Развитие техники игры левой рукой
Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.
Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор
Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре
Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.
Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.
Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.
При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:
- Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
- Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
- Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).
Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.
Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).
Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.
Рис. 3. Упражнение 1
Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.
Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.
Рис. 4. Упражнение 2
Упражнение 3. Волнообразное движение.
Рис. 5. Упражнение 3
Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.
Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.
Рис. 6. Упражнение 4
Старайтесь играть это упражнения ровно.
Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.
Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..
Попеременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.
Одновременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.
Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.
Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.
Рис. 7. Упражнение 8
Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.
После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.
Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий
Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.
Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.
Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.
Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов
Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.
Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.
Рис. 10. Трезвучие и его обращения
Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.
Рис. 11. Упражнение 9
Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.
Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:
- подключите синтезатор к компьютеру
- откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
- выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
- сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.
Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.
Рис. 12. Волновые формы
Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.
Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:
- Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
- Правильно распределить аккорды по долям ритма
- Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
- Играть последовательность аккордов циклически, без остановки
Источник
Наталья Кончаловская
Часть пятая. Играем двумя руками
До сих пор мы играли только одной рукой (правой или левой) и часто только одним пальцем. Но на рояле играют двумя руками и всеми десятью пальцами.
Чтоб играли две руки,
Нужны ноты в две строки
Строчки для обеих рук
Свяжет слева гнутый лук.
Нам его запомнить надо,
Он зовется — акколадой!
В верхней — правая хозяйка,
В нижней — левая рука.
Сядь к роялю, поиграй-ка,
Ведь задача нелегка!
А какими пальцами играть — укажут цифры.
Если стоит цифра 1 — играй большим пальцем, 2 — указательным, 3 — средним, 4 — безымянным, 5 — мизинцем.
Старайся не путать пальцев во время игры, будь внимательным.
Если ноты в два ряда,
Не теряйся никогда,
Их бери одной рукой,
Вот тебе пример такой:
Вот еще одна задача,
Будешь тут считать иначе.
Тут уже есть и паузы, и дужки-лиги, и точки-прискочки.
Эту пьесу разбери,
Да внимательно, смотри.
Ноты правильно читай,
Пальцы в нотах соблюдай.
И считай, считай, считай!
До сих пор мы играли только на средних клавишах рояля. Под нотным станом мы прибавляем одну добавочную линейку для ноты до, две — для ноты ля и три — для ноты фа.
А дальше как быть? Еще линейки прибавлять? Проще дать отдельный нотный стан для левой руки.
Ключ теперь нам нужен новый,
И ему нужна строка,
Чтоб имела ключ басовый
Наша левая рука.
Слева нужно нам опять
Двадцать клавиш отсчитать.
В ноте фа, в последней ноте,
Ключ басовый вы найдете.
И его особый знак.
Нарисуем мы вот так:
Справа есть у нас ключ соль —
Нотной азбуки «король»,
А ключ фа пусть будет слева,
Нечто вроде «королевы».
Снова место каждой ноте
На линейках вы найдете,
Только строчка уж не та,
И для нот не те места:
Теперь мы начнем играть по нотам с двумя разными ключами — скрипичным и басовым.
Вот пример на два ключа.
Не напутай сгоряча!
Когда композитор пишет музыку, он всегда старается передать в ней то, что он слышал и видел. То, что он любит, что его радует или печалит.
Вот и пьеса, наконец,
Называется
В этой пьесе композитор Е. Тетцель показывает музыкальными средствами, как работают в кузнице кузнецы.
Чтоб привыкнуть к нотам новым,
Вот пример вполне хорош.
Две руки в ключе басовом
В этой пьесе ты найдешь.
Эта пьеса называется «Два старика», и написала ее тоже композитор Е. Тетцель. Здесь хорошо показан и ритмом, и звучанием басовых нот разговор двух стариков. Попробуй передать в исполнении то, что хотел сказать автор в своей пьесе.
Печатается по изданиям:
1. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (Киев, «Музична Украйина», 1987)
2. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (М., «Композитор», 1994)
Источник