Как снимать руки с фортепиано

Искусство игры на фортепиано сводится к искусству снимать руки с клавиатуры.

Николай Карлович придавал большое значение собственно упражнениям (помимо упражнений в игре этюдов и пьес). Настаивал на упражнении в контрастах, то есть умении мгновенно сменять ff на рр; советовал учиться, в гаммах например, постепенному усилению и ослаблению звука; а также тренировать себя в быстроте темпа, причем не постепенно ускорять его, а подчинять движение математическому учету (скажем, начать играть гаммы в очень медленном движении, а потом переходить точнейшим образом на удвоенное, учетверенное и т. д.), играть все сперва legatissimo, задерживая на клавиатуре все пальцы, и сейчас же переходить на staccatissimo.

Метнер уделял огромное внимание пальцевому staccato, считая, что этот прием выковывает точность пальцевого движения, чеканит ритм, отражаясь благотворно на рельефе музыкального рисунка.

Иногда Николай Карлович говорил, что искусство игры на фортепиано в сущности сводится к искусству снимать руки с клавиатуры… С другой стороны, я помню, как он накануне выступления (это было в его приезд в Москву в 1927 году) медленно, ровным звуком в тр проигрывал программу, совершенно не отрывая рук от клавиатуры, и даже все широкие интервалы, октавные или аккордовые места исполнял так, как будто руки его были намазаны клеем и не могли оторваться от клавишей. Благодаря такому приему, руки «изучали», если можно так сказать, «географию» клавиатуры и приобретали уверенность в движениях. Помню также, что в этот вечер он проиграл этюд из op. 25 Шопена. Пальцы, направляемые пластическими, волнообразными движениями локтей, совершенно не поднимаясь, погружались в клавиши. Николай Карлович советовал помнить о кончиках пальцев и сосредоточивать в них «электрический» заряд игры.

Читайте также:  Аккорд гитары пять причин

Николай Карлович весьма ценил этюды Крамера, отдавая им предпочтение перед этюдами Черни. Ценил их за большую музыкальность, за совершенство формы. Однажды он сказал мне: «Обратите внимание па Этюд A-dur № 7 из первой тетради. Какое оригинальное изложение мыслей, какая свобода в движении мелодической линии пассажей! Нет ни одного повторения фразы!»

Исполнение Моцарта считал чрезвычайно трудной задачей и уверял, что его нужно играть на «двадцатом» курсе консерватории! Зато очень любил давать ученикам играть Вариации a-moll Рамо, тему которых обожал, и считал, что сами вариации дают большой простор искусству пианиста.

Помню одно чрезвычайно важное указание, данное мне при исполнении Экспромта Fis-dur Шопена. Советовал играть два такта после эпизода D-dur перед наступлением квартсекстаккорда F-dur, выключив сразу свет и всю энергию этого D-dur. Он затушевывал несколько искусственный «шов», который находил в этом месте Экспромта, и тем психологически оправдывал этот F-dur.

Глубоко возмущало Николая Карловича поспешное вынесение выученного на эстраду, даже в консерваторских стенах на ученических вечерах, и однажды он возмущенно воскликнул: «Это разврат — играть на эстраде пьесу через два месяца после начала работы над ней». Он считал, что выучить пьесу —это означает «сплавить все движения», то есть распоряжаться ими с полной свободой, не думая о них, а отдаваясь лишь «художественным волнам» данного сочинения. По поводу самого себя он сказал как-то: «Теперь бы я не стал играть на эстраде вещей, над которыми не потрудился по крайней мере в течение десяти лет». При этом он имел в виду не собственные сочинения, а пьесы других авторов. По поводу Токкаты Шумана он говорил, что лет семь потребны для того, чтобы ее выучить. Эту вещь он вдохновенно исполнял с закрытыми глазами. Касаясь 32-х вариаций Бетховена, он заметил: «Я их учу вот уже шестнадцать лет, а все еще не выучил».

Читайте также:  Боже благости безмерной ноты

Небезынтересно его высказывание также относительно публичного выступления: «На эстраде надо играть так, как будто играешь в последний раз в своей жизни». И он, появляясь на эстраде, отдавал исполнению все свои духовные и физические силы. Всем своим существом он служил искусству. К своим концертам Николай Карлович готовился тщательно. Месяца за два до выступления вся жизнь его обретала как бы иной строй, что позволяло ему властно, без осечки управлять своим вдохновением. Он жил музыкой, которую ему предстояло исполнять, и все житейское было подчинено предстоявшему выступлению.
Вспоминается рассказ слушателя об одном выступлении Николая Карловича начальной поры его концертной деятельности. Играл он в тот раз с большим успехом. В сущности, каждое его появление на эстраде всегда сопровождалось неизменным успехом. После концерта близкие собирались в квартире Метнеров, делились впечатлениями и бурно выражали свое одобрение. Виновник торжества сосредоточенно молчал, а потом сказал: «Я не доволен своей сегодняшней игрой, ибо она прозвучала под знаком Диониса». Иными словами, натиск вдохновения в этом концерте слишком поглощал его дух, и ему не все удавалось воплотить в законченные фортепианные формы. Дионисийское, темное, стихийное начало подчиняло себе аполлоническое, начало света и разума…

В зрелые годы в игре Николая Карловича царило мудрое спокойствие, которое укрощало его бурный темперамент, приводило в равновесие душевные и физические силы. Все было подчинено замыслу интерпретации. Он, как истый кудесник, управлял вызываемыми им силами, одухотворяя самое фортепиано, и слушатели забывали про инструмент, про совершенство «техники» исполнителя, про то, что все это — в концерте. Налицо оставалось музыкальное действо, и они приобщались к нему. Даже личность исполнителя растворялась в создаваемых им музыкальных образах. В приезд на родину в 1927 году Николай Карлович все играл с закрытыми глазами, сказав как-то, что так ему легче погрузиться в «исполнительский сон». Настолько он был уверен в точности и безупречности своих движений, настолько сроднился с фортепианной клавиатурой.

