Как сушат дерево для гитар

Сушка древесины

Сушкой называют процесс удаления влаги из материала. Влага в древесине содержится в двух видах — свободная и гигроскопическая. Гигроскопической влаги содержится в древесине до 30 %. Эта влага связана с древесиной и находится в стенках клеток. Остальная влага находится в свободном виде в клеточных полостях и сосудах.

В начале сушки из древесины испаряется только свободная влага. Гигроскопическая влага начинает испаряться лишь после того, как улетучится вся свободная влага. Таким образом, при влажности древесины менее 30 % мы имеем дело с той частью влаги, которая содержится в стенках микроструктуры древесины. Удаление этой влаги сильно влияет практически на все свойства древесины.

Содержание влаги в древесине характеризуют отношением массы влаги в древесине к массе древесины. Это отношение, выраженное в процентах, и называют влажностью. В настоящее время влажность древесины определяют двумя способами.

Первый способ — весовой. Из партии древесины вырезают образец размером 10Х100Х50 мм (волокна направлены вдоль короткой стороны). Образец взвешивают на лабораторных весах с точностью до 0,1 г. Затем его сушат в электрическом сушильном шкафу при температуре 103 ±2 °С. Через 6 ч сушки образец взвешивают первый раз, а затем эту операцию повторяют через каждые 2 ч. Образец выдерживают в шкафу до тех пор, пока масса его не перестанет убывать. Постоянную массу принимают равной массе образца в абсолютно сухом состоянии. Разность масс влажного и абсолютно сухого образца, деленная на массу абсолютно сухого образца, и есть его влажность.

Читайте также:  Как играются ноты для фортепиано

Второй способ — электрический. Влажность определяют с помощью электровлагомеров. Эти электрические приборы позволяют измерять влажность в пределах 7—30 % с точностью ±2—3 % и в пределах 30—60 % с точностью ±5—10 %. Принцип действия приборов основан на зависимости электрического сопротивления древесины от ее влажности.

Процесс сушки древесины сопровождается изменением ее геометрических размеров. Вдоль волокон эти изменения ничтожно малы, и их в расчет не берут. В радиальном и тангенциальном направлениях деформации, связанные с усушкой, могут достигать соответственно 5 и 10’%.

Усушка зависит от породы древесины, а в пределах одной породы—от строения древесины. На рисунке изображены деформации торца заготовки древесины. Причиной искажения форм является неодинаковая усушка древесины в радиальном и тангенциальном направлении.

Высушенная древесина, помещенная во влажную среду, начинает впитывать воду. Повышается влажность древесины и начинается деформация, обратная усушке, которая называется разбуханием.

В промышленных условиях древесину сушат в сушилках, в конструкциях которых используют многие физические явления. Наиболее распространена камерная сушка нагретыми газами. Большое применение находит атмосферная сушка пиломатериалов.

В условиях мастерских по изготовлению музыкальных инструментов атмосферная сушка является единственным и наиболее качественным способом снижения влажности в заготовках древесины. Если доску из свежеспиленного дерева оставить в теплое время года под навесом, а лучше на чердаке деревянного дома, то через некоторое время вес доски перестанет убывать. Это говорит о том, что влажность древесины достигла некоторого устойчивого значения. Такая влажность называется воздушно-сухой. Тонкие пиломатериалы достигают воздушно-сухого состояния через несколько недель, толстые—через несколько месяцев, а бревна — через несколько лет.

В зависимости от климата и погоды влажность древесины, соответствующая ее воздушно-сухому состоянию, составляет 8—22%. Для европейской части СССР это значение составляет около 15 %.

Для изготовления музыкальных инструментов пригодна древесина, влажность которой не превышает 6%. Это очень низкий показатель влажности. Его достигают длительной, а иногда и многолетней задержкой заготовок в условиях сухих, хорошо проветриваемых помещений.

Для получения качественной сушки различных заготовок следует придерживаться некоторых правил. Доска, бревно или брусок древесины, аккуратно положенные на просушку, через несколько лет могут стать прекрасным материалом для изготовления деталей инструмента. Для того чтобы торцы заготовленных брусков или досок не растрескались в процессе сушки, их следует залить парафином или сплошь заклеить бумагой. Доски и дощечки, положенные на длительную сушку, обязательно должны иметь прокладки между собой по высоте. Шпон следует хранить в плотно связанных пачках.

