Как создать миди по нотам
История создания одной песенки на секвенсоре с примерами.
B Интернете существует огромное множество MIDI файлов. Рядовой пользователь, которому не безразлична музыка, иногда их скачивает и слушает. Особенно это относится к тем обладателям компьютеров, у которых хорошая звуковая карта (после того как я выкинул свою ESS, и приобрел AWE64 мир MIDI предстал для меня совершенно в новом свете). Хотя и обычным пользователям всяких SB16 я бы не советовал отчаиваться — существуют программы заменяющие ваш набор инструментов в звуковой карте своим собственным. Но поскольку семплы этих инструментов содержатся не в ПЗУ, как у Звуковых карточек, а в программе, то и следовательно, сыграть вживую используя такой программный SB вам не удасться. Людям, увлекающимся музыкой, так сказать с внутренней ее стороны, файлы MIDI должны быть очень близки. Написать собственное музыкальное произведение легче всего именно в этом формате. Почему?
1. Для этого не нужны профессиональные студии и музыкальные инструменты — только Ваш компьютер, звуковая карта (как я уже говорил — любая), программа секвенсор, желательно (но не обязательно!) midi клавиатура.
2. Писать очень легко, даже людям незнакомым с нотной грамотой (Я сам до сих пор путаюсь:). Это происходит во многом благодаря хорошим программам секвенсорам. Одна из них, и, пожалуй, лучшая для этих целей, Cakewalk Pro. В этой статье все примеры приведены как-раз для этой программы.
3. Это, пожалуй, самое главное. Ваше произведение должны услышать другие люди. Где больше всего разного народа со всего мира? В Интернет! Какие файлы самые маленькие по размеру, и пользователь их может скачать не задумываясь? MIDI!
Собственно, если Вы уже прочитали вступление, скачали все что можно, ознакомились с работой в Cakewalk, и попытались написать первую песенку, то, можно сказать, Вы готовы к прочтению последующего текста. Если Вы еще ничего не скачали и ни с чем не ознакомились (что наиболее вероятно), то Вам будет еще интересней:) Поехали.
Дело было вечером, поскольку я проснулся часа в 3 дня (инет губит мою молодость :(, то этот вечер был где-то в 0.00. Видно тот день был особый, и я вместо того, чтобы лазить по сайтам, трепаться по Аське и «подбивать» HTML код своей страницы, занялся сочинением музыки. Задачи сочинить что-то в каком-то определенном стиле не было. Уж что получится, то получится. Но нужен был первый толчок. Так сказать первые три аккорда, или хотя бы ноты. Посидев 15 минут за своим ксилофоном и поиграв с ним в RND, я понял, что ничего этим не добьюсь.
Буквально накануне я скачал с сети песню My heart will go on, из кинофильма Titanic. Недолго думая, я загрузил ее в Cakewalk, и взял с нее первые четыре аккорда. Последний мне немного был «не в кайф» и я его поменял, тему конечно убрал (я собирался писать не ремикс, а совершенно другое произведение!) Если все это смотреть в функции View—New—Piano_Roll то можно увидеть, на какие клавиши виртуального пианино надо нажать, что бы прозвучала эта музыка (как видите, нотами здесь и не пахнет:). Таким образом, мы видим рисунок музыки, и последующее сочинительство происходит благодаря такому «рисованию» и, конечно, на слух.
Если кликните на картинке, то услышите музыку, которая показана!
