Как ставиться аккорд баррэ

Как играть баррэ на гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара — непростой музыкальный инструмент в плане овладения техникой игры. Одним из испытаний для большого числа начинающих является технический приём прижатия струн под названием «баррэ». Этот вопрос очень актуален: есть даже примеры, когда известные музыканты в своих выступлениях избегали пользоваться этим приёмом при взятии отдельных аккордов (например, легенда «открытого гитарного строя» Джони Митчелл). К сожалению, многие бросают занятия, не освоив какой-нибудь очередной аккорд с баррэ.

Что это такое?

Баррэ на гитаре и других струнных музыкальных инструментах — это приём одновременного прижатия одним пальцем левой руки всех или части струн на ладу с целью получения аккорда. Для этого используется в основном указательный палец. Нередко (особенно на электрической и полуакустической гитарах) при исполнении пауэр-аккордов в одновременном прижатии двух струн на одном ладу используется безымянный палец.

На 6-струнной гитаре в стандартном строе один указательный палец, зажимающий все струны, не образует этим какой-либо обычный аккорд (мажорное или минорное трезвучие) ни на одном ладу. Для построения таких аккордов используются, кроме указательного пальца, разные схемы прижатия струн остальными пальцами левой руки на соседних с баррэ ладах.

Все дополнительные к баррэ схемы построения пальцев на струнах для получения созвучий берут своё начало от так называемых открытых аккордов.

Открытые аккорды — это типовые трезвучия и септаккорды в I позиции, которые играются без баррэ с использованием звуков открытых струн: C, D, Dm, D7, E, Em, E7, A, Am, A7. Именно с них и начинают изучать первые аккорды новички.

Если взять, например, минорные трезвучия Am, Dm и мажорный аккорд E в открытой позиции, то их условные схемы расположения мест прижатия струн выглядят следующим образом.

Теперь нужно представить, что верхний порожек гитары можно передвигать. «Переставив» порожек на 1 лад вперёд по грифу и использовав всё те же схемы двух минорных аккордов и одного мажорного созвучия (в нашем примере это Am, Dm и E), получают совсем другие гармонические построения:

  • ля минорный аккорд (Am) переходит в си-бемоль минор (Bbm);
  • ми мажорный аккорд (E) становится фа мажорным трезвучием (F);
  • ре минорное трезвучие (Dm) сменяется ми-бемоль минором (Ebm).

Вместо верхнего порожка, не «сдвигая» его в своём воображении, можно в реальности разместить на I ладу грифа каподастр. Иногда этот очень полезный гитарный аксессуар так и называют — «передвижной порожек». Его можно разместить на любом ладу, если есть в том необходимость.

Однако имеется и другой — более простой — вариант смены аккордов в приведённом примере — применение приёма баррэ указательным пальцем левой руки на I ладу.

Можно сказать и так: приём баррэ заменяет собой функцию верхнего порожка, «смещая» его расположение в нужное место для получения всё тех же типовых аккордов, но в другой тональности.

Точно так же можно представить и сам верхний порожек в качестве указательного пальца левой руки в каком-либо открытом аккорде (например, ля миноре).

Повышение или понижение звучания аккордов также меняется по полутонам, как и отдельных звуков: один лад по грифу в сторону корпуса гитары изменяет в аккорде повышение всех его звуков на полутон. Например, открытый аккорд Em при смещении на один лад вверх по грифу (в сторону корпуса) становится Fm, на два лада — F#m (или энгармоничным трезвучием Gbm) и так далее. При движении баррэ последовательно по ладам в сторону головки грифа ноты в созвучиях меняются на понижение высоты на те же полутона.

К овладению приёмом баррэ приступают ещё на начальных стадиях обучения игре аккордами, так как эта техника является основополагающей для гитариста любого направления. Полноценная игра на гитаре без освоения баррэ практически невозможна — большинство аккордов берутся именно с его помощью.

Не для каждого аккорда или созвучия при баррэ требуется зажимать все струны на гитаре. Этот приём бывает двух видов — большим и малым.

