Как соединить два аккорда

Соединение главных трезвучий, виды соотношений аккордов, гармоническое и мелодическое соединение

Челябинский педагогический колледж № 1

Преподаватель музыкальных дисциплин

Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение

Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.

Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.

Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.

Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.

Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)

Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто — квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.


Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:


Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).

Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).

Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)

Источник

Соединение аккордов друг с другом

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим про соединение аккордов и посмотрим как оно работает на практике.

Как мы знаем аккорды можно брать по-особенному, способов взять один и тот же аккорд множество. Можно взять его обращение (обращая внимание на то какой тон находится в басу у созвучия), также можно взять аккорд с разными тонами вверху.

Как мы помним разные тона вверху определяют мелодическое положение аккорда.

Но от чего зависит выбор созвучия в разном мелодическом положении? Просто именно аккорд взятый по-особенному (в определённом мелодическом положении, а также с определённой нотой в басу) может нам подходить в конкретной ситуации. Другими словами что-то звучит красиво, а что-то не очень.

Мы писали, кстати ранее про то, что брать созвучия необычно достаточно интересно. Например в этой статье: http://gorstorehov.com/page/kak-brat-akkordy-na-gitare. Также мы соединяли аккорды друг с другом интересно здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-ispolzovat-tonalnost-lya-mazhor. При этом у нас получалась из созвучий интересная музыка, а не просто аккорды, взятые друг за другом.

Возьмём эти два аккорда в самом стандартном варианте:

рис. 1

Послушаем как это звучит:

Можно брать и так, но звучит резко и просто как аккорды. А теперь сыграем то же самое так:

рис. 2

Послушаем как это звучит:

А тут у нас звучит прямо как кусочек из какой-то музыки. И самыми верхними звуками наших аккордов образуется что-то типа мелодии.

Как видим Cdim7 у нас можно сказать находится в разных мелодических положениях (сначала в положении квинты (нота соль бемоль), потом терции (нота ми бемоль) и в конце в положении октавы (нота до)) и потом переходит в E в положении квинты (нота си во втором такте).

И вот тут интересно — почему мы выбрали именно такое положение? Очевидно из-за того что нота си из аккорда E находится в полутоне от ноты до из аккорда Cdim7. То есть они близко расположены и переход получается звучит плавно и красиво. Это что-то вроде голосоведения (когда два аккорда соединяются и их самые верхние звуки разделяют полтона, то это звучит хорошо).

Вот значит на что можно ориентироваться при выборе того или иного варианта аккорда.

Еще про голосоведение

Но при голосоведении можно ориентироваться не только на самые верхние звуки аккордов и но и на нижние. И использовать их тоже для соединения созвучий.

Мы писали уже о видах голосоведения. Как голосоведение можно отследить на практике?

Например, соединим вместе следующие аккорды:

рис. 3

Послушаем как это звучит:

Звучит нормально. Но посмотрим на рисунок 3, что там интересного? Мы смотрели лишь на самые верхние и самые нижние ноты аккордов при соединении. Басовые ноты аккордов расположены рядом друг с другом и разделяются максимум на терцию, верхние разделяют секунды. И мы на самом деле следили за этим.

Например, почему мы взяли Cdim7 именно так (ноту фа диез перенесли вверх) — просто потому что у следующего созвучия (Bbm7-5) самая верхняя нота ми и она отстоит на большую секунду от фа диез. То есть мы это сделали для плавности и красоты.

И казалось бы такое небольшое изменение аккорда, а на звучание сильно влияет.

Также мы следили и за самыми низкими нотами, чтобы они тоже не стояли слишком далеко друг от друга. Также играть, когда все аккорды находятся близко друг с другом и в одном секторе гитары удобнее как мы знаем.

Да, на рисунке 3 (во втором такте) мы видим аккорд с добавочной ступенью. Читайте про разные обозначения аккордов здесь: http://gorstorehov.com/page/oboznacheniya-akkordov.

Ну и в конце давайте послушаем в том числе те аккорды что мы выше разобрали, но сыграем их перебором так чтобы получилось что-то вроде музыки.

рис. 4

Источник

Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm 7b5 Dm 7 Fmaj 7 Am 7 Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) Em 7 (E 7 ) G 7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm 7 (Dm 7b5 ) Fmaj 7 (Fm #7 ) Am 7 (bAmaj 7#5 ) Cmaj 7 Em 7 G 7 Bm 7b5

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am

Источник

Читайте также:  Мертвые дельфины моей луне ноты
Оцените статью