Как свести гитару с голосом

Сведение гитары

Предлагаю вашему вниманию несколько практических советов по микшированию гитары. В данном случае речь идет все-таки о сведении электрогитары. Советы достаточно простые, но эффективные и работают в большинстве случаев. Пускай они будут служить точкой отсчета в вашем стремлении получить правильное гитарное звучание и усадить его в ваш микс.

Эквализация гитары

Фильтр низких частот

Часто низкие частоты гитары вступают в конфликт с низкими частотами бас-гитары, в конечном итоге получается каша. Попробуйте обрезать низкие частоты на гитаре до 100-120 Гц, до тех пор пока не услышите, что гитара и бас отчетливо звучат. Вы можете воспользоваться простейшим фильтром, или же любым эквалайзером.

Фильтр высоких частот

Аналогичная операция, просто срезайте высокие частоты до тех пор, пока гитара не перестанет конфликтовать, допустим с барабанным железом. Иногда верхние частоты срезать не нужно.

Не переусердствуйте с искажениям

Конечно эффект «distortion» или «overdrive» заставят вашу гитару звучать мощнее, но слишком большое количество искажений сделает вашу гитару мутной и не четкой.

Основу звучания гитары составляют именно средние частоты, именно поэтому стоит относиться к их эквализации с особой осторожностью. Конечно убрав некоторое количество средних частот, звучание гитары вам может показаться более симпатичным в режиме «solo», но в миксе она просто потеряется.

И еще несколько полезных советов:

  • Не занимайте все пространство микса гитарой

Даже если вы хотите, что бы ваша гитара был основной частью песни, убедитесь что все остальные инструменты находятся в правильном балансе с ней.

В звучании каждой гитары есть определенный частотный диапазон, который составляет основу звучания гитары. Его нужно найти и усилить.

  • Уберите вредные частоты

Многие опытные звукоинженеры утверждают, что на частоте 800 Гц. есть что-то, что делает звучание гитары «дешевым». Корректируйте эту чистоту.

Компрессия гитары

Какие цели преследует компрессия гитары:

  1. Выровнять динамику
  2. Подчеркнуть атаку
  3. Увеличить сустейн (продолжительность звучания)

Динамика

Допустим сильно перегруженная гитара имеет сама по себе уже достаточно ровную динамику, потому что овердрайв и дисторшн работают, как компрессор. Так что, скорее всего вам не придется применять компрессию в данном случае. Но вот клин гитара (clean) потребует такой же компресии, как акустическая гитара.

Вот установки компрессора для акустической гитары (приблизительные):

Release: 50-100 мс

Атака

Для того, чтобы подчеркнуть или же ослабить атаку гитары подбирайте параметр Attack на слух. Например, чтобы добавить атаки гитаре рекомендую искать значения между 10 и 80 мс.

Release: 50-100 мс

Сустейн

Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо скомпрессировать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.

Источник

Как правильно записать поющего гитариста.

Если вы настолько профессиональны в сфере звукозаписи, что владеете микрофоном :), то, рано или поздно, велики шансы столкнуться с задачей записи музыканта, который поет и играет на гитаре одновременно. Вы можете работать с кем угодно — начиная с бородатых бардов до хныкающих эмо-кидов, не минуя серьезных авторов-исполнителей во множестве жанров, за деньги или из любви к искусству, — стоит знать, как же достичь наилучшего результата. Исходя из этого, мы решили изучить возможные опции в контексте выбора типов микрофонов, их расположения, техник записи поющего гитариста.

Главная трудность в записи поющего гитариста очевидна — по сути, это попытка поймать два источника звуковоспроизведения одновременно, причем они находятся в непосредственной близости друг от друга. Например, вы подбираете микрофон и размещаете его в расчете на идеальное звучание гитары , и тем самым совершенно смазываете звучание голоса, или наоборот.

В наши дни, когда у всех есть возможность работать с многочисленными аудиодорожками и изощренные инструменты для их обработки, первым импульсом большинства будет сначала записать гитару, следом наложить вокал.

