Как строиться аккорд т53

Что такое т53 по сольфеджио

В разделе Музыка на вопрос что такое T 53? сольфеджио заданный автором Звезда по имени омега лучший ответ это Это обычное тоническое трезвучие. Бывает 2 видов: состящее из большой и малой терции (б3. м3) и чистой квинты ч5 от нижнего звука (тональности в которой строят тоническое трезвучие) называется большим или мажорным. И трезвуче состоящее из малой и большой терции (м3.б3) и чистой квинты называется малым или минорным. Приммер: надо построить мажорное трезвучие в до мажоре 1 ступень звук до, от звука до строим б3 получаем звук ми (б3),и от ми стоим (м3) получаем звук соль: до-ми-соль, а от звука до-соль (ч5) чистая квинта. Тоже самое и в миноре только (м3.б3) до-ми (бемоль) -соль. А от до-соль опять чистая квинта (ч5).
Источник: Т 5/3 это какие интервалы есть в аккорде (терция и квинта).

Правила по сольфеджио

Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.

Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.

Лад — настроение в музыке.

Мажор — светлый, веселый лад.

Минор — темный, грустный лад.

Тональность — это высота лада. Тоника + лад = тональность.

Гамма — звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,

Тоника — самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.

Метр — пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли,

Ритм — сочетание длинных и коротких звуков.

Целая Половинная Четвертная

Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.

Размер — цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя — длительности этих долей.

Пауза — знак молчания:

Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Полутон — самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон — это два полутона вместе.

Альтерация — повышение или понижение звуков.

Диез, знак повышения звука на полтона.

Бемоль, знак понижения звука на полтона.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Устойчивые ступени I, I П, V

Неустойчивые ступени — II, IV, VI, VII

Главные ступени -1, IV, V

Вводные ступени — II ,VII

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

Опевание — это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

Опевание бывает снизу и сверху:

Тетрахорд — четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

Затакт — если мелодия начинается со слабой доли.

Аккорд — одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.

Тоническое трезвучие Т53 — строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 — строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

Динамика — сила звучания в музыке

тр — не очень тихо

mf — не очень громко

ff- очень громко

Темп — скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

Транспонированне или транспозиция — это перенос мелодии в другую тональность.

Строение минорной гаммы: Т — П — Т — Т — П — Т — Т

Минор бывает трех видов:

Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

Гармонический — в котором повышается VII ступень.

Мелодический — при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз — натуральный минор.

Параллельные тональности — это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени. (Например: До мажор-ля минор).

Сложный размер – это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4 /4 =2/4+2/4 ; 6/8 =3/8+3/8

Интервал — расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний — вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины: тоновую и ступеневую.

Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы — это интервалы, не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.

Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна

Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.

Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх

Труба зовет елочка

Консонансы и диссонансы

Консонансы — это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

Совершенные — все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

Несовершенные — м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

Диссонансы — это интервалы, звучащие резко, неприятно.

К ним относятся м2, б2, м7, б7.

Мотив — наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

Фраза — более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

Секвенция — восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.

Диатоническая или тональная секвенция — это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Устойчивые интервалы в ладу — это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Неустойчивые интервалы в ладу — это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Ладовое разрешение интервалов — это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Импровизация — сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.

Гармонизация — подбор аккордов к мелодии.

Аккомпанемент — сопровождение мелодии.

Обращение интервалов — это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.

Трезвучия с обращениями:

Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний — прима, средний — терция, верхний — квинта.

Обращение трезвучия — это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S 64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) — это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.

Трезвучия с обращениями от звука:

Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)

Б53=б3+ м3 М53= м3+б3

Б64= ч4+б3 М64= ч4+м3

Переменный лад — лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).

Период — наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы. Три вида периода:

1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

другое количество тактов).

2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).

3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).

Тритоны — это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

У в. 4 строится на IV, VI ступенях;

Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные — уменьшаются.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) — это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.

Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

Обращение септаккорда — это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.

Д7 имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) — строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) — строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.

3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) — строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

Пунктирный ритм: длинный пунктир

Синкопа — это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:

Квинтовый круг тональностей — это система тональностей, расположенных по кварто — квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.

Буквенное обозначение звуков и тональностей:

С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) – соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.
В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком случае буква В обозначает Си-бемоль.

Is- диез, Es -бемоль
Dur – мажор, Moll – минор

Каденция — заключение музыкальней мысли.

1. Автентическая — если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

2. Плагальная — если в каденции перед Т53 звучит S53.

9 основных видов септаккордов:

Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

1. Большой мажорный

2. Большой минорный

3. Большой увеличенный

4. Большой уменьшенный

5. Малый минорный

6. Малый мажорный

8. Малый Увеличенный

9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.

Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.

Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

Альтерация — повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

В мажоре могут быть II II IV VI

В миноре могут быть II II ÌV V I

«Хром» — окраска звука.

Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:

Отклонение — это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.

Модуляция — переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.

Гармонический мажор — это мажор с пониженной VI ступенью

Характерные интервалы — это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Источник

Читайте также:  Окунев ноты для фортепиано
Оцените статью