Как стать мастером гитары

Как быстро стать виртуозом и что играть?

Ввиду повторяющихся вопросов на гитарные темы, я попробую вести регулярные записи-ответы на них в блоге. Вопросы эти приходят из моего онлайн преподавания игры на гитаре, из музыкальных школ и частной практики.

1. Как долго нужно учиться, чтобы быть виртуозным гитаристом?

Вопрос требует уточнения. Часто начинающие гитаристы до конца не понимают, что конкретно они подразумевают под понятием «виртуозный гитарист». Предположим, имеется ввиду исполнитель, который может играть общепринятые виртуозные пьесы и регулярно (более 1 раза в месяц) выступает в концертах.

Виртуозы наверняка скажут, что это непрерывный процесс и будут правы. Становление виртуоза может затянуться на годы и десятилетия с одной стороны. С другой — определенного уровня для выхода на сцену с виртуозными пьесами можно достичь в течение нескольких лет. Именно так проявляют себя лучшие ученики музыкальных школ. Они выступают с блеском на сцене и выигрывают международные и пр. гитарные конкурсы.

Можно сказать: «Детям легче дается. У них другая пластика», — и это правда. Лучшие годы — детские и чем раньше произойдет знакомство с музыкой (в том числе с исполнительством на гитаре), тем лучше при благоприятном стечении обстоятельств.

Читайте также:  Частота эталонной ноты для гитары

Посмотрите, что говорит о разивитии техники известный гитарист Сергей Руднев (видео внизу)

Если говорить о шансах стать виртуозом с нуля взрослому человеку, который никогда раньше не брал гитару в руки, то шансов значительно меньше, хотя они есть. У кого-то получается быстро осваивать гитару с первых занятий, у кого-то — идет тяжело. Здесь, скорее, вопрос терпения, упорства и регулярной «пахоты». Если такие свойства натуры вам доступны — шансы увеличиваются. Но если проходят месяцы и более, а сдвигов нет, то, возможно, лучше не гоняться за этим эфимерным понятием «стать гитаристом виртуозом», а научиться наслаждаться самим процессом музицирования (кстати и в первом случае «виртуоза» — это критический важный фактор). Получать удовольствие от гармоничных сочетаний собственноручно извлеченных звуков — большое счастье. И с этим тоже нужно работать. Поверьте, радость не заставит себя долго ждать при правильной установке и ожиданиях от занятий.

2. С каких пьес лучше начинать играть, если знаешь только нотную грамоту?

Есть разные подходы. Сходство, пожалуй, в одном — начинать от простого к сложному. По самим пьесам кто-то идет по классическим основам (непосредственно классика, народная музыка, популярная, гаммы, этюды, пр.), а кто-то отталкивается сразу от изучения пьесы, которая нравится.

В детстве у меня состоялся именно второй случай. Когда мне показали 3-4 аккорда песен Виктора Цоя со всеми вытекающими последствиями. Но я не могу сказать, что я прямо блестал своей игрой. Подвижки начались когда я, зная музыкальную теорию, под управлением первого учителя начал играть и классическую, и популярную музыку, и сольно, и в ансамблях. Другими словами, когда мне была предоставлена возможность стать «всеядным».

Сегодня, имея почти 20 лет преподавательского опыта скажу, что нет универсального репертуара, но есть универсальные принципы.

  • Нужно играть то, что нравится изначально или найти способ полюбить то, что нужно играть для роста
  • Осваивать гитару лучше от простого к сложному
  • Верить в то, чем занимаешься и любить это занятие
  • Хороший преподаватель отвечает за правильную организацию как самого процесса обучения, так и за подбор репертуара. (в этом принципе есть исключения, но это тема отдельной статьи).

Ну и два слова о моем опыте. Я перемешиваю репертуар на основании предпочтений и вкусов ученика, направляя его (репертуар) на развитие технических и музыкально-творческих способностей. Терпеть не могу примитивизм в музыке.

3. Существуют ли какие-нибудь «фишки», чтобы ускорить процесс обучения игре на гитаре?

Да, фишек много. На мой взгляд все они касаются исключительно дисциплины.

Эффективных упражнений и техник игры на гитаре — тонны. А вот осваивают их — единицы. Почему?

Если проанализировать успешных гитаристов (да и вообще людей), то на 99% они говорят о таких вещах как:

  • концентрация на том, чем занимаешься
  • регулярность занятий
  • постановка понятных и выполнимых целей в требуемый период.

