Как сыграть целую ноту

Уроки игры на фортепиано. Длительности нот и пауз

Как обозначаются в нотной записи

Вы заметили, что ноты выглядят по-разному? Есть черные, белые, с хвостиками и без, некоторые объединены в пары. Это принятые обозначения длительности нот.

Ведь ноту можно нажать и отпустить, тогда звук получится совсем коротким, а можно нажать и держать, тогда он будет длиться дольше. Если в произведении не соблюдать длительности, то оно может стать вообще не узнаваемым. Так что с этим понятием ознакомиться необходимо. Это не сложно:).

Сядьте за инструмент, нажмите любую ноту и ровно досчитайте до четырех. (кто забыл, как считать – раз, два, три, четыре). Отпустите клавишу. Поздравляю! Вы только что сыграли целую ноту! Такая нота записывается вот так:

А вот это — целая пауза. Ее длительность такая же , как у целой ноты — четыре счета.

Продолжаем считать до четырех и попробуем сыграть половинную ноту. Четыре разделить пополам это будет два. Так что считаем до двух и отпускаем клавишу, снова нажимаем ее и досчитываем недостающие три-четыре. Вот как эта половинная нота будет выглядеть:

Читайте также:  Как считаются лады гитары

Вы заметили, в чем разница между обозначением целой и половинной ноты? Целая нота немного приплюснутая и без палочки.

Половинная нота чуточку другой формы и с палочкой. Посмотрите внимательно, чтобы запомнить и не путать их. Сравните целую и половинную паузы. Вы видите различие? Они похожи, но все-таки различить можно. Если приглядеться, то они обе похожи на шляпы с полями. Когда пауза длинная, можно успеть снять шляпу, как бы здороваясь. (видите, шляпа вниз головой, как бы в руке у здоровающегося человека). А когда пауза половинная, здороваться некогда, пусть лежит себе на голове.

Дальше у нас четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Получается так:

Раз-два-три — играем три раза ноту, на счет четыре будет четвертная пауза. Ее ни с чем не перепутаешь:)

Четвертная нота, в отличие от целой и половинной закрашена полностью.

Восьмая нота наполовину короче, чем четвертная. Это значит, что нужно играть по две ноты на один счет. Для удобства можно (и нужно) считать так:раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Чтобы отличать эту ноту, ее рисуют с хвостиком:

На рисунке восьмая нота, восьмая пауза и две восьмых ноты, соединенные между собой (видите,они соединились хвостиками)

Есть еще шестнадцатые:

и тридцать вторые:

Их пока мы трогать не будем.

Теперь, когда мы узнали длительности нот и их расположение на нотном стане, мы можем играть простенькие мелодии. Например, чижик-пыжик из прошлого урока (ведь вы поняли, что это был Чижик-Пыжик?) выглядит так:

Поиграйте простые мелодии с первых страниц учебника для первого класса. Только те, в которых предусмотрена игра попеременно правой и левой рукой. В следующем уроке мы начнем учиться играть обеими руками одновременно. Скажем честно — это самое сложное.

У нас все впереди, ждите новых уроков, а пока — тренируйтесь! Успехов!

Источник

Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Уроки гитары — Длительность, ритм, счет, лига, синкопа, фермата — Урок 15

В данном уроке мы более плотно подходим к такой большой, сложной и очень важной теме как ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ, РИТМ в музыке.
Этого вопроса мы уже слегка касались с Вами, когда рассматривали вопрос о нотной грамоте в Уроке 11.

Там мы с вами познакомились с делением нот и размером (метром) тактов.
Этого момента многие начинающие боятся очень сильно. Кажется что это очень трудная для понимания задача.

Итак, давайте попробуем остановиться на этом моменте поподробнее и постараемся рассмотреть его более простым и понятным языком.

Как Вы знаете вся музыка написана при помощи нот и звучать музыка может в совершенно разных ритмах и стилях: быстро, медленно.
А исполнение произведения несколькими музыкантами зачастую вызывает восхищение их слаженной и дружной игрой.
Как и почему это происходит?

Происходит это потому, что каждый музыкант соблюдает основной закон в музыке — ровный отсчет долей.
Что это означает?
Это означает, что между долями происходит РОВНЫЙ (одинаковый) отсчет.
Для примера возьмём обычные кварцевые часы с секундной стрелкой.
Посмотрите на неё внимательно.
Что вы видите?
Секундная стрелка переходит с одной секунды на другую за РАВНЫЕ промежутки времени, т.е. отсчёт секунд производится РОВНО.

