Как строится аккорд с секстой

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Секстаккорд II ступени (II6)

Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд II ступени (II6), как и трезвучие (II53) , относится к группе аккордов субдоминанты. В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях В. Моцарта и Л.Бетховена.

Для II6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона (см. нотные примеры 2 и 3), и лишь изредка используется удвоение примы или квинты.

При соединении II6 с II65 лучше удвоить приму:

Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно после T53, T6, VI53, S53 и перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции.

Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D при нисходящем мелодическом движении в сопрано с одновременным противоположным движением баса вверх от 4-й к 5-й ступени. Соединение мелодическое:

Традиционно II6 относится к кадансовым гармоническим средствам и трактуется как субдоминантовое трезвучие с секстой вместо квинты (А. Мутли):

Источник

Чем отличается секстаккорд от аккорда с секстой, как используется интервал секста

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, чем отличается аккорд с секстой и секстаккорд, оказывается различия есть. Разница прежде всего состоит в функции, которую выполняет интервал секста в первом и втором случае. Если секста просто добавляется к трезвучию аккорда, то она выполняет роль добавочной или надстройкой (это и будет называться аккорд с секстой). В этом случае основное звучание по-прежнему образует трезвучие, а шестая ступень добавляет к нему свою какую-то краску. В случае же секстаккорда, меняется сама структура аккорда, а интервал секста участвует в его образовании.

Секстаккорд получается когда мы берём аккорд не от тоники, а от третьей ступени тональности, идя по нотам арпеджио, выходит, что это обращение исходного аккорда. Чтобы было понятно, нужно для примера взять какое-нибудь трезвучие, например возьмем трезвучие аккорда фа-мажор — это будут ноты фа, ля, до.

Его играть можно как мы и записали, то есть от ноты фа, а можно от ноты ля, и последовательность будет уже ля, до, фа.

Так вот, если взять одновременно ля, до, фа, то получиться обращение фа-мажорного трезвучия (мы ноту фа переместили на октаву вверх), в басу же будет нота «ля». Между «ля» и «фа» — то есть крайних звуков получившегося трезвучия — образуется интервал секста и именно он участвует в образовании этого созвучия. Поэтому такое трезвучие будет называться секстаккордом. Думаю теперь разница между секстаккордом и аккордом с секстой наглядна. Если вы пойдете по трезвучию фа-мажора дальше и сделаете его обращение от ноты «до» (осуществляется перенесением на октаву вверх кроме ноты «фа» еще и ноты «ля»), то у вас получится уже не секстаккорд, а квартсекстаккорд и его форма будет уже другой — строение его определяется сначала квартой от первой ступени, затем секстой, тоже от первой (поэтому и называется квартсекстаккорд):

В басу теперь будет звучать до, а фа и ля наверху.

Секста может быть большая(обозначается б6) или малая(её обозначение — м6), и существуют также некоторые особенности с использованием данного интервала как надстройки или добавочной ноты. Большая отличается от малой на полтона (в первой расстояние четыре с половиной тона, во второй четыре ровно), м6 «по-умолчанию» бывает в гамме минорного аккорда (если считать от тоники до шестой ступени). Давайте проверим это взяв тональность ре-минор, тональность минорная поэтому от тоники (ре) до шестой ступени (ноты си-бемоль) расстояние в четыре тона, но чтобы из ре-минора получить аккорд с секстой необходимо добавить к трезвучию ре, фа, ля не м6, а б6, поэтому нота си-бемоль становится чистой «си».

Почему так? Потому что если мы добавим, следуя логике, к трезвучию ре-минора ноту си-бемоль, то звуковой состав данного аккорда будет полностью соответствовать септаккорду си-бемоль мэйдж:

. а точнее — его обращению, поэтому это нельзя будет назвать ре-минорным аккордом с секстой. В ре-мажоре же всё обстоит без сюрпризов и к трезвучию ре-мажора добавляется нота си, без каких бы то ни было изменений.