Источник: неизвестная советская книга по гитаростроению

Источник

Академия Гитарной Электроники: Дерево Для Гитары (Сушка) — Академия Гитарной Электроники

  • Академия Гитарной Электроники
  • >Юмор и развлечение
  • >Трёп
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

Дерево Для Гитары (Сушка) Может ли инструмент звучать лучше, по истечении определенного времени.

#1 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

Предлагаю поговорить, обсудить тему сушки дерева для гитар. Как правильно сушат дерево, очень интересно, особенно в промышленных масштабах.

Ни для кого не секрет, что качество звучания инструмента напрямую зависит от правильной сушки древисины.
Я не являюсь мастером и сам никогда не сушил дерево для инструмента.

Есть электрическая сушка дерева, а есть так сказать естественная.

Может ли инструмент звучать лучше, по истечении определенного времени. Многие пишут, особенно при продаже, что инструмент стал звучать лучше, т.к. мол дерево лучше просохло, но по моему немного бредово.

#2 Aleksei

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1649
  • Регистрация: 25 January 11

Salvador, ну тут мастеров то не особо. Ты тут лучше спроси http://forum.guitarp. php?board=101.0 Хотя там это наверное сто раз обсуждалось.

По последнему согласен, х.з лучше ли она звучать будет. А вот если хранить в погребе хуже уж точно может начать звучать))))

#3 qwer009

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1126
  • Регистрация: 28 October 13

#4 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

#5 Vitalka

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 4168
  • Регистрация: 30 May 09

#6 qwer009

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1126
  • Регистрация: 28 October 13

#7 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

Vitalka (14 December 2014 — 19:57) писал:

Вот про это я где-то уже читал. Типа происходит нарушение структуры волокон.

#8 thercass

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 347
  • Регистрация: 28 August 11

Сушка временем лучше и сложнее , гибсон раньше сушили по 3 года минимум , точнее дошушивали . Дешёвые палки досушиваются сами через время , иногда развалюются потому что с завода сырые деревяхи покрасили . Липу вообще лучше в 100 слоёв красить , вбирает влагу и звук меняет при дожде или зимой .
Любая средняя гитара через лет 10 звучит по другому , лучше или хуже тут уже вопрос .
Ясень обычный становится звонче , сапеле наоборот мутнее , полностю кленовая через время звучит как ясень.

Себе давно сделал вывод что покупать нужно старые разыгранные гитары от 10 лет минимум .

Источник

Как подобрать и сушить дерево для изготовления гитары: советы и тонкости

Сушка дерева для гитары — процесс освоенный. Поэтому, если запастись терпением и усердием, можно изготовить музыкальный инструмент самостоятельно. Но прежде чем приступить к реализации своей мечты, следует познакомиться со всеми тонкостями гитарного дела: от сушки древесины до настройки звучания инструмента. Последнее, кстати, во многом зависит от выбора древесины и качества ее подготовки.

Где взять дерево для создания гитары? Есть два пути: купить в специализированном магазине или подготовить самостоятельно. Когда речь идет о желание полностью сделать инструмент своими руками, первый вариант не подходит. Значит, остается последний — приступить к заготовке древесины.

Заготовка материала для изготовления гитары

Первым делом нужно определиться с видом древесины и временем ее заготовки.

Традиционно деревом для деки выбирается клен, ель, дуб, ольха, ясень, липа, красное дерево или орех. Но стоит учесть, что ель, идеально подходящая для акустических гитар, не используется при создании электрических моделей. Их обычно делают из лиственных пород древесины, но не всех, а только перечисленных выше и некоторых экзотических: корина, гондурасский и африканский махагон, агатис. Для электробасов применяются также бубинга и венге.

Для грифа гитары должен использоваться материал самого высокого качества. Лучше всего подбирать древесину с прямыми волокнами, не имеющую узлов и дефектов.

Древесину для накладки, как правило, выбирают из таких пород как: слива, груша, клен, орех, палисандр, ферро, эбони (черное дерево).

