Как сводит бас гитару

6.2. Приступаем к сведению

Наконец, займёмся практикой и рассмотрим сведение песни от начала и до конца. Начнём с барабанов, затем обработаем бас-гитару, основную гитару и вокал. В конце поговорим об аранжировках и некоторых общих идеях.

Чтобы хорошо понимать, как работает компрессор, эквалайзер, ревербератор и другие эффекты, стоит почитать дополнительные статьи или книги по звукорежиссуре. В этой статье мы будем лишь частично рассматривать принципы их работы, больше касаясь применения на практике.

И последнее: советы и приёмы, перечисленные ниже, можно рассматривать, как отправную точку для вашего творчества, улучшая, перерабатывая и применяя их по-своему .

6.2.1. Сведение барабанов

Для удобства повествования разделим процесс обработки барабанов на четыре этапа: панорамирование и маршрутизация, эквализация, динамическая обработка, send-эффекты .

1. Панорамирование и маршрутизация

Итак, у нас есть 12 дорожек, которые мы отправим в 5 групп и панорамируем:

Аудио Панорама Группа Описание
kick d112
kick sub
Center Gr kick Бас-бочка (большой барабан)
snare top d1
snare bottom md441
Center Gr snare Малый (рабочий) барабан
oh L c414
oh R c414
hh c480
L100
R100
R40
Gr oh hh Оверхэды и хай-хэт
tom1 B57
tom2 D2
tom3 D2
R68
Center
L77
Gr toms Томы
room L
room R
L89
R89
Gr room Микрофоны комнаты

Громкость в группах лучше сразу выставить достаточно низкой, начиная от -6 Дб и ниже, чтобы оставался достаточный запас сверху (headroom). Будем сводить песню на средней громкости, а общий уровень потом поднимем на мастеринге.

Вот как звучат панорамированные барабаны.

2. Эквализация

Бас-бочка (Kick drum)

Бочка записана на две аудиодорожки: основная дорожка kick d112 дополняется дорожкой kick sub, которая содержит самые нижние частоты. Эта дорожка записана через специальный микрофон, сделанный из динамика Yamaha NS-10. Частоты выше 100 Гц в этой дорожке нам не нужны, отрезаем их Linear Phase Low Pass фильтром.

Дальше эквализируем обе дорожки в группе Gr kick.

Добавим бочке яркости (щелчка) в области от 3 кГц и выше, приберём гулкость в районе 350 Гц, добавим низа в районе 100 Гц и середины в районе 2-2.5 кГц (по желанию). Вот что у меня получилось:

Малый/рабочий барабан (Snare drum)

Малый барабан записан верхним и нижним микрофоном на две дорожки. Фаза одного из микрофонов перевёрнута, чтобы сигналы приходили в одной фазе.

Для начала можно отрезать у малого барабана всё, что ниже 100 Гц (в основном туда пролезает бочка). Затем добавим яркости в районе 5 кГц, низа в районе 150-200 Гц. Если малый барабан некрасиво звенит на какой-то частоте, можно найти и вырезать эту частоту узким Notch-фильтром.

Вот что у меня получилось:

[аудио] Эквализация малого барабана
без эквалайзера, затем с эквазайзером, затем с notch-фильтром против резонансных частот

Тарелки и хай-хэт (Crashes, Ride, Hi-Hat)

Дорожку хай-хэта и оверхэдов отправляем в общую группу Gr oh hh, где будем обрабатывать их совместно. Но перед этим отдельно эквализируем хай-хэт, сделав его чуть поярче (добавим от 5 кГц и выше).

Делаем хай-хэт тише и отправляем в одну группу с оверхэдами.

В группе Gr oh hh (Overheads & Hi-Hat) можно отрезать всё, что ниже примерно 300 Гц, чтобы остались преимущественно тарелки, а бочка и малый ушли. Можно придать тарелкам яркости и открытости, добавив им самый верх от 15 кГц и выше.

