Как сидеть за пианино ребенку правильно

Как правильно сидеть за пианино

Правильное положение тела — меньше усталости

«Ой! Что-то у меня спина разболелась! И руки болят от напряжения. Я что-то делаю не так?» — спросила девочка, которая только начала осваивать фортепиано.

Что же делать, чтобы игра приносила радость и удовольствие, а не усталость и разочарование?

Для того чтобы вам было удобно играть, очень важно правильно сидеть за инструментом. Что же для этого нужно?

Для начала необходимо полностью расслабиться, потому что любое напряжение может стать причиной мышечной боли. Старайтесь держать спину прямо.

Контролируйте свои локти: они не должны быть прижаты к туловищу. Во время игры пробуйте как можно дальше отводить их в сторону, но не переусердствуйте!

Когда спина прямая и локти находятся на определенном расстоянии от туловища, вы и не заметите, как помогая себе корпусом исполнять музыкальные шедевры, вы в сто раз облегчите себе задачу!

Обязательно отнеситесь серьезно к такому вопросу, как постановка рук для фортепиано! Это не так сложно, как кажется. С чего начать?

Вот вы кладете руки на клавиши. Затем постарайтесь собрать пальцы вместе, но не вплотную друг к другу, пусть между ними останется небольшое расстояние. При этом кисти ваших рук из горизонтального положения тоже поднимутся вверх.

Следите за тем, чтобы в кистях не было напряжения! Если попробовать что-нибудь сыграть в таком положении, то поначалу вам покажется это сложным. Но если тренироваться так каждый день, то потом вы даже перестанете обращать на это внимание – руки сами станут в удобную для них позицию! Еще умные мысли по поводу того, как держать руки, есть в этой статье

Но! Следуя только этим правилам, еще не значит решить все проблемы. Не менее важным моментом является стул, на котором вы сидите во время игры. Многие скажут: «Да какая разница, на чем сидеть!».

А вот и есть разница.

Если вы сидите за обычным стулом, то он будет слишком низким. И тогда возникает желание ссутулиться. В теле возникает напряжение, что является причиной быстрой усталости.

Поэтому лучший выход – это приобрести специальный стул для фортепиано. Его особенность заключается в том, что на нем можно регулировать высоту и подобрать ту, которая подходит именно вам. При известном желании, вы можете обратиться в любой специализированный магазин и выбрать именно то, что вам по душе.

Если же на инструменте учится играть ваш ребенок и возникает проблема «А куда же ставить ноги?», не переживайте! Проблему можно решить, купив специальную подставку для ног или использовать маленькую табуретку. Но подбирать ее нужно так, чтобы ребенок при этом не чувствовал неудобств и дискомфорта.

Источник

Посадка за фортепиано.

Как по мне, очень важная тема, так как она напрямую связана со многими другими вопросами, немаловажными для пианиста. А также с самой главной темой — ЗДОРОВЬЕ ПИАНИСТА.

Идеальной является посадка моего любимого пианиста Артура Рубинштейна, которую Вы можете оценить на видео выше.

Мы рассмотрим данный вопрос с двух ракурсов: правильная посадка за фортепиано во избежание проблем со спиной и посадка за инструментом как путь звукоизвлечения.

Первый ракурс, как по мне, гораздо важнее второго. Меня поймет любой человек, у которого хоть раз в жизни болела спина.. И начинать изучение данного вопроса лучше с таких тем, как «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста». Подробный видео — урок на эти темы темы Вы можете найти в курсе «Энциклопедия или путь пианиста» ( урок #47 )

Итак, как же правильно сидеть за фортепиано, чтобы спина не болела?! Я бы советовал сидеть ровно, но не по армейски. Посадка должна быть естественной. Как только спина устает, можно немного изменить положение корпуса. Откидываться на спинку стула я бы не советовал хотя бы по той простой причине, что Вы направляете вес своего тела назад, а это прямо противоречит такому базовому пианистическому принципу, как «весовая игра». Принципу, без которого невозможно добиться полной свободы за инструментом. Да и вообще, это противоречит элементарным законам физики. Ну это как ходить по потолку, чтобы было понятнее. Конечно, если Вы — профессиональный пианист и уже «разобрались» с инструментом, то и такой вариант посадки возможен, если не сидеть так за роялем все время. Но сидеть за фортепиано в таком положении я бы советовал поменьше. Великий современный педагог Дмитрий Башкиров даже советует такой метод для достижения свободы за инструментом. Но, опять же, всё нужно делать вдумчиво и с понимаем «для чего». Использовать как метод — да, но не играть так, на вялике, всё время.

