Как ставить микрофон для гитары

Как правильно размещать микрофон при записи акустической гитары

Оптимальное расположение микрофона по отношению к гитаре следует определять опытным путем. Зачастую не рекомендуется установка микрофона напротив резонаторного отверстия и ближе чем на 10-15 см от деки. Направление микрофона на резонаторное отверстие делает запись слишком гулкой и лишает ее высокочастотных элементов.

Однако в звукозаписи, как и в творчестве, отсутствуют какие-либо законы. Только экспериментирование позволяет найти такое взаимное расположение микрофона и гитары, при котором звучание будет оптимальным в конкретной аранжировке. Поэтому не бойтесь пробовать и ошибаться, как говорится.

В случае микрофонной записи следует уделить внимание таким вещам, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к данной теме.

Дело в том, что микрофонная мембрана характеризуется весьма высоким уровнем чувствительности. Особенно это касается конденсаторных микрофонов. Поэтому запись гитары может сопровождаться разнообразными паразитными шумами и призвуками, которые обычно отчетливо слышны в наушниках.

Такие шумы могут быть следствием легкого постукивания ногой гитариста в такт музыке, шуршания его правой руки во время ее скольжения по корпусу гитары, постукивания пуговиц одежды по нижней деке и даже бряканья браслета часов.

Читайте также:  Бокс ля минор для гитары

Следует очень внимательно относиться к «пустякам» подобного типа, чтобы предотвратить их негативное воздействие на техническую чистоту полученной записи.

Довольно часто в профессиональных студиях гитару записывают с помощью не одного, а двух микрофонов. Это делается для представления гитары на записи в стереофоническом или псевдостереофоническом варианте. При таком раскладе микрофоны отвечают за снятие разных участков звучащего инструмента, вследствие чего у сигналов наблюдается немного разный тембр.

Случается, что посредством использования второго микрофона, который расположен на расстоянии вплоть до двух метров от гитары, в записи передают ощущение «пространства». На этапе сведения значительно уменьшают уровень громкости сигнала с дополнительного микрофона.

В домашних же условиях запись с помощью двух микрофонов применяется нечасто, что обусловлено плохими акустическими характеристиками жилой комнаты.

Сигнал с микрофона (или нескольких микрофонов) перед тем, как он поступит на записывающее устройство, рекомендуется пропустить через компрессор. Акустической гитаре свойственна острая атака, и исходный сигнал может стать причиной перегрузки аналого-цифрового преобразователя платы.

Источник

Правильная запись электрогитары микрофоном

Сначала зачастую трудно понять, как ставить микрофоны относительно комбика. Конечно, вы можете сделать запись гитары «в линию» посредством подключения ее прямо во вход аудиоинтерфейса компьютера.

Но, записывая гитару микрофоном, вы получите результат, полностью окупающий все потраченные усилия, поскольку запись в итоге приобретает действительно живое звучание, даже учитывая возможности очень хороших программ для обработки гитары наподобие Guitar Rig от Native Instruments или других аналогичных продуктов.

Теперь я исхожу из того, что аппаратура, которой оснащена ваша домашняя студия, готова к работе, нет никаких проблем в работе программного обеспечения и аудиоинтерфейса, а жесткий диск имеет достаточно свободного места для хранения ваших творческих идей, принявших форму голоса, разнообразных эффектов и электрогитары.

Приступаем к делу. Вы подключили динамический микрофон (к примеру, Shure SM57) к аудиоинтерфейсу. Уже на этой стадии могут возникнуть первые вопросы…

«Как правильно поставить микрофон относительно комбика, чтобы получить качественное звучание?»

Записывая гитару в студии через микрофон, спросите себя, где вы стоите при записи вокала. Этот же принцип уместен и при записи гитары.

Для получения наиболее мощного звука микрофон следует помещать вблизи динамика. Чем дальше микрофон от диффузора, тем более тонкий и воздушный звук получается в итоге. Однако…

Близкое расположение микрофона чревато появлением низких частот, которых, в конце концов, может стать чересчур много. Поворот микрофона ближе к середине динамика позволяет получить более яркое звучание. Расположив микрофон ближе к краю, наоборот добьетесь более мягкого звука.

Кроме того, вы можете спросить: «Какой из четырех комбиков целесообразней использовать для записи гитары через микрофон?»

Здесь все очень просто. Пользуйтесь тем комбиком, у которого самое лучшее звучание, по вашему мнению. Сыграйте пару аккордов, выводя при этом звук по очереди на каждый из динамиков.

Во время записи следите за тем, чтобы поблизости не наблюдалось никаких помех и нежелательных шумов наподобие мобильного телефона или соседской газонокосилки.

«Важно ли, куда именно я поставлю комбик с микрофонами?»

