Как стать виртуозом фортепиано

Как стать виртуозом фортепиано

Наверное каждый человек в детстве играл как каком-либо инструменте. Кто-то играл на гитаре, кто-то – виалончеле, баяне и так далее. А кому-то довелось получить навыки игры на фортепиано. Этот музыкальный инструмент является одним из сложных и имеет множество специальных техник.

На самом деле научиться играть на фортепиано не составляет особого труда, особенно если знать некоторые основные правила.
Для того, что в совершенстве овладеть техникой игры на фортепиано необходимо понимать что это за инструмент. Это прежде всего совершение определенных движений, которые формируют музыкальные звуки. Это требует взаимосвязи внутренних органов и конечностей, они играют на общее благо. Тренируя и упражняясь в применении определенных подходов, в том числе физических, увеличивается эмоциональный фон исполнения музыкальной композиции. При этом уделяется большое внимание позе , движениям, чувствовании музыки.

Чтобы преуспевать в дано направлении реализации себя, найти таким образом свое хобби, увлечение — необходимо иметь хорошую технику игры. Для этого можно наблюдать за профессионалами-музыкантами. Чтобы понять, что кто-то играет хорошо, имеет хорошую технику игры, необходимо наблюдать. При этом обращать внимание на исполнение им трудных элементов, таких как громкость музыки, наличие двойных терций, октав и так далее. При этом показателем мастерства является легкость исполнения, а не присутствие трудностей, больших физических вложений, напряженность, неловкость.

Любое исполнение музыкальных трюков станет легким, если постоянно тренироваться, совершенствоваться, наблюдать за мастерами, признанными композиторами и музыкантами и подражать им, привнося также и свои методы, видения. Так Вы сможете самостоятельно разработать свою неповторимую технику и сможете добиться больших впечатляющих результатов.

Источник

Педразвитие

Автор: Склямина Лидия Сергеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО «Детская Музыкальная Школа №6 им. С. Сайдашева»
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Основные принципы развития виртуозности пианиста»
Дата публикации: 21.06.2017
Раздел: дополнительное образование

Читайте также:  Ноты баян течет ручей

развития виртуозности пианиста»

Преподаватель: Склямина Лидия Сергеевна

г. Набережные Челны, 2017 г

Глава 1. Освоение автоматизации игровых приемов.

Глава 2. Психология развития виртуозности.

Век романтизма дал ослепительный взлет виртуозному искусству. Уже в

первом десятилетии XIX в музыкальных залах, где проводились открытые

платные концерты, появилась симптоматическая деталь интерьера-

«эстрада». Это новое возвышение, «ораторская кафедра» для музыканта

свидетельствовала о многом: власть захватывал виртуоз-концертант.

Прежде всего это был музыкант, для которого публичные концертные

выступления становились главной профессиональной работой. Концертно-

гастрольное дело с его типичными чертами буржуазного

предпринимательства создало огромные стимулы для исполнительской

деятельности. Занятия композицией уже оттеснялись на второй план. Но

традиция выступления с собственными сочинениями была так сильна, что

каждый европейский виртуоз почитал своим долгом. Сочинять собственный

репертуар, приноровленный для демонстрации лучших сторон своей

индивидуальности. Время «играющих сочинителей» сменялось временем

Дух эпох требовал иных эмоций, иных масштабов и форм общения со

слушателями, иного стиля исполнения.

Романтик-концертант свергал «иго» старых авторитетов-классиков,

утверждая импровизационную свободу исполнения.

Идеи романтизма несли культ личных чувств, углубленность в

интеллектуальный мир, преобладание острых, открытых, порой

неуравновешенных страстей, выраженных в блестящей виртуозной форме.

Бурная романтическая фантазия восторжествовала на концертной эстраде.

Начал грандиозный переворот в инструментальной технике Николо

Паганини. Он безгранично раздвинул представления о возможностях

музыкального инструмента и самого человека. Пафос сверхчеловеческой

виртуозности, порожденный смычком Паганини, захлестнул европейские

Это оказало большое влияние на все инструментальные школы XIX века, в

том числе и фортепианную. Увлечение развитием техники рук, виртуозного

мастерства еще стимулировано было и тем, что к этому моменту уже

законсервировалось в основном развитие самого инструмента. Появилось

множество пианистов, разрабатывающих новые методы развития техники

игры, «механики» пальцевых движений, способов туше и т. д., преследующих

единственную цель- добиться совершенного технического аппарата. Так

называемые салонные пианисты смотрели на исполнение произведений

лишь как на трамплин для демонстрации трелей, октав, головоломных

пассажей-всех атрибутов виртуозной техники, ничуть не заботясь о духе,

смысле, содержании воспроизводимой музыки. Фортепиано становилось

модной игрушкой в руках этих «музыкальных эквилибристов», поставивших

своим «искусством» под угрозу само понятие художественности,

эстетической ценности фортепианного исполнения.