Сидеть сгорбившись ( как на аватарке статьи ) я бы также крайне не рекомендовал. Час — два таких занятий окупятся потом долгими муками. Периодически лучше всего вставать и разминаться, но об этом мы более детально говорим в курсе «Путь пианиста»: «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста» ( видео — урок #47 ).

Переходим ко второму пункту. Сразу разделим его на А и Б. А: близко — далеко; Б: низко — высоко.

А) Большинство не профессионалов сидит чересчур близко к фортепиано. Это не очень хорошо для звукоизвлечения, особенно на forte! Почему? — Руки имеют свой естественный вес, и когда Вы садитесь слишком близко к инструменту, Вы этот вес как бы разделяете, в каких — то местах пережимаете. При этом, Вы не даете свободно «дышать» своим рукам, парить над роялем, что особенно необходимо во время исполнения романтической музыки ( яркий пример — музыка Ф. Шопена ).

Изредка пианисты сидят слишком далеко и это не дает им «довезти» тот самый вес до клавиатуре. Приходится извлекать звуки силой, что, сами понимаете, не очень хорошо.
Но чаще, все-таки, пианисты сидят слишком близко и также извлекают звуки силой.
Что же делать? на каком расстоянии от пианино находиться?

Соберите руки в кулаки и вытяните вперед. Костяшки пальцев должны упираться в крышку рояля. С этого исходного положения начинается игра на рояле. Дальше можете менять дистанцию, это можно и нужно делать, в зависимости от технических задач в определенной части исполняемого произведения.

Б) Когда — то, краем уха, я услышал из уст незнакомого мне пианиста такую фразу: «Сядь повыше на стуле. Есть такая питерская привычка, высоко сидеть за роялем, не слыхала?!» Он это рассказывал одной ученице. Словосочетание «питерская привычка» прозвучало столь пафосно, что сомнений, как нужно сидеть за роялем, не осталось) Если мне не изменяет память, любил высоко сидеть Святослав Рихтер. За счет этого, по его словам, он как бы властвовал за роялем.

Теперь рассмотрим посадку за фортепиано Глена Гульда. Он сидел очень низко. По словам Гульда, это давало ему возможность лучше контролировать клавиатуру фортепиано.

Что можно написать после рассмотрения посадки за инструментом таких мастеров? Думаю, здесь все более индивидуально, чем с пунктом А. Сидите, как Вам удобно. Тут, опять же, все может зависеть от исполняемой Вами музыки. Для классики, которую, в основном, играл Гульд, хороша низкая посадка. Там нужен минимальный вес, все держится больше на пальцах. Для романтики, наоборот. Но Вы же не будете начинать играть Баха без подставки, а, дойдя до Рахманинова, доставать ее из под стула?! Хорошо, если есть портьера, там можно незаметно подкрутить. Но решающую роль в исполнении это не сыграет, поверьте. Если Вы произведение доучили, оно у Вас получится, как бы Вы не сидели.

Показательной, на мой взгляд, можно считать посадку за роялем моего любимого пианиста Артура Рубинштейна. Не думаю, что у человека, прожившего 95 лет, записавшего накануне своего 90летия несколько концертов с оркестром, были проблемы со спиной..)

Источник

Как правильно сидеть за фортепиано?

В данном видеоуроке вы узнаете, как правильно сидеть за инструментом, чтобы не было проблем с осанкой, техникой и звукоизвлечением.