Однако музыка может быть как быстрой, так и медленной, по этому и между долями может быть абсолютно разный отсчет.
Дело в том, что, как вы помните из урока 11, каждая нота имеет свою длительность звучания, т.е. время, на протяжении которого звучит нота, может быть абсолютно разным.

Рассмотрим это на примере разученной Вами в уроке 13 пьесе «Во саду ли, в огороде».
Это очень простая пьеса, на примере которой можно рассматривать самые разные вопросы игры.

Во саду ли, в огороде

Если Вы обратите внимание, то ноты четвертого и восьмого тактов звучат дольше, чем остальные.
Прохлопайте данную мелодию в ладоши или простучите носком ноги (как это делают все гитаристы) одновременно с пением.
Обязательно сделайте это!

Самые простые упражнения на отработку чуства ритма очень шорошо запоминаются.
Можно и не петь словами, а просто «напевать». — ля-ля-ля-ля. или по другому — что Вам больше нравится.
На каждый спетый слог ударяйте ногой о пол или хлопайте в ладоши.

Если Вы обратите внимание, то последние такты (4-й и 8-й) заставляют вас хлопать с большей паузой между хлопками чем остальные.

Каким же образом длина звучания обозначается в самих нотах?

Полагаю, что Вы уже сами знаете ответ на этот вопрос: то, как должна звучать нота обозначается внешним видом самой ноты.
Ранее уже приводилась таблица деления нот. в том же самом уроке 11.
Как Вы знаете, ноты имеют самый разный внешний вид.

Ноты могут быть:

  • — закрашенными внутри
  • — не закрашенными
  • — с палочкой направленной вверх или вниз
  • — с хвостиком на палочке (с одним, двумя, тремя. хвостиками)
  • — сгруппированы между собой при помощи перекладин.

Внешний вид нот:

Как же работать с длительностями?
Что они из себя представляют и что с ними делать?

Нота целой длительности — ЦЕЛАЯ

Очень часто длительности объясняют на примере яблока.

Представте себе ОДНО ЦЕЛОЕ яблоко.
Это ЦЕЛОЕ яблоко будет соответствовать ЦЕЛОЙ ноте — самой длинной ноте в музыке.
Она также имеет название семибревис.
По внешнему виду данная нота представляет собой не закрашенный овал (кружок)

Справедливости ради стоит отметить, что в музыке имеется нота с двойной длительностью — Бревис.
Но она используется настолько редко, что мы не будем её упоминать.

А теперь самый интересный вопрос:
Сколько должна данная нота звучать?
Т.е. какова её длительность?

Что же является критерием измерения длительности и на что необходимо ориентироваться?

Давайте для наглядности воспользуемся часами с секундной стрелкой, на примере которых мы уже рассматривали ровные доли. Пусть целая нота длится 8 секунд — восемь ударов секундной стрелки. То есть мы условимся пока о том, что целая нота должна звучать не прерываясь в течении восьми секунд. Выполните простое упражнение с гитарой и секундной стрелкой кварцевых часов: — Каждые восемь секунд извлекайте ОДНУ ноту на открытой струне и считайте ВСЛУХ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
— И на следующий — раз — снова извлеките звук и снова считайте до восьми. Очень важно поймать ритм и не сбиваться со счета.
Можно считать и так:
— раз и, два и, три и, четыре и, пять и, шесть и, семь и, восемь и.

С целой нотой разобрались.

Нота половинной длительности — ПОЛОВИНКА

Если помнить о том, что ноты делятся пополам, то сложностей не возникнет.

Делим наше яблоко на две половинки — соответственно разделив целую ноту пополам, мы также получим две половинки — половинные ноты (половинки).

Половинка выглядит как целая нота, только к ней прикреплена палочка — штиль.
Штиль может быть направлен как вверх, так и вниз.
Это зависит от нескольких причин.

Как правило ноты со штилем направленным вниз относятся к басу (6-я, 5-я и 4-я струны гитары), а ноты со штилем направленным вверх — к мелодии.