Решение о том, из чего будет сделана гитара, является очень важным. Уныло звучащий инструмент практически невозможно доработать. Вот почему выбор материала, имеющего хорошие резонансные свойства, — первоочередная задача. Даже похожие породы дерева, ввиду разной структуры, могут звучать по-разному. Гитара из мягкой древесины звучит «глуше», из твердой — «ярче».

Однако это тема для отдельной статьи. Мы же остановимся на методах сушки древесины для гитары.

Особенности сушки дерева для гитары


Сделав деку и гриф из сырого или не до конца просушенного дерева, мастер закладывает мину замедленного действия. Полностью высохнув, материал изменит свою форму и размер, его поведет. Вот почему очень важно правильно высушить древесину.

Процесс этот длительный и требует большого запаса терпения. Тут работает правило: чем дольше дерево сохнет, тем лучше. Минимальные сроки просушки для липы и ольхи составляют 2-3 года, а вот подготовленного клена придется ждать 5 лет.

Во время сушки древесина должна находиться в сухом и теплом помещении. Ее торцы обязательно нужно заклеить, закрасить или запарафинить. Через торцы быстрее всего выходит влага, а их закупорка — это важная предупредительная мера образования трещин. Если оставить торцы нетронутыми, велика вероятность появления глубоких щелей, что существенно сократит количество материала, пригодного для использования.

Отказавшись от покупки готового набора заготовок для гитары и выбрав материал для ее изготовления, останется только определиться с методом сушки. Их всего два: естественная сушка и сушка с использованием нагревательных элементов.

Естественная сушка


Чтобы получить инструмент с отличным звучанием, нужно высушить исходный материал так, чтобы его влажность не превышала 18-20%. Этот процесс очень долгий и требует регулярной проверки веса и влажности древесины. Для контроля влажности используют специальный прибор — влагомер.

Для деки берется материал толщиной 45 мм, для грифа — 25 мм, остальные параметры зависят от предполагаемого размера изделия.

Сушить доски следует, сложив их слоями в теплом помещении (20°С) с влажностью воздуха не более 40-50%, без сквозняков и попадания прямых солнечных лучей. Между слоями нужно установить распорки для обеспечения хорошей вентиляции. Иначе одна сторона, высыхая быстрее, приведет к деформации доски. Нужно также учитывать, что центр доски часто остается более влажным, чем ее края. Перед использованием материала, важно добиться равномерной просушки.

Следует также опасаться появления плесени: если на поверхности доски возникнет белый налет, его нужно сразу же зашкурить, грибки развивается довольно быстро. Влажность в этом случае лучше снизить до 18%.

В сушке главное поймать правильный баланс между чересчур быстрым и чересчур медленным высыханием, чтобы избежать растрескивания и образования плесени. Процесс должен быть контролируемым. И если в какой-то период нет возможности «присмотреть» за материалом, лучше замедлить процесс, покрыв дерево пленкой.

И еще нюанс: первый слой материала должен быть уложен над землей на высоте не менее 30 см, а распорки следует разместить четко друг над другом.

Инфракрасная сушка

Естественная сушка хороша, но процесс идет мучительно долго. Поэтому в промышленности уже давно используются ускоренные способы сушки дерева: камерная, вакуумная, контактная, а также сушка в петролатуме и электрическом поле. В домашних условиях такие методы неприменимы. Но способ ускорить процесс все же есть!

Инфракрасная сушка — отличный вариант быстрой подготовки дерева к работе с использованием нагревательных элементов. Достаточно будет разместить инфракрасные термокассеты сверху и снизу подготавливаемых досок, чтобы превратить несколько лет естественной заготовки в несколько дней непрерывной сушки.

Инфракрасные приборы, часто используемые как бытовые обогреватели, идеально подходят для ускоренной сушки древесины. Получаемый с их использованием результат так же хорош, как и при естественной сушке. Материал сохраняет эластичность и не растрескивается.

Важно! Даже идеально изготовленная гитара может быть испорчена при неправильном хранении и транспортировке. Древесину может повести и изогнуть, если часто оставлять инструмент на сквозняке или в сыром помещении!

Источник

Оцените статью