- Альтернативный рок >Хотите крутой рифф? Аккордовая прогрессия вам в помощь! — видео
- Как написать крутые риффы для гитары?
- Как написать песню под гитару
- Два подхода к сочинению
- Другие подходы
- Основные части песни
- Интро
- Куплет
- Бридж
- Припев
- Инструменталка или соло
- Аутро (Outro)
- Соединяем все вместе
- Упражнение 1
- Пишем более продвинутые песни
- Упражнение 2
- Вперед, начинайте писать музыку!
Альтернативный рок >Хотите крутой рифф? Аккордовая прогрессия вам в помощь! — видео
Как я обычно сочиняю музыку для композиций Periphery и Haunted Shores? В первую очередь я строю прогрессию из интересных и необычных аккордов, а затем разбиваю каждый аккорд на отдельные ноты и их комбинации и превращаю их в разнообразные фразы.
Самое сложное, как правило, это связать между собой аккорды прогрессии при помощи этих фраз. Справившись с этим, я получаю рифф, мелодически «описывающий» гармонию и в то же время представляющий собой нечто большее, чем просто последовательность аккордов.
Такую технику я применил для сочинения бриджа к композиции “Have a Blast” с альбома Periphery II. Сначала я разработал аккордовую прогрессию (вы видите ее на РИС. 1 ). Для этого я настроил гитару в drop D, а потом опустил строй на тон (от шестой струны к первой: C G C F A D). Получившаяся прогрессия выглядит так: Gm9sus4 Csus4 F/A Bb(maj7) C/F C/E. Вы заметите, что аккорды наподобие Gm9sus4 и Csus4 создают эффект неразрешенности, «прохлады» и своеобразной гармонической двойственности, что мне особенно нравится.
Как написать крутые риффы для гитары?
Как только я пришел к этой прогрессии, я понял, что на ее основе можно создать просто идеальный рифф. Лично мне легче придумывать риффы именно на базе определенной аккордовой последовательности. Так я вижу, куда мне следует двигаться. Переходя от аккорда 1 к аккорду 2, я знаю, что в итоге я должен прийти именно к аккорду 2, а не куда-либо еще.
На РИС. 2 изображен рифф к “Have a Blast”. Играть его следует в довольно высоком темпе — 200 ударов в минуту. Такт 1 построен на нотах аккорда, играемых поодиночке. Не забудьте о слайде от ноты А к ноте Bb на четвертой струне. Такт 2 — это арпеджио аккорда G6/7, причем нота на открытой первой струне служит своеобразным переходом от такта 1 к такту 2. В тактах 3 и 4 я играю полные аккорды Csus4 и F/A, а в начале такта 5 — полный Bb(maj7).
Переходя к такту 6, я играю мелодическую линию из одиночных нот, построенную на больших интервалах и слайдах. Так я передаю гармонический подтекст пассажа. Такт 7 начинается со слайда на октаву от аккорда F5 (пятнадцатый лад) к третьему ладу на трех нижних струнах. Аккорд F5 замещает в данном случае аккорд C/F прогрессии. Я предвосхищаю смену F5 аккордом С/Е, переходя к нему уже на четвертой доле такта 7, вместо того, чтобы сделать это только в такте 8.
Источник
Как написать песню под гитару
Для гитариста умение сочинять песни является одним из основных навыков. И он рано или поздно задается вопросом: как написать песню? Бесчисленное множество их сочиняется каждый день в нашем мире и только некоторым суждено прозвучать на широкую публику.
Большинство людей считают, что написание песни это такой таинственный, почти мистический процесс, который доступен лишь избранным. Ну а на самом деле это просто навык, которому может научиться любой человек. Вопрос лишь в том, насколько хорошую вы сможете написать песню.
На самом деле в музыкальном мире просто огромная масса посредственных песен и музыки, но среди всего этого встречаются самые настоящие жемчужины. И самое интересное, что для того чтобы написать хорошую и цепляющую песню, как правило, нужно написать тонну всякого «мусора». Другими словами, это как тренировка. С каждой новой попытки написать композицию, вы становитесь опытнее и развиваетесь. А в конце концов, выдаете очень годный продукт.
