Как сделать звучание пианино

Как улучшить звучание цифрового пианино или синтезатора

Наверное, каждый обладатель цифрового пианино или синтезатора хотя бы один раз задавал себе вопрос: «А можно ли улучшить звучание фортепианного тембра моего клавишного инструмента?». И сегодня мы поговорим о способах улучшения звука вашего музыкального инструмента.

Прежде всего, нам следует конкретизировать, что именно нас не устраивает. Рассмотрим три типичных варианта:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает.

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино).

Начнем рассматривать варианты улучшения звучания тембра фортепиано в предложенном порядке:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает

Звучание электронного инструмента можно значительно улучшить, подключив внешнюю акустическую систему. Если у вас нет системы Hi-Fi или хорошего музыкального центра, то вполне подойдут активные стереофонические мультимедиа-колонки (от 20 ватт на канал) уровня SVEN SPS-700 или Microlab SOLO-1 (приблизительно от 1500 рублей). Еще более лучшим вариантом будет использовать трехкомпонентную акустику, например Edifier HCS2330 (приблизительно от 3600 рулей). Для подключения внешней акустики используйте линейный выход музыкального инструмента, а при отсутствии оного — выход на наушники.

Читайте также:  План работы преподавателя фортепиано

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках)

Другими словами вас не устраивает звучание генератора звука и (или) предварительного усилителя вашего цифрового пианино (синтезатора). Именно такой звук подается на линейный выход аппарата, и именно его вы слышите в наушниках.

Улучшение звучания клавишного инструмента достигается за счет его подключения к компьютеру (ноутбуку) и использованию внешнего по отношению к инструменту генератора звука.

Прежде всего, необходимо убедиться в наличии MIDI-выхода (выход для подключения к компьютеру) у вашего клавишного инструмента (обратитесь к документации и ознакомьтесь с описанием всех имеющихся интерфейсов, нам нужен MIDI IN/OUT). В случае отсутствия у вашего инструмента миди-выхода улучшить звучание не получится.

Midi-разъемы бывают двух типов – традиционные круглые 5-контактные и обычные квадратные USB типа «B», как на периферийных устройствах (принтерах, сканерах и т.д.). Последние гораздо удобнее, поскольку не требуют специального входа на звуковой плате компьютера, а также соответствующего шнура (MIDI-кабеля). Если же у вас 5-контактный MIDI-разъем, то вам придется купить MIDI-кабель (их сейчас огромное множество, главное чтобы кабель позволял инструмент к порту USB, который присутствует в абсолютно любом компьютере или ноутбуке).

Далее подключаем наш музыкальный инструмент к компьютеру. Для уменьшения задержек при нажатии на клавиши инструмента лучше всего использовать протокол ASIO. Если в вашем компьютере установлена звуковая карта с поддержкой ASIO (как правило, если вы не приобретали звуковую карту отдельно, то ваша карта без поддержки ASIO). В таком случае можно задействовать встроенный звук с универсальным драйвером ASIO — asio4all (tippach.business.t-online.de/asio4all/, сейчас там есть даже русская локализация).

Еще нам понадобится программное пианино, использующее принцип физического моделирования звука: Modartt Pianoteq (www.pianoteq.com) или 4Front TruePianos (www.truepianos.com).

Скачайте и установите универсальный драйвер asio4all, а также программное фортепиано, все они имеют интерфейс в виде рояльной клавиатуры, на которой можно что-нибудь сыграть мышкой или клавиатурой компьютерной. Не очень удобно, конечно, но для определения задержки вполне достаточно. Послушайте, нет ли треска и проглатывания звуков, если есть — придется увеличить задержку в настройках asio4all; если нет — задержку можно уменьшить. Попробуйте поиграть другими параметрами asio4all — отключите вход аудио-карты, установите буфер ASIO в 1024, отключите аппаратный буфер карты и установите максимальное количество буферов ядра. Какие-то параметры чаще всего можно настроить и в программном рояле.