Если ваша основная цель — чистота звучания, такой подход вполне оправдан. Вы свободно запишете оба источника именно так, как вам нравится. И обработать обе партии вы можете отдельно, достигнув отполированного звучания, при этом избежав столкновения тонких моментов гитарного перебора с нюансами вокала.

Несмотря на все это, приходится признать, что все-таки не в чистоте и стерильности звучания заключается магия «крутого», берущего за душу исполнения музыкальной композиции. Ключевой фактор — это запись именно великолепного живого исполнения, и стоит спросить любого хорошего музыканта, получите ли вы преимущество при отдельной записи вокала и инструментального звучания. Конечно, кто-то, может, и споет лучше без игры на гитаре за счет полной концентрации на пении, но не все! На каждого исполнителя, который почувствует себя освобожденным от обязательства еще и бренчать, найдется армия тех, кто придет в замешательство и лишится уверенности, если их заставят петь отдельно от инструментального исполнения.

Существуют, кроме всего прочего, и практические причины, по которым отдельная запись двух компонентов будет не вполне осуществима. Банально, вы можете быть ограничены во времени. Если перед вами маячит дедлайн, гораздо эффективнее, конечно же, будет осуществить эффективную запись за один присест, чем выстраивать композицию путем сведения/накладывания нескольких дорожек, особенно если задействованы дополнительные партии/музыканты.

В конце концов, существуют и люди, которые просто не любят все эти бесконечные наложения-сведения-выравнивания. И правда, не каждый выживет и сохранит рассудок от бесконечного прослушивания 27 вокальных отрывков в попытках выделить самый лучший образец каждой фразы. Живая запись приносит гораздо больше удовольствия, и, поверьте, всегда существуют техники достижения блестящего результата в этом нелегком деле.

Настройка окружающего мира

Еще до того, как вы начнете размещать аппаратуру, очень важно убедиться, что вы сделали все возможное для комфорта и хорошего настроение вашего исполнителя/исполнительницы. Некоторые из них предпочтут стоять, остальные — сидеть, так что убедитесь, что можете обеспечить им удобное положение. Кто-то будет свободнее себя чувствовать без наушников, а кому-то понадобится что-то типа отбивания ритма/метронома, поэтому будьте готовы предоставить и такую возможность. Кстати, имейте ввиду, что звук отбивания ритма в интерпретации вокального микрофона может стать настоящей проблемой, если вы выберете неподходящий звук или он будет слишком громкий.

Кстати, еще очень важно справиться с любым потенциальным источником нежелательного шума, некоторые из которых могут казаться малозаметными. Например, даже незначительные движения/покачивания, совершаемые исполнителем, могут повлечь легкий стук или царапанье корпуса гитары о пуговицы или о пряжку ремня. Шлепанье провода от наушников или от гитары, и даже тиканье часов, может оказаться весьма раздражающим и заметным фактором при записи. И даже такие, на первый взгляд, тихие звуки, как гудение компьютера, звуки в трубах, жужжание люминесцентных ламп, трафик за окном и т.д., могут просто убить качество записи. Поэтому «настраивайте» не только звукозаписывающую аппаратуру, но и окружающую эту запись среду. Жадные эксперты приводят примеры с использованием тихого PC Rain Recording, а также организацией записи вдали от цивилизации, в столь тихом и необитаемом месте, что даже может появиться другая помеха в виде поющих птичек )

Существуют два фундаментальных подхода к записи поющего гитариста. Первый заключается в использовании отдельных микрофонов для гитары и вокала очень близко к источникам, чтобы сохранить и выделить наилучшие нюансы звучания каждого из них. Также этот метод подразумевает достаточную степень разделения между двумя источниками для их отдельной обработки — разная реверберация, вытягивание, эквалайзер и т.д. Второй метод -это, по логике, восприятие гитары и голоса как одного источника звуковоспроизведения (как, в общем-то, и воспринимает исполнение любой слушатель). При данном подходе, используется техника относительного отдаления звукозаписывающей аппаратуры от певца для того, чтобы уловить два источника звука как одно целое.