Большое

Если указательный палец производит одновременный зажим пяти или шести струн на ладу, то в таком случае говорят о большом баррэ. В некоторых источниках большим называют именно прижатие всех шести струн. Но такое утверждение не является истиной, что подтверждается представительными «Школами игры на шестиструнной гитаре», например, Э. Пухоля, П. Агафошина и других знаменитых гитаристов, оставивших свои учебные наследия для потомков. В учебном пособии Э. Пухоля понятно рассказывается о баррэ и его разновидностях.

Баррэ в нотах обозначается квадратными вертикальными скобками (либо просто чертой), охватывающими ноты аккорда сбоку, с обязательным указанием номера лада, где оно применяется (например, большое баррэ — BII, малое — 1/2BII). В некоторой нотной литературе может быть другая буква в обозначении этого приёма: CIII (1/2 CIII).

Малое

Когда музыкант прижимает указательным пальцем от двух до четырёх струн (кроме 5-й и 6-й), то такое баррэ называется «малым». Надо отметить, что малое баррэ можно взять любым другим пальцем левой руки, а до трёх струн — даже мизинцем. Но это, скорее, исключение, чем правило, так как случается такое очень редко.

Баррэ — довольно трудный приём не только в плане технического выполнения, но и в чисто физическом смысле для руки в целом, а для кисти в особенности. Если новичок выполняет какое-то упражнение, например, играет перебором аккорд с баррэ, то рука может практически через минуту просто онеметь вплоть до плеча. Но такое явление возникает от неправильной постановки не только пальца и кисти в целом, но и мышления неопытного гитариста. Дело в том, что не следует думать, что весь фокус заключается в силе прижатия струн. Сила мышц, конечно, присутствует, но не в такой степени, как думает начинающий музыкант. В связи с этим необходимо подробней рассмотреть вопрос о том, как всё-таки правильно выполнять приём баррэ.

Как правильно делать?

Сначала нужно понять, как правильно ставить указательный палец на лад гитары при баррэ. Палец нужно поставить ближе к металлическому порожку, к которому он и прижмёт струны. При этом сам палец либо строго параллелен порожкам, либо чуть отклоняется своей последней фалангой в сторону остальных пальцев, но в пределах лада.

Ещё важный момент: указательный палец не должен быть согнут в своих суставах, как при обычной игре, а полностью выпрямиться и лечь на лад в таком положении внутренней стороной так, чтобы струны прижимались мышцами этих суставов.

Ни одна из 6 струн не должна попасть в межсуставной изгиб пальца, иначе звука из такой струны извлечь не удастся.

Большой палец при этом полностью прилегает к обратной стороне грифа поперёк него, давая возможность всем остальным пальцам удобно прижимать нужные струны рядом с указательным, выполняющим баррэ. Располагается он примерно посередине между указательным и средним пальцами.

Упражнения для отработки техники

Для начинающих имеется хорошая рекомендация от профессионалов: научиться брать аккорды с баррэ лучше всего на упражнениях, в которых требуется зажать не более половины струн (первые 3 тонкие струны).

Пример 1

Играть смешанное арпеджио (перебор) в такой гармонической последовательности: Dm—(Gm/D)—A7—Dm. Трезвучие, обозначенное как Gm/D, берётся тем самым малым баррэ: указательный палец прижимает три струны на III ладу. Другие пальцы в построении аккорда не участвуют — только указательный. Ниже представлены схемы аккордов в нужной последовательности. Два оставшихся аккорда в представленной гармонии — открытые, играются без баррэ.

Обозначения пальцев левой руки на схемах аккордов:

  • 1 — указательный палец;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

Схема аппликатуры правой руки в переборе следующая: P-i-m-a-m-i:

Обозначение пальцев соответствует международному стандарту:

  • P — большой палец правой руки, играющий на 4-й, 5-й, 6-й струнах;
  • i — указательный, извлекающий звуки из 3-й струны;
  • m — средний, играющий на 2-й струне;
  • a — безымянный, избирающий 1-ю струну.

