Как стать репетитором гитара

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Читайте также:  Примочки для гитары конструктор

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Как я зарабатывала около 20000 рублей в месяц, давая уроки игры на гитаре. Реальная история молодой жительницы Воронежа

Если вас уволили или вы сами решили уйти с опостылевшей работы, не нужно переживать и отчаиваться, ведь сейчас есть очень много способов заработать себе на жизнь даже не работая официально. Главное – найти себе дело по душе и не бояться экспериментов. Если что-то не понравилось, можно найти новое занятие, которое вас устроит больше. Сегодня в гостях у журнала Reconomica молодая жительница города Воронеж, Ольга Перелыгина, которая как раз находится в поиске своего дела. Ольга поделилась с нашими читателями своей историей о том, как она пробовала зарабатывать преподаванием игры на гитаре. Прочитав эту статью вы узнаете, как Ольга все организовала, сколько зарабатывала и почему бросила это занятие, хотя оно и приносило доход.

Как все началось

Здравствуйте! Меня зовут Перелыгина Ольга, мне 24 года, проживаю в Воронеже. В данной статье я хотела бы рассказать о том, как начинающему преподавателю игры на гитаре заработать на своих уроках, хотела бы также поделиться своим опытом и ценными советами.

А началось все с увольнения

Началось все с того, что в середине прошлого года я уволилась с работы, которую ненавидела всей душой. Мне настолько надоела эта деятельность, что было все равно, что со мной будет и на что жить. В голове была одна мысль «Что-нибудь придумаю!»

Мне очень не хотелось искать новую работу, ходить куда-то по утрам. Я поставила себе цель: придумать что-то такое, на чем можно заработать вне найма, причем столько, чтобы на жизнь хватало.

Что же я умею? Буду учить людей играть на гитаре!

Я села и начала думать. Составила список своих талантов, знаний, умений и навыков. Нужно было выбрать что-то такое, на чем можно заработать прямо сейчас, без подготовок, вложений, бизнес-планов и так далее.

Из составленного списка в глаза первым бросилось умение играть на гитаре. И тут меня осенило! А что? На гитаре я играю уже лет пять! Конечно, я не профессиональный гитарист, который отыгрывает сложные соло-партии без запинок, но минимальным основам игры, аккордам, техникам извлечения звука и теории музыки я вполне могу обучать людей!

Буду учить играть на гитаре!

Решение принято, отступать не буду!

«Но сейчас же очень много пособий, видеоуроков в Интернете, самоучителей. Никто не будет ходить на частные уроки!» – скажете вы. «Ничего подобного!» – отвечу я!

Нет, бесспорно, на просторах Интернета, очень много полезного материала, по которому самостоятельно вполне реально научиться играть. И я могу заявить об этом авторитетно, как человек, который сам учился играть по видеоурокам и самоучителю и достиг определенного, достаточно приличного уровня игры.

Однако спрос на работу частного преподавателя, как оказалось, колоссальный! Многим людям тяжело самостоятельно заставлять себя заниматься, делать упражнения, ежедневно садиться и играть по часу гаммы. А правильно ты это делаешь или нет, какие ошибки, какие можно получить индивидуальные советы именно по твоим достижениям – никто не подскажет. Додумывайся как хочешь.

Мне и самой, честно признаться, на заре моего освоения гитары, очень не хватало учителя и наставника, который сидит рядом и говорит о том, что я делаю так, что не так, дает подсказки, дает задания. Поэтому мое обучение проходило стихийно и бессистемно.

Как я работала

Основываясь на всех этих соображениях, я начала с того, что составила программу обучения. По пунктам: что изучаем первое, что второе, что третье и так далее. То есть, например, сначала учимся правильно держать гитару, потом правильно ставим руки и пальцы, далее учимся ее настраивать и запоминаем названия струн, а уже после этого приступаем к основам игры. Сначала учимся играть простые открытые аккорды, и только потом те, которые ставятся с баррэ. Сначала учим простейшие способы извлечения звука, потом изучаем сложные виды боя и перебора. И так далее.

Хотя нет, программу обучения я начала составлять только после того, как провела свой первый урок – после того, как поняла, что в ней есть необходимость. И это прекрасно. Если бы я сразу додумалась, что нужна программа обучения, я бы ее еще долго составляла, долго бы готовилась и никак не начала, боялась бы и чувствовала себя неподготовленной. Так что первые уроки я начала вести смело, без сомнений, и уже в процессе я начинала понимать, чего мне не хватает, что еще требуется для педагога. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Учеников еще нужно найти

Так вот, начала я все-таки не с составления программы, а с того, что написала везде, где только можно, на всех возможных сайтах, что я преподаю уроки гитары на дому:

  • «ВКонтакте» на своей странице, в группах объявлений, а в дальнейшем сделала и отдельную группу;
  • «Инстаграм»;
  • «Авито»;
  • «Камелот»;
  • «Из рук в руки»;
  • и еще несколько десятков сайтов объявлений, на просторах которых до сих пор где-то висят мои объявления, по которым мне все еще звонят, хотя я уже не занимаюсь этой деятельностью. Почему – расскажу дальше.

