Как сидеть за аккордеоном

ПОСАДКА АККОРДЕОНИСТА

ПОСАДКА АККОРДЕОНИСТА

Аккордеон — сложный в изучении инструмент.

Играть приходится на двух принципиально разных клавиатурах, причем левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и, конечно, руки ученика.

Правильная посадка учащегося является основой форми­рования его исполнительских навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во многих школах и самоучителях игры на аккордеоне.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты-аккордеонисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Вопросами постановки игрового аппарата баянистов-аккордеонистов в разное время занимались педагоги – исполнители: Ф. Липс, И. Пуриц, А. Бажилин, В. Лушников, Ю. Акимов, А. Иванов, А. Мирек, И. Алексеев и др.

Вопросы постановки игрового аппарата аккордеониста очень важны, особенно на начальном этапе обучения; включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук, которые способствуют успешному овладению аккордеоном. Любое неудобство, возникшее по этим основополагающим моментам, может стать серьёзным тормозом в обучении.

Посадка аккордеониста.


В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика: рост, длину и строение рук, ног, корпуса.
Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.
На аккордеоне следует играть, сидя на жёстком или полужёстком стуле, расположившись не очень глубоко, ближе к краю сиденья. Ноги должны стоять плотно на полу.
Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.

Читайте также:  Где то над радугой укулеле

Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперёд. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула, ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя.

Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собранно.
Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить на уровне глаз.
Правое колено должно быть чуть выше левого. Для этого необходимо левую ногу чуть выдвинуть вперёд, а правую подогнуть.
Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха.

Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость, и играющий быстро устаёт.

Не следует придерживать инструмент подбородком.
Недопустим также наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника и, кроме того, производит неприятное внешнее впечатление.

В процессе игры ноги, как и всё тело исполнителя, могут менять своё положение в определённых пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего.

Регулировка ремней.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Ремни тщательно подгоняются соответственно телосложению ребенка.

Правый и левый ремни предназначаются для держания инструмента во время игры.

При помощи ремней аккордеон закрепляется так, чтобы нижняя часть грифа упиралась в бедро, а задняя сторона (верхняя) плотно прилегала к грудной клетке. Верх аккордеона находится на уровне плеча.

Не следует допускать чрезмерного приближения инструмента к груди, сдавливающего грудную клетку и нарушающего тем самым свободу дыхания. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика. Оно должно быть естественным и ровным.
Хорошо отрегулированные плечевые ремни облегчают вес инструмента и поддерживают его при разжиме. Инструмент не должен стеснять или давить своей тяжестью, а должен находиться перед корпусом играющего в удобном для игры положении.

Ремень, прикреплённый к левой части корпуса инструмента, служит для упора запястья левой руки при ведении меха. Рабочий ремень левой руки подгоняется с учётом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем, и при разжиме, и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента.
В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество можно только приветствовать, поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. Конечно же, рациональная установка инструмента ещё не гарантирует успеха.

Положение рук.

Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила.

Естественного положения правой руки, кисти можно дос­тичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Да­лее, согнув руку в локте, перенести это положение на клавиа­туру. Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы продолжает предплечье. Плечи опущены, у испол­нителя должно быть ощущение легкости в игровом aппарате.

Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором, определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.

Использованная литература:
1.Акимов Ю. Школа игры на баяне.
2.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне.
3.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.
4.Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.
5.Липс Ф. Искусство игры на баяне.
6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне.
7.Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне.

Источник

Вестник Педагога

Автор: Ускова Марина Васильевна
Должность: преподаватель дши по классу аккордеона, баяна
Учебное заведение: МОУ ДОД «Вохомская детская школа искусств»
Населённый пункт: п. Вохма, Костромская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Постановка игрового аппарата аккордеониста»
Дата публикации: 02.10.2016
Раздел: дополнительное образование

МОУ ДОД «Вохомская детская школа искусств»

Постановка игрового аппарата

Методическое сообщение
Выполнила преподаватель по классу аккордеона, баяна
Ускова М.В.

«Крона дерева поднимается настолько высоко, насколько глубоко уходят его корни в почву» З. Кодай Данная работа посвящена одной из важных проблем начального обучения — проблеме постановки игрового аппарата аккордеониста (сюда же входят соответствующая посадка и устойчивый контакт музыканта с инструментом)
.
Вопросами постановки игрового аппарата в разное время занимались педагоги – исполнители: Ф. Липс, И. Пуриц, А. Бажилин, В. Лушников, Ю. Акимов, А. Иванов, А. Мирек, И. Алексеев и др. Под понятием «постановка», прежде всего, подразумевается естественное и целесообразное движение рук в процессе игры, обусловленное художественным содержанием произведения. Исходным пунктом исполнительства является приобретение основных постановочных навыков. Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты-аккордеонисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.
[5;67]
Настоящая работа состоит из трёх разделов (посадка, установка инструмента, положение рук) и предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ по классу аккордеона.

