Как строить интервалы от нот с диезами

Урок 5. Интервалы. Часть 1: как строить?

Интервал – это два звука, которые звучат вместе или друг за другом. Гармонический интервал – это когда звуки звучат и пишутся вместе. А мелодический интервал – звуки звучат и пишутся друг за другом.

Интервалы бывают простые и составные. Давайте изучим простые интервалы. Посмотрите на таблицу:

В первой колонке вы видите полное название интервала. Во второй – его буквенное обозначение, которое используют под нотами, чтобы подписать интервал. Обратите внимание, что в буквенном обозначении интервала используются только маленькие буквы, а не заглавные.

Ступеневая и тоновая величина

Количество ступеней и тонов это две величины интервала. Так бывает, что у интервалов одинаковая ступеневая величина и разная тоновая и наоборот.

Ступени – это расположение нот в звукоряде. Звукоряд – это расположение нот подряд, а порядок у них такой: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до и так далее (порядок круговой, когда вы дошли до ноты до, то начинаете заново: ре, ми и т.д).

Например, от ноты до нам нужно найти пятую ступень. Загибаем пальцы: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья, фа – четвертая, соль – пятая. Значит пятая ступень от ноты до – нота соль. Или нам нужно найти четвертую ступень от ноты си, в таком случае считаем ступени от ноты си: си – первая ступень, до – вторая, ре – третья, ми – четвертая. Четвертая ступень от ноты сими. При этом совершенно не нужно обращать внимание на диезы и бемоли. Четвертая ступень от ноты си диезми и от си бемоля тоже ми.

Тоновая величина – это количество тонов и полутонов между звуками. Удобнее всего их считать по клавиатуре фортепиано, поэтому ученики в музыкальных школах распечатывают себе бумажную клавиатуру и октавы. Если вы плохо представляете себе фортепианные клавиши, то вот вам клавиатура для печати:

Как построить интервал?

Чтобы построить интервал, нужно воспользоваться этой схемой.

  1. Узнаем/вспоминаем кол-во ступеней и тонов в интервалы.

2. Используем ступеневую величину, чтобы найти вторую ноту в интервале. Для этого берем ноту, от которой нужно построить интервал, и отчитываем кол-во ступеней. Найденную ноту записываем над первой нотой.

3. Используем тоновую величину, чтобы узнать, нужно ли ставить возле второй ноты диез или бемоль. Изменять саму ноту нельзя! Менять её на другую тоже. Всё, что мы можем сделать, так это поставить возле неё диез или бемоль. Поэтому считаем, сколько тонов и полутонов получилось между первой нотой и второй. После этого вспоминаем, сколько должно было быть в нужном нам интервале. Если нам не хватает полутона – то повышаем верхнюю ноту. А если тонов слишком много – то понижаем.

4. Интервал готов!

Давайте построим интервалы от ноты ми.

Чистая прима: кол-во ступеней – 1. Это просто, нота ми и есть первая ступень. Записываем: мими.

Кол-во тонов 0. Смотрим на клавиши фортепиано. Между двумя одинаковыми клавишами не может быть никакого кол-ва тонов. Поэтому оставляем интервал так, как есть: ми – ми.

Малая секунда: кол-во ступеней 2. Ми – первая ступень, поэтому вторая ступень это нота фа. Сразу записываем её.

Количество тонов – 0,5, то есть пол тона. Ищем на клавиатуре ноты ми и фа, находим, что это две белые клавиши между которыми нет черной. Значит между ними пол тона, поэтому интервал останется прежним – пол тона.

Большая секунда: ступеней также две (ведь у них одно название – секунда). Вторая ступень от ноты мифа, как и в прошлый раз. Но количество тонов изменилось, в большой секунде целый тон.

Смотрим на клавиши фортепиано, между нотами ми и фа пол тона, а нам нужно целый тон. Целый тон больше, чем пол тона, поэтому верхний звук нужно повысить. – получается нота фа диез. Ставим диез возле ноты фа.

Малая терция: кол-во ступеней 3. От ноты ми это нота соль. Пишем соль выше ми.

Кол-во тонов – 1,5 (полтора или один тон и полутон). Ищем ноты ми и соль на клавиатуре. Между нотами ми и фа пол тона, а между нотами фа и соль целый тон. Один тон + полутон = полтора тона. Значит, интервал менять не нужно, малая терция – ми и соль.

Большая терция: как вы догадались, всё остается так же, только необходимо повысить верхнюю ноту.

Получится ми – соль диез.

Чистая кварта: ступеней 4. От ноты ми это нота ля.

Тонов 2,5 (то есть два с половиной или два целых тона + пол тон). Находим ми и ля на клавиатуре и считаем. Между ми и фа пол тона, между фа и соль целый тон, между соль и ля тоже целый тон. Итого 2,5 тона.