При посадке за фортепиано обратить внимание на 4 пункта:

1.Высота
Регулируйте стул так, чтобы локти были не ниже клавиатуры. Чтобы проконтролировать свою технику самостоятельно, нужно сесть, положить руки на клавиши и попросить кого-то сфотографировать вас в этом положении. Правильный вариант — если локти находятся параллельно клавиатуре или чуть выше.

2. Где ставить стул?
Стул должен находиться прямо по центру, напротив первой октавы (часто над ней логотип марки). Расстояние должно быть таким, чтобы при вытянутых руках пальцы упирались в начало клавиш.
Одна из наиболее распространенных ошибок — сесть слишком близко, чтобы лучше видеть ноты. К такому положению можно быстро привыкнуть, и когда вы выйдете на более серьезный уровень, где понадобится «размах» крыльев, вам будет трудно переучиться.

3. Сколько площади от стула занимать?
Традиционно половину или 1/3. Расстояние до клавиатуры регулируется спиной и наклоном, поэтому вы создадите себе дополнительный дискомфорт, переместив точку опоры на сиденье.

4. Ноги
Ноги — это опора, которая понадобиться вам при правильном звукоизвлечении, особенно при переходе на мощное форте. Как проверить, правильно ли вы сидите? При верном положении ног вы сможете легко встать со стула даже во время игры.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Посадка за фортепиано

Основа игры на фортепиано – это комфортные и естественные движения. Безусловно, посадка – это фундамент, опора наших движений. Есть несколько правил, которые помогут вам избежать ошибок, приводящих к зажимам:

1) Сидеть нужно на 2/3 стула (не слишком глубоко).

2) Ощущать опору на ступнях.

3) Ноги находятся у педалей или на педалях, если они используются. Педаль берется кончиком ноги, а не всей ступней. Детям для ощущения опоры необходимо использовать подставку, если они не дотягиваются ногами до пола.

4) Спина должна быть ровной, плечи опущены.

5) Найти удобное расстояние стула от инструмента, для того, чтобы было свободное пространство для движений рук.

6) Отрегулировать высоту стула так, чтобы локоть был на одном уровне с клавиатурой. При этом кисть должна быть над клавиатурой, а не под.

7) Локти отведены чуть в сторону от корпуса так, чтобы ощущался «воздух» , свободное пространство между руками и корпусом.

8) По словам Генриха Густавовича Нейгауза, рука пианиста напоминает веревочный мост. То есть рука должна быть свободной от плеча до кончика пальца. Последний должен ощущать опору на «дне» клавиатуры.

Чтобы добиться не только правильной пасадки за фортепиано, но и отточить навыки игры на нем, приглашаем вас принять участие в наборе в музыкальную школу!

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Piano Expert

Настройка, ремонт и реставрация фортепиано

Правильное положение рук и пальцев на клавиатуре фортепиано (или посадка за инструментом)

Дата создания 11.09.2012, отредактировано 25.12.2013

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург, стаж работы 26 лет.

Данная статья адресована родителям будущих музыкантов — пианистов и взрослым людям — любителям самостоятельного освоения фортепианного музицирования.

Существует очень важный вопрос в развитии музыкальных способностей для человека, решившего освоить игру на пианино или рояле. Этот важный вопрос ведет себя, как невидимка. Задача при этом очень серьезная, по своей значимости в необозримом будущем и практически не заметная, не значимая на первый взгляд для новичка. Это вопрос формирования правильной посадки и правильного положения рук и кистей рук за инструментом, в данной статье на самом начальном этапе освоения инструмента. У профессионалов это называется «работа над аппаратом». Хотя работа над аппаратом у музыканта проходит, как одна из значимых, через всю музыкальную жизнь. И правильное решение этой задачи — это основа разнообразного, богатого тембром и сочного звучания инструмента, что является конечным результатом игры на пианино или рояле. (Этот важный этап развития относится к освоению любого музыкального инструмента.)

Когда я обслуживаю людей, то часто встречаюсь с ситуацией, когда ребенок, играя на пианино, сидит за инструментом не правильно. (Это происходит, когда наступает время «приемки» моей работы по настройке пианино) И когда я обращаю на неправильную посадку внимание родителей, то по их реакции вижу то, что они не знают этого вопроса и как следствие, не понимают важности правильной посадки и правильного положения рук при игре на пианино. На уроке педагог объясняет все моменты правильной посадки, а дома на это не обращается должного внимания . Поэтому у меня возникла мысль написать статью, которая поможет научиться ориентироваться в данном вопросе..