А.Н. Серов считал: «Музыка – цель. Виртуозность только средство.» Далеко в

наше время разошлись эти две, казалось бы, неразлучные стороны одного и

того же дела, т.е. виртуозность и настоящее музыкальное исполнение.

Вывел пианизм из этого состояния тупика великий венгерский пианист и

композитор Ф. Лист. Он начал путь как феномен-виртуоз.

«Подобно Паганини он поражал слушателя своей гениальной, страстной,

демонической натурою, то носившей ураганом, то разливавшейся потоками

нежной красоты и грации» (Стасов)

Но, достигнув высшей ступени виртуозного мастерства, Лист не стал его

«священнослужителем». Он само это виртуозное мастерство принес в жертву

художественному содержанию музыки. Вслед за Бетховеном он сделал

фортепиано инструментом, «богатейшим по музыкальной мысли,

противопоставив виртуозность ложную виртуозность истинную.

Глава 1. Освоение автоматизации игровых приемов.

Итак, рассмотрим основные этапы в работе над виртуозными пьесами в

фортепианном классе. В первую очередь при изучении произведений

виртуозного характера нужно учитывать технические способности ученика,

достаточный уровень беглости. Уделить внимание и автоматизации игровых

движений. Ведь автоматизация-основной путь к беглости, главное ее

условие: без первой невозможна вторая. Из этого не следует, что беглость

приходит сама собой, как бесплатное приложение к многократным

проигрываниям данного места. Одной естественной автоматизации большей

частью недостаточно, чтобы довести быстроту исполнения до принятого

уровня, тем более до возможного максимума. Естественные процессы

нуждаются в активной помощи, дополнительном содействии со стороны

играющего, положившись же только на самотек, рискуешь остановиться на

полдороге, далеко не исчерпав всех резервов скорости, таящихся в нашем

теле и нервной системе.

Вначале, правда (после периода медленной работы) темп растет довольно

быстро и легко, почти что без усилий с нашей стороны, постепенно его

нарастание замедляется, и. наступает момент, когда дальнейшее увеличение

темпа никак не дается, кажется невозможным. Надо присмотреться, не в

приемах ли дело.

Одним из таких наиболее часто встречающихся помех является

недостаточная экономия движений: высокий подъем пальцев, толчки,

большие смещения руки при подкладывании первого пальца, поворотах,

сменах позиции, без нужды широкие дуги при переносах.

Движения пианиста должны быть целесообразны, целенаправленны.

Целеустремленные движения руки, ее частей (кисти, предплечья, плеча), их

взаимопомощь, взаимосвязь в разнохарактерной музыке, в различных

фактурных образованиях представляет собой приемы фортепианной игры.

Чем быстрее темп, тем, как правило, меньше, ближе, «ювелирнее» должны

быть движения. Прогресс техники выражается чаще всего не в прибавлении,

а в убавлении, в избавлении от «лишнего», при ходьбе взрослый совершает

куда меньше движений, чем ребенок, который, делая первые шаги «ходит»

руками и губами, и всем телом. Секрет быстроты-в скупости (но не

скованности, зажатости), минимальности движений.

Нагляднее всего это обнаруживается там, где скорость сочетается с тихой

В prestissimo leggiero движения пальцев становятся почти невидимыми, лишь

самые кончики их еле заметно трепещут, подобно крыльям мотылька.

Конечно, presto не всегда соединяется с leggiero, бывает, что быстрое место

требует в тоже время сильной звучности. Но и это не обязательно ведет к

сплошному «укрупнению» пальцевых движений.

Во многих подобных случаях целесообразнее начать исполнение пассажа не

нажимая клавиши до дна, а как бы «задевая « их по пути, по касательной,

постепенно, к середине пассажа, увеличивая нажим и лишь в самом конце

его сделать яркое, смелое крещендо на котором и въехать в заключительные

ноты. Во все это время рука должна быть повернута и наклонена в бок по

направлению движения, в сторону «адреса», вескость касания слишком

тяжелого первого пальца и увеличивает ее у наиболее слабых пальцев 4и5.

