- как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
- Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53
- как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
- как строить т63, S53, d53, т64, S63 ?
- ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЯМИ И РАЗРЕШЕНИЕМ
как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Источник
Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или Большое трезвучие состоит из б3 и м3, между крайними звуками образуется ч.5.: Б53= б3 + м3
2. Минорное или Малое трезвучие состоит из мЗ и бЗ, между крайними звуками образуется ч.5.: М53= м3 + б3
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б3, между крайними звуками образуется ув5.: Ув53=б3 + б3
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5.: Ум53= м3 + м3
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).
Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.
Основной, или нижний, звук (тон) трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.
Трезвучие имеет два обращения:
1-ое обращение — секстаккорд , получается от переноса примы на октаву вверх,
2-ое обращение — квартсекстаккорд, получается от переноса примы и терции на октаву вверх.
Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6). Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (64)
· мажорный секстаккорд: Б6= м3+ч4;
· минорный секстаккорд: М6= б3+ч4;
· мажорный квартсекстаккорд: Б64= ч4+б3;
· минорный квартсекстаккорд: М64= ч4+м3.
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.
Трезвучие I ступени называется тоническим -Т53
Трезвучие IV ступени — субдоминантовым –S53
трезвучие V ступени — доминантовым – Д53
В мажорном ладу эти трезвучия — мажорные, они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков). Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D: Т53/I, S53/IV, Д53/V.
Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.
В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер,
а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.
Д53 всегда используется в гармоническом миноре, т.е. всегда мажорное.
Д7 (Доминантсептаккорд) и его обращения.
Септаккорд —аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.
Септаккорд, который строится на V ст. мажора и гарм. минора, называется доминантсептаккордом.
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией: б3+м3+м3. (Б53+м3).
Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основаной тон), терция, квинта и септима.
Доминантсептаккорд обозначается— Д7 (V7):
Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:
Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.
Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:
Доминантсептаккорд — Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основ. звуком;
Квинтсекстаккорд –Д65 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;
Терцквартаккорд –Д43 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;
Секундаккорд –Д2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.
Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.
В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции:
Малый вводный септаккорд встречается только в натуральном мажоре!
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т53,t53) с удвоенной терцией:
После повторения этих правил выполните
несколько письменный заданий:
Напишите в тетрадях.
Потом перешлите, пожалуйста, мне свою работу на электронную почту natalyazolotova@ya.ru
1. Ступеневый состав аккордов:
T53 | T6 | T64 | S53 | S6 | S64 | D53 | D6 | D64 |
D7 | D65 | D43 | D2 | мVII7 | умVII7 |
2. Интервальный состав аккордов:
Б53 | М53 | ув53 | ум53 | Б6 | М6 | Б64 | М64 |
D7 | D65 | D43 | D2 | VII7 | умVII7 |
3. Построить в нотой тетради (красиво. )
1) Построить от звука «соль» вверх (и вниз) аккорды:
Б53, М53 , Ув53, Ум53, Б6, М6, Б64, М64
2) В тональности e – moll (г) построить гамму, а затем построить главные трезвучия с обращениями (и с разрешением).
· В Гамме – выделить неустойчивые ступени закрашиванием, подписать римскими цифрами ступени, показать стрелками разрешение.
· Не забывайте, строя аккорды в тональности, ставить при ключе знаки!
· Обозначать аккорды снизу!
· Выделять неустойчивые звуки закрашиванием! Соблюдать в записи аккордов вертикаль и расстояния между аккордами.
· При выполнении всех требований – оценка «5»
· При выполнении заданий не полностью (без заданий в скобках) – «4»
· При выполнении заданий небрежно, кое — как и с большим количеством
Все ваши работы пойдут в зачёт экзамена!
Кто всё будет выполнять – может быть освобождён от экзамена!
Источник
как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Буква — где располагается аккорд. Т — тоника, С — субдоминанта, 4-я ступень, Д — доминанта, 5-я ступень.
Первая цифра — интервал между нижней и верхней нотой (напр 5 — квинта)
Вторая цифра — интервал между нижней и средней нотой.
Если Буква+7 — септаккорд. 4 ноты по терциям.
Все аккорды по гармоническому ладу в миноре (с повышенной 7-й ступенью). Остальные ноты — по ступеням.
Источник
как строить т63, S53, d53, т64, S63 ?
Т53 — т 63 не бывает. Есть
Т 64 — тонический квартсекстаккорд (или тоническое трезвучие в 3-м обращении) строится от 5-йступени лада состоит из ч. 4. + б. 3 — в мажоре и ч. 4 + м. 3 — в миноре.
Т 53 — тоническое трезвучие в 1 обращении, строится на 1 + 3 + 5 ступени лада.
S53 — субдоминантовое трезвучие в 1 обращении, строится на по такому же принципу, как и т 53, только от 4-й ступени лада.
Д 53 — это доминантовое трезвучие в 1 обращении, строится от 5-й ступени лада, аналогично Т 53
S64 — субдоминантовое трезвучие в 3-м обращении. Строится аналогично Т64. Т. е. от 2 ступени лада конструкция такая же как у Т64.
Приведу пример в самом простом до — мажоре: (аккорд, как вы, я надеюсь, знаете — строится снизу вверх) :
Т 53 — до + ми + соль
Т6 ми + соль до
Т 64 — соль + до + ми
S53 — фа + ля + до
S6 ля + до + фа
S64 до + фа + ля
D53 соль + си + ре
D6 си + ре + соль
D64 ре + соль + си
Источник
ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЯМИ И РАЗРЕШЕНИЕМ
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются
трезвучиями главных ступеней лада.
На I ст. – тоническое Т53,
На IV ст.– субдоминанта, S53
На V ст. лада,- доминанта ,D53.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное -з s53
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,
d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное — D53
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким образом получается следующая схема: S53 – T6 D53 – T64 S6 – T64 D6 – T53 S64 – T 53 D64 – T6
ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ
Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях,
Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
В натуральном мажоре – на VII ст.
В натуральном миноре – на II ст.
В гармоническом мажоре – на II ст.
В гармоническом миноре – на VII # ст.
Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду вниз. До мажор
ля минор
Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре.
В гармоническом мажоре – на VI b ст.
В гармоническом миноре – на III ст. 7
Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый
звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,
Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.
СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7),
D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд и требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.
D7 имеет 3 обращения:
D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), — Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.
D43 (доминантовый терцквартаккорд), Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53) с удвоенным основным тоном в октаву.
D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3 (или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с удвоенным основным тоном.
8.ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется – водным септаккордом (DVII7).
Малый вводный -MVII7 — строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3 (или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,
Уменьшённый УмVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние звуки умVII7 образуют интервал ум7,
Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.
Вводные септаккорды могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие.
Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.
СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ (II7).
Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.
Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется субдоминантовый септаккорд.
В натуральном мажоре на II ст. строится малый минорный септаккорд, (М53+м3).
SII7 разрешается через D43 в тоническое трезвучие;
SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,
т.к. его нижним звуком является субдоминанта.
АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ
Альтерация– это изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар
Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия.
в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI
ступень понижается (гармонический мажор);
в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII
ступень повышается (гармонический минор).
В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.
Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)
диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.
Хроматизм в мелодии связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательный звук (ре-до#-ре или соль-ляb-соль ).
Проходящий звук, образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками ( ре-ре#-ми или ля-ляb-соль).
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 2673 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник