Как строить трезвучия от ноты

Как построить трезвучия

Здравствуйте уважаемые читатели, в данной статье мы научимся строить трезвучия. Трезвучия — это основа для гармонии и трезвучия строятся абсолютно от всех ступеней гаммы (как мажорной так и минорной). В зависимости от того звука который является основанием трезвучия (самая нижняя нота) и от которого соответственно оно строится все трезвучия имеют разные названия. От первой ступени гаммы строится тоническое трезвучие, от второй трезвучие верхнего ввожного тона, от третьей — медиантное трезвучие, от четвертой субдоминантное трезвучие, от пятой доминантное, от шестой — субмедиантное, от седьмой — трезвучие нижнего вводного тона.

Трезвучия бывают мажорными -минорными и увеличенными — уменьшенными. Чтобы образовалось мажорное трезвучие, нужно отстроить от основания интервал большую терцию — большая терция от основания — показатель мажорности аккорда, между третьей и пятой ступенью же в мажором трезвучии нужен интервал малая терция. Чтобы из мажорного трезвучия получилось минорное, нужно третью ступень понизить на полтона, интервал между третьей и пятой ступенями станет большая терция.

Уменьшенное трезвучие получается построением от основания двух малых терций.

Увеличенное трезвучие строится из двух ольших терций (поэтому оно и увеличенное).

Разница между мажорными-минорными и двумя другими трезвучиями в том что первые благозвучные, а вторые требуют разрешения в другие ноты, так как звучать резко.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Аккорд. Трезвучие. 4 вида трезвучий.

Аккорд — созвучие трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Аккорд состоящий из трех звуков называется трезвучие.

Строение трезвучия.

Мы уже выяснили, что трезвучие состоит из трех звуков.

Нижний звук называется основным звуком трезвучия или примой и обозначается цифрой 1.

Второй звук трезвучия называется терцией и обозначается цифрой 3.

Третий звук называется квинтой и обозначается цифрой 5.

Существует 4 вида трезвучий.

Два самых главных вида трезвучий – это большое и малое трезвучие.

  • Большое (мажорное) трезвучие – состоит из большой и малой терции.

  • Малое (минорное) трезвучие – трезвучие, состоящее из малой и большой терции.

Помимо мажорного и минорного трезвучия существует уменьшенное и увеличенное трезвучие, которые употребляются реже, чем первые два вида.

  • Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций.

  • Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций.

Зная порядок терций, можно построить любое трезвучие от заданного звука.

Еще раз напомним строение 4 видов трезвучий:

  • Большое (мажорное) трезвучие – б.3 + м.3
  • Малое (минорное) трезвучие – м.3 + б.3
  • Увеличенное трезвучие – б.3 + б.3
  • Уменьшенное трезвучие – м.3 + м.3

Пример построения трезвучия от заданного звука «ля»:

Источник

Как строить трезвучия от ноты

Если вы возьмете терцию и добавите к ней еще одну, то получите трезвучие. Все просто 🙂

Помните, что терции бывают большими или малыми? Значит, есть 4 возможных комбинации трезвучий, и для каждой из них в музыке есть свое название:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция;
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция;
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция;
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция.

Теперь давайте разберем каждое трезвучие в отдельности. Основные термины мы разберем на примере мажорного трезвучия.

Основой мажорного трезвучия является большая терция, над которой надстраивается малая терция. Таким образом, между двумя крайними нотами трезвучия образуется чистая квинта (попробуйте сами).

Давайте разберемся с тем, что такое мажор. Ниже вас ждет ряд знакомых и не очень понятий. Не пугайтесь, если они покажутся абстрактными: мы быстро разберемся с ними на практике.

Уверен, вы услышали, что у мажора свое настроение: веселое, радостное, бодрое, позитивное, дружественное (эпитетов можно придумать много). Мажор очень легко отличить по этому настроению.

Трезвучие всегда состоит из трех ступеней:

  • основной тон — тоника, первый звук трезвучия;
  • терцовый тон — терция от основного тона, второй звук трезвучия, располагается посередине;
  • квинтовый тон — чистая квинта от основного тона, третий и последний звук трезвучия.

Т. е. ноты в трезвучии остаются те же, но звуковысотность — меняется (и аппликатура, конечно). Обращать можно не только трезвучие, но и интервал и аккорд.

Для трезвучия не бывает больше двух обращений:

  1. Первое обращение трезвучия — основной тон перемещается на октаву вверх и получается следующая структура: терцовый тон, квинтовый тон, основной тон. В классической теории такое трезвучие называется ‘секстаккорд’ , потому что крайние звуки обращения образуют сексту.
  2. Второе обращение трезвучия — терцовый тон также перемещается наверх, и внизу у нас остается квинтовый тон. Структура: квинтовый тон, основной тон, терцовый тон. Его крайние звуки также образуют сексту, но также в нем присутствует и кварта. Поэтому это общение называют ‘квартсекстаккорд’ .

Как думаете, как будет выглядеть третье обращение трезвучия? Правильно, когда мы переместим на октаву выше квинтовый тон, то просто получим наше трезвучие на октаву выше. Кстати, по умолчанию такая форма трезвучия называется основной.

Источник

Трезвучия и их обращения.

Трезвучия и их обращения являются основой гармонического движения во многих стилях опирающихся на тональную или модальную основу. Трезвучия имеют прозрачное и узнаваемое звучание. Это наиболее простой вид аккордов, с которых лучше всего начинать знакомство с гармонией.

Чем трезвучие отличается от любого другого типа аккордов?

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков расположенных по терциям.

Необходимо уточнить, что “состоящий из трех звуков” подразумевает не количественный (ограниченное количество звуков), а качественный (ограничение используемых нот) состав аккорда. Самыми распространёнными типами трезвучий являются:

1) Мажорное трезвучие

Состав мажорного трезвучия: большая терция + малая терция

Термин мажор означает большой, что указывает на качество нижней терции аккорда.

2) Минорное трезвучие

Строение: малая терция + большая

Минор означает меньший, что указывает на малую нижнюю терцию аккорда.
Эти два типа созвучий позволяют гармонизовать любую мелодию и встречаются в музыке любых стилей.
Можно привести очень много примеров музыкальных произведений, в которых используются только эти два вида (иногда даже один).
Однако есть еще два типа трезвучий:

3) Уменьшенное
состав: малая терция + малая
Уменьшенное трезвучие получило название по уменьшенной квинте образуемой между 1 и 5 ступенью

4) Увеличенное (названо по увеличенной квинте между 1 и 5 ступенями)
Состав: большая терция + большая терция
В любом трезвучии каждая нота имеет свое название (ступеневое или интервальное)
Нижний тон называется прима или тоника
Второй звук называется терция
Третий звук — квинта

Для того, чтобы построить трезвучие от какого-либо звука нужно всего лишь запомнить его интервальную формулу.
Это абстрактный способ построения трезвучий.
Также есть другой способ построения трезвучий — построение в тональности. Например, мажорному трезвучию соответствует мажорная тональность, а минорному минорная.

Это значит, что если Вам необходимо найти Ab трезвучие, то необходимо выписать 1, 3, 5 ступени тональности и Вы получите необходимый аккорд. В Ab мажоре 4 бемоля, следовательно Ab трезвучие содержит звуки: Ab, C, Eb.
То же справедливо для минорного трезвучия.
Таким образом, если Вам известны знаки тональности Вы без труда сможете построить трезвучия.
Запомните основные ступени и соответствующие им трезвучия.
Мажорное трезвучие строится на I ступени мажора, минорное трезвучие на I ступени минора, уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора, увеличенное на VI гармонического мажора или III гармонического минора.

Выше мы рассмотрели трезвучия в которых тоника находилась в нижнем голосе. Однако кроме этого встречаются еще два типа изложения трезвучия, при которых в нижнем голосе находится терция или квинта аккорда.
Такие формы называются обращением трезвучия.
Легкий способ построения обращений основан на переносе нижнего звука на октаву вверх:

Первое обращение называется секстаккорд поскольку в нем образуется секста между 3 ступенью и 1 ступенью
Второе обращение называется кварт секстаккорд (кварта между 5и 1 и секста между 5 и 3)
Интервальные формулы обращений трезвучий:
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Мажорный квартсекстаккорд ч4+б3
Минорный секстаккорд б3+ч4
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Увеличенный секстаккорд б3+ум.4
Увеличенный квартсекстаккорд ум4+б3
Уменьшенный секстаккорд м3+ув4
Уменьшенный квартсекстаккорд ув5+м3

Мажорное, минорное трезвучия и их обращения являются консонирующими и имеют устойчивое звучание. При взаимодействии с друг другом в тональной музыке соотношение трезвучий определяет их функциональная значимость (принадлежность T, S, D).

В модальных последовательностях каждое трезвучие представляет собой временный тональный центр, что способствует более свободному обращению с трезвучиями (например, посмотрите использование трезвучий в песнях Beatles или Hendrix)

Уменьшенное и увеличенное трезвучия являются диссонирующими и относятся к доминантовой функции в тональности, а модальном контексте могут принимать даже функцию тоники (имеются ввиду современное звучание).

Освоение трезвучий и приемов гармонизации с помощью них является первой ступенью в освоении гармонии и являются важнейшим строительным материалом не только на уровне гармонии, но и на уровне мелодики.

Источник

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так: Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Источник

Читайте также:  Шуфутинский мама с аккордами
Оцените статью