Второй подход вызывает недоверие у сторонников чистого звучания, но, в процессе тестирования, записи, сделанные экспертами, выявили много ловушек данного метода. Кроме моно-записи с помощью конденсаторного микрофонов с большой диафрагмой Neumann в режимах омни и кардиоида, также тестировались несколько техник стереозаписи с помощью пары кардиоидных конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой а также стерео микрофоны X/Y

В каждом случае, микрофоны находились настолько близко к вокалисту и его гитаре, насколько позволял угол стереоволн (stereo arrays) — около 70 см от источника звука, а также на определенном возвышении, что давало возможность уловить разумных баланс между голосом и гитарой. При прослушивании всех записей, сделанных таким способом, становится совершенно очевидно, что так никогда не запишешь так называемый «современный» звук, где голос и инструмент звучат сухо и чисто.

Конечно, можно списать это на недостатки самого помещения, но это стало не единственным недостатком такой техники записи. Размещение последовательного или почти-последовательного стереопотока ( stereo array) для улавливания любого стоящего звука, очень усложнило попадание голоса непосредственно в центр звукового поля. Это значит, что даже легчайшие посторонние движения исполнителя просто чрезвычайно слышны. Это очень сбивает, особенно если исполнитель в наушниках.

Но самый большой нюанс дистанционной записи заключается в том, что вы целиком полагаетесь на умение исполнителя сбалансировать уровни звучания вокала и инструмента. Даже у суперопытного музыканта, при живом исполнении, голос зачастую звучит слишком тихо на фоне инструментала, а иногда и наоборот. И если это работает при живом выступлении, то при записи такой динамический контраст означает лишь то, что многие нюансы теряются, а остальные наоборот, звучат грубо или смазанно.

В общем, мы не уверены, что стоит рекомендованы данный подход для какой-либо реальной ситуации в звукозаписи. Но если бы мы были вынуждены использовать именно его, то расположили бы микрофон таким образом, чтобы улавливать больше вокал, нежели гитару , надеясь в последствии усилить звук инструмента. Но, используя этот метод, забудьте о чистоте звучания.

Мы подозреваем, что для большинства наших читателей-аудиофилов длинный путь в поисках «своего» звучания, в конце концов, приводит к начальной точке : желанию записать вокал и гитару отдельно, добиться наилучшего звучания для каждого из них, достичь достаточного разделения их для дальнейшей отдельной балансировки и обработки. Поэтому красной нитью по данной статье проходит достижение именно это цели. В значительной степени оно зависит от самого исполнителя и его вокальных привычек. Например, фактор того, предпочитает ваш исполнитель сидеть или стоять во время записи, играет большую роль. Например, есть исполнители с сильным голосом и четко владеющие правой рукой для игры, что позволяет им достаточно успешно балансировать общи звуковой поток. А есть, например, такие, которые резко бьют по струнам при относительно слабом и мягком пении, поскольку привыкли к выступлениям на сцене, где микрофоны усиливают недостаточно мощный голос. Либо вам попадется талантливый вокалист с прекрасным сильным голосом, но чувствующий себя недостаточно уверенно с гитарой, который будет едва слышно бряцать по струнам.

Исполнители, которым довелось много выступать вживую, скорее всего, будут придерживаться своеобразной дисциплины и правил пения в микрофон. Можно рассчитывать, что они овладели «техникой пения в микрофон», отводя его на небольшое расстояние для воспроизведения более громких музыкальных фраз. В контексте же записи, такая техника, в несколько преувеличенном виде, может сыграть злую шутку, особенно если музыкант будет и одновременно отступать от микрофона, направленного на гитару. Кроме того, у некоторых музыкантов есть привычка прикрывать микрофон, что тоже не способствует улучшению качества записи. А вот менее опытные исполнители, наоборот, могут найти сложным держать голову прямо в одном положении во время пения, да и гитаристу может понадобиться наклонить голову, и, к примеру, посмотреть на свои пальцы посередине музыкальной фразы. То есть, вы понимаете, что для многих музыкантов живая запись может оказаться очень стрессовым мероприятием, а особенно если вы прикажете им не двигаться в перерывах, и в результате вы сдадитесь и, в пользу качества, прибегнете к отдельной записи вокала и инструмента )