То, что было в оригинале. | То, что стало. |
Потом, путем перетаскивания мышью с нажатой кнопкой ctrl я размножил эти 4 аккорда 4 раза. Не забудьте предварительно поменять карандаш, которым вы рисуете ноты, на стрелку (кнопки в левом верхнем углу окошка). Затем я сел за свою миди клавиатуру, и после минут 15 бренчания, подобрал первые наметки будущей темы. (В этом вопросе, конечно, без миди клавиатуры никуда. Первые звуки музыкального произведения рождаются скорее руками, чем перетаскиванием нот в редакторе). Именно наметки! Я всего лишь в каждом аккорде, который состоял из четырех четвертей (то есть если глянуть на рисунок, то одна длинная нота в виде красной полоски длинной четыре зеленых квадрата, а синие полосы означают длину целой ноты), подобрал по одной ноте будущей темы. Эту ноту я разбил на 8 маленьких, получилась этакая дробь. Еще я немного измелил аккорды аккомпанемента (все те же последние). И вот как это стало выглядеть, и не забывайте кликать на рисунок:
Пока ничего хорошего не звучит. Но поверьте мне, первый самый большой шаг сделан! Дальше все пойдет как по маслу, если конечно вас еще не покинуло вдохновение. Итак, начинаем «рисовать» музыку. Кстати, а вы заметили, что все выше описанное отличалось строгой упорядоченностью: 4 аккорда по 4 раза, длина целой ноты 4/4 и т.д. Да музыка это не только полет души и ваша фантазия, это еще особые законы, некая математика, можно сказать. Даже в Джазе есть своя ритмика и правила, хоть он и считается музыкой экспромта.
Отвлекся что-то. Для начала я взял и убрал в теме каждую 5-ую ноту (определили путем все того же RND). Послушал, нда — дрянь. Потом думаю, а давай-ка, предпоследнюю ноту перетащить на одну повыше. Сделал. О уже другое дело: Кликните на картинку для заслушивания первых 4-х актов, и удостоверьтесь сами (если Вы досюда дочитали, то уж я уверен, оно вам надо, и медведь не прошелся вам по слуховым органам:).
Дальше придется сделать небольшое отступление и пояснить, что это я нарисовал. Вы заметили, иногда певец выходит на сцену, и говорит: «Мне, пожалуйста, в Ля-Миноре сыграйте эту песню. «? Как известно, в одной октаве нот семь, или если правильнее сказать восемь (на то она так и называется). Если Вы забыли, то напомню: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До (можете пропеть как в школе на уроках пения:). А на клавиатуре фортепиано в одной октаве их 12 + еще «До» из другой. Неувязочка получается :-\ Так вот, возвращаясь к первой фразе, существует еще так называемая тональность. Если играть только по белым клавишам то это будет До-Мажор, а если, к примеру, вместо белой клавиши «Си» на протяжении всей песни нажимать черную, которая находится чуть левее, то это уже будет Фа-Мажор. (Если хотите понять это более подробно, возьмите любую книгу, обучающую азам нотной грамоты, это пригодится.). Так вот, я условился, что на протяжении всего своего произведения я буду играть только те семь нот, которые обозначены зеленой точкой, а что обозначены красной, ни за что! Но, нет правил без исключений, иногда, и даже очень часто, играются не только те ноты, которые входят в данную тональность, но и другие, нарушающие ее. У меня это нота «До». Если такая нота не режет слух, а даже, наоборот улучшает и приукрашивает музыку, то это только плюс:))) Да, и еще, если вы не знаете или забыли, черная клавиша справа от белой называется Диез (повышение на пол тона), а слева Бемоль (понижение на пол тона). Вот, вроде бы и хватит для Вас теории, вернемся к нашим ба. полоскам:)
Что произошло далее. Смотрим на рисунок и слушаем:
Тем же методом (исключая 5-ую ноту и повышаю предпоследнюю) я преобразовал весь свой фрагмент. Затем в третьем такте я наоборот, опустил предпоследнюю ноту, а в четвертом сделал резкое повышение с последующим ниспадением:). Следующий блок с 5 по 8 такты, почти то же самое. А вот 9-12 меня, что называется, озарило на несколько секунд, и 9ый такт после нескольких буквально случайных перестановок, родилось что-то новое. Откуда это взялось? Эх. если бы было это возможным объяснить. Тогда бы музыку сочиняли компьютеры, а не люди с помощью них. Может быть, всплыла из подсознания услышанная мимолетно мелодия, может быть, просто случайно сложились ноты в таком порядке (если вдуматься вероятность большая), кто знает. Обозначим этот вопрос константой «Вечный» и перейдем к дальнейшему рассмотрению. Недолго думая, я плавно с 9 по 11 такты понизил эти 8 ноток шаг за шагом, а в 12ом, сделал то же самое, но, вот тот случай, немного понизил первые три ноты. 13 и 16 сделал как первые части, конечно, опять что то поменяв. И вот, я не побоюсь этого слова, закончена 1/3 часть работы! Нда. — скажите Вы — ты только написал простенькую песенку в минуту с хвостиком, а кричишь одна третья, опомнись 😐 Как раз то это и есть самая сложная часть! Дальше лишь будем включать в произведение другие инструменты (фон, басы, ударные и еще несколько для красоты). Имея готовую мелодию, делать это намного проще. Еще увидите:)
Напишем фон. Для этого в секвенсоре обозначим новый трек, поставим на него 2-ой канал, и какой-нибудь инструмент подходящий, к примеру, SynthStrings 2. (Как это сделать вы наверно знаете, а если не знаете, прочтите руководство по Cakewalk). Потом в окошке, что показано на предыдущем рисунке, выделим весь аккомпанемент, и скопируем его, нажатием Ctrl+C или соответствующим пунктом в меню Edit. Потом в окошке Track установим бегунок в правом фрейме на самое начало, кликнув там правой клавишей мыши, причем надо кликнуть так, чтобы по горизонтали это было возле второго трека (в левом фрейме этого окошка, один из пунктов таблицы должен обвестись красной рамочкой). И выбрав в появившемся меню пункт Paste — вставить, ранее выделенный и отправленный в буфер, фрагмент. Потом отрегулировать громкость звучания треков, пока временно. И вот, по истечении одной минуты фон готов:)
Настало время подумать об том, какой инструмент будет звучать вначале как главный. Пока я пользовался Акустическим Пианино №1 в списке, т.к. на нем как-то привычнее и лучше слышно. Поэтому следующим шагом, я поменял ее на одну из многих дудочек, и ввел 3-ий трек, в который пока просто скопировал первый. Затем немного разнес их в пространстве (L R) . Удалил из них те ноты, которые недавно перенес во второй трек. Потом, раздвинув в окне Piano_Roll, где мы рисовали ноты нижний фрейм (да да, он там есть, хоть по началу и незаметен), в котором указывается громкость звучания нот, я сделал плавное нарастание в начале. По идее именно это можно было сделать, уже, когда вы напишите все, и начнете при помощи микшера в этой программе регулировать громкость звучания треков. Ну уж кто как хочет. Мне так больше нравится — нагляднее и точнее.
Пока я только тупо копировал первый трек в два других. Настало время опять вызвать откуда-то свое воображение и написать басы. Это будет проще, поскольку как правило они не отличаются таким разнообразием как основная тема. Поэтому, чтобы упростить себе жизнь я придумал только четыре такта, и потом уже известным методом размножил их на протяжение всего трека. Следует сказать, что не обязательно делать так, чтобы играли все инструменты прямо сначала. Басы у придумываемой песенки, стали играть только с 5-го такта.
Ну фотка с экрана, я думаю уже не нужна, СЛУШАЙТЕ.
Остался еще один принципиальный шаг. Партия ударных. Уж незнаю почему, но в этой песне она у меня получилось моментально. А бывало по нескольку дней мучался. Что ни говорите, но в стандартных инструментах Midi не очень богатый выбор. Особенно в свете современой музыки. Так что приходится выкручиваться. Совет: прежде чем писать и придумывать самостоятельно посмотрите как это в других песнях. Если ритм подходит под Ваше произведение — берите себе:) Ну можете изменить пару нот. Я правда так не делаю, но все равно, когда готова мелодия я к ней «присобачиваю» ударные от других midi и слушаю. Часто именно ударные определяют какого жанра будет песня. Ведь из одной и той же мелодии можно сделать и джаз и поп и рок и техно:). Да, и не забудьте когда пишите ударные поставить на этот трек 10 канал, выбранный инструмент при этом роли не играет.