Известно, что Лист следовал за Паганини из города в город, чтобы слушать его и учиться искусству игры. Вот и мы, ученики Метнера, многому учились на его концертах… Учились не только игре на рояле, но и искусству постигать и воплощать через звуки красоту музыки, ибо каждый раз мы присутствовали при священнодействии.

Сервис по доставке секс-игрушек из интим магазина в г. Ухта.

Рубрика: Н. К. Метнер Опубликовано: 26 мая 2015

Источник

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Источник

Руки пианиста. Правильная постановка.

Начнём сверху. Плечо (часть руки от плечевого сустава до локтя) должно висеть совершенно свободно, расслаблено. При этом оно должно быть слегка выдвинуто вперёд. Очень часто зажатие рук сопровождается поднятием плеч. Особенно у начинающих пианистов. Это движение нужно выявлять и сразу же избавляться от него. Спускаемся.

Предплечье (от локтя до запястья) должно находиться в почти горизонтальном состоянии. С еле заметным наклоном в сторону пальцев. Кисть продолжает эту ровную горизонтальную линию вплоть до второго сустава 3-го пальца. Запястье и первый сустав 3-го пальца не должны прогибаться вверх или вниз. Через них идёт ровная линия, которая не должна быть искривлена. Если это происходит – беглость затрудняется, максимально возможная скорость пальцев падает.

Кистевой сустав не должен находиться в напряжённом состоянии. Это напряжение передаётся кисти, и скорость движения пальцев, опять-таки, затормаживается. Однако при этом кистевой сустав не должен быть и слишком расслабленным. Иначе вся тяжесть руки падает на пальцы, у которых и без этого полно работы. Этот сустав должен быть эластичным. Его задача — удерживать кисть в горизонтальном положении и, при этом, не напрягаться.

Как понять, что этот сустав не зажат? Положите сверху на него 1-й палец другой руки, а оставшимися пальцами возьмитесь снизу. И во время игры проверьте, насколько свободно кисть поворачивается в любую из сторон. Поворачивается свободно? Сустав в правильном положении. Чувствуется какое-то сопротивление? Сустав излишне напряжён.

Постановка рук – наиважнейшая вещь для пианиста. От неё зависит очень многое в вашем дальнейшем музыкальном развитии, так что отнеситесь к этому максимально серьёзно.

Понять музыку — ссылка на мой Telegram-канал о музыке

Источник

Как снимать руки с фортепиано

Как настоящий пианист

Сегодня хочу поднять тему о поведении тела во время игры на пианино, и о том, какую роль играет положение корпуса для чистого, качественного, выразительного звучания, будь то аккомпанемент, композиция или произведение.

И такие затруднения как — «пальцы промахиваются», «руки устают», «красивые эффекты не звучат», «беглость не та», «не получается играть быстро», «руки не сходятся» — в основном связаны именно с неудобным положением кистей, локтей, плеч и корпуса. И возникают они не только у новичков.

Если вы играете или пробуете играть, выходя за пределы средних октав, захватывая в игре высокие и низкие регистры, но при этом недвижимо сидите столбиком, — вот она и причина. Нажать на клавиши уверенно и свободно довольно трудно.
Ведь по сути корпус — это доводчик. Он помогает кистям добраться до нужного места на клавиатуре. Сама рука вытягиваться и тем более дотягиваться не должна. Спина же при этом по возможности — прямая, чтобы пальцы не облокачивались на дальние клавиши, удерживая наш вес. И о какой лёгкости и беглости тут можно говорить, когда мышцы напряжены и зажаты руки?
И лишь когда мы во время игры перемещаем свой вес с ягодицы на ягодицу, пальцы радуются — ведь они свободны, и легко попадают туда, куда нам нужно.

Посмотрим на эту девочку на картинке. Спинка у неё вроде ровненькая, но мы видим полосы на платье, говорящие о том, что девочка сместила корпус от пояса в сторону контр-октавы.

Эти анатомические нюансы играют очень важную роль для нас — пианистов. Понятие «спина прямая», многие воспринимают неверно. Да, спина прямая, но кисти не должны тянуться, и тем более тянуть за собой туловище. Наша задача доставить их до нужного места на клавиатуре свободным порхающим движением.

Из множества подобных, казалось бы, мелочей и складывается игра на пианино. Если это понять в самом начале, человек сразу начинает вести себя за инструментом как настоящий пианист, и это логично.

Вот об этих «мелочах» мы с вами и узнаём в новой серии видеокурсов «Умные руки», ведь музыка — это руки, а руки — это мышцы и рычаги.

Если руки свободны от «крыла» и все рычажные механизмы рук работают правильно, пальчики обязательно затанцуют!

Подробнее об этом можете узнать
из описания серии «Умные руки»:
https://gitara-uroki.ru/umnye-ruki/

А сейчас мне хочется предложить вам приятный и мгновенный способ ощутить себя большим пианистом. Ваша задача запомнить, как ведёт себя тело во время этого весёлого эксперимента.

Также из этого ролика вы узнаете, в каких случаях и для чего нам просто необходимо делать поклон клавишам.

Поведение тела во время игры на пианино:

Источник

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Источник

Оцените статью