Как строить блюзовую импровизацию гитара

Содержание
  1. Блюзовый ход, импровизация в пентатонике (импровизация соло гитары)
  2. |C7|F7|C7|C7|F7|F7|C7|A7|Dm7|G7|C7|G7| — итого 12 тактов, которые повторяются по кругу
  3. Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе
  4. Основы импровизации. Блюзовая пентатоника
  5. Первый бокс блюзовой гаммы
  6. Второй бокс блюзовой гаммы
  7. Третий бокс блюзовой гаммы
  8. Четвертый бокс блюзовой гаммы
  9. Пятый бокс блюзовой гаммы
  10. Импровизация на одной струне
  11. Мажорная гамма в импровизации
  12. Арпеджио
  13. Хроматическая гамма
  14. Тернэраунды в блюзе
  15. Скоростные легатные пассажи
  16. Мотив
  17. УЧИСЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ С НУЛЯ. “МАСТЕР-БЛЮЗ” – ГИТАРНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ.
  18. ИМПРОВИЗАЦИЯ С НУЛЯ – ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК
  19. Музыка – есть мост между чувством и явлением. (Г. Гейне)
  20. Урок 1
  21. Шаблон No1
  22. ПОЖЕРТВОВАТЬ!
  23. Вот расположение нот на 6-й струне гитары:
  24. 1. Сначала запомните ноты с пятого по десятый лад: A BC D 2. А теперь ноты от начала грифа до третьего лада: EF G
  25. Домашнее задание:
  26. Следующий урок >>

Блюзовый ход, импровизация в пентатонике (импровизация соло гитары)

На скорую руку мы набросали небольшой ритмический ход, состоящий из септаккордов в тональности ДО-септ.

В табулатурах и нотах Guitar Pro вы найдете:

— ритмический код классического 12-титактового блюза, состоящего из септаккордов;
— простейший ритмический рисунок ударных;
— примерную партию бас-гитары, которая обыгрывает основные аккорды блюзового хода.

По большую счету, данная фонограмма больше походит даже не на блюз, а на джаз с оттенками рока. Но давайте разберемся, зачем все эти ноты и табулатуры могу понадобиться именно вам – музыкантам – гитаристам?

Мы предлагаем отклониться от всяких законов теории, забыть о том, какие ноты «правильно играть» в том или ином аккорде, и поимпровизировать. Именно для этих целей вы можете использовать данную фонограмму.

Читайте также:  Поговорим с тобой мой друг поговорим под гитару

При этом никто не мешает раскрыть ее в Guitar Pro (5 или выше), чтобы:

  • сменить ритм или вообще отключить эту дорожку;
  • внести коррективы в ход аккордов, предложенных нами;
  • поменять скорость и темп;
  • возможно, изменить ход линии баса, добавив в нее мажорных нот;
  • сделать с данными нотами и табами Гитар Про все, что захотите;
  • хорошо провести время за импровизацией на любимой гитаре!

Прослушайте композицию прямо сейчас и попытайтесь подумать, какие музыкальные фразы вы могли бы использовать, чтоб обыграть этот условно блюзовый 12-титактовый ход.

Постарайтесь услышать заранее те фрагменты, которые именно вы сыграли бы в данной композиции на гитаре.
http://ssabbass.ru/file/c7-theme.mp3

Для написания этой фонограммы использовались ноты из пентатоники с проходящими нотами между терцией и квартой. Например:

Аккорд C7 – обыгрывался на басу нотами C D# E F G B (си-бемоль).
Аккорд F7 – обыгрывался на басу нотами F G# A В С Eb (ми-бемоль).
Аккорд Dm7 – классическими нотами РЕ-минора D E F G A B C D

Ноты здесь указаны исключительно для примера, так как среди проходящих нот в пентатонике вы можете играть практически все, что угодно.

В аккорде C7 можно смело брать ноты: А F# D E F G B C D# F Eb.

Главное – чтобы эти мелодические рисунки звучали интересно и нравились вам!

Ну, и желательно, естественно, начинать игру с основных нот тональности (то есть, в аккорде ДО-септ – с ноты ДО, в аккорде ФА-септ – с ноты ФА, в аккорде ЛЯ-септ с ноты ЛЯ и так далее).

В своей импровизации соло на гитаре вы могли бы использовать эти же примерные ноты или любые другие нотные последовательности.

Главное для импровизации, как важного обучающего процесса, — следить за красотой извлекаемых нот и звуков.

Говоря проще, мелодии и пассажи, которые вы сыграете на гитаре под данную фонограмму, должны нравиться лично вам! И если вы не получаете удовольствия от импровизации, то никакой пользы в вашей игре не будет.

Включайте данную фонограмму и старайтесь для начала попадать в основные тонические ноты, а далее – разбавляйте свою партию другими нотами пентатоники.

При этом даже неважно, если вы где-то ошибетесь в нотах, ведь затем и нужно обучение игре на гитаре!

Для этого мы и выкладываем на сайте ssabbass.ru подобные упражнения.