[аудио] Эквализация оверхэдов
без эквалайзера, затем отрезаем всё ниже 300 Гц, затем усиливаем 15 кГц и выше

Томы (Toms)

Каждый из трёх томов мы эквализируем сначала по отдельности, а потом все вместе в группе Toms. Для яркости и атаки можно добавить томам в районе 3-6 кГц (можно Hi-Shelf фильтром), для мощи — в районе 60-100 Гц. Также можно прибрать немного мутности в районе 200-300 Гц peak-фильтром.

[аудио] Эквализация томов
без эквалайзера, затем с эквалайзером на каждом томе, затем ещё с одним эквалайзером на группе

Микрофоны комнаты

Тут можно действовать по разному, но я решаю отрезать у комнаты верх и низ, поставив Band Pass фильтр примерно от 300 Гц до 14 кГц, чтобы потом сильно скомпрессировать эту дорожку.

Вот как звучат эквализированные барабаны:

3. Динамическая обработка

Бас-бочка (Kick drum)

Чтобы изолировать бочку от остальных инструментов, поставим на неё gate/expander. Выберем минимальную attack, установим такой release, чтобы гейт успевал закрываться до удара малого барабана. Threshold установим достаточно низким, чтобы gate срабатывал даже на тихий удар бочки, но игнорировал малый барабан. В данном случае я использовал expander/gate, который не полностью вырезает фоновый шум, но делает его значительно тише.

Затем добавим атаки с помощью компрессора. Установим атаку в пределах 15-40 мс, релиз от 50 мс и выше, threshold и ratio по вкусу (например, -20 dB и 4:1). Это позволит компрессору пропустить атаку, а всё остальное скомпрессировать (сделать тише). Затем вернём общую громкость ручкой make-up gain. Послушайте, что у меня получилось:

Малый/рабочий барабан (Snare drum)

На малом барабане воспользуемся тем же приёмом, что и на бочке (выделим атаку компрессором). Сделаем это на дорожке верхнего микрофона snare top. Вот мои параметры компрессора: атака 20 мс, релиз 130 мс, ratio — 7:1. Параметры threshold и makeup gain нужно регулировать на слух или ориентироваться на значение индикатора gain reduction (насколько сильно компрессор уменьшает громкость). Атака (первые 20 мс удара) остаётся нетронутой, а всё остальное компрессируется, за счёт этого атака выделяется и малый становится «острее».

Дорожку нижнего микрофона snare bottom скомпрессируем иначе, чтобы продлить звучание подструнника. Для этого возьмём компрессор с мягким звуком, выберем короткую атаку (близкую к нулю) и длинный релиз (такой, чтобы компрессор медленно возвращался в исходное состояние до следующего удара). В результате мы сглаживаем атаку, а хвост от подструнника становится более заметным.

В общей группе Gr snare можно поставить gate или expander, чтобы отделить малый от остальных барабанов. Иногда лучше обойтись без гейта, но в данном случае поставим гейт с длинным релизом, чтобы хвост малого звучал достаточно долго, но при этом ненужный нам в этой дорожке хэт становился тише.

Дополнительно можно воспользоваться плагином для работы с transients (короткими периодами в момент атаки), который позволит усилить атаку на малом барабане, чтобы он звучал ещё острее и лучше пробивался сквозь микс.

[аудио] Динамическая обработка малого барабана
без компрессии, затем с компрессией на верхнем и нижнем микрофоне, затем с transient обработкой, затем с гейтом с длинным релизом

Тарелки и хай-хэт (Crashes, Ride, Hi-Hat)

Чтобы продлить звучание тарелок, можно мягко скомпрессировать эту группу (небольшое ratio, атака в районе 10 мс, достаточно длинный hold + release (>700 мс), можно постраивать release под темп песни).

Томы (Toms)

На каждую из дорожек томов поставим expander, который будет открываться только во время звучания каждого тома, а в остальное время expander будет уменьшать фоновый шум, идущий из этих дорожек. Для этой же цели можно использовать автоматизацию громкости, но удобнее настроить expander, который будет делать это автоматически.

