MasterGitar.com
У вас подогнанный торец деки и теперь необходимо её склеить воедино. Это относительно простая операция, так как самое главное сделано на предыдущем этапе, тем не менее, есть несколько припрятанных грабелек. Обсудим способы сжатия, обязательно простые и доступные каждому.
Клей для склейки половинок деки
Самый лучший клей, это Titebond Original Wood Glue красная упаковка. В статье о клеях мы уже говорили о нем. Склейка деки отягощается тем, что шов склейки находится, так сказать, на самом виду, мало того на светлом фоне. Мы тщательно фуговали, теперь не испортим сделанное темной, толстой, рыхлой, пластичной склейкой.
Зелёная и синяя упаковки Тайтбонда всё-таки эластичны, но на безрыбье можно и ими. ПВАподобные клеи многих, даже серьёзных фирм, не подходят — слишком эластичен, в конце концов, высохший слой. Эпоксидная смола не подходит. Вообще, если вы решили делать гитары, то вам придётся найти хороший клей.
Я не клею деки столярным клеем, так завелось с самого начала, но исключать склейку им не буду. Основные отрицательные стороны – это темная склейка, хрупкость и чувствительность к влаге. Но, возможно, существуют различные техники. Поэтому оставим пока вопрос применения столярного клея открытым.
Как притянуть половинки деки
При сжатии деки торцами надо сделать так, чтобы дека не пошла волной и не сложилась гармошкой, со страшным треском не разлетелась на части.
Поэтому давление надо сочетать с удержанием деки в плоском состоянии.
Кладем деку на ровный стол. Сверху кладем чего-то тяжелое или прижимаем, чтобы дека ходила только в горизонтальной плоскости и притягиваем половинки.
Реализовать эту идею можно по-разному. Вот достаточно универсальный станочек. Две струбцины с синими стрелками держат половинку деки. Посредине синяя стрелка для возможной третьей струбцины.
Вместе с декой струбцины прижимают бирюзовые рейки. Эти рейки не дают деке начать сгибаться и поломаться при сдавливании. Но сами рейки достаточно гибкие. Это необходимо для быстрой установки деки уже с клеем. Рейки выступают за деку. Можно что-то подсунуть под выступ, что приподнимет рейку и освободит подход для второй половинки деки с клеем. Упоры с зелеными стрелками уже установлены на этот момент. Удобно делать клинышки побольше, не так как на фото.
Последовательность действий:
- Дека на сухую кладется на стол с бумажной прокладкой по шву
- Синими струбцинами зажимается половинка деки с рейками
- Точно выставляются зеленые упоры для клиньев
- Поднимаем рейки за края, вытаскиваем свободную половинку
- Наносим на свободную половинку клей
- Аккуратно просовываем полудеку с клеем, подсовываем бумагу, опускаем рейки
- Красными струбцинами слегка прихватываем рейки, полудека должна проскальзывать
- Забиваем клинышки
Обратите внимание, что этот вариант подходит для любой формы заготовок у деки. Они не всегда бывают красивыми и прямоугольными.
Также есть возможность клеить деки из большего количества кусочков, так как деку можно легко двигать по столу, как и выставлять по разному упоры для клиньев.
На фото ниже вариации на тему. Упоры прикручены, блины предупреждают вспучивание, восемь пар клиньев расклинивают. Быстрый монтаж после намазывания клеем. Фото работы нашего форумчанина.
Дека ограничена в своей плоскости какой-то рамой или направляющими таким образом, что ее края остаются свободными и можно за эти края деку замотать.
Способ, можно сказать, древний и как можете заметить совсем не требует ничего особенного, оставаясь достаточно универсальным. Проще просто не придумаешь. Единственное усовершенствование, которое напрашивается — это применить резину вместо веревки и клиньев.
Можно обойтись только поперечными палочками, не связанными между собой как на фото двумя продольными рейками. Но надо следить за тем, чтобы у вас не вышел какой нибудь пропеллер. Можно заменить палки с одной стороны куском фанеры более узким, чем сама дека. Следите, чтобы конструкция имела достаточную жесткость.
Источник
MasterGitar.com
Каким клеем клеить гитару вопрос, который обязательно встанет перед вами, коснись вы только ремонта гитар, не говоря уже об изготовлении. Сегодня можно купить огромное количество разных клеёв, но не все они подойдут для гитары. Обсудим какими клеями можно пользоваться при изготовлении гитар.
