Как сидеть у пианино стул

Как правильно сидеть за фортепиано?

В данном видеоуроке вы узнаете, как правильно сидеть за инструментом, чтобы не было проблем с осанкой, техникой и звукоизвлечением.

При посадке за фортепиано обратить внимание на 4 пункта:

1.Высота
Регулируйте стул так, чтобы локти были не ниже клавиатуры. Чтобы проконтролировать свою технику самостоятельно, нужно сесть, положить руки на клавиши и попросить кого-то сфотографировать вас в этом положении. Правильный вариант — если локти находятся параллельно клавиатуре или чуть выше.

2. Где ставить стул?
Стул должен находиться прямо по центру, напротив первой октавы (часто над ней логотип марки). Расстояние должно быть таким, чтобы при вытянутых руках пальцы упирались в начало клавиш.
Одна из наиболее распространенных ошибок — сесть слишком близко, чтобы лучше видеть ноты. К такому положению можно быстро привыкнуть, и когда вы выйдете на более серьезный уровень, где понадобится «размах» крыльев, вам будет трудно переучиться.

3. Сколько площади от стула занимать?
Традиционно половину или 1/3. Расстояние до клавиатуры регулируется спиной и наклоном, поэтому вы создадите себе дополнительный дискомфорт, переместив точку опоры на сиденье.

4. Ноги
Ноги — это опора, которая понадобиться вам при правильном звукоизвлечении, особенно при переходе на мощное форте. Как проверить, правильно ли вы сидите? При верном положении ног вы сможете легко встать со стула даже во время игры.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Посадка за фортепиано.

Как по мне, очень важная тема, так как она напрямую связана со многими другими вопросами, немаловажными для пианиста. А также с самой главной темой — ЗДОРОВЬЕ ПИАНИСТА.

Идеальной является посадка моего любимого пианиста Артура Рубинштейна, которую Вы можете оценить на видео выше.

Мы рассмотрим данный вопрос с двух ракурсов: правильная посадка за фортепиано во избежание проблем со спиной и посадка за инструментом как путь звукоизвлечения.

Первый ракурс, как по мне, гораздо важнее второго. Меня поймет любой человек, у которого хоть раз в жизни болела спина.. И начинать изучение данного вопроса лучше с таких тем, как «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста». Подробный видео — урок на эти темы темы Вы можете найти в курсе «Энциклопедия или путь пианиста» ( урок #47 )

Итак, как же правильно сидеть за фортепиано, чтобы спина не болела?! Я бы советовал сидеть ровно, но не по армейски. Посадка должна быть естественной. Как только спина устает, можно немного изменить положение корпуса. Откидываться на спинку стула я бы не советовал хотя бы по той простой причине, что Вы направляете вес своего тела назад, а это прямо противоречит такому базовому пианистическому принципу, как «весовая игра». Принципу, без которого невозможно добиться полной свободы за инструментом. Да и вообще, это противоречит элементарным законам физики. Ну это как ходить по потолку, чтобы было понятнее. Конечно, если Вы — профессиональный пианист и уже «разобрались» с инструментом, то и такой вариант посадки возможен, если не сидеть так за роялем все время. Но сидеть за фортепиано в таком положении я бы советовал поменьше. Великий современный педагог Дмитрий Башкиров даже советует такой метод для достижения свободы за инструментом. Но, опять же, всё нужно делать вдумчиво и с понимаем «для чего». Использовать как метод — да, но не играть так, на вялике, всё время.

Сидеть сгорбившись ( как на аватарке статьи ) я бы также крайне не рекомендовал. Час — два таких занятий окупятся потом долгими муками. Периодически лучше всего вставать и разминаться, но об этом мы более детально говорим в курсе «Путь пианиста»: «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста» ( видео — урок #47 ).

Переходим ко второму пункту. Сразу разделим его на А и Б. А: близко — далеко; Б: низко — высоко.

