Как сделать самому ламповый усилитель для гитары

Ламповый усилитель для гитары

Приветствую, радиолюбители-самоделкины, а также все гитаристы!

Владельцам акустических гитар, можно сказать, в какой-то степени повезло — купил гитару и играй где хочешь, когда хочешь, ничего больше не требуется, кроме пары медиаторов. Тем не менее, акустическая гитара не даёт такого разнообразия вариантов звучания, как электро — её звук с помощью специальных электронных примочек либо компьютерных плагинов может преображаться до неузнаваемости, в том числе и довольно реалистично имитировать звук акустической гитары. Многие из таких примочек имеют довольно простые схемы и собрать их дома не составит рядовому радиолюбителю. Преимущественно электрогитары используют для получения «рваного» рокового звучания, для извелечения такого звука используется перегруз, или иначе дисторшн — наиболее популярный во всём мире эффект. Особую роль в мире электрогитар играет оборудование — конечный звук, в некоторых случаях, в наименьшей степени зависит от самого инструмента, а в большем — от того, какие используются примочки и усилители, а также как они настроены.

Источник

Ламповый гитарный усилитель своими руками. Стоит ли начинать паять самому.

Теперь, когда мой ламповый усилитель для бас-гитары собран и опробован в сценической и студийной работе, я хочу поделиться своими соображениями насчет того, стоит ли вообще затевать всю эту историю со сборкой усилителя своими руками? Не проще ли было купить уже готовый аппарат кого-нибудь из производителей с именем?

Начнем с того, что я очень доволен тем результатом, который у меня получился. Я получил тот звук, который мне нравится, а также кучу удовольствия от исследования вопросов, связанных с конструкцией и сборкой ламповых усилителей. Многое из того, что я узнал, очень сильно расходится с моими прошлыми представлениями об инструментальных усилителях. Особенно интересно было сопоставить реальность с тем, что говорят производители гитарного оборудования в своих рекламных материалах – открылось много забавных фактов 🙂 Ну и конечно, сборка усилителя своими руками (пусть даже и не все операции я делал сам) и всевозможные эксперименты с лампами – все это дало много опыта, которого не получить, если покупаешь уже готовое изделие. Иными словами, лично я ничуть не жалею, что начал этот проект, посвятил ему столько времени и вложил столько денег. Результат того стоил.

Однако, давайте взглянем на ситуацию с нейтральных позиций, отбросив все мои положительные эмоции. Стоит ли связываться с изготовлением лампового гитарного усилителя своими руками или, все-таки, лучше сразу отправляться к дилеру Mesa, Marshal, Fender итп?
Что движет людьми, которые решают собрать ламповый усилитель для своей гитары самостоятельно? На мой взгляд, есть три основных мотива:
стремление обзавестись ламповым усилителем и сэкономить при этом деньги,

— желание получить в свое распоряжение аппарат, который очень сложно купить (например, модель давно снята с производства и ее сложно найти на вторичном рынке),

— любопытство, желание собрать что-то эксклюзивное, стремление поэксперементировать;

— Собрать ламповый усилитель и сэкономить

Собрать ламповый гитарный усилитель своими руками чтобы сэкономить?

Начнем с самого насущного, с экономии средств. Ламповые усилители очень дороги – это факт. Стремясь сэкономить деньги многие берутся за самостоятельную сборку усилителя, предполагая что в этом случае затраты будут значительно меньше, чем при покупке уже готового аппарата. Если вы пойдете этим путем, то вас неизбежно настигнет разочарование, потому что сэкономить не получится.

Во-первых, вам понадобится инструмент, много инструмента. Начнем с банального паяльника и набора пинцетов-круглогубцев-тонкогубцев и прочего инвентаря, необходимого при пайке. Потребуется также тестер и, желательно, осцилограф (можно и без него, но с ним удобнее настраивать и отлаживать то, что вы спаяли). Затем вам понадобится довольно специфический инструмент, который есть не в каждой домашней мастерской: ступенчатые сверла или коронки (для сверления отверстий под ламповые панели), электролобзик с набором пилок по металлу, сверлильный станок или штатив для крепления дрели (незаменим при изготовлении платы для размещения элементов), ручной фрезер (понадобится при изготовлении корпуса усилителя) итд. Все это нужно будет либо купить, либо найти, у кого взять попользоваться на время. Конечно, можно обойтись и без специального инструмента, но тогда трудоемкость возрастет в разы, и на то, что можно сделать за час, вы будете тратить несколько рабочих дней, чтобы добиться приемлемого качества работы.