Установим короткую атаку, длинный релиз (в моём случае — 1.5 секунды), чтобы хвосты томов звучали долго, настроим параметр срабатывания threshold или sense так, чтобы экспандер открывался только во время звучания тома, также настроим уровень экспансии/компрессии (насколько тише станет сигнал, когда томы не играют). Это позволит нам отделить звук томов от фонового звука остальных барабанов.

Микрофоны комнаты

Дорожку комнаты можно достаточно сильно скомпрессировать с быстрым релизом, чтобы получить насыщенное общее звучание барабанов. Попробуйте разные компрессоры на этой дорожке, и выберите тот, который делает звук более плотным. Затем постепенно добавляйте дорожку комнаты в общий микс и найдите нужный баланс.

Вот как звучат эквализированные и компрессированные барабаны:

4. Send-эффекты

Для того, чтобы придать барабанам объём и насыщенность, воспользуемся реверберацией и параллельной компрессией.

Параллельная компрессия

Создадим две дополнительные send-дорожки и отправим в одну из них только бочку и малый, а в другую все пять подгрупп (бочку, малый, тома, оверхэды и комнату). Назовём эти send-дорожки comp kick+snare и comp smash all.

Первую дорожку comp kick+snare используем для того, чтобы скомпрессировать бочку и малый, выделяя атаку, а затем подмешать их к общему миксу. Это поможет бочке и малому пробиваться сквозь насыщенный инструментами микс. Вот как звучит эта дорожка:

Вторую дорожку comp smash all используем для компрессии всего барабанного микса. Усилим эквалайзером верх и низ, а затем используем компрессор с коротким временем атаки и релиза, чтобы звук барабанов стал максимально сжатым, насыщенным, почти перегруженным. Вот как звучит эта дорожка:

Уменьшим громкость send-дорожек до минимума и постепенно будет добавлять их к общему миксу, чтобы найти нужный баланс. Дорожку comp kick+snare можно прибавлять при сведении, чтобы выделить малый и бочку (например, если барабаны начинают теряться за другими инструментами). Дорожку comp smash all можно прибавлять в припевах или в эмоционально громких местах, чтобы добавить барабанам мощи.

Реверберация

Создадим send-дорожку reverb snare, на которую отправим только малый барабан. Используем подходящий ревербератор в зависимости от характера песни. В нашем случае я воспользовался Plate Reverb, прибрав у него немного низа.

[аудио] Реверберация на малом барабане
дорожка реверберации, затем малый вместе с реверберацией и без неё

Чтобы создать общее ощущение пространства и объёма, будто барабаны записывались в большом зале, можно добавить ещё одну send-дорожку reverb all, в которую отправить все барабаны (бочку можно отправить в неё чуть меньше, чем остальных барабанов). Выберем подходящий к настроению песни ревербератор.

[аудио] Реверберация на всех барабанах
дорожка реверберации, барабаны вместе с этой дорожкой и без неё

Дорожки реверберации помогают создать у барабанной установки задний план и придают глубину звучанию. Используйте наилучшие ревербераторы, что сможете найти, и добавляйте реверберацию умеренно, чтобы эффект чувствовался, но не был слишком заметен.

Итог

Вот что у нас получилось:

Использованные плагины

Для обработки барабанов были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:

Эквалайзеры: EngineersFilter, RubberFilter, SonEQ, NonameEQ, PushTec
Динамическая обработка: FloorFish, BlockFish, Flux::BitterSweet II, Kjaerhus Classic Compressor, Antress Modern Vacuumer, Antress Seventh Sign
Ребербераторы: Tal-Reverb II, Ambience

Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.

6.2.2. Сведение бас-гитары

Бас-гитара записана на две дорожки — bass di и bass mic. Для начала можно увеличить масштаб в проекте и подвинуть одну из дорожек по времени, чтобы они стали лучше совпадать по фазе (обычно дорожка микрофона отстаёт по времени от дорожки di-box). Хорошее сочетание дорожек по фазе можно определить на слух — звучание баса станет более полным и глубоким.