Все звучит чистенько и задержка устраивает? Замечательно, можно подключать наушники к компьютеру (ноутбуку) и наслаждаться звуком рояля. Если же все усилия напрасны и приемлемой задержки получить не удалось (очень давно с таким не встречался) — придется приобретать звуковую плату с аппаратной поддержкой ASIO (в этом случае asio4all нужно будет удалить).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино)

Самый сложный вариант. Для улучшение звучания придется проделать все операции, описанные в пункте 2. После этого линейный выход компьютера (ноутбука) можно попробовать подключить к линейному входу (при наличие) вашего цифрового пианино. Если качество звука вас устраивает, то можно играть и слушать звук через акустику инструмента. Если линейный вход в клавишном инструменте отсутствует или качество звука из его колонок вас не устраивает, то можно подключить внешнюю акустику (смотри пункт 1).

Источник

Как сделать звучание пианино

Основные аспекты программной обработки пианино и фортепиано.

Согласно внутренней статистике нашего сервиса, гости активно интересуются способами обработки пианино с помощью плагинов и программных комплексов. Редакция принимает решение создать отдельную информационную ветку, свои вопросы и наблюдения, пожалуйста, оставляйте в комментариях к статье.

С чего начинается обработка фортепиано

Как и во многих других случаях подготовки фонограмм, работа начинается с исходного материала. Верх профессионализма и высокого качественного уровня принято считать натуральную запись музыкального инструмента. В этом случае музыкант получает отличную возможность подчеркнуть красоту живого выступления, раскрыть его лучшие стороны: технику игры, оттенок звучания, пространственные показатели.

На второе место мы ставим игру на MIDI-клавиатуре с программным VSTi. В этом случае сохраняются интервальные характеристики и сила нажатия на клавиши. Однако цифровой синтетический звук не сможет превзойти хороший качественный рояль или фортепиано, записанный на профессиональные микрофоны.

На последнее место мы определяем «выставление кубиков» в секвенсоре, например, FL Studio. В этом случае необходимо настраивать velocity для каждой ноты или кубика, стараться добиться натуральной техники игры.

Исходя из этих трёх направлений мы можем определить стоит ли использовать готовый сэмпл из библиотеки, докручивать ноты VSTi в FL Studio или записывать новую партию музыкального инструмента на микрофон. В любом случае, исходник должен быть качественным и отвечать требованию уникальности музыкального инструмента, будь то игра на клавишах пианино, движение пальцев по струнам, сила воздушных потоков в трубе или амплитуда взмахов тамбурина.

Клавиши фортепиано. Фото с сайта www.pixabay.com

Какими плагинами обрабатывать фортепиано

Когда мы определились с исходной записью, необходимо определиться с комплексом программной обработки звучания. В нашем творческом ремесле оперировать золотыми правилами неуместно, поэтому рассмотрим общепринятую практику.

Пианино станет более выразительным, если добавить слабое компрессирование с большими параметрами атаки и релиза. Однако это правило может навредить сэмплированному пианино, поэтому имеет место проверить как действует компрессор на наш исходный материал с помощью Waves CLA-2A ввиду его «бережной» едва заметной обработки сигнала.

Надо сказать, что компрессия фортепиано требует экспериментального подхода, музыкант должен проверить звучание инструмента с различными компрессорами и лимитерами, например, компании Waves, а уже потом делать вывод об уместности применения компрессора в целом. Звучание пианино легко испортить компрессором за счет специфики музыкального инструмента, будьте внимательны и опирайтесь на собственные слуховые возможности.

Не забываем смотреть на частотный диапазон с помощью графического анализатора, который чаще встроен в EQ. Если нет слуховых замечаний и пиковых значений в анализаторе, аккуратно пробуем добавить прозрачность в частоте 2-4кГц, атаку в области 8кГц. Здесь также нет золотого правила, бывают случаи, когда полезные частоты нашего рояля лежат в другом диапазоне — внимательно смотрим и слушаем.

Следует добавить, что задачи по обработке также бывают разными, помимо пробивной атаки или воздушной прозрачности, перед нами может стоять задача получения глухого хвоста за счёт реверберации со спадом в верхах.

Пианино невеста и море. Фото с сайта www.pixabay.com

Пространственная обработка пианино

Пожалуй самая интересная и самая красочная часть софтовой обработки является создание «души фортепиано» и пространства, в котором будет жить наша душа. Именно этот вид обработки заставляет жить и дышать наш материал.