Ламповый усилитель из подручных средств. Стоит ли начинать изготовление?

Многие идут по весьма скользкому пути изготовления необходимых деталей из подручных средств, буквально из того, что валяется на свалке. Умение сделать красивую вещь из отходов достойно всяческих похвал, но к сожалению, им обладают единицы. Лишь очень маленькое количество самодельщиков владеет достаточными навыками и, что самое главное, фантазией и терпением, чтобы превратить бывший компьютерный корпус и обрезки фанеры во что-то прилично выглядещее. Конечно, внешний вид мало влияет на качество звучания усилителя, но если вам не безразлично, как будет выглядеть ваш усилитель, то во внешний вид придется инвестировать либо деньги, либо значительное время и душевные силы.

Кстати, помимо инструмента, вам потребуется еще и рабочее место, где можно шуметь и мусорить (а в городе с этим у многих проблема). Хорошо, если у вас есть доступ к оборудованной мастерской, но этим может похвастаться не каждый. Лично у меня значительной части инструмента не было, как не было и места, где можно было бы полноценно заниматься столярными и слесарными работами, поэтому я заказывал готовые шасси и корпус (а это стоило денег) и лишь незначительно дорабатывал их дома (как правило, доработка сводилась к сверлению нескольких дополнительных отверстий). Однако, передо мной задача сэкономить не стояла – я хотел в первую очередь хорошего результата, а не минимальных затрат.

С инструментами и местом разобрались. Дальше вам понадобятся комплектующие. Нужно понимать, что не все радиодетали, которые свободно продаются, подходят для изготовления усилителей. Если вы возьмете дешевые компоненты, применяемые в обычной потребительской электронике, то скорее всего ваш усилитель будет звучать “как-то не так” – уныло, “мертво” и “стерильно”. Собственно, современные недорогие ламповые усилители так и звучат, проигрывая в качестве звука своим видавшим виды и изрядно потрепанным предшественникам родом из 70-х и 80-х годов или просто более дорогим конкурентам. Выбор элементной базы решает очень многое, поэтому если вы действительно получить достойный результат, придется раскошелиться на дорогие конденсаторы, потенциометры и трансформаторы.

Можно попытаться взять компоненты из старой техники (например, списанной военной итп), но это всегда лотерея. Например, конденсаторы со временем теряют свои свойства и нет никакой гарантии, что емкость, взятая из радиостанции тридцатилетней давности, действительно “живая” и ее характеристики не “уползли”. Лампы, если их не использовать, со временем не теряют своих свойств, но вы никогда не знаете, сколько та или иная лампа уже проработала, и в каком она состоянии (до тех пор, пока у вас нет специального оборудования). Таким образом, лампы и конденсаторы крайне желательно покупать новые, не работавшие и не потерявшие своих свойств – здесь тоже “скроить” не получится.

Трансформаторы в ламповом гитарном усилителе

Самая дорогая часть лампового усилителя – это трансформаторы (питания и выходной). Стоимость комплекта трансформаторов на 50-ваттный усилитель легко выходит за пределы 400$, если брать производителя с громким именем. Не обязательно брать самое дорогое, что есть на рынке. Существуют и очень достойные альтернативы по более гуманной цене, но даже они обойдутся вам не менее 180$ за комплект.

Можно, конечно, попытаться намотать трансформатор самому, но здесь вы также упретесь в проблему качественных комплектующих, потому что хорошее трансформаторное железо и провод тоже стоят денег, а использовать найденное на помойке – с большой долей вероятности испортить звук будущего усилителя. К тому же, если у вас нет опыта в намотке трансформаторов, существует вероятность, что с первого раза у вас получить хороший результат не получится, и трансформатор придется перематывать несколько раз. Можно заказать изготовление трансформаторов у кого-то, кто занимается этим, но это всегда лотерея в плане качества, а стоимость работы мастеров с хорошей репутацией не сильно разнится с предложениями западных компаний.

Кроме компонентов и инструмента, вам потребуется еще один ресурс – это ваше собственное время. Сама по себе пайка – это дело медитативное и весьма кропотливое. А кроме пайки есть еще изготовление отдельных элементов и корпуса. Хорошо, когда есть возможность уделить своему проекту много времени. В этом случае результат достигается достаточно быстро, как это было у меня. Если же вы с трудом выкраиваете пару часов в неделю, то проект рискует превратиться в грандиозный долгострой, который никогда не будет завершен (таких примеров полно, их больше, чем на 100% законченных работ). Если вы не можете купить все необходимые компоненты сразу и вынуждены покупать их частями, в несколько заходов, то очень много времени уйдет на то, чтобы дождаться доставки или найти нужную “железку” в магазине или у частника. Время – деньги. Чем больше времени вы теряете, тем выше вероятность, что проект перестанет быть интересным для вас или возникнут какие-то более насущные нужды.

