Как стать педагогом по фортепиано

Профессиональная переподготовка преподавателей фортепиано

Специфика

Преподаватели по классу фортепиано чаще всего трудятся в детских школах искусств и музыкальных школах. Они занимаются эстетическим развитием подрастающего поколения во внеурочное время, а самых талантливых воспитанников выводят на определенный уровень, после чего те могут продолжить свое обучение в музыкальных колледжах и консерваториях. После профпереподготовки педагоги могут выполнять такие основные задачи:

  • реализация общеразвивающих образовательных программ;
  • работа в классе фортепиано;
  • разработка новых методик преподавания;
  • проведение исследований и написание научных работ.

Педагог обязан знать нормативно-правовые основы деятельности системы дополнительного образования в РФ, а также уметь составлять учебные планы. Но все это теряет смысл, если преподаватель не владеет методиками передачи своих навыков учащимся. Поэтому профессионалу необходимо знать, как научить воспитанника работать над гаммами, арпеджио, кантиленой, аппликатурой и штрихами, как правильно использовать педаль. Ему необходимо отработать наиболее подходящие техники развития крупной и мелкой моторики юного пианиста, научить исполнять правильно подобранные композиции соло и в составе ансамбля.

Если музыкант имеет среднее профессиональное или высшее образование по иному направлению, то преподавать фортепиано в ДШИ и ДМШ он не сможет, даже уверенно владея этим инструментом. Чтобы получить такое право, ему необходимо пройти соответствующий курс переподготовки трудоемкостью как минимум 250 академических часов, а лучше – гораздо более объемный, чтобы как следует закрепить все умения.

Программы

Учебный план программы подготовки преподавателей фортепиано составляют с учетом всех особенностей будущей профессии. С одной стороны, выпускник должен профессионально владеть инструментом, с другой – уметь передавать знания своим воспитанникам, разбираться в психологии, мотивировать к дальнейшему развитию и настраивать перед ответственными выступлениями. Педагог должен быть для своего ученика настоящим наставником, а не просто человеком, отрабатывающим свою зарплату.

Читайте также:  Гвардейская полька ноты для фортепиано

Остановимся на нескольких основных дисциплинах, которые изучают на курсах профессиональной переподготовки преподавателей фортепиано:

  • способы диагностики музыкальных способностей;
  • общая теория обучения и воспитания;
  • педагогика и психология преподавания музыкальных дисциплин;
  • гармония, полифония;
  • сольфеджио;
  • элементарная теория музыки;
  • основы композиторской деятельности и творческого музицирования;
  • современные методики обучения игры на фортепиано;
  • исполнительское мастерство и особенности психологии исполнительской деятельности.

Кроме того, на курсах учат анализировать и подбирать наиболее эффективный материал, работать над музыкальным произведением и психологически готовиться к концертному выступлению. Также не помешает преподавателю умение настраивать и осуществлять мелкий ремонт музыкальных инструментов. Отдельная тема – работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

Топ очных курсов

Очное и очно-заочное обучение преподавателей по классу фортепиано проводят в педагогических университетах, консерваториях и музыкальных училищах. Как правило, это объемные программы, предусматривающие крупные блоки теоретических дисциплин и отработку практических навыков работы с инструментом. Если специалист хочет заметно вырасти в профессиональном плане, ему лучше работать непосредственно с высококлассными педагогами. В табличке ниже перечислены учебные заведения, где предоставляют качественные образовательные услуги.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы Стоимость обучения
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары) Вуз организует курс профпереподготовки «Теория и практика преподавания фортепиано». Трудоемкость программы 1080 академических часов. Обучение проводится в очно-заочной форме: 3 сессии по одной неделе плюс самостоятельная работа слушателей. Дата начала учебы зависит от комплектования группы. Занятия ведут лучшие преподаватели ЧГПУ, в т.ч. с учеными степенями и званиями. 20500 рублей
Забайкальское краевое училище искусств (Чита) В училище совместно со специалистами ДМШ и ДШИ разработали и реализуют программу переподготовки «Преподаватель по классу общего фортепиано». Курс проводится в очном формате с использованием электронных ресурсов и имеет трудоемкость 272 академических часов, из них 96 часов педагогическая практика (стажировка). Занятия длятся 2 года (4 сессии) с нормой учебного времени по 12 часов в неделю. 12000–15000 рублей за одну сессию, 48000–60000 за весь курс
Новокузнецкий областной колледж искусств Организация предоставляет возможность педагогам учреждений дополнительного образования расширить спектр своей профессиональной деятельности и пройти курс переподготовки «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), в том числе получить квалификацию преподавателя фортепиано. Объем программы более 500 академических часов, проводится она в очно-заочной форме без отрыва от работы на протяжении 1 года 10 месяцев. 160400 рублей
Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского (Екатеринбург) На базе Центра дополнительного профессионального образования консерватории проводит курс переподготовки «Фортепиано» с присвоением квалификации концертмейстера и преподавателя. Программа рассчитана на 908 академических часов и проводится в очно-заочной форме (4 семестра). Ведущие преподаватели вуза учат слушателей работать с сольными исполнителями и фортепианным ансамблем, уделяя большое внимание развитию практических навыков и умений. 25000–35000 рублей за семестр (сессию)