Как ни прискорбно это говорить, но важно. Иначе те же The Rolling Stones могли бы записывать свои новые альбомы в ванной комнате (кстати, одном из самых неподходящих для этого мест), а не в студии звукозаписи.

Полагаю, вы организовали свою небольшую домашнюю студию в обычной жилой комнате с мебелью, однако не стоит отчаиваться. Действительно, мебель и пол, покрытый ковром, негативно сказываются на звуке, а шумы комнаты при этом сходят на нет.

Источник

Звукозапись

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Барри Рудольф
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Андрей Гончаров
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: musician.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 25 августа 2003 г.

В чем залог успеха записи электрогитары? Ответ очевиден: в хорошем исполнении, правильном усилителе и правильном инструменте. Звукорежиссеру нужен прежде всего крепкий исходник, и надо быть наивным человеком, ожидая чуда в результате неправильно выбранных усилителя и гитары или неудачного исполнения. Чтобы перенести звук на пленку или диск, необходимо иметь достаточный багаж знаний, а также умение разбираться в микрофонах и технике вызвучивания усилителя. «Идеальным звуком гитары» считается тот, что максимально «близко к тексту» передает звучание инструмента, подчеркивая особенности композиции, жанра. Сегодня практикуется множество способов записи «в линию», но в настоящем материале речь пойдет о проверенной временем записи с комбоусилителя с помощью микрофонов.

Выбор и позиционирование (расположение) микрофонов — один из главных моментов в процессе записи гитарного звука. Неправильный микрофон или даже правильный микрофон в неправильном месте могут испортить даже самый лучший комбоусилитель в мире. И наоборот, меняя расположение микрофона, можно подчеркнуть лучшие качества аппарата. Каких-то четких правил не существуют. Главное: слушайте и выбирайте оптимальный вариант. Но все же немного рекомендаций для начала не повредит.

ВЫБОР МИКРОФОНА

Он, как и масса других факторов, является важной составляющей в процессе записи гитары. Существует множество типов микрофонов, равно и их комбинаций в зависимости от комбоусилителей и гитар. Давайте рассмотрим наиболее любимые звукооператорами микрофоны.

ПРОВЕРЕННЫЙ SM57

Кардиодный динамический микрофон Shure SM57 чаще всего применяются для записи гитары. Как гласит легенда, использовать данную модель начали после того, как во время больших студийных сессий обнаружился дефицит в относительно недорогих микрофонах. В качестве эксперимента решили попробовать «резервные» «шуры». Каково же было удивление, когда они с блеском справились с поставленной перед ней задачей: частотный резонанс, в оригинале предназначенный под голос, идеально подошел для среднечастотного диапазона гитары. А кроме того, в SM57 обнаружился эффект компрессии на большом уровне громкости. Это существенно упростило работу звукоинженера.

Как правило, SM57 ставится близко к решетке усилителя. Эффект приближения (когда микрофон находится рядом с источников звука) дает урезание низких частот. Таким образом при использовании SM57 на записи гитары не требуется дополнительной эквализации или компрессии.

SENNHEISER MD421U

Популярен также Sennheiser MD421U. Его частотный диапазон гораздо шире, чем у SM57 — больше высоких и низких. Пятипозиционный переключатель устройства позволяет регулировать частотный резонанс. 421 передает звук ярче, с меньшим эффектом компрессии, чем SM57. Также эти микрофоны более направлены, чем Shure, что немаловажно при записи каждого динамика по отдельности в кабинете, типа multi-speaker.

КОНДЕНСАТОРНЫЕ МИКРОФОНЫ

При записи гитары обычно используются динамические микрофоны, но и конденсаторные зарекомендовали себя с хорошей стороны. Единственный их минус — черезчур светлая передача саунда. Обычно я ставлю конденсаторные микрофоны подальше от динамиков, чтобы запечатлеть звучание кабинета.

Рисунок 1 показывает, как конденсаторным микрофоном Shure KSM44 вызвучен «маршалловский» кабинет 4×10 (1960, vintage). Установлен на расстоянии около 20″ (на фото можно увидеть три дополнительных кабинета, которые я установил для комплекта). По сравнению с SM57 звук на записи гораздо ярче.


Рис.1: Вызвучка кабинета

Кроме того, конденсаторные микрофоны гораздо чувствительнее динамических к низким частотам. Хорошо это или плохо? «Кач» работает в хэви-металлических треках, но совсем не уместен в поп-песнях. Кондесаторные микрофоны имеют также склонность к перегрузу, когда микрофон находится рядом с комбоусилителем, выведенном на экстремальные значения. Иногда и ветрозащита может создавать посторонние вибрации.