Басы в аккордах будут такие:

  • ре минор (Dm) — 4-я струна;
  • соль минор (Gm/D) — 4-я струна;
  • мажорный септаккорд ля (A7) — 5-я струна.

Все басы извлекает большой палец (P) правой руки.

Обозначение соль минорного аккорда в виде Gm/D означает, что басом аккорда является нота «ре» (D), то есть открытая 4-я струна.

Пример 2

Можно усложнить предыдущее упражнение, играя тонический бас — ноту «соль» — в аккорде Gm. Для этого придётся, кроме удержания малого баррэ на III ладу, прижать ещё 4-ю струну на V ладу безымянным пальцем левой руки. Но для удобства можно взять баррэ не на трёх, а на всех четырёх струнах, участвующих в арпеджио. В этом случае безымянный палец без труда зажмёт четвёртую струну через лад от баррэ.

Пример 3

Нужно сыграть следующую гармонию самыми разными видами арпеджио и даже известным ученику боем: Am-Dm-E7-Am. Все аккорды берутся в V позиции, то есть в пределах V-VIII ладов (в данном случае V-VII).

Иллюстрация схем аккордов:

Аккорды Am и Dm берутся с баррэ, септаккорд E7 является открытым — часть струн зажимается в V позиции, а две струны — первая и вторая — свободные.

Тонический бас:

  • для Am находится на 4-й либо 5-й струнах;
  • для Dm – на 4-й струне;
  • для E7 – на 5-й либо 6-й.

Играя последовательность перебором, можно варьировать между вариантами баса в Am и E7. В аккорде Dm для разнообразия неплохо будет звучать бас от 5-й открытой струны.

К отработке большого баррэ следует приступать без фанатизма. Полные аккорды с большим баррэ не дадутся легко даже после наработки опыта с малым его вариантом.

На каждое упражнение — не более 15 минут времени с дальнейшим отдыхом левой руки до полного восстановления.

Упражнение 1

Работа с прижатием всех струн только указательным пальцем. Начать с V лада. Играть — смешанный перебор на струнах №№ 6, 3, 2, 1 пальцами правой руки P, i, m, a соответственно. Сыграв 2 раза схему перебора, нужно сместить палец с V лада на IV, затем на III, II и I. Следить, чтобы все звуки были отчётливо слышны и по долготе сливались в единый аккорд. Если что-то со звуком не так, нужно сразу исправлять ошибки: чуть изменить расположение пальца по вертикали или горизонтали, увеличить силу прижатия струн. Следует попытаться найти причину отсутствия звука или его качества, а потом устранить её.

Отработку баррэ лучше выполнять с помощью арпеджио, а не боя. Во время удара по струнам трудно определить, все ли звуки получаются в аккорде либо какие-то струны не звучат. При арпеджио, когда каждая струна извлекается последовательно, невозможно упустить погрешности приёма.

Упражнение 2

Ниже дано изображение начала второго упражнения в виде табулатуры. Это пример является усложнённой версией «Упражнения 1», в котором контролировались лишь 4 звука из шести. Здесь же большой палец правой руки играет не только на 6-й струне, но и проигрывает все басовые струны — от 6-й до 4-й, а только потом смещается на соседний лад. Кроме того, к баррэ добавлен для развития 2-й палец (средний) левой руки, прижимающий третью струну на VI ладу.

Упражнение 3

Теперь на V ладу можно строить разные аккорды с использованием большого баррэ (Am, A, A7, Dm, D7, F), «прогоняя» каждый из них вниз и вверх по грифу, смещая по ладам сначала с проигрыванием любого перебора, а затем, когда звуки будут получаться везде, боем «сверху вниз» на счёт «раз, два, три, четыре» на каждом ладу.

Схемы баррэ к упражнениям:

Схемы указанных аккордов для упражнения №2 (кроме уже встречающихся ранее):

Источник

Как брать баррэ на гитаре

Баррэ на гитаре – приём, когда в позиции (на определённом ладу) пальцем прижимаются все струны или 3-4 струны, чтобы взять аккорд.