Хоть иногда и полезно указывать музыканту на его ошибки, не переборщите с этим во избежание усложнения и так напряженной ситуации. Так, например, если кто-то привык петь, касаясь микрофона губами, вы можете отрегулировать сценический микрофон именно таким образом, но главный записывающий сигнал будет исходить из второго микрофона выше и позади него. В большинстве случаев, подобный «обходной путь» будет куда эффективнее импровизированного экскурса в дебри техник микрофонного исполнения 😉

Давайте начнем с того, что подумаем, как же качественно записать гитарный саунд относительно свободный от примешивания вокала. Тестовые записи западных обозревателей подтвердили наши подозрения — если гитарист одновременно и играет, и поет, большинство нетрадиционных или экспериментальных техник записи гитарной музыки просто теряются. В реальности, вы можете просто забыть направить микрофонную стойку через плечо или вдоль грифа, поскольку такие позиции приведут к куче аудиомусора (мы пробовали, и это звучало ужасно). То есть, при приближения микрофона к корпусу гитары, ваши возможности качественной записи резко снижаются. В данной ситуации, основное задание можно сформулировать, как попытку уловить хороший гитарный звук при минимизации примеси вокала на микрофон. Кроме упомянутых сложностей с отделением вокала при близкой записи гитарного звучания, внимание нужно обратить и на такой участок гитары как место соединения грифа с корпусом. Если этот участок не дает требуемый звук, либо мы хотим добавить второй микрофон для стереозаписи гитарного звучания, большинство из нас, пожалуй, переключится на участок вокруг подставки, возможно за ней или под ней.

Хорошая новость — это то, что, пожалуй, это и есть наилучшая позиция для старта, если гитарист еще и поет, хотя здесь вступают в игру и дополнительные факторы. Погоня за разделением звука, к примеру, может привести вас к тому, что вы придвинете микрофоны слишком близко к гитаре, что было бы прекрасно при записи одного лишь инструмента. Вообще, нюансы возникают в зависимости и от того, какой микрофон вы выберете. Например, кардиоидный микрофон с малой диафрагмой обычно имеют достаточно точную внеосевую чувствительность. То есть, если вы даже направите их не перпендикулярно гитаре, а вниз, звучание в них гитары практически не изменится (разве что у вас очень гулкий пол!), но зато вы этим отодвигаете вокал не волны еще дальше от центра восприятия микрофона, тем самым непростительно снижая его уровень.

Это очень стандартная и распространенная расстановка для хорошо сбалансированной записи поющего гитариста — использование конденсаторного микрофона с широкой диафрагмой для вокала и пары кардиоидных микрофонов для гитары, причем последние направлены вниз для лучшей изоляции от вокала.

Если для гитары вы используйте всего один микрофон, то место соединения грифа с корпусом зачастую наилучшее место, куда его направить. Если же хотите добавить второй микрофон или добиться более плотного звука, то часто хорошо работает позиция примерно позади подставки.

Как альтернатива, еси у вас есть возможность использовать мульти-направленный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой, вы можете добиться большего звукоразделения (вокал VS гитара) путем переключения кардиоидной направленности (когда сигнал максимально точно воспринимается при расположение источника перед микрофоном) на фигуру 8 (когда сигнал максимально точно воспринимается при расположение источника при перпендикулярном расположении источника и есть более глубоким по сравнению с кардиоидой)

Также хорошей альтернативой в данном случае, есть использование ленточного микрофона . Использования ленточного микрофона для записи, в лучшую сторону изменит звучание гитары, в виду его меньшей чувствительности особенно на нижних чатсотах.

В разделении звучания гитары от вокала следует учитывать и особенности исполнения той или иной композиции, т.е., буквально, особенности перебора/удара по струнам. Не бойтесь менять положение микрофонов даже для каждой композиции в отдельности. А в композициях, где имеют место как мелкие переборы, так и тяжелые удары по струнам, возможно, стоит установить и несколько микрофонов, чтобы каждый тип звука отображался правильно.

Если возникла ситуация, когда примешание вокала к звуку гитары станет действительно проблемой, то стоит установить вокальный микрофон и оставить его открытым, затем попросить исполнителя петь и играть на инструменте, пока вы будете выставлять гитарные микрофоны.