1. Эквализация бас-гитары

На дорожке bass di можно отрезать всё, что выше 7-8 кГц, и добавить глубины в районе 60-80 Гц. На дорожке bass mic добавим побольше «тела» в районе 800-1000 Гц. Лучше пользоваться linear phase эквалайзерами, чтобы дорожки оставались в одной фазе.

Затем эквализируем обе дорожки в группе Gr bass.

Добавим звона струн в районе 2-3 кГц, по желанию приберём чуть-чуть мутности в районе 200-500 Гц. Если бас звучит недостаточно глубоко, то можно добавить самых низких частот в области до 100 Гц (наряду с эквалайзером можно использовать басовый эксайтер или энхансер). Я отрезаю очень острым HiPass фильтром всё, что ниже 30 Гц, поскольку «полезные» частоты бас-гитары находятся выше.

Ещё один хороший совет по эквализации бас-гитары: можно отрезать на время всё, что ниже 100 Гц, затем добиться нужного тембра, эквализируя остальные области, потом вернуть низкие частоты.

[аудио] Эквализация бас-гитары
до и после эквализации, затем неэквализированный и эквализированный бас вместе с барабанами

2. Компрессия бас-гитары

Чтобы бас-гитара оставалась стабильной по громкости и ровно сидела в миксе, обработаем её компрессором и лимитером.

Если на бас-гитаре играют медиатором, то атаку на компрессоре можно сделать небольшой (

10 мс), чтобы сгладить её. В нашем случае Костя играл пальцами, поэтому сделаем атаку подлиннее (30 мс), чтобы чуть выделить её. Ratio на компрессоре примерно 3.5:1. Релиз можно сделать автоматический. Компрессор помогает сделать громкие ноты чуть тише, так что все ноты будут играть с примерно одной громкостью.

После компрессора поставим limiter, который будет предотвращать появление резких пиков и дополнительно компрессировать бас. Чем сильнее вы хотите скомпрессировать бас, тем ниже устанавливайте threshold. Релиз можно выбрать в районе 200-300 мс или оставить автоматическим.

[аудио] Динамическая обработка бас-гитары
до и после компрессора и лимитера, затем некомпрессированный и компрессированный бас вместе с барабанами

3. Бас-гитара и бас-бочка

Чтобы «подружить» бочку и бас-гитару можно воспользовался такими приёмами:

а) прибавим узким эквалайзером на бочке 100 Гц, а на бас-гитаре слегка ослабим эту область узкой полосой. Так бочка и бас перестают мешать друг другу в этом районе, и бочка выходит на передний план.

б) поставим на бас-гитару компрессор в режиме side-chain, управляемый от бочки. В моменты удара бочки компрессор ненадолго снижает громкость бас-гитары, тем самым выделяя бочку. Вот настройки Side-chain компрессора на бас-гитаре: attack: 1, release 110, ratio 2:1, soft knee. Выставляем threshold таким, чтобы получить gain reduction баса примерно 2 — 2.5 dB при каждом ударе бочки.

4. Бас-гитара и overdrive/distorion

Можно создать дополнительную дорожку бас-гитары с перегруженным звуком и подмешивать её к общему миксу для получения более насыщенной и заметной партии баса. Продублируем дорожку баса или создадим send-дорожку, на которую отправил сигнал бас-гитары. Затем поставим на новую дорожку distortion-эффект.

[аудио] Distortion-эффект на басе
отдельно, затем бас-гитара вместе с дорожкой distortion и без неё

Можно уменьшить громкость этой дорожки до минимума и начинать постепенно добавлять её к общему миксу, чтобы найти подходящий баланс. Как и дорожку перегруженных барабанов (comp smash all), дорожку перегруженного баса можно прибавлять в припевах или в других насыщенных местах, чтобы добавить плотности звучанию и разборчивости партии баса.

Использованные плагины

Для обработки баса были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:

Эквалайзеры: EngineersFilter, FiltrateLE
Лимитер: JB Barricade
Овердрайв/дисторшн: CamelCrusher

Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Источник

Оцените статью