Как сочинить мелодию по аккордам

Как сочинить мелодию и подобрать к ней аккорды

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем как сочинить мелодию, а также посмотрим как подобрать к ней аккорды.

Мы уже подбирали фразы к готовым гармониям. Например, играли что-то на гармонию минорного блюза. Сегодня же мы будем всё делать наоборот.

Для того чтобы сочинить мелодию мы можем поступить следующим образом. Выбрать какой-нибудь лад и найти в нём фразы, такие, которые хорошо звучат друг с другом и образуют нечто целостное.

Не забывайте, что надо находить звучание, которое вам самим приятно.

Давайте сыграем следующее. Возьмём эолийский лад от ноты Ре, к примеру.

рис. 1

Давайте послушаем как это у нас звучит.

Как слышите из четырёх фраз у нас образовалось что-то целостное, законченное, небольшая мелодия. Её мы можем развивать и дальше.

К этой мелодии мы можем добавить и аккорды. Давайте для каждой фразы найдем свой аккорд.

Для этого нужно определить аккордовые ступени, которые присутствуют во фразе. Например, первая фраза состоит полностью из арпеджио (читайте о нем здесь: http://gorstorehov.com/page/arpejio) D-7.

Соответственно и аккорд первый будет D-7 (или Dm7). Это у нас тоника.

Далее вторая фраза. И она почти полностью (за исключением ноты фа) состоит из нот аккорда Am7. A-7 — это для тональности Ре минор доминанта (не гармоническая).

А в третьей фразе акценты у нас стоят на нотах аккорда G7 (это фа, соль), а также присутствуют почти все ноты из этого аккорда (фа, соль, ре), остальные можно рассматривать как проходящие.

А можно как надстройки к этому аккорду (ля 9-ая ступень, ми как 13-ая). Тогда все ноты фразы войдут в звуковой состав этого созвучия.

Само же созвучие G7 может получится в тональности Ре минор из мелодического минора. Это мелодическая получается субдоминанта.

Ну и наконец четвёртая фраза (ноты ми и до — последние две ноты из 3-его такта можно вообще не играть, они просто для перехода).

Состоит практически полностью из нот трезвучия Bb (ре, си бемоль, фа). Остальные ноты можно расценивать как проходящие неустойчивые звуки, которые стремятся как мы знаем к аккордовым (устойчивым). Трезвучие Bb — это аккорд третьей ступени (медианта) для нашей тональности.

Подпишем теперь аккорды над нашей мелодией.

рис. 1

Источник

Советы и рекомендации >Как написать песню? Аккорды, необходимые для начала

Если говорить о написании новых песен, существует три точки зрения по этому поводу. Три совершенно разнящихся мнения на этот счет. Приверженцы первой точки зрения считают, что писать песни гитаристы либо могут, либо нет и с этим уже ничего не поделаешь.

Вторая точка зрения обусловлена квазимистическим понятием, что все песни уже придуманы ранее, и в настоящее время уже нельзя ничего нового придумать, а можно только лишь изменить старые песни, переделать.

И, наконец, третья точка зрения, которую я поддерживаю, и, наверняка, с которой Вы тоже согласитесь, если ищете информацию, как написать песню самому. Звучит он так: написание песен — это как ремесло, со своим набором правил и методов, которым может научиться даже начинающий музыкант.

Конечно, было бы самонадеянно утверждать, что какая то из трех точек зрения верна на сто процентов, но мы будем придерживаться третьей. Мы прировняем умение писать песни к занятиям баскетболом, рисованием или стрельбой по тарелкам, всему тому, чему можно научиться.

Конечно, бросок мяча в прыжке не гарантирует Вам допуск в НБА, так же и тут: большой объем информации о написании песен не может превратить начинающего музыканта в Пола Маккартни или Пола Стенли. Идея состоит в том, что Вы гораздо быстрее приблизитесь к реализации своего таланта.

Искра в аккордах

Даже если бы нужно было ограничить себя рассмотрением поп-песен за последние 40 лет, «руководство» по написанию песен будет занимать много томов, что повлечет за собой серьезное изучение музыкальной теории . Наша цель — доказать и найти выборку общей прогрессии аккордов, которые можно использовать с вашими собственными песнями, и изучить некоторые из вещей, которые гитарист может сделать, чтобы добавить более интересное и необычное звучание в свои песни.

Все популярные мелодии, независимо от жанра, основаны на аккордах. Даже если песня состоит в основном из однонотных рифов (Led Zeppelin в «Black Dog» является хорошим примером) или акапеллы вокальной линии , аккорды и общая гармония по-прежнему предполагаются. Понимание аккордов, и то, как они соотносятся друг с другом, в значительной степени является основой всех поп-песен.

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Там изображены триады (аккорды, состоящие из 3-х нот) вокальной партии, составленной из самых распространенных тональностей C, D, E, G и А.

Чтобы почувствовать «искру» в аккордах, сыграйте последовательность прогрессии I-VI-II-V, которая используется в бесчисленных поп и рок-песнях.