Пример по целям. Ученик играет, занимается из недели в неделю. Что-то получается, что-то нет. Вдруг учитель объявляет, что ровно 15 декабря, т.е. через 3 недели — концерт. Играем 2 пьесы. Их нужно исполнить наизусть, музыкально и убедительно. Примерно так. Чувствуете разницу? Вот это и есть фишка! А дальше — «пахота» до результата.

Хочется верить, что мои ответы будут полезны и я буду рад ответить на новые вопросы.

Источник

Три главных секрета профессионального гитариста. Как стать музыкантом?

Три главных секрета профессионального гитариста. Как стать музыкантом?

Эта статья будет интересна тем, кто мечтает научиться игре на гитаре без навыков и опыта, продолжить начатое обучение. Здесь вы сможете прочитать важные рекомендации о том, как получить успех в этом мастерстве. Уроки гитары в Минске помогут стать настоящим исполнителем!

В самом начале творческого пути далеко на каждый гитарист может позволить себе купить дорогостоящую гитару. Не стоит переживать. Известный корейский музыкант Sungha Jung заплатил за свой первый инструмент шестьдесят долларов — это игрушка из фанеры. Молодой талант не остановился, даже на ней он играл необыкновенно. Потому, его родитель подарил парню качественную гитару «Cort».

Саму гитару мы подобрали. Настала очередь обучения, в котором вам нужны не только способности, но упорство и большое желание. Основные советы:

1. Стремиться узнать всё

Для начала вы должны понять, что такое гриф, какой он должен быть, как настроить гитару, как производить звуки, где находятся ноты. Следует запомнить обозначения нот и аккордов. Проводите обучение медленно, но так, чтобы вы сами всё поняли. Лучше один раз всё разобрать по полочкам, а потом просто знать, не путаться, а спокойно продолжать. Проявите любопытство, не пропускайте даже маленькие подробности.

Практикуйте свои навыки ежедневно, не переставайте изучение чего-то нового, даже когда научитесь хорошо играть. Sungha Jung, несмотря на множество записанных роликов и огромное число просмотров, всё ещё активно изучает музыку.

В этом случае могут помочь:

– это курсы, описывающие основные навыки и понятия. Например, «Курс Сергея Большакова по основам игры на гитаре»;
– это книги и уроки. Интересной находкой станет произведение «Антология американской акустической гитары»;
– небольшие подсказки и многое другое.

2. Следовать пошагово

Для начала научитесь играть на одной или двух струнах до такого состояния, чтобы уметь делать это с завязанными глазами. Выучите простые аккорды, техники. Не спешите идти дальше, освоенное ранее не станет понятным.

Не бойтесь заслужить мозоли на руках, усталость. Продолжайте работу. Со временем пальцы станут крепкими и натренированными, а кожа загрубеет. Пальцы могут стать своеобразным продолжением гитары, а вы сможете создавать то, что захотите. Учите новые мелодии и техники. Не нужно расстраиваться, если что-то не получилось, необходимо продолжать занятия. Популярный исполнитель Томми Эммануэль обнаружил собственный стиль только в тридцать пять лет, а славу получил после сорока. Всё время он усиленно работал, получил награду благодаря своей настойчивости.

Эммануэль прославился одним своим приемом, который нашел в ранних записях американского музыканта Чета Эткинса. Он долго не мог его исполнить, пока не увидел свое выступление во сне. На следующий день Томми воплотил прием в жизнь. Несмотря на неудачи, музыкант не останавливал занятия, а стремился к достижению цели.

3. Тренироваться постоянно и много

Тренируйтесь каждый день. Получить большой успех сможет лишь тот, кто много занимается. Отличной помощью могут стать видеозаписи популярных гитаристов, ваших вдохновителей. Например, не так давно известность обрела шведская гитаристка по имени Габриэлла Кеведо. Она долгое время проводила домашние занятия по записям своих кумиров. Спустя год Кеведо смогла сама выложить свое первое видео на Youtube, а через два года разделила сцену с великим Sungha! Обратите внимание на видео девушки, которое собрало семьдесят миллионов просмотров.

Кому-то удается получить известность в ранние годы, а кто-то тренируется намного дальше. Главное — это любовь к гитаре. Посвятите ей свое время и силы, вас ждет успех!