Из семейства конденсаторных лучше всего зарекомендовали себя Neumann U-87 и U-47FET, Shure KSM44 и Audio-Technica AT-4041.

Еще одна интересная возможность конденсаторных микрофонов — переключение направленности (ненаправленный и «восьмерка»). Ненаправленные микрофоны от кардиодных отличает отсутствие «эффекта приближения»: сигнал поступает в капсулу отовсюду, снимая звук не только самого усилителя, но и акустику помещения. И наоборот, кардиодные микрофоны воспринимают только то, что поступает от источника сигнала. Таким образом, ненаправленные микрофоны — хороший выбор при записи амбиентного гитарного звука.

В свою очередь, «восьмерка», «понимающая» сигнал, который поступает спереди и сзади капсулы, также неплохо зарекомендовала себя на записи пространственного звука.

ЛЕНТОЧНЫЙ МИКРОФОН ROYER R-121

Раз уж заговорили о «восьмерке», то ленточные микрофоны являются моими фаворитами для записи гитары. У меня есть пара Royer R-121, при помощи которых можно добиться очень хороших результатов. Большие, громоздкие ленточные микрофоны использовались долгие годы в звукозаписи (единственный их минус — хрупкая конструкция). Более прочные и небольшие Royers не боятся экстремальных громкостей.

Как и все другие «восьмерки», Royer снимает звук в двух обратно противоположных направлениях (еще их называют «бинаправлеными). Вы можете существенно расширить звуковое пространство комнаты. «По науке» это звучит следующим образом: звук, который принимает мембрана, находится на 180 градусов в противофазе сигналу, который приходится на тыльную сторону капсулы.

Сравнивая Royer и классический SM57, один звукооператор заметил: «Когда я поставил снова 57, то удивился: половины гитарного саунда как не бывало!». Если вы — сторонник массивного, плотного и теплого саунда, Royer — как раз для вас.

РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНОВ

Расположение микрофонов — это целое искусство, и у каждого звукорежиссера есть свои секреты. Каких-то специальных рецептов не существует — есть ряд проверенных на практике приемов. А главное — слушайте, слушайте и еще раз слушайте! Повторюсь: идеальным расположением микрофона можно считать то, максимально подходит к типу усилителя, гитары, уровню громкости, акустическим характеристикам комнаты и, конечно, смысловой нагрузке, которую несет на себе гитарный трек.

ПРЯМО В ДИНАМИК

На рисунке 2 показано, как установлен SM57 для записи очень редкой модели усилителя Gibson выпуска 60-х. Микрофон направлен точно в центр диффузора динамика (для тех, кто не знаком с конструкцией данного усилителя: динамик расположен как раз по центру кабинета).


Рис.2: Прямо в динамик

Данное расположение максимально подчеркивает высокие частоты. Подвигая микрофон ближе, мы получим увеличение выходного сигнала с динамика и присутствие низких частот (помните эффект приближения?). Плюс сводится на нет акустика кабинета в общей звуковой картинке. Сторонников данного метода масса. Они в один голос утверждают, что нет ничего лучше, чем установка микрофона как раз по центру диффузора. Для некоторых типов динамиков это правило справедливо. Единственное, что можно порекомендовать: проверьте и убедитесь сами.

Если вам надо меньше высоких частот и больше теплоты, отодвиньте микрофон к краю динамика параллельно полу. Небольшое изменение положения незамедлительно даст о себе знать. Всего лишь пара дюймов — а разница колоссальная!

Рисунок 3. Здесь вы можете увидеть SM57, который немного наклонен при озвучивании Fender brown-face Deluxe. Обычно это положение позволяет добиться более мягкого, теплого звучания по сравнению с положением «прямо в динамик». Попробуйте и ту, и другую сторону динамика. Если микрофон немного смотрит в пол, звучит хорошо, не сомневайтесь — записывайте! Фокус вот в чем: пол (в особенности, если он деревянный) может впитывать, как губка, низкие частоты.


Рис.3: Микрофон под наклоном

Если покрытие пола сильно влияет на акустическую картинку, попробуйте немного наклонить усилитель назад. У некоторых моделей Fender для этих целей имеются специальные ножки, а усилители VOX (в частности, такие модели как AC30 и Super Beatle) продаются в комплекте со специальными подставками, которые полностью изолируют усилитель от пола. Если этих простых радостей нет под рукой, в студии я ставлю усилители просто на складной стул.

На рисунке 4 вы увидите как MD421U установлен перед Fender Tweed Deluxe. Я наклонил усилитель назад таким образом, что дно устройства имеет минимальную площадь соприкосновения с полом. Стоит также отметить, что у всех этих усилителей нет задней крышки.