Таким образом, сэкономить не получится. Стремление сэкономить либо приведет к посредственному результату, либо к потере большого количества времени. С точки зрения экономии, самостоятельное изготовление гитарного лампового усилителя – дело совершенно бесперспективное. Подтверждением моим словам может послужить пример отечественной компании Yerasov. В их продуктовой линейке есть полностью ламповые аппараты со стоимостью ниже 15 тыс. руб. и даже дешевле 10 тыс.руб. Да что там! На момент написания этой статьи у них был комбик (!) стоимостью 6700 руб – и это со всеми накрутками, т.е. его себестоимость должна быть вообще копеечная. Я не буду комментировать качество звучания и надежность продукции Yerasov – там все, мягко говоря, очень и очень спорно. Могу лишь сказать, что вам вряд ли удастся собрать что-то самостоятельно, потратив меньшие суммы, если только наиболее критичные компоненты не достанутся вам бесплатно. И уж точно такой усилитель не будет звучать лучше Yerasov’ского ширпотреба. Дешевые решения всегда приводят к дешевому результату – чудес не бывает.

Сделать копию легендарного лампового усилителя по найденной в интернете схеме

ОК, со стремлением сэкономить разобрались. Теперь поговорим о сборке копий гитарных усилителей, которые по той или иной причине не получается купить. Например, вы услышали, как звучит легендарный усилитель Trainwreck и поняли, что хотите себе такой аппарат. Но вот беда – Кен Фишер, мастер, который собирал эти усилители, умер еще в 2006 году, успев собрать меньше сотни усилителей. Таким образом, новый Trainwreck купить не получится (сейчас марку Trainwreck возрождают коллеги Фишера, но это уже совсем другая история), а стоимость уже существующих доходит до 30000$, и надо еще уговорить владельца расстаться с ним. Как тут быть?

Выход напрашивается сам собой: нужно найти схему гитарного усилителя и собрать по ней усилитель самостоятельно (или заказать мастеру). Однако, не все так просто. Кен Фишер еще при жизни отмечал, что многие пытаются копировать его усилители, однако несмотря на то, что он никогда не делал из своих схем особой тайны, копии его усилителей, собранные другими людьми, всегда сильно отличались по звучанию от оригинала, собранного по той же схеме.

Причина кроется в выходном трансформаторе (Фишер использовал кастомное “железо”, намотанное по его собственным спецификациям), а также в обилии незначительных, на первый взгляд, тонкостей, которые упускали из виду люди, изготавливающие копии усилителя Trainwreck. Так, например, Кен Фишер предавал огромное значение материалу, из которого изготовлено шасси, плата и соединяющие элементы провода. Он утверждал, что даже тип и цвет (!) изоляции провода имеет значение. Над этим можно посмеиваться, но факт остается фактом – клоны Trainwreck по звуку сильно отличаются от оригинала.

К чему этот разговор… К тому, что для того, чтобы собрать точную копию того или иного гитарного усилителя, одной электрической схемы не достаточно. Нужно использовать те же материалы и те же компоненты, что применены в оригинале. Естественно, что сегодня их найти может быть достаточно проблематично, потому что производители компонентов могли давно перестать выпускать те или иные детали, а то и вовсе выйти из бизнеса.

Поэтому, собирая клон известного усилителя, вы получаете в свое распоряжение аппарат, с характером звучания, приближающимся к оригиналу, но не повторяющем его полностью. Это не значит, что звук будет хуже – клон может звучать даже интереснее и сочнее, но это будет немного другой звук. И, естественно, если вы соберете по имеющейся у вас схеме клон легендарного усилителя с использованием дешевых компонентов, мало подходящих для строительства усилителей, то и звук будет соответствующий. Shit in = shit out. Качество компонентов значит очень много.

Таким образом, строительство клонов легендарных усилителей оправдано, если вы не рассчитываете получить абсолютно точную копию оригинального аппарата, а просто используете проверенную “в боях” конструкцию, чтобы получить схожее по характеру звучание или чтобы не ломать голову над проектированием своей собственной схемы а взять заведомо рабочую. Для того же, чтобы получить точную копию усилителя, вам придется использовать те же самые компоненты, что и в оригинале, что может быть очень и очень проблематичным.