Но… В начале, объясню важность правильной посадки за инструментом.

Правильная посадка за инструментом важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев вашего будущего музыканта. Если на начальном этапе не придать должного внимания на эту незаметную, невидимую, но очень важную часть освоения инструмента, то будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошей базы для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте, а также глубокого и сочного звука. Другими словами, если руки и кисти рук будут в неправильном положении, то в будущем при быстрой игре, когда необходимо будет играть быстрые и красивые пассажи, мышцы руки будут зажиматься. При такой зажатой игре невозможно добиться легкости и красоты звучания инструмента. В перспективе не будет возможности играть любые музыкальные произведения, а лишь только медленные . А это будет значительным ограничением в музыкальном развитии вашего будущего музыканта.

Прежде чем начинать заниматься на инструменте, необходимо научиться правильно и удобно за ним сидеть. Это, (начну снизу) правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение вашего музыканта на стуле, а именно правильное положение спины, плеч, локтей рук, кистей рук и как финал правильное положение пальцев рук.

Подробнее. Это важно!

Основные ощущения при игре на инструменте:

В первую очередь.

Необходимо посадить вашего музыканта на стул у клавиатуры пианино перед нотой «до» 1-й октавы. Образно говоря, эта нота «до» должна быть напротив области пупка. Другими словами прямо посередине тела вашего ребенка. Особое внимание хочу обратить на то, какое должно быть сиденье под музыкантом. Обращаю внимание на стул. Это должен быть обычный стул на 4 ножках.

Стул — сиденье, должно быть устойчивым на полу и не качающимся под музыкантом. Дело в том, что раньше наша промышленность выпускала фортепианные круглые, крутящиеся стулья, для музицирования за инструментом. Но со временем такие стулья постепенно раскачались и расшатались. На полу они стоят устойчиво, а под музыкантом в том месте, где резьбовое соединение такой стул со временем терял необходимую жесткость и под весом музыканта произвольно наклонялся в разные стороны. Именно этот момент очень не желателен. Стул должен быть устойчивым. Сейчас наша промышленность выпускает другие сиденья. Они похожи на пуфики. На вид они прямоугольные и достаточно длинные. Сверху дерматин с поролоном, а боковые стенки из полированного дерева различного цвета. В пол упираются очень устойчивые 4 ножки. Это сиденье так же регулируется и по высоте. Такие сиденья продаются в музыкальных магазинах. Их Стоимость составляет от 2500 до 3500 рублей. Но можно вполне обойтись обычным бытовым стулом. На примере стула я и объясню, как и что надо сделать. Самый основной момент — чтобы он был крепким и устойчивым.

Далее необходимо определить, на каком расстоянии перед инструментом надо сидеть.

Для этого необходимо сесть перед инструментом на стул. Кисти рук, находящиеся на клавиатуре ладонями вниз, необходимо вытянуть вперед на уровне солнечного сплетения над клавиатурой. Пальцы кистей так же выпрямить. Руки, как стрелы. При этом пальцами надо достать на клавиатуре перед собой, то место, где заканчивается длина белых и черных клавиш, в том месте где клавиша, как бы прячется в инструмент, уходит вглубь инструмента и начинается длинная тонкая панелька вдоль всех клавиш у пианино, или крышка (клап) для клавиш у рояля. Ладони при этом направлены вниз и, как бы накрывают клавиши. Повторю, что руки при этом должны быть прямыми, а плечи расслабленными и свободно опущенными. Если, при таком положении рук ваш музыкант будет отклоняться прямой спиной назад, это значит, что Ваше чадо необходимо вместе со стулом отодвинуть от инструмента ровно на такое расстояние, чтобы спина оказалась строго вертикальной и пальчики при этом были на том же месте у клавиш. Таким образом, определяется правильное расстояние музыканта от инструмента.