Рис.4: Усилитель под наклоном

СПЕРЕДИ И СЗАДИ

Рисунок 5 иллюстрирует то, как усилитель без задней крышки Matchless DC30 озвучен двумя микрофонами — SM57 (спереди) и KSM44 (сзади). Эта конфигурация дает очень необычный звук. Оба микрофона можно свести в моно-трек или развести при сведении в разные каналы. Поставьте передний микрофон как можно ближе к динамику, отодвинув дальше задний. Получите очень короткий дилей. Рекомендую также попробовать подключение микрофонов в противофазу. Конечный выбор зависит только от ваших предпочтений.


Рис.5: Спереди и сзади

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МИКРОФОНОВ

Использование нескольких микрофонов на записи может дать замечательные результаты. Но данная техника требует большей квалификации и внимания. Она позволяет определить, какой из динамиков в кабинете (скажем, формата 4Х10) звучит лучше. А кроме того, каждый можно будет записать на отдельную дорожку. Особое внимание стоит уделить фазе, поскольку некоторые производители нарочно комплектуют кабинеты динамиками в фазе и противофазе.

Некоторые специалисты предпочитают использовать для записи одного динамика конденсаторный микрофон, а динамический и ленточный — для другого. Мой фирменный рецепт: найдите динамик, который звучит лучше всего и озвучьте его двумя микрофонами. И даже в этом случае можно услышать небольшую «сфазировку».

Наиболее популярная комбинация — пара SM57 и U-87 или ламповый U-67 на кабинет, установленный на расстоянии 4-5 футов.

ПОСЕРЕДИНЕ

На рисунке 6 вы увидите, как я использую Royer R-121, установленный на равном расстоянии между кабинетами Marshall (4×10, straight) и 4×10 reissue (наклонный). Оба заведены в один усилитель. Трюк не будет работать, если кабели кабинетов не установить в противофазу. Таким образом оба кабинета как бы раскачивают друга. Теплый звук плюс ленточный микрофон — нет ничего лучшего для чистого звука!


Рис.6: Озвучивание микрофоном посередине

ПОИСК НУЖНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МИКРОФОНА «ПО НАУКЕ»

Рисунок 7. Здесь можно увидеть, как я ищу оптимальное расположение микрофона «по науке» для озвучивания усилителя Beatles AC30 VOX. Для этого специально используются хитрые тестовые приборы.

Фишка в следующем: звуковые волны, исходя из гитарного усилителя, распространяются в самых разных направлениях, как от камня, брошенного в водоем. Как и на воде, звуковые волны, находясь во взаимодействии, производят резонанс во всех направлениях и новые звуковые волны появляются в том месте, где соединяется звуковая энергия. Таким образом, это место и будет идеальным местом для расположения микрофона с научной точки зрения.


Рис.7: Научный подход

Для того, чтобы найти это место, необходимо измерить уровень выходного сигнала микрофона, меняя его положения перед усилителем.

Процедура не займет много времени. Первым делом, настройте гетеродин (генератор частоты) на 700 Герц. Заведите сигнал на вход гитарного усилителя, а выходной сигнал микрофона — в вольтметр. Не забудьте про беруши! Давайте сделаем науку максимально безболезненной!

Теперь перемещайте микрофон около передней стороны усилителя. В процессе обнаружатся много пиков и провалов. Желательно не загораживать собой динамик, ибо это может внести существенные погрешности в процесс измерения. По логике вещей уровень больше, если микрофон подносить ближе к динамику. Но нам надо выбрать определенное расстояние, на котором будем менять расположение относительно динамика влево и вправо. В том месте, где обнаружиться пик, и стоит устанавливать микрофон. Но не стоит слепо доверять приборам. Может быть, звук, который вы получите на записи, вас не устроит.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Существует также еще несколько способов записи гитары, которые заключаются в комбинации микрофонов и разных типов усилителей. Но это, скорее, дело эксперимента и наличия студийного времени.

ОЗВУЧИВАНИЕ КОМНАТЫ

Когда вы записываетесь в комнате с отличными акустическими характеристиками, вам просто необходимо установить пространственные микрофоны, при помощи которых звук гитары станет гораздо богаче. Перед вами открывается самое обширное поле для эксперимента. Пробуйте разные расстояния, типы микрофонов, эквалайзеров, компрессии и дилея. Все в ваших руках и ушах!

АКУСТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Рисунок 8 показывает, как конденсаторным микрофоном Sennheiser Е865 снимается «священный Грааль» электрогитар 1959 Les Paul Sunburst. При таком способе записи усилитель придется перенести в другую комнату. Звук усилителя и комбо я записывал на раздельные треки, получив очень интересный звук.


Рис.8: Акустическая запись электрогитары

Источник

Оцените статью