В общем, забудьте свой страх, берите в руки свой инструмент и начинайте писать! А я попытаюсь в этой статье вам немного помочь. Что ж, хотите узнать как написать песню под гитару? Тогда начинаем!
Два подхода к сочинению
В принципе, вы как гитарист и музыкант, несомненно знаете какую музыку вы любите и в каком жанре хотите писать. Вопрос в том соответствуют ли ваши навыки и возможности с вашими желаниями. Поэтому я бы хотел выделить 2 основных подхода к написанию песни.
1. Писать на уровне своих нынешних возможностей. Если вы знаете всего лишь 5 аккордов и не умеете играть соло, тогда и не пытайтесь писать что-то в стиле прогрессивного рока или джаза. Вам лучше чуть поработать над своей техникой и знаниями в области музыкальной теории. У нас на сайте есть статья про предпочтительные жанры музыки для начинающих гитаристов.
Но это конечно не значит, что вам нужно ждать до тех пор пока вы станете лучше и не писать песни. В мире есть куча команд, которые всю свою карьеру не выходили за пределы пяти аккордов и писали вполне хорошие композиции. Да и тем более есть такие жанры, как фолк, панк и кантри.
Плюс этого способа в том, что вам придется быть очень креативным. Все-таки сочинить что-то интересное, используя всего несколько аккордов, не совсем просто.
Минус в том, что вы особо не будете развиваться в написании песен. Ведь вы не пробуете ничего нового.
2. Писать выше вашего текущего уровня. Некоторые жанры музыки, например классическая, джаз, метал и даже блюз, требуют достаточно высокого уровня исполнения и знания характерных фишек этих жанров. Поэтому вам придется очень трудно сочинить что-то не зная основ и клише.
Плюс этого способа в том, что вы всегда будете узнавать что-то новое при написании песни. Это, конечно же, очень сильно будет развивать вашу музыкальность и музыкальный вкус.
А минус в том, что в любом случае, ваши первые попытки сочинить песню будут полным провалом. В жанрах, которые требуют хороших технических навыков и знания музыкальной теории, вы просто не сможете сочинить что-то слушабельное с первых попыток. И это, знаете ли, убивает мотивацию и не приносит особого удовольствия.
Другие подходы
Быть может вам не подходит ни один из этих способов. Возможно вы вообще прекрасный музыкант-исполнитель, но никогда не писали песен.
В таком случае ваш путь более философский. Вы уже знаете как играть и что играть, у вас много опыта за плечами. Возможно это прозвучит банально, но вам нужно лишь следовать своим чувствам. Сочиняйте не оглядываясь на границы.
А возможно вам вообще будет хватать всего несколько аккордов, и вы всего лишь хотите играть боем и писать тексты. Пишите песню за песней, исписывая один блокнот за другим, если вам действительно это нравится. Кстати, записывать все свои мысли в блокнот это очень хорошая идея.
Даже если вы просто автор песен, вам будет очень полезно научиться играть на гитаре. Хотя бы просто несколько аккордов уметь сыграть. Очень здорово поможет вам в дальнейшем.
Основные части песни
Основные компоненты песни это:
Интро
Как следует из названия, это самая начальная часть песни. Обычно инструментал, который задает общее настроение.
Куплет
Тут уже появляется вокал. Куплет песни рассказывает историю, большая часть песен имеет 2 или 3 куплета. Они могут быть короткими (пара строчек) или длинными. Более длинные куплеты с хорошим содержанием делают песню более «эпичной».
Короткие дают более «попсовое» звучание. Каждый куплет в песне уникален и, как правило, звучит всего один раз. Но бывают и исключения. Например, третий куплет делают повтором первого.
Бридж
Эта секция обычно соединяет куплет с припевом. Данный элемент необязателен и его вообще может и не быть. Припев, как правило, такой распевный в отличие от куплета. Таким образом, бридж создает плавный переход от одной секции к другой.