Среди основных инструментов можем использовать плагины стерео базы, сатураторы, эхо машины и различные ревербераторы с эмуляциями концертных залов. Стерео расширители применяем аккуратно, потому-что есть возможность чрезмерно растянуть звук и уйти от тонкого и чувственного исполнения. Стерео плагин скорее подойдёт для управления каналами как самого звука, так и его эффектов.

Хорошие показатели демонстрируют плагины моделирования пространств на основе импульсных алгоритмов. Например, SIR — достойный импульсный ревербератор от разработчика Knufinke. Плагин вобрал в себя все необходимые эмуляции пространств и не требователен к ресурсам.

Сам по себе эффект «эхо» трудно назвать обработчиком, ведь он вносит некий характер в окраску звучания. При обработке фортепиано можно применять эхо, тем более если применимость имеет творческую составляющую и украшает звучание.

Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer

1. Эквалайзер. В начале убираем мутные составляющие, добавляем верхних красок, подчеркиваем динамику и тембр.

2. Сатуратор. Ламповый плагин добавит теплоты, при необходимости полезных искажений.

3. Дилэй. Эхо добавляет окраску, творческую задумку к записи фортепиано.

4. Компрессор. Применяется редко, однако есть мировая практика применения сильно скомпрессированного сигнала пианино, но это больше как уникальный случай. Чаще едва заметная компрессия сохраняет запись и придаёт определенную остроту.

5. Эксайтер. В конце цепи эффектов можно поставить, например, Waves Aphex Vintage Exiter. Он добавить яркости и присутствия звуку рояля.

6. Цепь из пяти эффектов отправляем на FX-канал с ревербератором, оживляем звучание и заставляем фортепиано литься и сверкать подобно хрустальному ручью.

На этом наш обзор завершается, мы разобрали одну из техник для обработки звука пианино, в следующих обзорах мы будем говорить об особенности обработки других музыкальных инструментов и применении программных комплексов. Оставайтесь с нами, желаем творческих успехов!

Источник

Делаем яркий звук фортепиано

Рояль и фортепиано — являются основными инструментами, которые имеют богатый и насыщенный тембр. Но не менее важно донести всю прелесть этого инструмента и максимально выгодно показать его в миксе.
Сегодня я постараюсь рассказать о методах получения яркого звука фортепиано.

Самое первое дело в получении хорошего звука — это сам инструмент.Так как сегодня в бимтейкинге, чаще используются звуки из музыкальных библиотек, то мы остановимся на инструменте Alicias Keys под NI Kontakt. Я очень люблю звук этого фортепиано и использую его уже не сколько лет.
Записав нашу партию, мы получили такие аккорды.

Теперь нам нужно не много украсить нашу партию. Сперва добавим компрессор. Я использую освой любимый Waves CLA 2A. Он незаметно на слух хорошо обрабатывает сигнал даже при большой степени компрессии. Я выбрал пресет Piano и немного подкорректировал параметр Peak Reduction для того что бы наша партия компресировалась на 5-6 Дб.

Затем добавим Делэй. В нашем случае мы испоьзовали Valhalla Ubermod. Мы использовали пресет Basic Ping Pong Echo. Это классический 1/4 делэй. В режиме Mode мы поставили 2tapChorus что бы добавить модуляции нашей партии. Тут самое важное это поставить делэй пред нашим компрессором, что даст нам более фирменное и слитное звучание фортепиано. Слушать

Теперь добавим сатурации. Для этого я использовал Softube Saturation Knob, очень простой плагин , но не менее эффективный. Тут добавляйте сатурацию по вкусу, главное не переборщить. После я добавил низ с помощью плагина Waves PuigTec EQP-1A на 1-2 дб. Прибрал середину и добавил высоких частот шельфом в пределах 10 кГЦ , как показано на картинке. Я люблю использовать Puigtec , потому как в отличии от стандартных параметрических эквалайзеров он дает приятный окрас и обогащает гармониками наш инструмент. Слушать

В конце я добавляю Эксайтер. Waves Aphex Vintage Exciter. Выбираю пресет Piano и прибираю AX Mix до 4. Эксайтер придает еще больше яркости нашим высоким частотам.

В конце я делаю посыл на FX канал с ревербератором Vallhalla Room, где стоит пресет Clear Room. В нем я увеличиваю парметр Predelay до 97.6 ms, что позволяет создать глубину комнаты и отделить хвост реверберации от самого инструмента.

Источник

Оцените статью