Можно разделить клеи для гитар на те, которыми можно клеить всю гитару и те, которыми выполняются только некоторые операции, когда требуются какие-то особые качества.
Это традиционный клей для гитар. Для изготовления гитар вам надо будет найти самый высококачественный. Причем важно, чтобы он правильно хранился и не потерял своих свойств и не был заражен всякого рода организмами. Костный клей менее прочный и для изготовления гитар лучше найти мездровый. Рыбный клей – самый прочный.
Вы будете, как настоящий гитарный мастер варить клей. Склейка не будет выглядеть как-то буднично – это целое действо. Способ приготовления кто-то называет слишком утомительным, но хорошие вещи быстро не делаются. Клей надо приготавливать на водяной бане. Фактически всё очень просто, только надо соблюдать правильные пропорции и температурные режимы.
Правила приготовления. Замочить на несколько часов, только покрыв клей водой. Как разбухнет, нужно нагреть на водяной бане, т. е. ёмкость с клеем нужно засунуть в ёмкость с водой и эту воду подогревать. Например, очень хорошо подходит детская кастрюлька с отверстием в крышке, в которую засовывается стаканчик с клеем и крышечкой. Нагревать нужно, пока содержимое не превратится в однородную массу, хорошо намазывающуюся, примерно консистенция жидкого кефира. Быстро остывая, клей желатинится, поэтому работать надо без особого раздумывания. В помещении должно быть тепло. После остывания, неиспользованная масса, теряет часть клеящей способности. Поэтому замачивайте точно. Нерасплавленный клей можно хранить некоторое время в холодильнике. Сухой клей также лучше хранить в сухом прохладном месте.
- Достоинства. При правильной склейке, очень крепок. Достаточно текуч, пока не остынет. Высыхает в твердую структуру, и считается, что наилучшим образом подходит для музыкальных инструментов, так как без лишних потерь передаёт колебания.
- Недостатки. Очень хрупок — при ударе легко скалывается. Но можно добавить в него ПВА-подобного клея, который его слегка пластифицирует. Есть и другие добавки. Даёт большую усадку, т. е. требует очень точного прилегания склеиваемых поверхностей, но по-другому в гитарах и нельзя. Сильно реагирует на влажностный режим, как впрочем, и вся гитара.
Не все готовые столярные клеи подходят для изготовления гитар. Можно даже сказать, что практически все готовые ПВА и ПВА-подобные столярные клеи не особенно подходят для изготовления гитар. Только редкие из них. Причина этому как раз пластичность склейки. В общей массе они подготовлены для столярных изделий, а не для передачи колебаний в гитаре. Поэтому надо искать готовый столярный клей, который при высыхании даёт твердую структуру.
Как проверять. Надо высушить чуть-чуть и поковырять стамеской, не должно быть резинки. Должно или колоться, или с трудом резаться.
Клей — который подходит идеально — это американский Titebond Original Wood Glue, как его найдёте больше можно ничего не искать. Высыхает он в колющуюся структуру, как традиционная столярка. Идеально! Но именно только красный клей как на картинке имеет такие качества, остальные обладают некоторой пластичностью.
Этот красный клей можно с полным правом назвать гитарным клеем номер один.
- Правила приготовления. Выдавил, намазал, придавил.(Бывает, что слишком густой и необходимо его разбавить водой.)
- Достоинства. Не перечесть. У него всё достоинства. Им можно клеить всё.
- Недостатки. Затрудняюсь с ответом. Разве только что купить его не так просто, поэтому, когда он заканчивается, то становится очень неприятно на душе.
Этот клей почему-то у многих вызывает «аллергическую» реакцию, что, мол, им нельзя делать гитары нигде никогда. Не хочу с этим спорить. Важно понимать, что всем нельзя пользоваться, если это неправильно применять. Нет никакого смысла собирать на эпоксидку всю гитару. Так вопрос даже не стоит, но есть некоторые работы, где эпоксидная смола полностью оправдана и незаменима, благодаря своему главному свойству.
Эпоксидный клей или эпоксидная смола – это клей, который не имеет усадки при застывании — сколько было намазано, наложено, столько и останется после застывания.
Поэтому в ремонтах, когда подогнать склеиваемые поверхности невозможно – смола не имеет аналогов.