Главный недостаток очного обучения, при всех его неоспоримых достоинствах, – его стоимость для слушателей. И речь идет не только о самой цене курса, которая весьма высока. Затраты на переезд, проживание в гостинице или общежитии, питание в столовых могут заметно превышать расходы на учебу. Поэтому на стационарные курсы записываются обычно жители крупных городов и пригородов или же очень настойчивые музыканты, стремящиеся добиться успеха.

Дистанционное обучение

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, и стать преподавателем фортепиано можно в удаленном формате. Для этого придется проявить все свои лучшие качества, среди которых усердие и терпение, быть готовым к большому объему самостоятельной работы, общению с преподавателями по Skype или в форуме. Среди учебных центров, предоставляющих такие услуги, можно отметить:

  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Ростов-на-Дону) проводит дистанционную переподготовку по программе «Преподаватель фортепиано». Учебный план рассчитан на 600 академических часов (6 месяцев обучения), поскольку, по мнению экспертов академии, качественно изложить все нужные дисциплины за более короткий срок невозможно. Теоретические вопросы прорабатываются на вебинарах или видеолекциях. Для рассмотрения практических аспектов исполнительской техники собирают небольшие учебные видеоролики от лучших пианистов страны и транслируют их в системе удаленного обучения. Стоимость курса – 14000 рублей.
  • Межрегиональная Академия дополнительного профессионального образования (Москва) обеспечивает кадрами детские музыкальные школы России, реализуя сертифицированный и соответствующий ФГОС курс профпереподготовки «Учитель фортепиано». Программа составлена с учетом опыта ведущих музыкальных учебных заведений столицы. Ее трудоемкость варьируется от 250 до 502 академических часов в зависимости от уровня начальной подготовки слушателя. Заявки принимают по электронной почте, обучение ведут в дистанционной форме через специализированный портал МАДПО. Промежуточный контроль знаний – путем самопроверки (интерактивное тестирование), а для получения диплома необходимо пройти итоговую аттестацию.
  • Образовательный центр «Учитель-педагог.ру» (Москва) ориентируется на дистанционную подготовку своих слушателей. Курс «Педагог по фортепиано» соответствует ФГОС и прошел проверку государственных органов. Учитывая собственный стартовый уровень подготовки, участники выбирают подходящий объем учебной программы (от 280 до 502 академических часов). Взаимодействие с преподавателями осуществляется в удаленном формате, все необходимые методические материалы размещены на учебном портале, куда слушатель получает доступ после подачи документов и внесения оплаты.
  • Единый центр дополнительного профессионального образования (Москва) – это опытные педагоги и проверенные временем программы, которые постоянно актуализируют. Курс профпереподготовки «Педагогика дополнительного образования. Преподаватель по классу фортепиано» рассчитан на 556 академических часов (14 недель при режиме занятий 8 часов в день). Чаще всего слушатели выбирают более удобную и доступную по цене дистанционную форму обучения, хотя, при желании, можно пройти курс и очно, если наберется группа. Лекции доступны в PDF-формате, их можно скачать на компьютер или изучать в онлайн-режиме.
  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Волгоград) имеет широкий выбор дистанционных курсов для сотрудников детских музыкальных школ и детских школ искусств. Так, программа «Преподаватель фортепиано» представлена в трех вариантах: 264-часовом (12860 рублей), 520-часовом (16000 рублей) и 1050-часовом (24000 рублей). При этом по окончании двух наиболее трудоемких курсов присваивают соответствующую квалификацию. Участники на протяжении всего обучения поддерживаются специалистами академии и могут получать необходимые консультации ежедневно.

Заработная плата преподавателя фортепиано в музыкальных школах и школах искусств зависит от места жительства, нагрузки и педагогического стажа сотрудника. В среднем по стране получается около 37 тысяч рублей, хотя в некоторых регионах (Удмуртия, Пермский край, Республика Саха, Бурятия) может быть и вдвое выше. Если воспитанники добиваются успеха, занимая призовые места на конкурсах, преподаватель получает надбавки и премии. Многие педагоги подрабатывают репетиторством, чтобы повысить уровень своего дохода.

Источник

Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Преподаватель фортепиано – профессия творческая и интересная, но идти работать учителем музыки нужно исключительно по призванию. Только тогда работа будет приносить удовлетворение и пользу окружающим. Прежде чем решиться обучаться этой профессии, нужно знать, какие профессиональные качества важны для педагога и какие должностные обязанности предстоит выполнять.