Теперь для ясности приводим непосредственно аккордовую последовательность блюзово-джазового хода, состоящую из аккордов:

|C7|F7|C7|C7|F7|F7|C7|A7|Dm7|G7|C7|G7| — итого 12 тактов, которые повторяются по кругу

И в завершение хотелось бы привести в пример видео, которое послужило идеей для написания данной статьи об импровизации на гитаре в блюзовом и джазовом стиле.

Аккордовая последовательность, кстати, взята именно с данного видео!

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Источник

УЧИСЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ С НУЛЯ. “МАСТЕР-БЛЮЗ” – ГИТАРНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ С НУЛЯ – ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

Музыка – есть мост между чувством и явлением. (Г. Гейне)

Пройдя данный курс вы научитесь играть соло-партии и импровизировать в любой тональности. При этом, солировать вы сможете не только под блюзовый, но и практически под любой другой аккомпанемент, включая песни и аккорды. Для этого достаточно использовать лишь гамму минорной пентатоники, которая универсальна по своему строению и подходит для произведений, исполняемых музыкантами в различных стилях. Для понимания данной работы знать нотную грамоту вовсе не обязательно. Потребуется запомнить лишь два несложных шаблона гаммы пентатоники и несколько простых правил для их применения. Для тех, кто знает нотную грамоту и хочет структурно понять принципы импровизации, в конце курса будут приведены формулы и объяснения. Иметь электрогитару не обязательно. Классическая или акустическая гитары также подойдут.

Для удобства курс разделён на три урока. В конце каждого урока приведено домашнее задание, которое необходимо выполнить перед тем как переходить к следующему уроку. Задания не сложные.

Урок 1

Для начала просмотрите видео No1. Так выглядит блюзовая импровизация:

Возможно вам показалось это сложным, но на самом деле я импровизировал используя лишь два простых шаблона ПЕНТАТОНИКИ. Пока, условно скажем, что ПЕНТАТОНИКА (Minor Pentatonic Scale) – это такая гамма, которая как нельзя лучше подходит для импровизации. Итак, вначале вам нужно запомнить один простой шаблон (его можно играть начиная от любого лада):

Шаблон No1


Обратите внимание на то, что на рисунке, шестая (самая толстая) струна, расположена снизу. Обычно принято изображать схемы именно так. Если вам сложно понять рисунок (или если вы не привыкли видеть гриф гитары перевёрнутым) ниже будет приведено видео. Кружочки на картинке – это места куда нужно ставить пальцы. Начинаем с красного кружочка и играем поочерёдно все ноты (по направлению стрелочки). Неважно с какого лада шестой струны вы начинаете (начните пока, например с 3-го лада, так как я показываю это в приведённом ниже видео). Цифры в кружочках – обозначают пальцы левой руки. Очень важно играть именно указанными пальцами! 1 – указательный 3 – безымянный 4 – мизинец. Итак, для начала нужно просто сыграть ноты данного шаблона по порядку, а затем в обратном порядке:

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

Если у вас электрогитара или акустическая гитара – играйте медиатором. Если ваша гитара классическая, можете играть пальцами. Медиатор рекомендуется использовать для более чёткого звукоизвлечения и для удобства при игре.

Для правильной игры медиатором необходимо знать следующее:
1. Локоть правой руки ни в коем случае не находится ниже верхней границы корпуса гитары (это касается любых видов гитар):

2. При игре соло медиатором, кисть правой руки всегда немного касается подставки струн (моста). При этом прижата не сильно, нужно чувствовать лишь небольшое касание и не перекрывать струны. При игре рука свободна и немного меняет местоположение по ходу игры – движется вверх или вниз (в зависимости от того на какой струне мы играем).

3. Медиатор всегда совершает двойное движение (в обе стороны) – как вниз так и вверх. Если одна нота сыграна вниз, играть вторую нужно движением медиатора вверх и т.д. поочерёдно. Так играют всегда, за исключением редких случаев. Данная техника называется (Double Picking).

4. Медиатор нужно держать двумя пальцами – большим и указательным, касаясь струн лишь кончиком медиатора и держа его всегда перпендикулярно струне. Остальные пальцы правой руки лучше держать открытыми. Не выдумывайте ничего лишнего, это вам не пригодится. Если до этого вы уже играли медиатором аккорды, то помните, что сольные партии играются по другому и не забывайте касаться подставки струн правой рукой. Если ваша гитара электрическая, лучше использовать маленький медиатор (Jazz 3), но и медиатор побольше тоже подойдёт.

Посмотрите ещё раз как работает правая рука на видео и начните играть данный шаблон таким же образом. Обратите внимание на технику и звукоизвелечение:

Итак, играйте это упражнение до тех пор, пока не достигните средней скорости, плавных переходов и хорошего звука. Шаблон нужно запомнить наизусть. Большой сложности это не составляет, так как всё очень симметрично.