Создание самодельного лампового усилителя ради самого процесса

Ну и, наконец, третья причина, по которой вы можете захотеть самостоятельно собрать гитарный усилитель – это желание поэкспериментировать и сделать что-то своими руками. Здесь все понятно: если у вас есть время и ресурсы, то нужно просто брать и делать. Не факт, что получится с первого раза, но ведь на то он и эксперимент. Отрицательный результат – тоже результат. Если вы беретесь за создание усилителя просто ради самого процесса, то скорее всего получите от него огромное удовольствие, поэтому ввязываться в эту историю однозначно стоит, пусть даже она может оказаться весьма затратной.

Источник

Ламповый гитарный усилитель March

Первым делом решим такой вопрос: лезть в споры о «тёплом ламповом звуке» я не собираюсь, сейчас речь идёт о ГИТАРНОМ усилителе.
Давайте начнем немного с истории.

Использовать ламповую технику музыканты начали не потому, что это круто, а потому, что никакой другой не было, транзистор тогда ещё не придумали. Естественно для воспроизведения брали обычные бытовые/концертные усилители, предназначенные именно для воспроизведения музыки. Выкручивая на таких усилителях громкость на максимум быстро заметили эффект — усилитель искажал звук гитары, но дело в том, что эти искажения не портили звук, а наоборот, «украшали» его. Смекнув что к чему гитаристы пошли на хитрость — они подключали гитару в два усилителя последовательно, добиваясь ещё большего искажения звука. Производители электроники тоже долго не думали и начали производить усилители, для которых работа в режиме перегрузки являлась стандартной, так и родился первый гитарный эффект — овердрайв. Так вот все современные эффекты искажения гитарного сигнала, будь то транзисторная или цифровая схема, нацелены на имитацию именно того искажения, которое вносит в звук лампа, то есть сигнал многократно усиливается, а синусоида обрезается диодами. Конечно такие схемы получаются значительно меньше, дешевле и питать их можно от батарейки, но есть у них один существенный недостаток — отсутствие динамики. То есть, играя тихо или лупя по струнам что есть мощи уровень искажений остаётся почти одним и тем же, при ламповой схеме чем громче играешь — тем сильнее искажения. Таким образом от усилителя появляется как бы отдача, звук становиться куда вариативнее, партия звучит красивее и более «живо». В общем, объяснить это на словах трудно, попробуйте хоть раз поиграть в ламповый комбик и сразу поймёте, о чем я. Играть на транзисторе после этого желания уже не будет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что во многом это зависит от стиля, для классической игры или какого нибудь фолка, в общем, там где нужен именно чистый звук гитары, не «клин» (англ. clean), а именно чистый, эта подгруженность будет как раз лишней. Как вариант можно использовать ламповый предусилитель и транзисторный оконечник, ничего плохого в этом не вижу, главное достигнуть эффекта «отдачи». В общем попрошу всех «аудиофилов» воздержаться от своих комментариев, так как к гитарным усилителям Ваши стандарты неприменимы.

Усилитель оснащён двумя входами разной чувствительности и имеющие разный характер звучания:

Norm — слабое усиление с чистым звуком
Fat — сильное усиление с перегруженным звуком.

В качестве альтернативы могу предложить следующие варианты. В магазине радиодеталей или на алиэкспресс покупаете пачку лепестковых контактов под гайку, и крепите их теми же заклёпками.

Вариант второй — покупаете 3 мм латунные люверсы в магазине обувной фурнитуры и устанавливаете их шариком от подшипника и молотком.

Перед монтажом желательно хорошо изучить схему. Провода для монтажа лучше использовать разноцветные, что бы ничего не перепутать. Проще всего купить несколько метров кабеля 5х0,75 и снять изоляцию, он доступен в любом строймагазине, но если есть возможность можно взять и по отдельности.

Так же не забывайте «заземлить» шасси, при чем этот контакт должен быть надежным. Подробные фотографии сборки Вы можете наблюдать ниже.

Общий вид платы.

Гнёзда входа, распайка первого каскада.

Распайка второго каскада усиления.

Распайка блока питания.

Панель выходной лампы.



Распайка галетного переключателя.

Заднюю крышку усилителя, в прочем, как и переднюю, желательно сделать сетчатой.

Демонстрацию работы усилителя можно посмотреть на видео ниже.


Источник

Оцените статью