После сочинения первых двух куплетов, я во втором ввел еще инструмент, который сыграл мелодию чуть громче. И перешел к так называемому припеву. Как его создавать? Смотрите с самого начала:)
Не буду больше занимать Ваше время. Я думаю Вы уже поняли, что сочинять и писать музыку в midi формате может практически любой человек, который это захочет сделать. Я описал как делал только эту песенку, другие придумывались совсем по другому, поэтому данный рассказ не следует принимать за руководство. (примите его за руководство к действию!)
Итак вот и результат. Небольшая, простенькая мелодия, которую я назвал Утренний Город (как я уже говорил начал в 0.00 а закончил в 9.00 🙂 С того времени как я впервые попробовал написать midi и до момента написания этой статейки прошло пол года, и музыкального образования у меня отродясь не было. Так что видите, в этом мире нет ничего невозможного, стоит только захотеть. (избитая фраза, но подходит к этому случаю:)
Источник
Создание музыкальных файлов по нотам
Наслаждение от собственного ощущения музыки и музыкального исполнительского творчества можно получить и не будучи виртуозным музыкантом. Достаточно дружить с Визуал Бейсиком — так подумал я, завершая начатый три года назад проект Пианола-Трио, проект, который можно назвать проще — музыка на клавишах компьютера.
Почему так? Да потому, что ничего, кроме клавиатуры компьютера для создания классической музыки с качественным звуком, Вам не потребуется.
Вам не нужно даже быть знакомым с Визуал Бейсиком, Вам не нужно читать никаких описаний — программы, которые я сделал, просты и объясняют сами себя. Вы можете всему научиться в ходе работы с ними.
Не нужно даже устанавливать их на компьютер — просто скачайте, и начинайте работать. Три программы — Пианола, Трио и Конвертор находятся в одной папке по этому адресу — http://yadi.sk/d/VEN-Ok3B3NiUqj
Что можно делать с их помощью? Заходите сюда и слушайте — http://yadi.sk/d/poMxlrBuxendv
В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОГО ПРОЕКТА
О первом я уже сказал. кроме ноутбука Вам не надо ничего. Не нужен синтезатор с умением на нём играть, не нужны нотные и звуковые редакторы. Нет, если вы захотите, то третья программа — Конвертор, сделает из написанного вами МИДИ файл, и Вы сможете и прослушивать его, и редактировать в звуковом редакторе как угодно.
И сам Конвертор предоставляет некоторые возможности редактирования — можно рассмотреть содержимое МИДИ файла в расшифрованном виде и исправлять его, можно изучать МИДИ формат, экспериментируя с ним, Можно собирать МИДИ файл из нескольких в одну дорожку с последовательным звучанием записей друг за другом, или записать файлы в треки, создав их одновременное звучание.
Имеется также утилита WAV-Манипулятор. Она позволяет преобразовывать файлы из стерео в моно, соединять в стерео, изменять скорость раздачи, делать текстовую распечатку начала файла, чтобы посмотреть, как он устроен, делать реплики для программы Трио — http://www.proza.ru/2017/10/20/1279
Не думайте, что программы проекта — это программы для ленивых. У программ есть ещё четыре существенных преимущества.
1. Путь от нот до музыки обычно короток — нажатия клавиш обрабатывается сразу.
С одной стороны это хорошо — ты слышишь то, что играешь, и сразу с тем звуком, какой хочешь. Однако, что, если особой сноровки к нажатию клавиш нет, и ты только постучать по ним и побренчать можешь?
Тогда открывай редактор, пиши и проигрывай ноты в нём. То, что ты написал в редакторе, будет промежуточным носителем информации между нотным текстом и звуком. В интернете найдутся многочисленные видео, по которым можно посмотреть, как это работает.
Работает, на мой взгляд, жутко неудобно — ты подхватываешь мышкой ноту, четвертную или восьмую — какую тебе надо, и тащишь её на нотоносец. изображённый на экране. Будь внимателен, не промахнись!
Тонкая работа. И вдруг обнаруживается, что триолей-то у тебя нет! И что делать?
Как услышать то, что получилось? Подавать компьютеру руками знаки, чтобы он обрабатывал твои восьмые как триоли?
Или поставить на нотоносец какой-нибудь мнемонический знак, указывающий на триоль?