Посадка
С первого дня обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за правильностью посадки учащихся.
[2;72]
В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика (рост, длину и строение рук, ног, корпуса).
[1;16]
Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры. На аккордеоне следует играть сидя на жёстком или полужёстком стуле, расположившись примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги. Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперёд. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула, ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя (Рис. 1в).
Рис.1
Не рекомендуется сидеть откинувшись на спинку стула (Рис.1б), так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость и играющий быстро устаёт.
[6;4]
В процессе игры ноги, как и всё тело исполнителя, могут менять своё положение в определённых пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего.
[3;5]
Так, посадка в бытовом, житейском понимании предполагает ощущение полной раскованности, комфорта, при котором ни руки, ни ноги, ни сам корпус человека не находятся в состоянии преддействия или целенаправленного действия. Профессиональная же посадка (у баяниста, виолончелиста, шофёра, швеи, велогонщика) требует определённого
положения всех частей тела, которое обусловлено характером работы, и сам процесс профессиональной деятельности вызывает наиболее рациональные и естественные движения.
[5;68]

Установка инструмента
Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Если ремни слишком длинны, их следует подтянуть или укоротить. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняют дыхание.
[6;4]
При помощи ремней аккордеон закрепляется так, чтобы нижняя часть грифа упиралась в бедро, а задняя сторона (верхняя) плотно прилегала к грудной клетке. Верх аккордеона находиться на уровне плеча. (Рис. 2)
[7;5]
Хорошо отрегулированные плечевые ремни облегчают вес инструмента и поддерживают его при разжиме. (Рис. 3) Инструмент не должен стеснять или давить своей тяжестью, а должен находиться перед корпусом играющего в удобном для игры положении.
[4;6]

Установка аккордеона зависит также и от физических данных учащегося. Она может изменяться с его ростом, улучшая: — контакт исполнителя с аккордеоном; — устойчивость инструмента; — комфортность; — свободу и готовность рук к выполнению разнообразных игровых движений.
[3;5]

В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество можно только приветствовать, поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. (Рис. 4)
[5;68]

Рис. 4 Рис. 5
Левая рука продевается под рабочий ремень настолько, чтобы большая часть его ширины находилась на предплечье, а меньшая — на кистевом суставе, внешнее ребро корпуса инструмента должно приходиться на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. (Рис.5)
[2;77 ]
Рабочий ремень левой руки также подгоняется с учётом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем, и при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Конечно же, рациональная установка инструмента ещё не гарантирует успеха.
[5;69]

Положение рук
Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет
одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка: 1). Динамичной. (Разнообразие и свобода движений должны быть столь же естественны, как и сама музыка) 2). Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотношение между всей рукой. Мера участия плеча, предплечья, кисти и пальцев зависит от темпа, фактуры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств игрового аппарата аккордеониста, стиля его игры и темперамента.) 3). Удобной. (Кисть и пальцы аккордеониста несут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.) 4). Естественной. (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они более работоспособны и выносливы.) 5). Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и средняя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невозможно.) 6). Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топографию клавиатур.)
[3;5]
Правая рука должна быть освобождена от напряжения. Предплечье отделено от корпуса тела, а локоть не отводится вперёд или назад. Кисть совсем расслабленная, свободная. Палец, нажимающий клавишу, закруглён и касается клавиши «подушечкой». Недопустимо, чтобы пальцы лежали на клавишах или касались их ногтями.
[7;5]
Пальцы должны ударять строго по середине клавиши. Естественная постановка руки создаётся при игре на середине клавиатуры, когда кисть, рука и локоть находятся примерно на одной прямой линии, а локоть остаётся свободным, слегка отведённым в сторону, а не прижатым к туловищу. Во время игры кисть принимает различные положения, изгибаясь в сторону верха или низа клавиатуры. При этом чрезмерная изогнутость кисти у нижнего края клавиатуры значительно усложняет исполнение и вынуждает играющего отступать от норм, предусматриваемых естественной постановкой руки. В любом положении кисть должна быть гибка, эластична и свободна от какой-либо напряжённости и стеснения. Ощущение лёгкости, естественности движений кисти должно быть заботой учащегося с первых дней занятий на аккордеоне как залог успеха его дальнейшей работы. (Рис.6)
[4;6;]

Рис.7
Левая рука помещается между ремнём и решёткой задней части стороны аккордеона. Ремень соприкасается с верхней частью кисти. Во время игры рука свободно перемещается вверх и вниз. Пальцы дугообразно согнуты (Рис. 7) и нажимают кнопки левой клавиатуры.
[7;5]
Третий палец, являющийся опорным для руки, находится на клавише «до», второй — на клавише «соль», четвёртый — на клавише «фа». Таким должно быть исходное положение левой руки перед началом игры.
[2;77]
Движения левой руки ограничены ремнём левого корпуса. Разнообразие и свобода движений проблематичны. Найти компромисс между свободой игрового аппарата и ограничениями, связанными с конструкцией аккордеона, является важным вопросом начального обучения.
[3;5]

Итак,
вопросы постановки игрового аппарата аккордеониста очень важны, особенно на начальном этапе обучения; включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук,
[5;67]
которые способствуют успешному овладению аккордеоном. Любое неудобство, возникшее по этим основополагающим моментам, может стать серьёзным тормозом в обучении.
[7;5]

Список литературы
1.Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М. – 1981. – 208 с. 2.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. – М. – 1960. – 156 с. 3.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. – М. – 2003. – 208 с. 4.Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне. – Ленинград. – 1990. – 120 с. 5.Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М. – 1985. – 160 с.
6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М. – 1987. – 190 с. 7.Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М. – 1977. – 176 с.

Источник

Оцените статью