Секстаккорд
Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.
Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.
Например, секстаккорд для трезвучия Am:
Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.
Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:
Поп-музыка
В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.
В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.
Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.
Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.
Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:
NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:
буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.
Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:
Am(m6):
По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.
Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.
Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.
Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V
Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:
Современная музыка
Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.
Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:
то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.
Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:
Неаполитанский секстаккорд
В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:
Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.
Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.
Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.
Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)
Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.
Итальянская секста
Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:
Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6
Французская секста
Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.
Источник
Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино
Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.
И опять про интервалы
На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.
Так строятся и записываются кварты
В построении кварт есть пара простых правил.
Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.
То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.
Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.
Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.
Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды
Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.
Секстаккорды
Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.
Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:
Формула построения секстаккордов
На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:
Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:
Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА
Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.
Квартсекстаккорды
Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:
Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре
Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Секстаккорды в четырехголосии
Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия с терцовым тоном в нижнем голосе. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Функциональное значение секстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован. В хоральном четырехголосии секстаккорды используются с удвоением основного или квинтового тона.
Удвоение терцового тона применяется лишь в особых случаях, которые рассмотрены отдельно, в других темах.
В главных секстаккордах (Т6, S6, D6) традиционно удваиваются
Обратите внимание, что в секстаккордах между парами голосов сопрано-альт и тенор-альт образуются интервалы примы, октавы, кварты и квинты. Между басом и тенором – терции, сексты, децимы и терцдецимы.
Секстаккорды в четырехголосии имеют три расположения: тесное, широкое и смешанное. Все они представлены в нотных примерах.
При тесном расположении аккорда между звуками сопрано и альта, а также альта и тенора образуются интервалы от примы до кварты включительно, при широком – от квинты до октавы.
Смешанное расположение предполагает одновременное использование интервалов, свойственных как тесному, так и широкому расположению в перечисленных парах голосов.
При соединении секстаккорда и трезвучия той же ступени (Т – Т6, S – S6, D – D6 и наоборот) создается эффект перемещения одного аккорда, поэтому соединение должно быть гармоническим:
Соединение секстаккорда и трезвучия, находящихся в кварто-квинтовом и терцовом соотношении тоже должно быть по возможности гармоническим:
Секундовое соотношение секстаккорда и трезвучия создает условия только для мелодического соединения:
При скачке в верхнем голосе бас должен двигаться в противоположном направлении во избежание прямого движения сопрано и баса к октаве или квинте (скрытой октавы или квинты):
В этом случае нужно заменить виды аккордов:
При перемещении секстаккорда обычно используется гармоническое соединение при движении одного или двух голосов. Остальные два голоса остаются на месте:
При соединении двух секстаккордов необходимо следить за тем, чтобы в них были удвоены разные тоны (например, в одном – квинта, в другом – прима) во избежание параллельных прим, квинт и октав. Но лучше избегать употребления подряд 2-х секстаккордов разных функций.
Задание: 1) В следующем нотном примере, несмотря на удвоение в аккордах разных тонов, образовались параллельные квинты. Найдите их и исправьте соединение:
2) Играйте главные секстаккорды в различных мажорных тональностях в разных расположениях и мелодических положениях, запишите их.
3) Определите расположение каждого секстаккорда в приведенных выше нотных примерах.
Образец гармонизации мелодии главными трезвучиями и секстаккордами:
2-й вариант гармонизации – найдите отличия:
Источник