Как собрать кнопки у аккордеона

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

    сборка кнопок левой клавиатуры

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    • Виталий Алексеев
    • —>
    • Не в сети
    • Сообщений: 1242
    • Спасибо получено: 451

    Вложенный файл:

    Вложения:

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    • Тимофей Токарев
    • —>
    • Не в сети
    • Сообщений: 9
    • Спасибо получено: 0

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    • Leonid Vasiliev
    • —>
    • Не в сети

    Прошу помощи. Есть аккордеон — «Березка». Достался с разобранной левой механикой. Часть кнопок в россыпь. Решетка кнопок снята, теперь проблема найти куда какую кнопку вставить и последовательность операций.
    Мой план таков. Думаю составить таблицу соответствия клапанов — рычагов — кнопок. Закрепить на корпусе механику и решетку кнопок. Затем разогнув проволочные тяги кнопок вставлять их в отверстия и продев тягу в рычаг, снова фиксировать.
    Может есть способ проще?

    Еще прошу помощи в разборке левой механики Galotta «Солист». Аккордеону уже 60 лет, туго работают некоторые кнопки. Как правильно снять левую механику для чистки, чтобы не пришлось вытаскивать из решетки кнопки?

    Вложения:

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Источник

    Как собрать кнопки у аккордеона

    Когда клапана чисты — займемся лайкой. Если она не пересохшая, не слишком сбитая и вытертая (поверхность кожи, которая прилегает к деке, должны быть мягкой и ворсистой) — ее можно сохранить для последующей наклейки на клапана. С нее также следует удалить остатки клея и уплотнителя. Стоит отметить, что «стирать» лайку ни в коем случае нельзя! Если загрязнения не слишком сильные – ее можно легко почистить грубой щеткой, а с тыльной (кожаной) стороны протереть спиртом. В случае, когда лайка слишком грязная и сбитая, ее можно легко реанимировать, тем самым, подняв ворсу и сделав ее более мягкой. Для этого следует развести столовый уксус из расчета: на 1 л теплой воды – 50 – 100г уксуса. В воду можно добавить каплю жидкого моющего средства, заложить туда лайковые квадратики и отставить на 10 – 15 мин, после чего на протяжении 2 – 5 минут (в зависимости от степени загрязнения) закрытую емкость следует интенсивно трясти, затем – выполоскать в теплой воде лайку. Сушить ее нужно под прессом, разложенную на махровом полотенце и накрытую оным. Время просушки моет быть различным, но оно не должно быть меньше получаса.

    После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.

    Далее следует настройка компрессии — самый трудоемкий процесс, не считая настройки голосов.
    Здесь требуется следить за несколькими факторами, а именно: одинаковая высота кнопок над грифом, одинаковый угол подъема клапана над декой и параллельность плоскости клапана над оной. В принципе, для различных систем способ настройки один — гнуть сошки. Делать это нужно предельно аккуратно, не допуская перегибов и переломов рычагов, в противном случае, рычаг придется менять.

    Первое, что нужно сделать перед настройкой — убедится в том, что все клапана в закрытом положении находятся по центру окна. Далее, выставив один из клапанов по центру окна, следует выровнять и остальные. Если конструкция сошки такая, как на фото, сделать это можно мощной линейкой, сдвинув все сразу клапана до нужной отметки, или делать это поочередно для каждого. Кроме того, для удобства установки клапанов, сначала нужно установить те, которые находятся ближе к грифу, а затем уж и крайние.

    Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.

    После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.

    Владлен, по поводу ремонта клапанов — все то же самое, как я уже писал, а вот механика.

    1. Снимаете крышку басов и, желательно, переднюю панель клавиатуры с отверстиями под кнопки (если та снимается).
    2. Аккуратно снимаете заемный механизм с рамой. Он прикручен саморезами (или болтами, если крепление металлическое) к лонжеронам на деке. Ни в коем случае не разбирайте его, если в том нет прямой необходимости (иначе собирать Вам его будет долго).
    3. Выполняете все пункты по ремонту и обслуживанию клапанов.
    4. Подгибаете клапанные сошки (рычаги) так ,чтоб клапана плотно прилегали к деке (они имеют пружины, так что заемный механизм при настройке компрессии не нужен)
    5. Аккуратно собираете заем обратно. Ставите рычажки клапанов аккордов на ступеньки аккордной машинки.
    6. Закрываете крышку.
    7. Играете! 🙂

    П.С. Если что-то будет не ясно — спрашивайте, не стесняйтесь 😉

    Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.

    Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.

    ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.

    Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
    Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
    Планки приклеены специальной мастикой.
    Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:

    • Пчелиный воск
    Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
    • Скипидар (в хоз. магазине)
    • Льняное масло (продается в аптеке)
    • Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)

    Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
    Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
    Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
    Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.

    Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
    Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
    Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.

    Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
    Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.

    Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.

    После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.

    Источник

    Читайте также:  Дербенко баян аккордеон гармонь выпуск 2 ноты
  • Оцените статью