Бридж может быть как мелодичным, так и более риффовым. Он может повторяться перед каждым припевом, а может использоваться всего раз. Нет определенных правил, как его использовать.
Припев
Когда кто-то вас спрашивает «что это за песня», вам сразу в голову приходит ее припев. Это основная часть песни, ее лицо. Дело все в том, что хороший припев очень запоминающийся, мелодичный и приятный на слух. Часто в песнях он повторяется несколько раз.
Много авторов песен применяют термин «хук» с английского — крючок. Песни с крутыми хуками просто оседают у слушателя в голове, и он напевает их повсюду!
Инструменталка или соло
Обычно в середине песни или ближе к концу многие гитаристы вставляют свои соло. Эта часть может очень сильно отличаться от других частей песни. Но соло это необязательная секция песни, и многие команды не используют их. Кстати, как сочинить соло, у нас есть отдельная статья: Как сочинить гитарное соло
А в таких жанрах как джаз или прогрессивный рок и метал, соляки вообще становятся чуть ли не основным элементом песни. Тут уж как решит ее автор. Кстати, соло может также использоваться и в качестве бриджа, как простой инструментал.
Аутро (Outro)
Воу, воу, воу, песня должна закончиться когда-нибудь! Аутро, как следует из названия, находится в конце и завершает композицию. Так же как и интро, часто является инструментальной частью без вокала.
Соединяем все вместе
Обычно, когда приходит время сочинить песню, у вас есть 2 способа как это сделать. Первый — это собрать ее уже из сочиненных ранее кусочков. А второй — это взять инструмент в руки и в реальном времени наигрывать и ждать когда придет в голову и в руки что-то интересное. Тут вам поможет умение импровизировать. Я считаю второй способ менее плодотворным, потому что гениальные идеи обычно приходят тогда, когда ты их не ждешь. Поэтому лучше ловить и записывать их заранее, а потом объединять в песню.
Запомните, вы как автор песни не только композитор, но еще и аранжировщик. Многие музыканты помечают секции своей будущей песни. Классика это «ABC» метод. A — куплет, B — бридж, а C — припев. Таким образом, классическая схема песни будет иметь вид:
Метка | Секция |
Intro | Интро |
A | Куплет |
B | Бридж |
C | Припев |
A | Куплет |
B | Бридж |
C | Припев |
D | Соло |
A | Куплет |
B | Бридж |
C | Припев |
Outro | Аутро |
Упражнение 1
Берите в руки блокнот, ручку, включайте любимого исполнителя и анализируйте где в песне какие части используются. Придумайте и напишите на бумаге похожую структуру вашей будущей песни.
Постарайтесь ответить на вопросы. Как исполнитель использует элементы песни? Имеются ли неожиданные переходы между секциями? Чтобы вы сделали по другому, если бы сами сочиняли эту песню?
Попробуйте проделать это упражнение с несколькими другими вашими любимыми композициями.
Пишем более продвинутые песни
Не хотите быть слишком предсказуемым? Тогда давайте разберем пример более продвинутой структуры.
Метка | Секция |
Intro | Интро |
A | Куплет |
B | Бридж |
A | Куплет |
B | Бридж |
C | Припев |
D | Бридж 2 |
E | Соло |
D | Бридж 2 |
F | Соло 2 |
A | Куплет |
B | Бридж |
C | Припев |
C | Припев |
Outro | Аутро |
Упражнение 2
Пишите песню! Я уже несколько раз повторял в этой статье, что единственный путь улучшить себя это постоянные тренировки. С каждой следующей написанной песней вы будете становится все более опытней.
Лучше начать со структуры формата ABCABCABC. Определитесь с темой. Для формата ABC, вам понадобятся всего лишь куплет, припев и бридж. Напишите слова к трем куплетам, припеву и бриджу, соедините все вместе и песня почти готова!
Вперед, начинайте писать музыку!
Теперь, когда у вас есть минимальные знания, самое время попробовать себя и начать сочинять. Здесь правда нет границ для вашего воображения. Применяйте полученную в этой статье информацию, используйте свои уши и чувства. Я уверен у вас все получится!
Источник