Как строить аккорд д65

Как строиться аккорд D65?

«Строится» — не нужен мягкий знак.
Строить — двумя путями, в зависимости от того, каковы условия задания.

1. Если требуется построить аккорд в заданной тональности, тогда нужно:
а) найти 5-ю ступень гаммы (т. к. буква «D» означает «доминанту», или 5-ю ступень);
б) добавить к этой ноте еще три, беря их «через ступень» вверх по гамме от исходной ноты. Если дело происходит в минорной гамме, то следует использовать гармонический ее вид;
в) обратить аккорд (т. е. перетасовать его звуки по октавам) так, чтобы в самом низу аккорда оказался его ВТОРОЙ звук, т. е. 7-я ступень гаммы. Такой смысл несут цифры «65».

2. Если требуется построить аккорд не в тональности, а от заданной ноты, тогда надо знать интервальный состав. Для «D65» это будут две малых терции и большая секунда.
Учить этот состав наизусть — не лучший способ, т. к. аккордов и их обращений существует множество, а используешь эти сведения сравнительно нечасто — они просто не задержатся в памяти. Поэтому можешь не заучивать эту «схему аккорда» на память, а ВЫЯСНИТЬ ее прямо для данного задания, и не забивать себе голову.
а) Разгляди аккорд на примере, удобном и привычном. Например, доминантсептаккорд тональности до мажор (соль-си-ре-фа).
б) Обрати этот аккорд в вид «65» (т. е. чтобы нота «си» была самой нижней в нем). Например, перетасовать ноты так: «си-ре-фа-соль».
в) Посмотри, какие интервалы между этими нотами оказались. В данном случае — две малых терции и большая секунда. г) Отмерь эти интервалы от заданного звука, и получишь копию такого же аккорда, только от нужной ноты.

Читайте также:  Смуглянка обработка ноты для баяна

3. Если требуется строить от заданной ноты, можно пойти другим путем. Не выяснять интервальный состав, а вместо того выяснить, какова будет тональность — и тогда уже пользоваться первым алгоритмом (см. выше).
Чтобы узнать тональность, нужно понимать значение цифр:
«7» — это основной вид септаккорда, нижний его звук является основным.
«65» или «56» — это квинтсекстаккорд, внизу находится второй звук.
«43» или «34» — терцквартаккорд, внизу находится третий звук.
«2» — секундаккорд, внизу четвертый звук.
а) Поскольку твой аккорд — «доминанта», то его основной звук — это 5-я ступень тональности.
б) Поскольку требуется обращение «65», то нижним будет ВТОРОЙ звук аккорда, или 7-я ступень тональности.
в) Чтобы найти тонику этой тональности, достаточно подняться на полтона от этого звука.
Таким образом, подняв заданный тебе в условии звук на полтона, ты узнаешь, в какой тональности происходит дело — и дальше строишь аккорд по тому алгоритму, для которого известна тональность.

Возможно, все эти способы и выглядят длинными и запутанными на словах, но поверь, после десятка-другого построенных таким образом аккордов ты начинаешь понимать процесс «закорками», и он проделывается в одну секунду, даже не вдумываясь.

Источник

Помогите как построить Д- 65 по сольфеджио желательно в ре-мажоре

Ответы на вопрос

При построении аккордов важно помнить их интервальный состав и не забывать о знаках альтерации. В ре мажоре это фа# и до#.
Способ I.
Квинтсекстаккорд — это первое обращение доминантсептаккорда, поэтому мы можем построить D7 и, обратив его, получить D65. D7 состоит из б.3+м.3+м.3 и строится на V ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. V ступень в ре мажоре — ля. Строим:
D7 в D-dur: ля-до#-ми-соль
Обращаем:
D65: до#-ми-соль-ля

Способ II.
Можно обойтись и без построения доминантсептаккорда. Для этого нужно помнить, что аккорд D65 строится на VII ступени мажора и минора гармонического вида и имеет следующий интервальный состав: м.3+м.3+б.2. Как было указано выше, у ре мажора при ключе стоят фа и до диезы, поэтому VII ступенью ре мажора будет являться до#. Зная интервальный состав, построим аккорд:

D65: до#-ми-соль-ля

Второй способ является более практичным, так как он спасает нас от лишних построений и может использоваться в том случае, когда в задании просят построить аккорд от звука без указания тональности.

Обращается D65 в тоническое (в данном случае мажорное) трезвучие с удвоенной тоникой:
до#-ми-соль-ля⇒ре-ре-фа#-ля

Источник

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?


Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени . Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» . По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Источник

Оцените статью