Как сочинить польку ноты

Конспект занятия на тему: «Сочинение музыкальной пьесы в жанре польки».

Данный конспект может быть использован педагогами-музыкантами.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_muz.pesy_v_zh.polki_.doc 772 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Конспект занятия на тему:

«Сочинение музыкальной пьесы в жанре польки».

Автор : Чичканова Наталья Алексеевна-

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район.

Цель занятия: познакомить воспитанника с основами композиции музыкальной пьесы в жанре польки.

1.Прослушать и охарактеризовать музыкальную пьесу Рахманинова «Полька».

2.Развить ритмический слух.

3.Научить анализировать период в жанре польки.

4.Изучить этапы сочинения музыкальной пьесы в жанре польки.

1.Знакомство с творчеством великого русского композитора Рахманинова. Прослушивание его произведения — «Итальянская полька».

2.Упражнения для развития ритмического слуха.

3.Анализ формы периода «Польки» Ю.Слонова.

4.Работа над сочинением.

Организационный момент. (1 мин).

Педагог: Сегодня нам предстоит познакомиться с основами композиции, с этапами сочинения музыкальных пьес.

Но прежде, чем мы приступим к сочинению, мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Рахманинова и послушаем его великолепное произведение — «Итальянская полька»(звучит музыка).

Основная часть.(28 мин.)

Педагог: Расскажи своё впечатление об этой музыке. Какая она?

Воспитанник: весёлая, игривая, танцевальная.

Педагог: совершенно верно. Эта пьеса написана в форме танца — польки.

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем .

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II . Этот жанр часто встречается в творчестве чешского композитора Антонина Дворжака и других.

Сейчас мы поиграем в игру и познакомимся с размером 2/4.Именно в этом размере и пишется любая полька.

Эти задания для тебя приготовил король страны Ритма – Размер 2/4. Определи, к каким стихам подходят ритмические рисунки. Поставь цифру, соответствующую ритму около стихотворения.

Воспитанник проставляет в кружочках соответствующие номера ритмических рисунков.

Преподаватель: Посмотри, нам Размер 2/4 приготовил свою песенку в тональности «до» мажор. Но что это? Где мелодия? Здесь только обозначены ступени и длительности. Определим нужные ноты.

«Белка пела и плясала, словно заводная.

Все подмётки оттоптала, шла домой босая.»

Преподаватель: Давай попробуем спеть песню сначала сольфеджио, а потом со словами. Дирижируем в размере 2/4.

Ребёнок дирижирует и поёт песенку.

Педагог: А сейчас мы проанализируем польку Ю.Слонова. Проставь и отметь мотивы. фразы и предложения.

Воспитанник карандашом отмечает все части периода.

Педагог: сейчас ты попробуешь себя в качестве композитора. Приступим к сочинению музыкальной польки. Сколько тактов нужно для периода?

Воспитанник: 8 тактов.

Педагог: Разлинуй 8 тактов в нотной тетради. (ребёнок исполняет).

Первое предложение — это вопрос (заканчивается неустойчивым звуком).Какой это звук?

Педагог: Второе предложение — ответ заканчивается устойчивым звуком. Какой это звук?

Педагог: Проставь эти ступени в До мажоре или ля миноре, посмотри на примеры ритмических рисунков в размере 2/4.

Тональностью мы определим «настроение» произведения.

Воспитанник: Мажор — звучит весело, минор – грустно. Я хочу сочинить весёлую польку, поэтому я выбираю тональность До мажор.

Воспитанник работает на инструменте, сочиняя мелодию на 2/4 , используя данные примеры ритмических рисунков.

Источник

Итальянская полька, записанная С. Рахманиновым. Переложение А. Зилоти для фортепиано в 2 руки

Polka Italienne par S. Rachmaninoff, edition a 2 mains (transcrite par A. Ziloti)

Санкт-Петербург, И. Юргенсон, 1906—1913

Старинные ноты для фортепиано

Итальянская полька, записанная С. Рахманиновым для 4-х рук, в переложении А. Зилоти для 2-х рук, посвящается С. И. Зилоти

Санкт-Петербург, собственность издателя И. Юргенсон, Морская, дом № 9, выпуск 1906—1913 гг.

Ноты представляют одно из первых прижизненных изданий польки Рахманинова в транскрипции Александра Зилоти для двух рук (в оригинале полька изложена для игры в четыре руки).

Как часто бывает в таких случаях слишком раскрученных «хитов», имя аранжировщика (Зилоти) впоследствии забылось и как-бы само собой «исчезло» из публикаций. Таким же образом сейчас уже никто не помнит того факта, что знаменитая полька лишь «записана» Рахманиновым, а не сочинена.

Источник

Полька


ноты здесь: Полька http://igraj-poj.narod.ru/arhiv/pdf/klassika3/4ajkovsky_det_14.pdf




Холландерка

Этот вид польки предназначен только для пар по кругу. Танцующие становятся боком друг к другу, кавалер находится справа от дамы. Участники круга держат друг друга за руки крест-накрест внизу – руки партнера находятся сверху по отношению к рукам партнерши. Движения исполняются на четыре шага. Первые четыре шага делаются вперед, затем падебаск наружу и внутрь пары. Следующие четыре шага – из центра круга, выполняется разворот, при котором партнеры, не разрывая рук, поворачиваются из пары. Затем партнеры еще раз проходят к центру и из центра только на этот раз после разворота становятся в вальсовую позицию, а руки направлены в центр круга. После этого делается три приставочных шага в центр, а на четвертый шаг девушки подпрыгивают. Следующие четыре шага идет полечное кружение по кругу. Затем все движения повторяются сначала.