Дальше идут два интервала: увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Эти интервалы энгармонически равные, то есть звучат одинаково, а пишутся по разному. Так как кол-во ступеней в них – три тона, их и назвали тритонами.

Увеличенная кварта: ступеней 4, то есть столько же, сколько и в чистой кварте.

Слово «увеличенная» уже подсказывает нам, что интервал нужно увеличить. Увеличиваем на пол тона – получаем интервал ми – ля диез.

Уменьшенная квинта: ступеней 5. Пятая ступень это нота си.

Считаем количество тонов между нотами ми и си и находим, что там 3,5 тона. Непорядок! Нам нужно только три. Спускаем верхний звук на пол тон – получился интервал ми – си бемоль.

Дальше попробуйте построить самостоятельно. У вас должно получиться так:

Задание 1. Постройте интервалы от ноты ре в таком порядке: ч1, ч8, м6, б3, б7, м3, б6, м3, м7, б2, ув4, ум5, ч4, ч5.

Интересно! В музыке, к которой мы привыкли, семь нот, а вместе с диезами и бемолями — 12. Но так было не всегда и не везде. Существуют музыкальные миры с большим количеством нот. Можно представить это так: представьте длинную веревку (октаву), в классической музыке она разрезана на 12 частей, то есть на 12 нот. В индийской музыке веревка разрезана на 22 части. В такой музыке, кроме разного количества нот, другое количество интервалов!

Разделение октавы на большее количество нот называется микрохроматика. Ею пользовались до установления общепринятых 7 нот. Но интерес к ней вернулся в 20 веке. Послушайте, как непривычно звучит музыка в четвертьтоной тональности:

Источник

Как строить интервалы от нот с диезами

Интервал от ноты соль вверх

Интервал от ноты до вниз

Интервал от ноты ля вниз

Интервалы также называют мелодическими или гармоническими.

В ГАРМОНИЧЕСКОМ интервале звуки пишутся друг над другом и звучат одновременно.
В МЕЛОДИЧЕСКОМ интервалы звуки пишутся друг над другом и звучат поочередно.

В гармонических интервалах знаки пишутся слева от всего интервала. Знак ставится напротив ноты.

Название интервала (прима, секунда. ) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:

«до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.

В дальнейшем вы будете использовать знания интервалов в аранжировках собственных песен, и при импровизационной игре на инструменте. Знание тональностей и последовательностей аккордов сделают вашу музыку насыщенной и разнообразной.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним.
Основание в интервале– это нижняя нота интервала, вершина – это верхняя нота интервала. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз.

В результате таких изменений образуется новый интервал.
Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные.
Приведем пример: возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом. Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста. Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до». На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Обращение на нотном стане записывается так:

Обращение интервалов нужны для интонирования звуков. Для лучшего результата нужно пропевать построенный интервал и безошибочно попадать в ноты обращенного вида. Это тренирует слух, помогает точно подобрать интервалы, аккорды и соло в музыке.
Сочетание двух мелодий, звучащих одновременно, часто изменяется путем передвижения на октаву так, что верхняя мелодия становится нижней, а нижняя — верхней. При этом все интервалы, образующиеся между мелодиями, обращаются:

Такой прием называется двойным контрапунктом октавы (двойным, т. к. мелодий две и у каждой из них два положения, одно сверху, а другое снизу; контрапунктом — потому, что так называется сочетание мелодий, звучащих одновременно; октавы —по интервалу, на который переносятся мелодии).

Практическая область применений обращений связана не только с пониманием того, как возникли некоторые интервалы (да-да, исторически некоторые интервалы были обнаружены путём обращения). Если брать теоретическую область, то обращения очень помогают, например, в понимании устройства некоторых аккордов.

Если брать область творческую, то обращения широко применяются при сочинении музыки, причём иногда мы даже их не замечаем. Послушайте, например, кусочек красивой мелодии в романтическом духе, он весь построен на восходящих интонациях терций и секст.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Словом «консонанс» обозначают сливающееся звучание. Это то созвучие, которое хорошо ложится на слух.

Словом «диссонанс» обозначают разнозвучие. Это то, что режет слух. Те звуки, которые вместе «не звучат».

Консонансы подразделяются на три вида:

  1. абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
  2. совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта;
  3. несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.

Диссонансы: все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта), хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы. Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Проверка:

    1. Определить название интервалов

    Достроить интервал (стрелка вверх — строить вверх; стрелка вниз — строить вниз)

    Достроить название интервалов, определить недостающие ноты

    Подписать интервалы между нотами и определить тональность пьесы.

    тональность ля мажор />

    Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Следующий урок >>

    Тестовое занятие

    Ваша заявка принята!
    Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

    Источник

    Читайте также:  Вспомнить все 2012 саундтреки пианино
Оцените статью