Различают два вида баррэ:

  • Большое баррэ – когда прижимаются в позиции (на ладу) все шесть струн или пять струн.
  • Малое баррэ – когда прижимаются несколько струн в позиции (обычно 3-4 струны).

Слева направо: на 1-ом и 2-ом фото – большое баррэ (F и Bm); на 3-ем фото – малое баррэ (С).

Далее в статье – как брать баррэ на гитаре. Первые шаги для начинающих по освоению приёма: как поставить пальцы, как зажимать струны в позиции, как быстро научиться переставлять аккорды баре.

Рассматриваются упражнения для новичков и распространённые аппликатуры минорных и мажорных аккордов с большим баррэ.

Обозначение баррэ в аккордовых сетках

Баррэ в сетке обозначается сплошной линией. Цифра – это лад (на каком ладу). Если малое баррэ – линия только на струнах, которые прижимаются. Остальные отмечаются символом «X»: не используются в аппликатуре.

За линией баррэ, как и обычно, указывается схема положения пальцев для аккорда.

Например, сетка – как зажимать A (ля мажор) на 5-ом ладу:

Малое баррэ C/G тоже на 5-ом ладу:

Учимся прижимать все струны

Освоим главный элемент приёма – как брать баррэ. Но сначала струны будем прижимать двумя пальцами: указательный на струны и «помогает» ему средний, он прикладывается к указательному.

Такое баррэ (двумя пальцами) используется для аппликатуры минорного аккорда с баррэ в виде формы Em, который после подготовительного упражнения мы будем осваивать.

Начнём с 7-го лада, поскольку на ладах выше по грифу легче прижимать все струны. Пальцы ваши ещё не тренированные – чтобы был минимум нагрузки.

В сетке линия прижатия всех струн в 7-ой позиции обозначается так:

Внимание! Струны не должны быть слишком высоко над грифом. Оптимальное расстояние – примерно 3-5 мм от порожка 12-го лада. Если больше – освоение баррэ значительно усложняется. Требуется больше усилий, чтобы качественно зажимать струны. Проверьте! И если требуется, обязательно отрегулируйте высоту.

Как правильно ставить пальцы на баррэ:

1. Указательный на ладу ставьте слегка набок. На фото показана часть поверхности пальца, которая прижимает струны.

2. Указательный размещается ближе к порожку лада. Фаланги пальца немного согнуты: на внутренней части (как на фото) по пальцу как бы контур едва заметной дуги.

3. К указательному прикладываем средний палец. Двумя пальцами прижимаем все струны.

Обратите внимание! Пальцы не должны слишком «выглядывать» из-за грифа.

4. Большой палец как опора – на грифе примерно посередине.

5. Запястье и рука слегка выгибается вперёд. Локоть немного опущен вниз.

6. Теперь поочерёдно извлекаем звук на каждой струне: от 6-ой к 1-ой. Каждая струна должна звучать.

Если какие-то из струн не звучат, сделайте ещё несколько попыток. Если звучат все струны – отлично! В независимости от результата (получилось или нет) снимите пальцы с грифа. Дайте руке отдохнуть. Затем снова повторяйте упражнение. Но недолго! Поначалу 5-10 минут будет достаточно. Не допускайте резкой боли в руке!

Если же струны так и не звучат, возможно, вы неправильно ставите пальцы – указательный и средний, большой; или же неправильное положение руки.

Каких ошибок следует избегать: неправильная постановка

Постарайтесь не допускать эти ошибки, играя подготовительные упражнения и аккорды с баррэ:

1. Указательный плашмя и при этом кисть слишком вывернута в направлении соседних ладов от баррэ.

В таком положении проблематично ставить баррэ и остальные пальцы аккорда. «Перекошенная» аппликатура, мышцы кисти быстро устают.

2. Указательный на порожке лада.

Если так поставить пальцы, в независимости от того, какие усилия будете прикладывать, но струны всё равно не зазвучат как следует.

3. Баррэ далеко от порожка лада.

Получается приглушённый, «мутный» звук.