А) Большинство не профессионалов сидит чересчур близко к фортепиано. Это не очень хорошо для звукоизвлечения, особенно на forte! Почему? — Руки имеют свой естественный вес, и когда Вы садитесь слишком близко к инструменту, Вы этот вес как бы разделяете, в каких — то местах пережимаете. При этом, Вы не даете свободно «дышать» своим рукам, парить над роялем, что особенно необходимо во время исполнения романтической музыки ( яркий пример — музыка Ф. Шопена ).

Изредка пианисты сидят слишком далеко и это не дает им «довезти» тот самый вес до клавиатуре. Приходится извлекать звуки силой, что, сами понимаете, не очень хорошо.
Но чаще, все-таки, пианисты сидят слишком близко и также извлекают звуки силой.
Что же делать? на каком расстоянии от пианино находиться?

Соберите руки в кулаки и вытяните вперед. Костяшки пальцев должны упираться в крышку рояля. С этого исходного положения начинается игра на рояле. Дальше можете менять дистанцию, это можно и нужно делать, в зависимости от технических задач в определенной части исполняемого произведения.

Б) Когда — то, краем уха, я услышал из уст незнакомого мне пианиста такую фразу: «Сядь повыше на стуле. Есть такая питерская привычка, высоко сидеть за роялем, не слыхала?!» Он это рассказывал одной ученице. Словосочетание «питерская привычка» прозвучало столь пафосно, что сомнений, как нужно сидеть за роялем, не осталось) Если мне не изменяет память, любил высоко сидеть Святослав Рихтер. За счет этого, по его словам, он как бы властвовал за роялем.

Теперь рассмотрим посадку за фортепиано Глена Гульда. Он сидел очень низко. По словам Гульда, это давало ему возможность лучше контролировать клавиатуру фортепиано.

Что можно написать после рассмотрения посадки за инструментом таких мастеров? Думаю, здесь все более индивидуально, чем с пунктом А. Сидите, как Вам удобно. Тут, опять же, все может зависеть от исполняемой Вами музыки. Для классики, которую, в основном, играл Гульд, хороша низкая посадка. Там нужен минимальный вес, все держится больше на пальцах. Для романтики, наоборот. Но Вы же не будете начинать играть Баха без подставки, а, дойдя до Рахманинова, доставать ее из под стула?! Хорошо, если есть портьера, там можно незаметно подкрутить. Но решающую роль в исполнении это не сыграет, поверьте. Если Вы произведение доучили, оно у Вас получится, как бы Вы не сидели.

Показательной, на мой взгляд, можно считать посадку за роялем моего любимого пианиста Артура Рубинштейна. Не думаю, что у человека, прожившего 95 лет, записавшего накануне своего 90летия несколько концертов с оркестром, были проблемы со спиной..)

Источник

Посадка за инструментом

О значении правильно налаженного аппарата для пианиста всем хорошо известно. Однако, не все понимают, что правильная посадка за инструментом самым прямым образом связана с налаживанием аппарата. Именно неправильная посадка часто бывает причиной зажатости аппарата.

Конечно же, все элементы наиболее рациональной посадки уже давно проанализированы огромным количеством поколений пианистов и среди этих элементов уже отобраны самые лучшие и «правильные».

Поэтому, не стоит «изобретать велосипед», а лучше просто сразу прислушаться к советам опытных исполнителей и педагогов. Безусловно, ваш ребёнок получит по этому поводу все необходимые знания на уроке по специальности. Но, дело в том, что детям не свойственно постоянно удерживать в голове все эти «мелочи», они о них забывают.

Если родители настроены помогать ребёнку, ускорять его продвижение, то им придётся познакомиться с данными нехитрыми правилами. В дальнейшем, когда ученик будет занят выполнением домашнего задания, необходимо хоть краем глаза поглядывать на его посадку и при необходимости вовремя напоминать о необходимости сидеть правильно.

Все правила посадки можно кратко изложить в пяти пунктах. Вот они:

  1. Количество площади стула, занимаемое исполнителем во время игры.

Пианист во время игры в идеале должен занимать от 1/3 до 1/2 площади поверхности стула. Более глубокая посадка больше располагает к отдыху, чем к работе. Кроме того, центр тяжести переносится с рук на другую, гораздо менее благородную точку тела.