Следующие действия.

Необходимо определить высоту над полом , на которой должен быть ваш музыкант.

Ориентиры такие. В тот момент, когда кисти рук ладонями вниз лежат на клавиатуре и слегка согнуты в локтях, предплечья обеих рук должны быть параллельны полу , либо локти могут быть приподняты чуть выше и как следствие чуть-чуть не параллельны. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук. Чуть-чуть выше можно, а ниже – нельзя. При этом спина должна быть прямой, вертикальной, а плечи расслаблены и опущены . Если при данной высоте стула локти опускаются ниже уровня кистей рук, то ребенка необходимо поднять выше над полом, подложив на стул под ребенка, либо большие толстые книги, либо толстую пачку старых газет. И снова проконтролируйте параллельность предплечий относительно пола. И продолжайте так поднимать, пока не достигнете необходимой параллельности предплечий относительно пола. При этом периодически вытягиваем руки и следим за тем, чтобы вытянутые руки и кончики пальчиков ребенка обязательно доставали на клавиатуре то место, где заканчиваются белые и черные клавиши и начинается длинная тонкая панель. Помните, что спина при этом строго вертикальная. Кисти рук ладонями направлены вниз и при этом, как бы прикрывают клавиатуру.

Следующий шаг.

Контроль положения ног на полу.

Необходимо придать ногам такое положение, что бы сгибаясь в коленях, они были согнуты под углом 90 градусов. Для этого необходимо под ноги вашего музыканта на пол подложить подставку, подобную в выше предложенном варианте для стула, в виде больших толстых книг или газет. Данное требование очень важно по той причине того, что если не будет хорошей опоры на ноги, то ребенок будет искать эту опору в руках. Без хорошей и уверенной опоры на ноги он будет опираться на пальцы рук, и как следствие кисти и пальцы рук будут зажиматься, что будет крайне мешать для свободного и легкого музицирования.

Вывод.

Вот это и есть основные требования к посадке ученика за пианино или роялем. Создание этих условий будет способствовать правильному формированию навыка, который позволит в будущем более свободно осваивать Ваш инструмент.

Далее будет задача освоить не менее интересный и при этом очень необходимый навык. Это положение кистей рук Вашего музыканта над клавиатурой и положение пальчиков на клавишах. Но это уже удел педагога, который будет заниматься с Вашим чадом. Единственное, что могу сказать, это то, что кисти рук должны находиться в таком положении, как будто в ручках вашего музыканта находятся по теннисному кортовому мячу. (большой мяч) А пальчики, при игре должны быть полукруглыми и сохранять эту полукруглую форму при нажатии на клавиши. Об этом Вам будет говорить и показывать Ваш педагог. Рекомендую побывать на уроке фортепиано и вникнуть в особенность этой задачи. Советую Вам зрительно запомнить это положение кисти и пальчиков, а дома за этим постоянно-постоянно следить и подсказывать, и напоминать Вашему будущему музыканту, пока у него не сформируется устойчивый навык на все движения. Переспросите у педагога, правильно ли Вы поняли, потому что это в первую очередь мышечные ощущения . И тогда успех будет более близок.

Уверен , т. к. в прошлом я инструментальный музыкант, что при внимательном подходе к данным рекомендациям и правильном соблюдении, освоение пианино или рояля будет проходить более удобно.

Поскольку Вы интересуетесь данной темой и если дочитали до этого места, значит Вы — родитель, вникающий в проблему воспитания вашего ребенка. Поэтому смею предположить, что статья «О работе настройщика» Вас так же заинтересует, т. к. в ней описано все, что должен уметь делать настройщик фортепиано, а так же показан определенный контроль по качеству его работы. На моем сайте есть таблица периодичности настройки и регулировки фортепиано. Так же есть и другая, не менее важная информация для умного пользователя.

Смею предположить, что Вам будет интересна статья об электропиано. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского г. Екатеринбург, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России, профессора Панковой Наталии Георгиевны. Лариса Андреевна, на основе огромного практического опыта профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Источник

Читайте также:  Die gedanken sind frei ноты
Оцените статью