Классическая круговая полька

Исходная позиция – лицом друг к другу, вальсовый хват, руки подняты внутрь круга. Движение начинается внутрь круга по схеме: пятка-носок-пятка-носок. После этого делается три приставочных шага в центр, а на четвертый девушки подпрыгивают. Опять делается элемент «пятка-носок-пятка-носок» только на этот раз другой ногой. Те же самые приставочные шаги в центр и прыжок на четвертый шаг, но движение начинается с противоположной ноги. Чтобы быстро сменить направление, вместо приставочного шага можно использовать притоп без переноса веса тела. На следующие восемь тактов все движения повторяются. После этого идет полечное кружение по кругу на 16 тактов.

Полька — родом из Чехии.
Официальная версия зарождения национального чешского танца полька берет свое начало в далекие тридцатые годы девятнадцатого столетия в провинции Богемия (часть государства Чехии). Предполагается, что за этот танец мы должны благодарить некоего Джозефа Неруба, который как-то увидел на улице отплясывающую девочку и придумал новое направление. Полька впервые исполнялась на публике в городе Прага в 1835 году, а затем в 1839 году в Вене уже под аккомпанемент пражского ансамбля. Спустя еще год пражский танцмейстер Рааб исполнил польку в парижском театре «Одеон», где получил колоссальный успех.

Впрочем, польке могла появиться и несколько раньше: в 1822 году поэт Челаковский придумал танцы, в число движений которого вошли элементы польского краковяка. Слово полька «pulka» в русском переводе означает «пол-шага», подтверждая основную манеру движений. Присутствует и мнение о том, что полька является наследницей древнего танца бурре, известного в шестнадцатом веке.
В середине девятнадцатого столетия полька достигла Соединенного Королевства, но не сумела получить там особого распространения. Популярность польки начала расти и в Соединенных Штатах Америки. Отцом польки в США стал профессор де Брукс, привезший и исполнивший этот танец у себя на родине.

Бесспорно, полька и вальс пришли на смену контрдансам и котильонам. В Великобритании и Франции яро обсуждалась годность «народной» польки к залам для проведения бальных танцев. Некоторые уверяли, что махание ногами и подпрыгивания, вероятно, отменно смотрятся в Богемии, но не в элитных салонах Лондона и Парижа.

На первых этапах своего развития полька отличалась лишь десятью фигурами, но с годами их количество намного возросло. Создалась масса направлений в польке: Polka-Valse, Heel and Toe Polka, Polka-Redowa, Polka-Mazurka и многие другие.
по материалу сайта: http://dancecommunity.ru, Автор: nikolai_d

Образ Чехии в музыке Бедржиха Сметаны
«Моя Родина» (чеш. M? Vlast) ? цикл из шести симфонических поэм, написанный Бедржихом Сметаной в 1874?1879 годах.

Источник

Если задали на дом сочинять музыку!

Из письма: «Дочка переходит в третий класс музыкальной школы: на лето по сольфеджио нам задали сочинять музыку. Не могли бы вы подсказать, как нам ей помочь?».

Ну что ж, попробуем что-нибудь подсказать! Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова детского стихотворения

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое детское стихотворение, потешку и т.д. Например, всем известное «Мишка косолапый по лесу идёт…».

Стихотворение делим на фразы, прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе. Например:

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность, если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим ключевые знаки, дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.

И когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия.

Варианты мелодического развития

Сейчас мы покажем несколько примеров того, как может развиваться мелодическая линия в вашей песенке:

  • повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;
  • движение вверх по ступеням гаммы;
  • движение вниз по ступеням гаммы;
  • движение вверх или вниз через одну ступеньку;
  • различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;
  • скачки на любые интервалы (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой.

А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мы мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

Какой нотой начать и закончить песню?

В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта (помните, что это такое?). Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из устойчивых ступеней (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся.

Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.

Варианты ритмического развития

Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове. Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в стихотворных размерах, то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей).

Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

  • равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;
  • распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);
  • более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;
  • затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;
  • ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);
  • использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

Какой результат может получиться?

Ну, конечно же, никто не ждёт от ученика начальных классов музыкальной школы каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш самый первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Желательно к своему сочинению подобрать, нарисовать или приклеить какие-нибудь красивые тематические картинки. Того же мишку косолапого с шишками. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

Какую ещё музыку можно сочинить?

Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать? В любом случае всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать.

Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д.

Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж, то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи, изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца. Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии).

Точно так же, как и в случае с песней, при сочинении инструментальной музыки большим плюсом для вас может стать предоставленный рисунок в тему вашей музыки. На этом нам пора заканчивать. Желаем вам творческих успехов!

Источник

Читайте также:  Панис ангеликус ноты дуэт франк
Оцените статью