Во-первых, стул должен прочно, устойчиво стоять на четырёх ножках. Круглые, крутящиеся стулья очень быстро разбалтываются и начинают шататься под действием веса тела. А это очень нежелательно, так как мешает ощущению устойчивой опоры во время игры.

Удобный прямоугольный стул с регулируемой высотой можно купить в магазине музыкальных инструментов по цене в среднем от 2,5-х до 5-ти тысяч российских рублей. Подойдёт и обычный устойчивый стул. Высота его должна быть такой, чтобы локти не оказались ниже клавиатуры.

Во-вторых, локти должны находиться на уровне клавиатуры, или даже чуть выше неё. Они должны свободно свисать, а не торчать в стороны, как крылья у птицы. Кроме того, учёные утверждают, что наиболее благоприятна для позвоночника такая посадка, при которой бедро составляет с туловищем прямой угол.

  1. Расстояние между клавиатурой и корпусом исполнителя.

Для того, чтобы проверить правильность расстояния между клавиатурой и корпусом, достаточно вытянуть руки вперёд, ладонями вниз. Локти должны быть при этом прямыми, а кончики пальцев должны упираться в начало клавиш, в переднюю стенку рояля (пианино). Если при таком положении спина (позвоночник) перпендикулярна полу – значит всё в порядке!

Рекомендации относительно положения ног простые: угол в коленном суставе — 90 градусов, тогда в ногах будет достаточно опоры. Если же рост ребёнка не позволяет посадить его с соблюдением такого условия, то для исправления ситуации существуют специальные подставки для ног. Есть также подставки для стула. При помощи них можно отрегулировать наиболее удобное положение для игры.

Ну и, конечно, осанка при игре не должна страдать. Очень важна не натянутая, прямая спина, свободные, опущенные вниз плечи, отпущенные, висящие свободно локти, расслабленные кисти рук. При таком положении во всём теле будет ощущаться лёгкость, непринуждённость, активная готовность к любым действиям за роялем.

Боюсь, что маленькому ребёнку (5-6 лет, когда обычно начинают заниматься игрой на нашем инструменте) будет непросто удержать в голове все эти «премудрости». Главное – это точно не та информация, которая будет вызывать в нём живой интерес.

Поэтому он вряд ли будет стараться всё это запомнить. Именно поэтому помощь родителей в данном вопросе будет весьма желательной и просто необходимой. Не пожалейте на это своего времени – и ваши усилия обязательно окупятся сторицей!

Источник

Виды стульев пианиста

Когда в доме появляется фортепиано, стоит задуматься об удобстве человека, который будет за ним музицировать. Любой человек, будь то профессионал или любитель, студент или школьник будет проводить за инструментом несколько часов в день. Чтобы стать высококлассным виртуозом и потом поддерживать хорошую технику, некоторые люди уделяют игре на пианино более 8 часов в день. В самом начале занятий дети, конечно, не могут высидеть более 2 часов. Но и в это время следует приучить ребенка к правильной посадке, также уделяя внимание осанке. Вот почему так важно выбрать правильный стул для фортепиано.

С момента появления пианино люди начали задумываться о том, что удобство во время занятий играет немаловажную роль. Ведь если стул слишком низкий – придется тянуться к клавишам и кисть будет слишком опущена и в скором времени произойдет зажатие мышц и пианисту даже может понадобиться лечение. Если стул слишком высок, то кисть окажется в завышенном положении и станет невозможно правильно поднимать пальцы, а вместе с этим и извлекать нужный звук. Обычный стул совсем не подходит. Поэтому появились разнообразные варианты стульев для игры на фортепиано. Рассмотрим, какие есть предложения:

  • скамейка для игры на фортепиано с возможностью регулировки высоты;
  • винтовой вращающийся стул с круглым сидением;
  • банкетка для игры в четыре руки;
  • стул для игры на фортепиано;
  • банкетка на изящных ножках, сиденье которой имеет форму прямоугольника;
  • индивидуальные стулья, выполненные на заказ мастерами;
  • стулья, оснащенные механизмом для складывания;
  • банкетка со специальной ручкой сбоку, при помощи которой можно отрегулировать нужную высоту;
  • банкетка с выделенным местом для нот, которое расположено непосредственно под сидением, может иметь рычаг регулировки высоты;
  • фортепианная табуретка;
  • банкетка на двух ножках, которую можно сложить.