Очень важно прослушивать каждый микрофон, даже если вы пока пытаетесь установить лишь один из них — важно четко понимать, как они взаимодействуют.

Таким образом, вы попытаетесь установить контроль над неизбежной комбинацией звука для вокального микрофона и вокальных примесей для инструментального микрофона.

Тех же правил придерживайтесь при стереозаписи. По результатам тестов обозревателей, наиболее эффективной установкой микрофонов при стереозаписи является следующая: два гитарных микрофона закреплены слева и справа от гитары, вокальный микрофон направлен вниз четко по центру.

Чрезвычайно важно здесь, как и всегда, проверить, как все это звучит при монозаписи. Помните: чем больше микрофонов вы задействуете, тем больше риск эпичного коллапса и превращения музыки в невнятный гул.

Главным фактором при выборе микрофона и его позиции, как и ранее, будет соблюдение двойного приоритета — одновременно достижение отличного звучания вокала и минимизация примешивания гитарного звучания. И, снова-таки, стандартные техники записи вокала работают и в этом случае, если, правда, вы не перегнете палку. Используя конвенциональный конденсаторный микрофон с широкой диафрагмой и закрепя его на комфортном расстоянии от рта исполнителя — лично мы советуем хотя бы 10 см,- и при условии, что ваш музыкант хорошо владеет своим голосом и согласен не двигаться по мере возможности, — у вас вполне есть шанс успешно записать вокал без слишком примешанной гитары.

Также советуем избегать поп-фильтров, так как, по ощущениям, они искажают звук. Но если микрофон находится прямо напротив рта поющего, то все-таки понадобится что-то, что уменьшит поп эффект и защитит микрофонную диафрагму от попадания влаги. Пробуйте в этом направление

Более выгодным в плане разделения будет использование микрофона с напраленностью 8. таким образом будут достигнуты лучшие результаты с точки зрения раздельного звучания.

Любой из этих подходов имеет свои преимущества при условии записи талантливого музыканта с сильным голосом и умелой игрой, но существуют и несколько потенциальных проблем. Например, если в самом голосе присутствует шипение/сипение, то выходом может быть попытка отодвинуть микрофон немного дальше и направить его условно сверху вниз в направлении рта поющего. Хотя это, конечно, не лучший вариант при записи певца, который одновременно играет, ведь таким образом вы просто-напросто направляется вокальный микрофон на гитару, тем самым делая невозможным качественное разделение звучаний. Поэтому, если вы имеете дело со слишком уж сипящим вокалом, оптимально будет использовать ленточный микрофон (обычно у них менее четкое восприятие, чем у конденсаторных, что позволяет уменьшить чувствительность к любого рода свисту) и размещать его ниже рта певца, чтобы тот пел как бы поверх микрофона. Да, мы уходим от идеала, но при этом сохраним разделение вокала и гитары, и значительно уменьшим свист.

Еще одну проблему создаст вам вокалист, не способный держать голову в одном положении. Если певец все время смотрит то вниз, следя за пальцами, то возводит взор к небесам, — это неминуемо приведет к дичайшим колебаниям как уровня звука, так и тона, воспринимаемым направленным микрофоном. Если вы не можете на это повлиять — например, дав вокалисту наушники, в которых они будет себя слышать или приказав не отрываться от сценического микрофона, — придется прибегнуть к одному из двух методов. Первый метод — это отодвинуть микрофон немного или использовать менее направленную полярность микрофона. , при этом, конечно жертвуя насыщен гостью звучания вокала. Второй метод заключается в использовании наголовного или петличного микрофона.

В крайнем случае, используйте одну из техник записи на расстоянии, описанных выше.

Одно из главных преимуществ разделения вокального и гитарного микрофонов заключается в том, что вы можете использовать две разные реверберации, или хотя бы разные их количества, на два сигнала

Разделение, конечно, позволит вам выравнивать каждый сигнал независимо друг от друга, если есть в этом потребность. Однако будьте аккуртаны и принимайте во внимание тот факт, что добавление к вокалу усиления, особенно на высоких частотах приведет к усилению примеси гитарного отзвука.

Источник

Оцените статью