Источник

MasterGitar.com

С помощью самоучителя гитарного мастера вы сможете провести как простой, так и капитальный ремонт гитары. Пройти весь путь от простой настройки гитары до изготовления вашей первой мастеровой гитары из цельного дерева.

MasterGitar.com – это обучающие статьи, где простым языком рассказывается о ремонте, изготовлении и настройке гитары. Все работы с использованием минимального набора ручного инструмента.

Гитарный форум — это площадка, где вы сможете применить, полученные на уроках, теоретические знания и сразу получить оценку и поддержку форумчан. Ресурс поддерживается практикующими гитарными мастерами и любителями гитары.

Основная цель проекта популяризация и поддержка работы гитарного мастера. Несколько лет назад была поставлена задача сделать самоучитель по изготовлению гитары. Воспользоваться интернетом и дать своей профессии дополнительный толчок для развития.

Есть мнение, что стать гитарным мастером можно только в профессиональной мастерской. А интернет обучение — это профанация. Интернет — это сеть. Она не учит, она объединяет людей, которые могут обмениваться опытом. Да, ещё не вся важная информация размещена на сайтах и распространяется через интернет, но азы мастерства и контакты с людьми давно уже есть. Отрицание интернета в целом — это, как в технике говорится, дорога к моральному устареванию. Можно говорить только о недостатках и принимать участие в их устранении.

Но что значит стать мастером по гитаре?

Это такое же обучение, как и любое другое: сначала элементарные задания, потом задачи со звездочкой.

Гитара – это инструмент для аккомпанемента в вашем дворе, фанерные красавицы на крючках в магазинах, концертные гитары в руках профессиональных гитаристов. Разница существенная!

Самоучитель MasterGitar.com поможет вам правильно начать от простого к сложному. Вы получите начальные знания и мотивацию. После чего вам надо будет приложить ещё массу усилий, задействовать все свои таланты. Съездить на мастер-класс к гитарному мастеру, которому вы уже не будете задавать ненужных первичных вопросов.

Чтобы изготовить из массива первую гитару надо знать только основы мастерства, а после этого впереди ещё огромная работа, чтобы зарекомендовать себя как гитарный мастер.

Гитарное мастерство даёт возможность реализовать себя практически каждому человеку, кто умеет или может научиться держать в руках столярный инструмент. Гитарный мастер может делать инструменты высокого качества и среднего класса. В таких инструментах нуждаются наши начинающие гитаристы.

Самоучитель по изготовлению гитары легко не найти. Нет понятной схемы, где взять уроки, как стать гитарным мастером. Профессия окутана таинственностью, которая, с одной стороны — подогревает интерес, с другой худшей стороны — человек сталкивается с серьёзной проблемой, когда хочет сделать следующий шаг, перейти непосредственно к работе. Но пресловутая тайна работает уже против гитары, она скрывает не нюансы мастерства, она скрывает азы – простейшие правила. Гитара уже не окутана ореолом таинственности — она на дне мутного омута недосказанности. В таких условиях гитаростроение не может вырваться за рамки дикого, порой оголтелого любительства. Уроки по изготовлению гитары на MasterGitar.com являются первым проектом для восстановления гармонии.

Принято считать, что бесплатное хорошим не бывает, соответственно, информация об изготовлении гитары в этом самоучителе имеет отрывочный, неполный практически неприменимый характер.

Наш ответ — есть азы, которые должен знать каждый начинающий. Если не гитарные мастера, то тогда кто же ещё должен распространять информацию о инструменте? Учебных заведений, соответствующей учебной литературы практически нет. Поэтому, если, что-то не достаёт в уроках на МастерГитарКом так — это только из-за сложности описания самого процесса работы с гитарой.

Чтобы удостовериться в том, что форумчане, приложив некоторые усилия, изготавливают настоящие гитары из массива ценных пород гитарной древесины, вам достаточно просмотреть форум «Как сделать гитару».

Источник

Гитарный мастер

Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.

Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).

Особенности профессии

Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.

Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.

Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.

Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.

Создание гитары

Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.

Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.

От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.

При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.

И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.

Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.

Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.

Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.

Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.

На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.

Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.

Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.

Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.

Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.

Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.

Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.

У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.

Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.

Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.

Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.

Ремонт и доработка гитары

Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.

Из истории

У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.

В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.

Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.

Рабочее место

Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.

Важные качества

Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.

Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).

Знания и навыки

Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.

Обучение на гитарного мастера

Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.

Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.

Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.

Источник

Оцените статью