Получается и в минорном и в мажорном аккордах добавочная секста будет большой и, следовательно, одной и той же нотой.

А что будет если использовать интервал сексту вне аккорда, гармонический его тип (две ноты одновременно) должно же быть какое-то значение у м6 и б6. Если у нас нет конкретного трезвучия мажорного, минорного, то взятая отдельно м6 будет звучать минорно, большая же мажорно — совсем как с терциями все. Это можно также использовать, вместо аккордов, например, в аккомпанементе, взять не целый аккорд, а интервал из него отдельный. Например, мы играем не аккорд соль мажор, а только гармонический интервал ре + си (что есть большая секста).

Кстати с секстой, как и с некоторыми другими интервалами при обращении происходят интересные метаморфозы. Читайте об этом в статье про обращение интервалов.

Источник

Секстаккорд

Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.

Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.

Например, секстаккорд для трезвучия Am:

Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.

Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:

Поп-музыка

В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.

В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.

Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.

Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.

Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:

NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:

буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.

Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:

Am(m6):

По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.

Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.

Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.

Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V

Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:

Современная музыка

Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.

Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:

то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.

Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:

Неаполитанский секстаккорд

В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:

Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.

Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.

Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.

Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)

Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.

Итальянская секста

Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:

Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6

Французская секста

Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Секстаккорды в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия с терцовым тоном в нижнем голосе. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Функциональное значение секстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован. В хоральном четырехголосии секстаккорды используются с удвоением основного или квинтового тона.

Удвоение терцового тона применяется лишь в особых случаях, которые рассмотрены отдельно, в других темах.

В главных секстаккордах (Т6, S6, D6) традиционно удваиваются

Обратите внимание, что в секстаккордах между парами голосов сопрано-альт и тенор-альт образуются интервалы примы, октавы, кварты и квинты. Между басом и тенором – терции, сексты, децимы и терцдецимы.

Секстаккорды в четырехголосии имеют три расположения: тесное, широкое и смешанное. Все они представлены в нотных примерах.

При тесном расположении аккорда между звуками сопрано и альта, а также альта и тенора образуются интервалы от примы до кварты включительно, при широком – от квинты до октавы.

Смешанное расположение предполагает одновременное использование интервалов, свойственных как тесному, так и широкому расположению в перечисленных парах голосов.

При соединении секстаккорда и трезвучия той же ступени (Т – Т6, S – S6, D – D6 и наоборот) создается эффект перемещения одного аккорда, поэтому соединение должно быть гармоническим:

Соединение секстаккорда и трезвучия, находящихся в кварто-квинтовом и терцовом соотношении тоже должно быть по возможности гармоническим:

Секундовое соотношение секстаккорда и трезвучия создает условия только для мелодического соединения:

При скачке в верхнем голосе бас должен двигаться в противоположном направлении во избежание прямого движения сопрано и баса к октаве или квинте (скрытой октавы или квинты):

В этом случае нужно заменить виды аккордов:

При перемещении секстаккорда обычно используется гармоническое соединение при движении одного или двух голосов. Остальные два голоса остаются на месте:

При соединении двух секстаккордов необходимо следить за тем, чтобы в них были удвоены разные тоны (например, в одном – квинта, в другом – прима) во избежание параллельных прим, квинт и октав. Но лучше избегать употребления подряд 2-х секстаккордов разных функций.

Задание: 1) В следующем нотном примере, несмотря на удвоение в аккордах разных тонов, образовались параллельные квинты. Найдите их и исправьте соединение:

2) Играйте главные секстаккорды в различных мажорных тональностях в разных расположениях и мелодических положениях, запишите их.

3) Определите расположение каждого секстаккорда в приведенных выше нотных примерах.

Образец гармонизации мелодии главными трезвучиями и секстаккордами:

2-й вариант гармонизации – найдите отличия:

Источник

Читайте также:  Город которого нет фортепиано видеоурок
Оцените статью