При этом в быстрых пассажах не во всех случаях может быть достигнут

окольным путем, за счет звукового фона. Встречается немало мест, где никак

не обойтись без пальцевого «гороха», а стало быть и большего взмаха

пальцев. Но, во-первых, быстрота при этом непременно уменьшается, она

может казаться предельной (благодаря мощи тона, звуков и метрической

ровности), но на самом деле никогда не будет такой, какая возможна при

игре leggiero. Ибо быстрота и сила качества противоположные, увеличение

одной обязательно сопровождается уменьшением другой. А, во-вторых,

принцип минимальности движений и тут сохраняет свое значение- в том

смысле, что для достижения максимальной скорости, какая возможна при

данной степени силы, движения не должны быть ни на йоту больше, чем

необходимо в этих условиях.

Часто случается, что вся проблема не в приемах, которые играются пассаж в

целом, а в каком-нибудь одном лишнем движении. Ученику никак нем

удается сдвинуть темп исполнения, поднять его выше некоторого

Присмотритесь, и вы заметите, что, собственно говоря, весь пассаж, или

большую его часть можно сыграть и быстрее, но есть две- три точки, где

ученик упорно застревает, и из- за них и приходится снижать темп всего

Неощутимый в умеренном темпе такой недостаток, вылезает, становясь иной

раз главным препятствием при попытке перейти к скоростям более высокого

«виртуозного» порядка, уберите это мельчайшее с виду препятствие,

найдите способ еще уменьшить, «скрасть» данное движение и весь пассаж

пойдет значительно быстрее. Вот почему во время работы важна всякая

«мелочь», нельзя оставлять ее без самого пристального внимания.

Нужно уделить внимание положению руки перед началом быстрого пассажа.

Некоторые ученики уже на старте широко растопыривают пальцы, как бы

стремясь заранее покрыть, охватить рукой возможно большую часть

территории предстоящего «пробега». Это только вызывает напряжение в

руке и уменьшает, а не увеличивает при прочих равных условиях- ловкость

Но ловкость достигается тогда, когда «примерка» движения происходит

только мысленно и пассаж извергается как ракета, из собранной, а не

Чем меньше и мягче рука на «старте», тем большую виртуозную «хватку»

показывает она в пробеге. Второй секрет связан с использованием в

«репетициях», трелях, тремоло, репетиционного механизма фортепиано,

позволяющего играть по-настоящему лишь часть нот, в отношении же

повторяющихся звуков ограничиваются легчайшим прикосновением к

задержанной в полуопущенном состоянии клавиши.

Искусный исполнитель будет энергично учить в техническом плане только

трудные места своего репертуара.

Работа над ними, изучение их и тренировка в плане «совершенствования

техники, доведение исполнения до высшей ступени законченности придадут

его мастерству оттенок превосходства к многосторонности, которую он бы не

достиг, занимаясь исключительно художественной стороной произведения.

ГЛАВА 2. Психология развития виртуозности.

Беглость –это еще не виртуозность. Можно виртуозность свести только к

быстроте, четкости и точности игры, однако это и отвага, смелость,

увлекательная ловкость «броска». Виртуозно сыгранное место- это не

аккуратная и равнодушная беготня по клавишам, а стремительный пассаж с

«адресом», запущенный в определенную цель.

Выработка такого рода качеств, воспитание виртуозного начала образуют

особую, почти всегда недооцениваемую, на деле же очень важную задачу в

процессе пианистической подготовки.

Своими основами виртуозность коренится в сознании, в психике исполнителя

и обусловлена ее художественной активностью, творческой смелостью,

уверенной решительностью, способностью к яркому выражению

Будучи тесно связана с эмоционально-смысловой целью, поставленной

перед исполнителем, подлинная виртуозность является прямым следствием

образно-звуковых представлений пианиста.

«Виртуозность, когда она не злоупотребляет своими функциями, является в

сущности драматизацией быстроты» — убеждал Гофман.

Корень «virtus» от латинского и означает «доблесть» (т.е. нечто органически

связанного со смелым, решительным, рискованным действием).

Мартинсен поясняет: «понятие «виртуозный блеск», как я его понимаю:

сочетание красоты звука, быстроты, безупречной ритмической ровности и

Всякая, чисто техническая работа на фортепиано приносит плоды лишь в том

случае, когда она преследует цель довести исполнение всех чисто

технических упражнений и этюдов до высшего виртуозного блеска, конечно,

в пределах уровня дарования учащегося.

Предварительно разученное и добросовестно отработанное упражнение

надо исполнять со «включенной», напряженно-внимательной

звукотворческой волей, в начале медленно, затем быстрее, при каждом

повторении увеличивая темп.

Целесообразен порядок: от расслабленного состояния через

увеличивающуюся ловкость, к состоянию напряжения. Психический закон

гласит: выполнение всякого сложного психофизического действия будет

нарушено, если вместо того, чтобы быть направленным на цель, внимание

устремляется на физическую сторону происходящего. Цель определяется

стремлением к ясности, исходящей от звукотворческой воли.

Вершина этого мастерства может быть достигнута учеником с помощью

подсознательных сил его психики, особенностей его человеческой личности,

его тяготения к искусству. И так как этот высокий уровень возрастает,

естественно, он всегда будет индивидуален. Рост мастерства проходит

индивидуально естественным путем, возникнет свобода от всякой

Каждый педагог знаком со знаменитым «порогом», границей скорости, через

которую некоторые учащиеся просто не в состоянии перешагнуть.

Совершенствование техники и доведение ее до высшего возможного

виртуозного блеска с помощью подсознательных сил сопровождается

огромной экономией рабочих сил и времени в занятиях.

Учителю следует ограничиться подборкой только самых полезных этюдов,

которые помогут учащимся справиться с определенными недостатками. Все

сэкономленное в результате правильных занятий над развитием техники

время, должно быть отдано работе над художественными произведениями.

Занятия должны быть корректными не только с внешней стороны им следует

быть корректными и в художественном смысле, а это означает соблюдение

точных метроритмических соотношений, в мельчайших деталях, пристальное

внимание к каждой лиге, самостоятельное ведение каждого отдельного

голоса с различной окраской главных и побочных голосов, и все это на общем

Нельзя сегодня не замечать того, что виртуозное исполнительство – это

вопрос не только репертуара, личности пианиста. Это, прежде всего,

готовность публики оценить преображения известного музыкального текста

под чуткими пальцами пианиста.

Атмосфера ожидания удивительных творческих событий на сцене сегодня

сменяется «статусностью присутствия», манипуляциями с цифровыми

гаджетами, которые позволяют мгновенно поделиться впечатлениями, а

зачастую и сразу фрагментами концертных записей пианистов в сети

Интернет. Форумы и обсуждения в сетевых социальных сервисах, материалы

прессы, рецензии и интервью в Интернет сегодня составляют особый

«массив» информации для научного изучения – в параграфе даётся обзор

наиболее характерных. Нашему веку присущи специфические черты, которые

вбирают в себя весь опыт исполнительского искусства с его огромным

объёмом взаимовлияний. В любом случае сегодня его характеризует почти

равноправное сосуществование традиций интерпретации и удовлетворение

вкусов публики, удивление ее обезоруживающей виртуозностью. Огромное

количество конкурсов, многотысячные залы – публика ожидает чего-то

удивительного и сверхъестественного. Музыкантам не остаётся ничего

другого, как пойти по пути сознательного усложнения узнаваемого

репертуара до уровня сверхвиртуозности. Альтернативы образно-

содержательной глубины текста и технического совершенства владения

инструментом характерны для всех периодов.

Динамика развития явления виртуозности в истории фортепианного

искусства демонстрирует на определённых рубежных этапах истории

потребность общества в демонстрации «виртуозных бравад» в творчестве

исполнителя. Она органично связана с ломкой идеологии в периоды

изменений в политической структуре европейских государств,

метаморфозами социально-психологических установок. Виртуоз

олицетворяет огромную потребность общества в личности принципиальных

новых форматов – блестящие и мощные, уверенные и искусные они

оказываются лидерами «новых технологий», позволяющих впоследствии

корифеям, используя их завоевания, выразить новый мир. Поэтому культ

пианиста- виртуоза исторически подвижен. Общество возносит его на щит,

когда в нём есть острая нужда, забывает в эпохи серьёзных достижений,

возрождает снова. И это убеждает, что культура фортепианного

исполнительства движется не по прямой, а концентрическими кругами,

возвращаясь к старому в совершенно новом облике.

Источник

Оцените статью