Ставим баррэ на других ладах

Если вы уже хорошо справляетесь с баррэ на 7-ом ладу – если все струны прижатые двумя пальцами более-менее звучат в позиции – можно продвигаться дальше в изучении приёма.

Теперь разберём, как ставить баррэ на других ладах. По-прежнему только прижимаем все струны в позиции – это лишь часть аккорда. Но перемещаемся вниз по грифу.

Начинаем с 7-го лада, потом берём абсолютно такое же баррэ на 5-ом, 3-ем и 1-ом ладу. В каждой позиции извлекаем звук на каждой струне (как и в предыдущем упражнении).

Вот схема упражнения:

А вот так звучит на гитаре:

Прорабатывайте постановку пальцев в каждой позиции отдельно. А потом тренируйтесь переходить на баррэ с одного лада на другой: от 7-го к 1-ому.

Можно играть в произвольном ритме. Скорость сейчас не важна, это может быть очень медленный темп. Но обязательно нужно добиваться чистого звучания – без дребезжания, призвуков.

Хорошо отрабатывайте переходы, постановку пальцев. Ваша рука как следует должна окрепнуть. Упражнения рассмотренные выше рассчитаны не на одно занятие. Возможно, вам понадобится 3-4 дня, а может быть и больше. Время занятий, то есть нагрузку на руку, нужно увеличивать постепенно, не допуская переутомления мышц. Лучше заниматься понемногу, но регулярно.

Также необязательно упражняться только на баррэ. Например, можно поиграть 10-15 минут подготовительные упражнения, затем поиграть какие-нибудь последовательности открытыми аккордами, песни, разучивать новый бой, перебор и т.д. И через какое-то время снова повторить упражнения.

Достаточно хорошо освоив подготовительные упражнения, вы можете приступать к изучению аккордов с баррэ.

Минорный аккорд: баррэ в форме Em

На этом этапе учимся, как брать баре минорного аккорда в форме Em.

На 7-ом ладу – наш старт в освоении приёма – это аккорд Bm (си минор):

Сначала, для тренировки, чтобы разобраться с аппликатурой, ставьте пальцы «поэтапно». Это упражнение:

  • 1 – на 7-ом ладу указательным и средним берём баррэ на всех струнах.
  • 2 – потом на 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну; безымянным – 5-ую струну.

И играем баррэ Bm: поочерёдно каждую струну, чтобы проверить правильно ли они прижаты; и затем можно сыграть ритмом.

Выучите аппликатуру. И пробуйте ставить пальцы одновременно на лады: сразу баррэ и остальные пальцы. Именно так и нужно брать аккорд.

Начинайте формировать пальцами аппликатуру уже над грифом, приближая их к ладам. Как бы заранее предопределяя местоположение каждого пальца.

Когда научитесь уверенно брать Bm (си минор), поработайте над аппликатурой в других позициях. То есть следующая ваша задача, как играть баре в форме Em на других ладах.

Соответственно это другие минорные аккорды.

Отдельно разберите и поиграйте:

  • на 5-ом ладу – Am (ля минор);
  • на 3-ем ладу – Gm (соль минор);
  • на 1-ом ладу – Fm (фа минор).

Старайтесь сразу полностью брать аккорд – одновременно ставите баррэ и остальные пальцы по аппликатуре (мизинец на 4-ую струну, безымянный на 5-ую струну).

Затем «сдвигаем» форму от 7-го лада, отрабатывая переходы с аккорда на аккорд. Пока в произвольном ритме, медленно. Контролируем, качественно ли прижаты струны: извлекаем звук поочередно от 6-ой к 1-ой. Затем, любым ритмом.

Например, так можно сыграть упражнение Bm/ Am/ Gm/ Fm:

Мажорный аккорд: баррэ в форме E

Ну что ж, от сравнительно лёгкого баррэ в форме Em, когда прижимаются струны двумя пальцами, переходим к более сложному. Теперь наша цель, как научиться ставить баррэ одним пальцем и сыграть мажорный аккорд с баррэ в форме E.