Приготовление. Остаются вопросы в плане какое должно быть соотношение смолы и отвердителя. Есть рекомендация из инструкций 10:1, но этого недостаточно в каких-то случаях с подозрительными отвердителями. Бывает, что попадается и 1:6 – это безошибочное сочетание. Надо поэкспериментировать с вашим клеем. Очень удобно использовать для смешивания два шприца. 20 кубиков для смолы и 2 кубика для отвердителя. Так в шприцах его можно и хранить, закрыв шприц как колпачком основанием иглы, которую откусить и загнуть.
Суперспособность номер два — эпоксидный клей обладает высокой текучестью. Хорошо, когда затекает куда надо и плохо, когда протекает дальше, куда не следует.
От водных клеев дерево разбухает, что может стать некоторой проблемой в ряде работ. Смола хорошо впитывается в дерево, что также может стать проблемой, но при этом дерево не разбухает. Для снижения текучести можно просто подождать некоторое время после перемешивания составляющих до момента пока не снизится текучесть, но и не пропустите момент, когда клей станет слишком густой, это может существенно снизить качество склейки.
Незатвердевший клей можно без труда смыть уаит-спиритом или керосином. Нет спешки во время намазывания и сдавливания. Например, на эпоксидную смолу можно устанавливать лады гитары, тогда всё пространство в пропиле будет заполнено.
Этот клей является специфическим клеем для особого вида работ. Надо помнить, что он очень токсичен, и вдыхать его опасно. Смотрите, чтобы после высыхания что-то оставалось и держало — качество очень разное, надо найти хороший.
Главное свойство суперклея – это не скорость застывания, а его сверхтекучесть.
Заклейка минитрещин, в которые обычный клей не засунешь – вот сфера, где суперклей уникален.
Источник
MasterGitar.com
Основная сложность в домашних условиях приклеить подставку, состоит в необходимости иметь специальные струбцины. Если вы затрудняетесь купить или изготовить специальные металлические, то есть очень оригинальный вариант от наших форумчан.
Сначала надо очертить рамку на деке. Подставка уже позиционирована на гвоздиках. Слегка приподнимая края подставки острием нацарапайте или острым карандашом начертите рамку на деке.
Можно закрыть окно для подставки от нанесения лака, так же как можно соскоблить лак в рамках окна.
Есть техника применения минифрезера, для зачистки. Фреза выставляется таким образом, чтобы снимать буквально несколько десяток лака.
Часто бывает, что после ремонта или отрыва подставки имеется неровная поверхность деки, вырванная с мясом. Можно выбрать 0.5 мм тела деки, как бы утопив в нее подставку. При аккуратной работе этого совсем не видно, зато нет необходимости применять эпоксидную смолу или какие-то сложные вставки с дополнительными клеевыми швами. Опять с помощью минифрезера можно сделать ложе окна под подставку абсолютно ровным.
Если поверхность деки и подставки точно прилегают друг к другу, то можно склеивать высококачественным столярным клеем или специальными клеями типа Тайтбонда, можно и эпоксидной смолой. Под столярными клеями имеется в виду мездровый, костный или рыбный клеи. Читаем статью про клеи
Эластичными клеями клеить нельзя, так как это так называемая постоянно нагруженная склейка, причем очень сильно, и если клей будет тянуться, то в скором времени подставка оторвется.
Если же поверхность деки имеет разного рода дефекты и у вас предубеждение перед эпоксидной смолой, тогда можно использовать промежуточные вставки. Если предубеждения нет, тогда подходит эпоксидная смола, т. к. она зальёт все неровности и не даст усадки.
Особенно тщательно должна быть подогнанна задняя часть подставки. Именно она отрывается. Передняя часть подставки, наоборот, вдавливается в деку. Сдвиг можно не учитывать, так как ему склейка сопротивляется наилучшим образом. Главная проблема именно задняя часть, которая пытается оторваться.
Прижимать подставку надо специальными струбцинами через отверстие в деке. Три струбцины, достающие от голосника до подставки. Зажимаете середину и края.
Со стороны деки, изнутри корпуса надо обеспечить равномерность прижима, захватив всю площадь под подставкой. Специальная штука-дрюка крепится к струбцине, которая прижимает деку, но пропускает пружины веера. Желательно и в сами пружины давить, это можно обеспечить, засунув в промежутки что-то в роде пенки.
Давить только в пружины вариант плохой, так как дека пойдет волнами между пружинами.
Наши форумчане придумали и изготовили очень интересное устройство для прижатия подставки, которое делается из обычных палочек с F-образной струбциной.
Источник