В объявлении я написала, что провожу уроки гитары для новичков, что через пару месяцев моих занятий любой человек сможет сыграть почти любую песню, ну, и, конечно, указала стоимость своих уроков – 300 рублей за час. Я промониторила рынок, посмотрела объявления других людей в своем городе и, кстати говоря, подобных объявлений не так уж и много, не более 20. Ценник я поставила чуть ниже среднего, поэтому звонки пошли хорошо.

Гитара – моя любовь!

В качестве рекламной площадки мне служили несколько источников, причем бесплатно:

  • различные Интернет-ресурсы, которые я уже перечислила;
  • сарафанное радио работало просто потрясающе (мои ученики друг другу рекламировали меня, приводили своих знакомых);
  • мои друзья меня советовали своим знакомым.

Потом я стала использовать еще один ресурс – бумажные объявления на столбах и досках объявлений во дворах и возле подъездов. Это оказалась очень плохая идея, сразу говорю – никому не рекомендую! Поясню:

  • во-первых, по этим объявлениям ко мне за все время пришел только один новый адекватный ученик. В большинстве случаев по объявлениям, которые висят на улицах, звонили странные люди, подозрительно общались, а иногда даже были не совсем трезвыми;
  • во-вторых, я потратила за пару недель более 1000 рублей на распечатку объявлений, клей и скотч, а также драгоценные часы времени на то, чтобы ходить с ними по городу.

Зато я на собственном опыте убеждалась в том, что мне нужно, а что нет. Я протестировала этот вариант рекламы и поняла, что он не очень действенный. Сначала я думала, что такой вариант рекламы привлечет новых учеников, что уличные объявления привлекут внимание, потому что в наше время это уже редкость. Но, как выяснилось, адекватные люди, которые ищут себе преподавателя по гитаре, будут искать его скорее на сайтах объявлений, чем на уличных столбах.

Мои расценки и доходы

В итоге, в первый месяц работы частным преподавателем я набрала себе 6 учеников, кто-то приходил раз в неделю, кто-то 2 раза в неделю. Кто-то занимался 1 час, кто-то 2 часа подряд. Первый урок я проводила бесплатно, далее за час работы я брала 300 рублей, если 2 часа подряд занимались – то 500 рублей вместо 600. За этот месяц я заработала в районе 15000 рублей.

Одна из моих учениц.

Во второй месяц прибавилось еще несколько учеников, я заработала чуть больше.

В третий месяц я подняла для новых учеников стоимость до 450 рублей (для старых оставила прежнюю цену). Помимо этого, стала давать выездные уроки, не у себя на дому. Они, соответственно, стоили дороже, в зависимости от удаленности цена была разной. В этот месяц заработала более 20000 рублей.

В четвертый месяц работы я провела несколько занятий и прекратила деятельность. Большинство моих учеников достигли достаточного для себя уровня за первые полтора-два месяца и посчитали, что им этого хватит. Новых я брать не стала.

Если не нравится – зачем продолжать?

Поначалу я загорелась этой деятельностью и этой идеей. Я сама по образованию педагог, и мне всегда очень нравилось давать людям знания, чему-то обучать, работать с людьми и много общаться с ними. Но, занявшись этим на постоянной основе, я просто устала. Сначала я получала кайф от своей работы. А потом начала ловить себя на мысли, что с нетерпением жду окончания каждого урока. Так мне работать не хотелось – я не такой человек. Мне либо все, либо ничего. Ненавижу посредственность! Но если я именно в этой сфере больше не могу выкладываться на 100%, то лучше ею больше не заниматься, а заняться чем-то другим. К тому же у меня появились уже другие интересы на тот момент.

Несколько полезных советов

Я получила хороший опыт работы на себя, сделала множество выводов. Хочу дать несколько советов начинающим преподавателям гитары (и не только гитары и музыки, ведь эти советы пойдут для любого педагога, который решил давать частные уроки своего предмета):

  1. Гоните прочь мысли о том, что у вас недостаточно профессионализма. Всегда будут люди, которым есть чему у вас научиться, а есть и те, кто большие профессионалы, чем вы. С теми, у кого мастерства меньше, чем у вас, нужно делиться знаниями. У тех, кто лучше вас разбирается в предмете, стоит брать уроки. Не нужно быть величайшим гитаристом, чтобы научить новичка играть по аккордам. А ведь кому-то только это и нужно. Потребности-то у всех разные. Не все хотят играть сложные соло-партии. Кто-то просто хочет выучить три аккорда, чтобы спеть под окном у любимой девушки. У меня и был такой случай. Пришла учиться девушка, которая хотела сделать оригинальный подарок мужу на День Рождения – сыграть песню на гитаре.
  2. Учитесь в процессе. Не надо долго к чему-то готовиться. Набросайте примерный план урока, уберитесь в доме, достаньте гитару – этого достаточно для того, чтобы провести первый урок, сделать выводы, получить опыт и знать, с чем работать дальше.
  3. При каждом новом звонке по объявлению спрашивайте, где именно увидели ваше объявление. Это позволит выявить наиболее популярные и эффективные рекламные площадки.
  4. Делайте скидки своим ученикам и всевозможные акции: первое занятие бесплатно, второй час со скидкой. Это и новых клиентов привлечет, и старых побудит приходить к вам дальше.
  5. Никогда не клейте объявления на столбах и уличных досках объявлений.

Источник

Оцените статью