Особенности профессии

Преподаватель фортепиано должен не только в совершенстве владеть инструментом, иметь слух и чувство ритма, знать нотную грамоту, историю музыки, уметь подобрать на слух и сыграть любое произведение. Педагог, помимо игры на фортепиано, должен обучить детей всему, что умеет сам.

Особенности профессии заключаются в том, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Преподаватель с каждым учеником занимается отдельно несколько раз в неделю, он знает, на что способен тот или иной ребенок, какие у него возможности. Одному нужно уделить больше внимания и остановиться на сложных моментах, повторяя их из урока в урок. Другому, напротив, нужна усиленная программа. Он быстро все схватывает, хорошо готовится к урокам и готов к участию в конкурсах. В этом случае стоит сконцентрироваться на подготовке к таким мероприятиям. После знакомства и нескольких месяцев занятий с учеником видит, будет ли это образование просто для общего развития или ребенок серьезно планирует связать свою жизнь с музыкой.

Во втором случае, возможно, нужны дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться и более успешно сдать экзамены.

Важные качества

Работа с детьми требует от человека определенных качеств. Нужно быть довольно терпеливым прежде всего. Не все юные музыканты одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Но от преподавателя зависит очень многое. Он должен заинтересовать, вдохновить, не забывать хвалить ученика даже за маленькие успехи, чтобы у него был стимул. За первыми успехами придут более значительные. Характеристика преподавателя от этого получает высокую оценку от учеников и их родителей. О качестве преподавания красноречиво говорят достижения детей, высокие оценки, победы в конкурсах, участие в концертах и фестивалях.

Помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать и другими важными чертами, к которым относятся следующие:

  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • умение чувствовать настроение ребенка;
  • желание быть не просто наставником, а хорошим другом;
  • в сложных ситуациях оказать моральную поддержку.

Должностные обязанности

Преподавателя музыки на работу принимает директор музыкальной школы, и увольняет он же. Но для этого должны быть веские причины. Например, невыполнение своих должностных обязанностей. В процессе своей деятельности преподаватель музыки должен выполнять следующие функции:

  • обучать ребенка игре на инструменте;
  • воспитывать в нем любовь к искусству;
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • развивать творческие способности;
  • стимулировать стремление ребенка к достижению новых высот;
  • организовывать различные музыкальные мероприятия, которые способствует развитию творческих способностей и формированию вкуса учеников.

Но это далеко не все. Учитель вместе с другими коллегами принимает участие в разработке образовательных программ, стремится совершенствовать процесс обучения. Участвует во всех школьных, а также городских, краевых мероприятиях, причем не только готовит учеников, но и сам демонстрирует свои способности, являясь таким образом примером для подражания. Ученик должен видеть в своем педагоге идеал, к которому ему хотелось бы стремиться.

Кроме того, преподаватель проводит собрания, консультации для родителей, разъясняет все, что может вызывать вопросы у родителей, подсказывает, как контролировать учебный процесс и какую помощь оказывать дома. Преподаватель может по своему усмотрению проводить дополнительные занятия, если чувствует, что ребенок отстал по причине болезни или что-то ему дается с трудом. Также количество занятий может быть увеличено, если предстоит конкурс или другое ответственное мероприятие.

Если преподаватель музыки не работает в школе, он может заниматься с учениками на дому или в качестве репетитора по просьбе родителей. Работа на дому возможна и когда учитель работает официально в школе, но исключительно в свое свободное время, когда он не занят основными уроками и другими мероприятиями, в которых он должен участвовать по плану образовательного учреждения.

Обучение и зарплата

Чтобы стать учителем музыки, для начала необходимо поступить в музыкальную школу, хорошо учиться на протяжении всех лет. И не только успешно освоить свой инструмент, а также дополнительный. Кроме того, обязательно изучение таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. После успешной сдачи экзаменов и окончания музыкальной школы нужно поступить в музыкальный колледж, где предстоит совершенствовать свое мастерство, изучая все сопутствующие предметы. И кроме того, придется продолжить обучение и по общеобразовательной программе. После окончания уже можно идти работать в школу. Но на этом можно и не останавливаться, а поступить в высшее учебное заведение. Таких по всей стране очень много, все зависит от места проживания будущего педагога и возможности выехать в другой город с целью обучения. Это могут быть такие учебные заведения:

  • институты искусств;
  • институты культуры;
  • музыкальные академии;
  • консерватории.

Зарплата зависит от разных факторов: опыта работы, квалификации, региона проживания, вида школы, занятости педагога, дополнительной нагрузки. Когда преподаватель приходит в школу сразу после колледжа или вуза, много он получать не будет. Его зарплата может составлять 15–18 тысяч. Но со временем накапливается стаж, появляются дополнительные надбавки.

В среднем зарплата может составить 20–25 тысяч рублей.

Источник

Оцените статью