Направление штиля вверх или вниз некоим образом не влияет на её длительность.
Разделив целую ноту и получив вместо неё ДВЕ ноты мы можем с уверенностью сказать, что эти ноты должны звучать в два раза быстрее, чем целая.

Половинная длительность короче целой длительности в два раза.
И если целая звучит 8 секунд, то половинка должна звучать 4 секунды.

Сыграйте половинки на любой открытой струне гитары ориентируясь на секундную стрелку часов и отсчитывая ритм: один, два, три, четыре.

Можно считать и так:
— раз и, два и, три и, четыре и

Нота четвертной длительности — ЧЕТВЕРТНАЯ

Если мы разделим каждую половинку нашего яблока, то у нас получится уже четыре кусочка — четвертинки.
Так и с нотой: если ПОЛОВИНКУ разделить на два, то у нас получится две четвертные длительности — четверть.
Четвертная нота (четверть, четвертушка) выглядит как закрашенный овал со штилем.

Четвертная нота короче половинки в два раза.

И, если наша половинка звучала четыре секунды, то четвертушка будет звучать всего две секунды.
Возьмите гитару и сыграйте четвертные ноты согласуя ритм с движением секундной стрелкой часов.
При этом отсчитывайте ритм: раз, два, раз, два, раз, два.
Также можно считать и так: раз и, два и, раз и, два и.

Нота восьмой длительности — ВОСЬМАЯ

Если каждую четвертинку нашего яблока разрезать на две части, то у нас уже получится восемь кусочков яблока — восьмушки (восьмая).
По этой аналогии четвертная нота разделённая пополам будет состоять из двух восьмушек.
Каждая восьмушка (восьмая) короче четверной ноты в два раза.
Восьмая выглядит как и четвертная: закрашенный овал со штилем, только к этому штилю в верхней части прикреплён «хвостик».
Все ноты имеющие хвостики могут группироваться попарно (по две, по четыре и более). В этом случае хвостики нот соединяются друг с другом в виде прямых перекладинок — рёбер длительности.

Раз наша четверть звучит в течении двух секунд, то восьмая (которая короче четвертной в два раза) должна звучать одну секунду.
Возьмите гитару и поиграйте восьмые на любой струне вместе со счетом: раз, раз, раз, раз.
Можно также посчитать и так: раз и, раз и, раз и, раз и.

Нота шестнадцатой длительности — ШЕСТНАДЦАТАЯ

Делим нашу восьмую ещё на две части — получаем шестнадцатые.
Шестнадцатая в два раза короче восьмой.
По внешнему виду она точно такая же, как и восьмая но с двумя хвостиками.
Также как и восьмые, шестнадцатые, при группировке их в группы, соединяются хвостиками друг с другом ребрами длительностями.
Только в данном случае ребер жёсткости будет два, как и хвостиков на одиночной ноте.

Сколько же должна длиться нота шестнадцатой длительности?
Если восьмая длится у нас одну секунду, то шестнадцатая должна длиться пол секунды.

Каким же образом сыграть такую длительность?
Получается, что в одну секунду необходимо сыграть два раза. Т.е. если каждую секунду считать как: раз и, два и, раз и, два и, то шестнадцатая длительность должна играться на «раз» и на «и«.

Прежде чем попробовать сыграть шестнадцатые на гитаре, попробуйте вот что:
Носком стопы любой ноги отстукивайте ритм на каждую секунду (при помощи секундной стрелки часов) со счетом: раз и, два и, а ладонью руки — делайте хлопки по бедру как на счет «раз«, так и на счет «и«.
Поначалу исполнить это может оказаться довольно трудно.

Нота тридцать второй длительности — ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

Поделив шестнадцатую на две части, мы получаем уже тридцать вторую.
Она выглядит уже с тремя хвостиками на штиле. И если такие ноты сгруппировать в группы, то они будут соеденины между собой при помощи трёх перекладин.

Как же сыграть такую короткую длительность, которая короче шестнадцатой в два раза?
Это можно сделать только в том случае, если на счет: раз и, два и вы будете извлекать по три ноты.
Т.е. между «раз» и «и» должна звучать ещё одна нота:

Ноты шестьдесят четвертой длительности и выше

В музыке деление нот происходит вплоть до 256-й.
Т.е. после 32-й идёт — 64-ая, затем 128-я, 256-я.
Конечно же такие длительности сыграть практически нереально.
В музыкальной практике, что касается гитары, используются ноты максимум шестьдесят четвертой длительности. И то, крайне редко и в виртуозных произведениях.