Среди огромного разнообразия предоставляемых на выбор вариантов бывает нелегко сразу определиться, какая форма стула будет наиболее удобная, нужен ли специальный механизм регулировки высоты, рассчитывать ли на дополнительное место для музицирования в четыре руки и нужен ли отсек для нот? А может просто выбрать банкетку, на которую можно подкладывать дополнительные сидения в случае необходимости? Тогда будет всего две позиции. А этого может оказаться недостаточно. Особенно, если стул предназначается для ребенка, чей рост увеличивается ежеквартально. Естественно, удлиняются руки, ноги, позвоночник. Поэтому может понадобиться более точная настройка высоты сидения. А если рассматривать материалы, то самым правильным и надежным решением будет натуральное дерево плюс натуральная кожа, иногда под нее подкладывают неширокий слой поролона, чтобы хоть немного смягчить сиденье. Это идеальный вариант, но далеко не дешевый. Чуть менее затратным будет вариант с искусственной кожей.

Прежде всего, стоит определиться, для кого покупается стул. Если сидеть на нем будет только взрослый человек, можно смело выбирать элегантную прямоугольную банкетку. Она придаст особого шарма помещению и будет очень удобна для занятий. Многие школы искусств остановили свой выбор на таких экземплярах. Но в них есть один существенный минус: если за инструментом в течение дня сидит большое количество разных по возрасту и комплекции людей, банкетку нужно будет регулировать отдельно для каждого музыканта.

К сожалению, банкетки не предназначены для ежечасной регулировки высоты, которую пришлось бы производить по приходу на урок следующего ученика музыкальной школы. Чтобы решить эту проблему, нужен специальный круглый стул с крутящимся сидением и специально разработанным механизмом, позволяющим с точностью до миллиметра выставить подходящую для человека высоту. Сделать это можно за несколько секунд и можно начинать занятия. При выборе такого стула стоит заранее подумать об удобстве музыканта и отдать предпочтение более мягкому сидению, чтобы потом не пришлось заказывать отдельно чехол с поролоном.

Если говорить о ценах на данные предметы, то самым простым и наименее затратным вариантом будет обыкновенная банкетка. Минимум – это 1,5 тысячи рублей. Но при этом следует хорошо подумать, что предмет будет в регулярном использовании, и от него будет зависеть правильность осанки пианиста и удобство во время игры на инструменте, поэтому лучше уж слишком не экономить. За 3 тысячи рублей можно подобрать и солидную банкетку с отсеком для хранения, и стул с винтовым механизмом и круглым верхом. Если финансы позволяют, можно выбрать довольно интересный вариант – двойную банкетку. Но за нее придется заплатить минимум 9 тысяч рублей.

В заключение хочется заметить, что хороший и качественный стул – это половина успеха. Вторая половина зависит от правильности посадки пианиста на нем. С самых первых дней занятий следует обращать внимание ученика на следующие моменты:

  • во время игры на инструменте осанка должна быть идеально ровной. Сидеть необходимо на краю стула. Высота регулируется в зависимости от расположения рук. Для правильного извлечения звуков кисти должны находиться над клавиатурой, а локти – в немного согнутом положении;
  • ноги нужно ставить под прямым углом. Для самых маленьких существуют специальные подставки, чтобы посадка была максимально естественной и удобной. А взрослые люди должны держать ноги либо на педалях (если они собираются ими пользоваться во время игры), либо рядом с ними;
  • устойчивость стула – очень важный момент. Ни при каких обстоятельствах он не должен смещаться, шататься или произвольно менять высоту. Сиденье должно быть идеально ровным, без единой впадины и тем более просиженных со временем мест.

Взяв во внимание основные моменты, необходимые для достижения удобства и правильности посадки за инструментом, вы обеспечите идеальные условия для занятий на фортепиано, которые дадут желаемые результаты пианисту и наслаждение от его игры слушателям.

Источник

Оцените статью