Понимаете, к чему я клоню? В промежуточном носителе информации не обойдёшься наивной простотой. Нужна продуманная мнемоническая система отображения нотных знаков, хорошо понятная одновременно и компьютеру и человеку.
Вот такую мнемоническую систему отображения нотных знаков и использует Пианола.
Фактически Пианола является редактором обычной текстовой строки (Вы видите эту строку на рисунке, она окрашена в зелёный цвет), которая изображает обычную нотную строку, но в одноголосии.
Одноголосие означает, что если в нотной строке попадается аккорд, то в мнемонике отображается только его опорная нота.
Мнемоника проста и понятна. Взгляните на рисунок — все мнемонические, они же нотные строки, хранятся вместе в форме нотной записи в обычном текстовом файле, и Вы при желании можете редактировать эту запись в Блокнотике.
Чувствуете? Зачем Вам специальный редактор для этого?
Пианолы вполне достаточно. Она свяжет Вас с этим текстовым файлом, который Вы и без неё прочитать и проверить сумеете, она проиграет строки этого файла упрощённым звуком Бип, или благородным звуком фортепьяно, и она (что очень важно) точно посчитает число четвертей, в написанной Вами строке.
Вот тогда Вы и проверите, точно ли Вы написали Вашу строку, вместе с триолями, пятиолями, форшлагами и мелизмами, словом, с тем, что у Вас там есть.
Когда все строки проверены по звучанию и выверены по счёту, вот тогда Вы кликаете кнопку «Делать партитуру», и программа делает партитуру (тоже обыкновенный текстовый файл, который Вы можете читать и править).
В партитуре уже нет обозначений нот, но есть их частоты F, длительности их звучания (эти величины указаны в количестве семплов), длительности посленотных пауз, и присутствуют обычные паузы, обозначаемые как L=.
Партитура является основным рабочим полем для отработки звучания музыкального произведения. Программа Трио выступает в простой роли технического средства для реализации того, что Вы напишете в партитуре.
Что писать в партитуре, какие указания можно давать, как назначать аккорды, как делать звук громче или тише, как замедлять или ускорять звучание отдельных нот Вы можете узнать у программы Трио — запустите её, кликните на уголочке, который вроде как оттопыривается, и программа Трио всё объяснит.
Работа с партитурой происходит следующим образом — Вы делаете в ней назначения, даёте указания на тему что и как играть ( комментарии пишите кириллицей сколько угодно), потом с помощью Трио делаете по партитурам WAV файл, и прослушиваете его, глядя в ноты.
Потом снова возвращаетесь к партитурам и исправляете, если что не так.
Таким образом в проекте происходит работа со звуком. Простоту и наглядность этой работы я считаю одним из преимуществ проекта в целом.
2. В Трио заложен оригинальный, по-периодный метод синтеза музыкального звука http://www.proza.ru/2016/12/04/408
Это делает звук Трио отличным от звука других синтезаторов, похожим на звук реального инструмента и естественным в своих интонациях.
3. Человек, немного знакомый с программированием, внося изменения в исходники Трио, имеет возможность экспериментировать с синтезом музыкального звука как угодно. Трио допускает добавление новых сценариев развития звука (новых инструментов) и предоставляет средства к управлению этими сценариями.
Таким образом, Трио является не полностью готовой и замкнутой в себе программой, а развивающимся проектом, допускающим разные алгоритмы создания звука. В частности методы FM синтеза были опробованы в Трио — для этого одному из МУЗов Трио нужно было добавить ещё один сценарий, связать его с желаемым алгоритмом и, пожалуйста, МУЗ научился делать это.
Не только практический, но и чисто академический интерес к восприятию звука человеком может быть удовлетворён постановкой экспериментов на Трио. Звук можно не только создавать на Трио, но и изучать его.
4. Пианола и Трио позволяют работать не только с классическим звукорядом на 12 полутонов в октаве, но и с перспективным по своим гармоническим свойствам звукоряде с 19-ю ступенями в октаве — такая настройка у Пианолы есть.
Вот где для исследований непочатый край.
___________
13.10.2017
Источник