На 7-ом ладу это аккорд B (си мажор) – сетка и фото:

Как и на предыдущих этапах обучения, сначала тренируем пальцы посредством подготовительного упражнения.

  1. Сразу ставим в позиции форму E, а баррэ пока не прижимаем. На 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну, безымянным – 5-ую струну; и на 8-ом ладу 3-ю струну – средним пальцем (как на фото №1). Правой рукой по струнам не ударяем.
  2. Потом прижимаем все струны указательным пальцем на 7-ом ладу (фото №2). При этом остальные пальцы не снимаем с ладов.

Не стоит бояться того, что теперь вам предстоит прижимать все струны только лишь одним пальцем, указательным. Конечно, по началу будет не совсем привычно, и нагрузка немного больше, т.е. усилий больше прикладывать нужно.

Но требование к постановке баррэ, описанные в начале статьи, при этом не меняются:

  • указательный размещается ближе к порожку лада в позиции, слега набок (струны прижимаются немного и боковой частью пальца); точка опоры большого пальца посередине грифа (по ширине);
  • запястье, рука немного вперёд;
  • кисть «без перекосов» влево вправо относительно ладов.

Вот и получился B (си мажор). Извлекаем звук – все струны должны звучать: отдельно каждую, потом удары по струнам вверх-вниз в любом ритме.

Поупражняйтесь как следует, но без переутомления руки! Особенно фокусируйте внимание на указательном пальце: отработка правильной постановки, развитие силы, необходимой для уверенного прижатия всех струн. Оптимальный результат по этому упражнению: на 2-ом шаге вы сразу ставите (добавляете) баррэ и все струны звучат, без лишних (дополнительных) движений (изменение положения кисти, пальца и т.д.)

Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции. То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения.

Таким же образом, как вы осваивали и минорный аккорд. Начинайте формировать аппликатуру уже над грифом, как бы давая пальцам направления на необходимые лады. Указательный – на баррэ, 7-ой лад; мизинец и безымянный – на 9-ый лад, а средний на 8-ой лад.

На фото №1: пальцы ещё над ладами, но уже начинают принимать форму аккорда. И на фото №2: уже каждый палец на своём месте – сразу берём аккорд B.

Справитесь с аккордом B, переходите к отработке аппликатуры в других позициях.

от 7-го лада вниз по грифу:

  • на 5-ом ладу – A (ля мажор);
  • на 3-ем ладу – G (соль мажор);
  • на 1-ом ладу – F (фа мажор).

Поработайте в отдельности над каждым аккордом. Если будут сложности с постановкой в других позициях, снова для разминки применяйте подготовительное упражнение (сначала пальцы без баррэ, потом добавляем баррэ указательным).

И потом играйте аккорды, как последовательность B/ A/ G/ F/. Отрабатывайте переходы на баррэ – из одной позиции в другую.

Регулярность, продолжительность занятий, посвящённых приёму баррэ, напрямую влияет на то, как правильно, как быстро вы научитесь играть аккорды с баррэ. Но количество упражнений и время нужно увеличивать постепенно. Главное – левая рука должна без больших нагрузок адаптироваться к приёму прижимания всех струн. Лучше заниматься ежедневно: каждый день прибавляя к навыку техники и при этом контролируя степень утомляемости. И не в коем случае нельзя «штурмовать» баррэ в авральном режиме: неделю не занимался – догоню за два дня. Ничего хорошего из этого не выйдет: переутомление, боль в руке, КПД занятия близок к нулю, и вдобавок отрицательные эмоции.

На этом занятии мы разобрали подробно, как брать аккорды с баррэ на примере двух распространённых аппликатур. Это минорный аккорд в форме Em и мажорный в форме E. Разумеется, это только ваш первый шаг в освоении приёма. Для тех, кто готов продолжить занятия: как научиться брать лёгкие аккорды с баррэ для начинающих (подборка часто используемых аппликатур), песни с баррэ.

Источник

Читайте также:  Ноты для детского синтезатора кузнечик
Оцените статью