А теперь применим этот шаблон на практике. Применять его можно в любой тональности. Для начала давайте условно скажем, что тональность – это аккорд или нота с которой обычно начинается произведение. Если первая нота нашего шаблона будет соответствовать тональности произведения, то и все остальные ноты шаблона будут звучать гармонично. У “тональности” есть и более широкое определение, но пока нам это не понадобится. В следующем видео я покажу как, используя данный шаблон, можно с лёгкостью солировать с различными произведениями и расскажу как правильно выбирать точку отсчёта для начала импровизации.

*Примечание к видео: Аккорд с маленькой буквой m (например Am) – аккорд минорный (грустный, лирический по своему звучанию). Аккорд без маленькой mмажорный (радужный, весёлый). Тональность тоже бывает мажорной или минорной, но на данном этапе следует относится только к заглавной букве аккорда, не зависимо от того что за ней следует. О том, как пентатоника взаимодействует с различными гармоническими структурами, я расскажу в продолжении курса.

Итак, теперь ваша собственная первая импровизация. Нажмите play и начните игру с пятого лада шестой струны (ноты А).

Guitar Blues Backing Track in A:

Надеюсь что у вас получилось. По тому-же принципу, мы можем играть и в любой другой тональности, как-бы “передвигая” шаблон и начиная его с подходящей ноты. Например, если какая-нибудь песня начинается с аккорда Bm, то и шаблон нужно начинать с ноты B на шестой струне.

А теперь дам расположение нот на шестой струне, для того, чтобы вы смогли играть в любой тональности. Постепенно вы их запомните.
Вообще, каждый лад гитары – это отдельная нота, но так как существует семь “основных” нот, имеющих своё специфическое название, и ещё пять, так называемых “диезных/бемольных” нот, (вспомните чёрные клавиши фортепиано), то сначала легче запомнить только семь “основных” – До Ре Ми Фа Соль Ля Си. В буквенном обозначении это – C D E F G A B. Эти ноты соответствуют белым клавишам фортепиано:

Если вы не понимаете принципа нотной последовательности, очень рекомендую ознакомится с материалом на следующих страницах:

Вот расположение нот на 6-й струне гитары:

Шестая струна гитары начинается с ноты Е. Эта нота – открытая струна и с неё мы начинаем отсчёт: Е F G A B C D… Как уже было отмечено выше, ноты в кружочках – соответствуют белым клавишам фортепиано. Лады шестой струны, не отмеченные кружочком на рисунке – соответствуют чёрным клавишам (о них мы поговорим позже). Обратите внимание на то, что между нотами E F и B C, черная клавиша отсутствует. Это значит, что на гитаре (как впрочем и на любом другом инструменте, имеющим диатоническую структуру) между эти нотами расстояние всегда полтона, то есть – один лад.
Если вы хотите узнать больше про музыкальную шкалу и про нотную грамоту, скачайте мой курс “Гитара по нотам – первый класс“: https://guitarmaestro.ru/read-notes-course-1/
Итак, самый простой способ запомнить все эти ноты на шестой струне:

1. Сначала запомните ноты с пятого по десятый лад: A BC D

2. А теперь ноты от начала грифа до третьего лада: EF G

Начиная с 12- ого лада 6-й струны, нотный цикл повторяется: E F G A B C D… (12-й лад гитары всегда имеет ноту, идентичную открытой струне, с разницей в одну октаву).
Вообще, на данном этапе ноты заучивать не обязательно. Пока пользуйтесь рисунком, а ноты запомнятся сами собой в процессе работы.
А теперь попробуйте поиграть с новой композицией. Это трек в тональности Gm. Соответственно, игру нужно начать с ноты G (3-й лад 6-й струны). Кроме этого – нота G находится ещё и на 15-ом ладу (из-за начала нового цикла с 12-ого лада). Если у вас электрогитара, игра в этом регистре будет очень полезной и интересной. Можете начать с 3-го лада и, поиграв немного, перейти на 15-й ?.

Minor Blues in Gm:

Ну как? Получилось?
Если да, то переходите к домашнему заданию. Этот урок окончен.

Домашнее задание:

Играть со следующими композициями :
1 Blues Backing Track (Т ональность – C):

2 Rock Backing Track (Тональность – Bm):

3 Владивосток 2000 – Муммий Тролль (Тональность – Am):

В принципе, вы и сами можете выбирать себе сопровождение. Достаточно написать в Ютуб: “Blues Backing Track“. Вы найдёте их там огромное количество, а тональность будет всегда указана. Можете написать “Guitar Backing Track“, тогда треки будут разнообразными – не только блюзовыми. В этом случае лучше выбирайте треки в минорной тональности (*с маленькой буквой m, например Cm). Треки, которые начинаются с мажорного аккорда (без буквы m) могут не подойти, так как наша пентатоника имеет минорную структуру. В одном из следующих уроков я объясню как сделать так, чтобы наш шаблон подходил и к мажорным трекам.
После того как потренируетесь и почувствуете что способны на новые подвиги, переходите к следующему уроку.

Следующий урок >>

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

Источник

Оцените статью