Последовательность четырех аккордов

Если Вы настроитесь на ретро-волну или просто послушаете записи 50-х годов, Вы четко услышите последовательность аккордов I-VI-IV-V. Вам не обязательно должно быть 65 лет, чтобы услышать знакомый мотив. В большом количестве современной музыки используется эта последовательность аккордов I-VI-IV-V. Так что при написании своей собственной песни, Вы можете использовать именно эту последовательность.

Последовательность трех аккордов

IV-IV и I-IV-V прогрессии, вероятно самые используемые последовательности аккордов в поп-музыке. Я не буду сейчас приводить примеры песен, в которых используется эта последовательность аккордов, но знайте — количество песен, написанных по этой последовательности бессчетное количество, даже некоторые хиты Битлз написаны с использованием этой последовательности.

Вышеописанные последовательности аккордов можно применять к любой тональности и использовать при написании своих собственных песен.

Я могу написать песни на аккордах, но мелодию не получается написать ни в какую. Киньте пожалуйста ссылочку на урок про написание мелодии на гитаре.

Источник

Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий

Любому гитаристу будет очень полезно научиться делать аранжировки на гитаре. Так вы поймете, как писать запоминающиеся композиции, разовьете навык игры соло и, возможно, найдете путь к собственному уникальному стилю исполнения. Сегодня мы поговорим об одном из самых эффективных способов создания аранжировок — концептуализации аккордовых мелодий. Обычно термин «аккордовая мелодия» употребляется по отношению к джазу, но этот подход можно использовать для любой музыки. В нашем случае это будет рок. Мы разберем несколько мелодий, посмотрим, как они ведут себя на фоне смен аккордов, и обсудим разные варианты того, как их разнообразить.

Начать лучше всего с простых аккордов. Это даст возможность придумать более разнообразные партии для разных инструментов. Примерами нам послужат мелодии в рамках двух октав и трезвучия на трех струнах (5-4-3, 4-3-2 и 3-2-1), которые будут выполнять функцию гармонии.

Построение аккордовых мелодий на гитаре

Начнем с короткой мелодии на фоне простой гармонии ( Пример 1 ). Основная идея гармонизации любой мелодии заключается в том, что каждую ноту мелодии следует рассматривать как самую высокую ноту аккорда. Иными словами, мелодия показывает, от каких нот следует строить аккорды. Сначала нужно определить ступени нот мелодии относительно аккордов, на фоне которых они играются.

Затем вы выбираете аккорды, для которых та или иная мелодическая нота является самой высокой ( Пример 2 ). Первая нота такта 1 — нота Е. Это третья ступень гаммы С мажор. Следовательно, нужно найти такую форму мажорного аккорда С, где Е будет самой высокой нотой. Полезно также знать, что чаще всего гармонизовать следует более долгие ноты, а на короткие не обращать внимания, если они не находятся на местах смены аккордов. Поэтому ноту F (четвертая ступень гаммы) мы оставим в покое и сконцентрируемся на следующей ноте, играя трезвучие С с нотой G (пятая ступень) в качестве самой высокой.

Первая нота следующего такта — нота Е (седьмая ступень F). Это короткая нота, но мы гармонизуем ее, потому что она приходится на момент смены аккордов. Седьмая ступень не является частью мажорного трезвучия, поэтому нам надо будет немного схитрить. Самое очевидное решение — это взять первое обращение мажорного трезвучия F с тоникой на месте мелодической ноты (A-C-F) и понизить тонику на полтона, чтобы получить седьмую ступень (A-C-E). Нетрудно заметить, что эти ноты входят в аккорд Fmaj7, а также образуют трезвучие Am.

Далее следует пятая ступень (нота D), поэтому играем мажорное трезвучие G в третьей позиции. Итак, гармония готова. Звучит очень даже неплохо!

А теперь проделаем те же операции с другими мелодиями, подразумевающими чуть более сложные гармонии. Пример 3 — это разбор нашей следующей мелодии по ступеням.

Пример 4 демонстрирует одно из гармонических решений для этой мелодии. Давайте посмотрим, что конкретно мы сделали. На фоне первого аккорда Bb звучат третья и пятая ступени. Самый легкий вариант — выбрать трезвучие с квинтой наверху, но сперва извлечь тонику и терцию и только потом квинту, которая будет звучать на фоне тоники и терции на протяжении всего аккорда.

На фоне аккорда Сm, когда в мелодии играется вторая (или девятая) ступень, мы сохраняем ту же аппликатуру, заменяя вторую ступень пониженной третьей. Это говорит нам вот о чем: иногда, сдвигая мелодическую ноту, можно поддержать ее с помощью более низких нот предыдущего аккорда. Ту же идею мы применяем к аккорду Dm7, но в данном случае мелодической нотой является пониженная седьмая ступень. Как только вы сыграли этот аккорд, замените пониженную седьмую ступень на пятую, удерживая при этом две более низкие ноты. Это даст вам трезвучие Dm.