Ниже я предлагаю Вам ознакомиться с таблицей деления нот на длительности.
Думаю что Вы уже встречались с подобной таблицей в том или ином виде.

На нижеприведённом рисунке отображено соотношение пауз нотам соответствующей длительности, а также показано как ноты могут группироваться в группы из нескольких нот.

Не забывайте, что паузы тоже имеют длительности точно так же как и ноты.

И когда Вы встретите их в нотном тексте, то будете вполне готовы.

Нота с точкой

В том же уроке 11 мы упоминали так называемые ноты с точкой.
В данном уроке повторим основные моменты по их применению:
К такой ноте прибавляется половина её звучания:

Напоследок хочу сказать несколько слов о ТЕМПЕ исполнения произведений.
Если Вы будете исполнять шестнадцатую 1 секунду, то, соответственно:
— восьмая будет равна — 2 секундам
— четвертая — 4 секундам
— половинка — 8 секундам
— целая — 16 секундам

В начале нашего урока, если помните, мы использовали длительность целой ноты равной 8 секундам.
Что получилось?
Получилось, что мы изменили ТЕМП исполнения произведения.

Должен также сообщить Вам, что ноты целой длительности используются не так часто.

Лига (Ligo — связываю; лат.) — изогнутая линия. Если лигой соединяются две или более ноты одной высоты — образуется один непрерывный звук, длительность которого равна сумме всех залигованных нот. Паузы лигами не соединяются.

В мелодии романса «Клен ты мой опавшмй» внутритактовые лиги соединяют половинную и восьмую ноты в одну общую длительность, соответствующую счёту раз-и-два-и-три.

В мелодии песни В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» лигами соединяются ноты соседних тактов. Здесь звук предыдущего такта продолжает звучать на сильной доле следующего такта, перенося акцент с сильной доли на слабую. Это называется синкопой (Synkope — пропуск чего-либо; греч.).

Длительность ноты может быть увеличена особым знаком — ферматой (см. последний такт).
Фермата примерно в полтора раза увеличивает продолжительность ноты или паузы.

Ноты с точкой можно заменить слигованными нотами:

А теперь послушайте и потренируйтесь в счете:

Чтобы нота не звучала в месте паузы, просто немного ослабьте прижим струны к ладу.

Давайте рассмотрим и сыграем несколько произведений:

При ключе стоит размер 2/4 (две четверти), как вы помните, верхняя цифра обозначает количество долей (ударов) в такте, а нижняя — длину каждой доли.
В данном случае у нас в такте две доли (верхняя цифра).
Нижняя цифра показывает, что каждая доля имеет длительность четверти.

Данный размер считается как: Раз — И, Два — И.

Обратите внимание на каких струнах играется каждое произведение. В зависимости от этого играть нужно либо большим пальцем — P, либо — указательным и средним — I, M.
При игре используйте АПОЯНДО.
Прежде чем начать играть на гитаре, внимательно посмотрите какие ноты используются в произведении и на каких ладах и каким пальцем их необходимо прижать.
Начинайте играть со счетом по одному такту. Спешить не нужно.

Голубь — голубок

Украинская народная песня

Веснянка

Украинская народная песня

Стало солнышко припекать, припекать
Землю стало золотомо заливать, заливать.

Ах, по морю

Русская народная песня

Во поле берёзка стояла

Русская народная песня

Помните, что нота с точкой увеличивает длительность ноты на половину.
В 7-м и 10-м тактах нам как раз и встречается такая нота, которая длится на счет: Раз — и, Два

Задание:
Отработайте выше приведённые произведения со счетом.
Добейтесь ровной игры, без сбивов.

Сыграйте все ранее разученные произведения из прошлых уроков со счетом, учитывая длительности используемых нот.
При игре на гитаре старайтесь считать длительности вслух.
Если у Вас имеется в наличии метроном (в электронном виде или в виде отдельного прибора), то его использование вам только поможет.
Если же метронома нет — Вы можете использовать для контроля ритма и темпа исполнения секундную стрелку кварцевых часов.

Как пример, посмотрите ещё раз как необходимо производить счет применительно к нотам разной длительности:

Новость отредактировал Guitar — 17 февраля 2013

Источник

Оцените статью