Как составлять партии для гитар

Как прописывать партии ударных в Guitar Pro

Как прописывать партии ударных в Guitar Pro? Очень просто, и об этом — в данной статье.

Начнём с того, что такое — Guitar Pro?

Guitar Pro — самый известный (и по совместительству самый удобный) нотный редактор в мире, предназначенный музыкантам, которые хотят научиться играть на гитаре и/или бас-гитаре. Это уникальная компьютерная программа, с помощью которой можно создавать свою собственную музыку, но мы поговорим именно об ударных партиях.

Лично я как бывший барабанщик и пользователь данной программы с почти 7-летним стажем рекомендую создавать барабаны в Guitar Pro 5, а редактировать, улучшать их в Guitar Pro 6. Почему? Всё дело в том, что в 5-ой версии очень удобно писать драм-рисунок с нуля, тогда как в 6-ой для ударных немного неудобная табулатура именно в визуальном плане. Зато в последней явное преимущество в выборе звучания, тогда как в 5-ой примитивный midi-звук.

Итак, вы пишете музыку. Допустим, знаете ноты и аккорды как гитарист. Но относительно перкуссионной составляющей, ритма композиции — без барабанов не обойтись.

Читайте также:  Ноты с нами бог степанова

С чего же начать?

Открываем Guitar Pro 5 и в меню кликаем на «ударные». Видим перед собой цифры и рядом название ударного инструмента. Это могут быть бочка, тарелки, бонги, оркестровые штучки вроде треугольника и так далее.

Переходим в нотный стан с тактами и на табулатуре пробуем восьмыми нотами набрать комбинацию «36-46-40-46», в которой, согласно меню ударных, «36» это бочка, «46» — хай-хэт, а «40» — малый барабан.

В меню программы выбираем «Играть» и слушаем. На слух это будет похоже на пресловутое танцевальное «туц-туц», когда двойная тарелка чередуется с бочкой и основным барабаном.

Вы можете увеличить темп со 120 ударов в минуту (по умолчанию) до 130, 150, прослушать заново и почувствовать разницу. Стало «стучать» быстрее, энергичнее, интенсивнее. И если в голове есть мелодии, которые могут лечь на такой ритм, можно перейти к дорожке «гитара» или «синтезатор» и по нотам что-то набросать. Именно так я делаю сам.

Можно видоизменять, усложнять рисунок ударных. Например, при втором стуке бочки её восьмую ноту можно заменить на две шестнадцатых ноты.

В дальнейшем вы чисто механически будете прописывать самые разнообразные темпы и ритмы (даже будете знать наизусть цифру каждого инструмента), с нуля, безо всяких готовых плагинов других программ, которые отбивают у музыкантов способность сочинять именно из ничего. Ведь сейчас в музыкальной индустрии как? Открыл крутейшую Cubase или Pro Tools, вставил готовый сэмпл, накрутил-наворотил его и это уже хит. Но это путь к деградации и однообразию, когда уже ничего нового не выдумывается, а крутится одно и то же, но на новый лад, с другим звучанием и «свистелками».

В Guitar Pro 6 готовый рисунок ударных можно подкорректировать изменением звучания — можно подставить ударные с реверберацией, а можно с компрессором. Результат будет очевиден. Можно и заново прописать барабаны, как я уже писал выше, но в данной версии это менее удобно.

В конечном итоге записанная вами дорожка ударных в этой же программе без проблем экспортируется в файлы midi и wav. Миди-файл можно проиграть в аудиоплеере так, а можно открыть при помощи других программ (например, Fruity Loops) и поменять звучание инструментов. Я иногда так делаю. А файл wav можно оставить как есть, либо запросто перегнать в mp3 или в любой другой, более удобный для вас формат.

Вообще, существует множество подобных нотных редакторов (и весьма неплохих) — например, MuseScore, TuxGuitar, но я уже привык к Guitar Pro.

Напоследок я хочу отметить, что в любой переносной музыкальной станции, будь то Cubase, Sonar, FL Studio, LMMS, MAGIX или ещё какая-то, можно прописать партии ударных. Но лично для меня наиболее приемлемой в этом плане программой является Guitar Pro. Я выбираю её — из-за простоты интерфейса, отсутствия нагромождающих «примочек» и, самое главное, за сочинение строго по нотам, а там уже как подскажет на слух фантазия. Поэтому в домашних условиях, когда ничего более подходящего нет (например, студии с настоящей ударной установкой), я рекомендую для сочинения ударных партий программу Guitar Pro. Это и проще, и гораздо дешевле. И не менее профессионально ввиду наличия встроенного метронома и кучи других полезных вещей.

Источник

Урок 4. Бас-гитара в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Источник

Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?

В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.

Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.

Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.

Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.

Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.

Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.

Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.

При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)

Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.

Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.

Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.

Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.

Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.

Заключение

Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.

В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.

Источник

Оцените статью