это подтверждающий; Разрешение на работу; Разрешение на временное проживание; Разрешение на поселение; Разрешение … Википедия

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка вид искусства. Музыка старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) … Википедия

Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Пётр I и музыка — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Содержание … Википедия

Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی‎) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия

Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия

Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия

Источник

Как сделать разрешение аккордов

Разрешение

Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).

Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:

Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):

Примеры разрешения хроматических ступеней:

Разрешение в интервалах

Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.

Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.

увеличенная секунда (ув.2) разрешается:

Источник

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

Источник

Оцените статью