Перейдем к аккорду Ab со второй ступенью в качестве самой высокой ноты. Здесь мы можем взять трезвучие с тоникой наверху и заменить ее на вторую ступень. Также мы можем взять трезвучие с третьей ступенью наверху и заменить ее второй. Нельзя сказать, что какой-то один вариант лучше другого. Они совершенно разные. Мне больше нравится второй, поэтому остановимся на нем.

Фраза повторяется, но я предлагаю внести небольшое изменение на аккорде Eb. Мелодическая нота дает такту напряжение. Мы не можем изменить мелодию, но можем разнообразить гармонию. Хороший вариант — взять среднюю ноту трезвучия (третью ступень) и заменить ее на вторую.

Вот еще одна мелодия ( Пример 5 ), расписанная по ступеням. Она более медленная и написана в мажорной тональности.

В Примере 6 вы видите уже гармонизованную мелодию. Вот комментарии к ней: В такте 3 (на фоне аккорда Bb) мы дважды играем ноту А (большую септиму аккорда Bb) в размере целой ноты. Повторяющиеся мелодические ноты дают возможность добавлять звучанию гармоническую окраску, поэтому давайте немного поэкспериментируем с гармоническим движением. Смотрите: в такте 4 нота D опускается до С, что дает аккорд Bbmaj7sus2.

То же самое происходит в тактах 7 и 8. Что касается аккорда С, возьмем трезвучие с тоникой (С) наверху и заменим тонику на вторую ступень (D). Далее, в такте 8 мы поднимаем ноту Е (третью ступень) до F (четвертой ступени).

Теперь поработаем с быстрой мелодией ( Пример 7 ).

Здесь мы воспользуемся преимуществами открытых струн, усилив гармонию основным трезвучием. Иногда можно позволить себе повторить нижние ноты трезвучия, на фоне которых мелодия будет продолжать движение. Например, в такте 4 (на аккорде Е) мелодия движется на фоне нот Е и В. Результат — Пример 8 .

Имейте в виду, что аккордовыми мелодиями можно украшать даже и очень короткие фразы. Эта техника хорошо подходит для двухтактовых соло или для однотактовых гитарных вставок, поддерживающих соло. Но никто не запрещает применить ее и для всей композиции! Не существует какого-то одного волшебного рецепта, который бы подходил ко всему. Все это — просто инструменты, проясняющие некоторые интересные и важные идеи. Поэтому самое главное — это ваши эксперименты!

Спасибо за урок, но мне осталось не понятно, что значат: четвертая ступень гаммы, пятая ступень гаммы, седьмая ступень гаммы и т.д.

Изучите урок про ступени, и Вам все станет понятно.

Источник

Хотите написать песню, но не знаете как подобрать аккорды?

Для большинства из нас первые попытки подобрать музыкальное сопровождение к собственным стихам сводились к тому, чтобы взять аккордовую последовательность какой-то известной песни. Со временем мы начиняем составлять собственные аккордовые последовательности на слух, оценивая гармоничность их звучания. Но некоторые простые знания помогут сделать это быстрее.

Три важных совета:

  • Начните с самых удобных тональностей: ля-минор, или ми-минор.
  • Если Вы гитарист, постройте аккордовую последовательность в этих тональностях, для удобства пения используйте каподастр.
  • На синтезаторе тоже можно упростить игру, используя транспозицию.

Давайте рассмотрим возможность создания песни в тональностях, в которых не более 3-х ключевых знаков. В данной таблице для каждой тональности приведен список аккордов, которые можно использовать для создания аккомпанемента. В первом столбце выбираете тональность, во втором смотрите ключевые знаки, а в третьем — все возможные аккорды, которые возникают на ступенях этой тональности. Жирным шрифтом выделены трезвучия главных ступеней — Т, S, D, соответсвующие наклонению лада (мажор/минор). Остальные аккорды — аккорды побочных ступеней, исключая уменьшенные, возникающие на 2 ступени минора и 7 ступени мажора. Формы аккордов можно будет усложнять и разнообразить, я обязательно расскажу об этом в следующих статьях.

Что такое параллельные тональности?

Мы видим, что тональности записаны парами — мажор и минор с определенным набором ключевых знаков. Это и есть параллельные тональности . Так например пара До-мажор и Ля-минор не имеют ключевых знаков и называются параллельными.

Таблица имеет чисто практическое назначение, она не систематизирует информацию о тональностях и закономерностях ключевых знаков. Вы можете прочитать об этом здесь . В таблице предложены простые тональности, и все аккорды возникающие в них. Просто выберите тональность и используйте аккорды. Вы можете поставить их в произвольной последовательности и выбрать наиболее удачные по звучанию варианты на ваш вкус. Не буду приводить вам стандартные гармонические обороты, творческий эксперимент — лучший способ осваивать свой инструмент и сохранять при этом индивидуальность. Так что устраиваем музыкальный интуитив, но делаем это грамотно — все наши аккорды находятся в определенной тональности!

Источник

Читайте также:  Отличие гитары от балалайки
Оцените статью